Современные концепции в воспитании детей
статья
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_kontseptsii_v_vospitanii_word.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Чуракова Н.В.
педагог-организатор
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.
Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.
Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса. Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:
- постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
- возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
- обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.
Общие закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные концепции и подходы к воспитанию "
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...
Влияние современной семьи на воспитание детей
Предметом нашего разговора сегодня является процесс нравственного воспитания подростков в современной семье. Этот вопрос очень актуален сегодня. В наше время смяты нравственные ориентиры. Нынешнее под...
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Современные концепции и подходы к воспитанию
Современные концепции и подходы к воспитанию...
«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»
Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...
Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей
Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей...
Эссе "Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи"
Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес у представителей психологической и педагогической науки....