Влияние современной семьи на воспитание детей
консультация по теме

Предметом нашего разговора сегодня является процесс нравственного воспитания подростков в современной семье. Этот вопрос очень актуален сегодня. В наше время смяты нравственные ориентиры. Нынешнее подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние современной семьи на воспитание нравственности подрастающего поколения

«Самые великие империи рушились тогда,

когда случались кризисы нравственности»

(Член общественной палаты Евгений Юрьев)

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Конфуций, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате "О воспитании и наставлении детей" писал: "Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами... Первая главная часть воспитания... попечение о теле". Далее просветитель отмечает: "Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его, либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия... а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из этого следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, и называется учёными нравственным воспитанием... третья главная часть воспитания... просвещение, или образование разума".

Предметом нашего разговора сегодня является процесс нравственного воспитания подростков в современной семье. Этот вопрос очень актуален сегодня. В наше время смяты нравственные ориентиры. Нынешнее подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века  А.С. Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

Процесс воспитания происходит в постоянном сотрудничестве школы и семьи. Но начинается он в семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка.

Цель родительского собрания - показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Чешский педагог М. Климова - Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям..., но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему...»

  1. Сущность нравственного воспитания

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать    

добро людям».    

(Л.Н. Толстой)

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность.

Воспитание – навыки  поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание? 

Воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным содержанием нравственного воспитания считается  формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

Опыт нравственного поведения у подрастающего поколения формируется под влиянием семьи, школы, общественной среды, средств массовой информации и других источников. С момента рождения для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. 

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то,
Чему их учит.
Не волк воспитывал овец! Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
(
Себастьян Брант). 

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе, но педагогический «почерк» есть в каждой семье. Нам всем нужно понять, что семейное воспитание – это целенаправленные сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Чем лучше родители будут понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность. Многие психологи и педагоги уверены: от того, какой стиль воспитания выберут папа и мама, зависит многое: характер и поступки ребенка, его уверенность в себе и будущие успехи.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:

1. Факторы воспитательного воздействия:
• эмоциональное отношение, любовь, принятие;
• особенности требований и контроля.

2. Воспитательная позиция родителей:

• адекватность – это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, проявлений характера, способность замечать происходящие изменения в его душевном мире;

• гибкость – это способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения;

• прогнозирование – способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием.

3. Стили семейного воспитания:

• Авторитетный стиль или демократический. Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.

• Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Отсюда многочисленные проблемы: некоторые дети нередко покидают родительский дом.

• Либеральный стиль или попустительский. Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Вновь проблемы: дети часто вовлекаются в асоциальные группы.

• Индифферентный стиль или хаотический. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку со стороны родителей. Но они не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявлять склонности к правонарушающему поведению. Отсюда новые проблемы: при таком стиле воспитания некоторые дети попадают на скамью подсудимых.

• Опекающий стиль – это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что–то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, такой стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.


Нужно избегать такие перекосы межличностных отношений между детьми и родителями, как авторитарное подавление ребенка, чрезмерная опека или равнодушие к проблемам детей, а если они все же присутствуют в воспитании - стараться ликвидировать их. Необходимо выработать адекватное представление о детских возможностях и потребностях и координировать действия семьи и школы в вопросах воспитания.
В семейном воспитании должны доминировать принципы новых отношений между миром взрослости и миром детства: принцип равенства; принцип диалогизма; принцип сосуществования; принцип свободы; принцип соразвития, принцип единства; принцип принятия.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, "улавливает" моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.  Василий Андреевич Сухомлинский писал о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он говорил:

« Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушен к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное дело». Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате  будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат добру, ни  злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». 

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 

2. Проблемы нравственного воспитания в современной семье.

Изучая историю, мы видим, что в традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. Но современная семья, отличается от традиционной. С конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути увеличения доли нуклеарной семьи, уменьшения количества детей в семье, уменьшения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных  многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. Во многом изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков). Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности.

2.1 Нравственное воспитание подростков.

Наиболее сложным возрастным периодом, в котором проблемы нравственного воспитания наиболее ярко выражены, является подростковый возраст. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.

2.2 Реальные ситуации.

Обратимся к реальным ситуациям. Мною было проведено анкетирование среди детей 7- 11 классов с целью выяснения взаимоотношений в семьях. Из 40 детей было анкетировано 34.

АНКЕТА.

Какая атмосфера царит в твоей семье?

Доброта                     8       7       6       5       4       3       2       1        Частые конфликты

Согласие                    8       7       6       5       4       3       2       1        Несогласие

Теплота                     8       7       6       5       4       3       2       1               Холодность

Готовность                  8       7       6       5       4       3       2       1       Равнодушие

прийти

на помощь

Сотрудни-                 8       7       6       5       4       3       2       1       Отсутствие

чество                                                                                             сотрудничества

Необходимо на шкале обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (наиболее положительная оценка) до 10 (самая неблагополучная)

В результате выяснилось, что в тех семьях, где есть взаимопонимание между родителями и детьми, где родители много времени и внимания уделяют подростку, делятся с ним личными переживаниями, знакомят со своими друзьями, обсуждают просмотренную телепередачу или прочитанную книгу (что очень редко в наше время), ведут беседы о добре и зле, о религии, растут воспитанные и  отзывчивые дети.  

Из бесед с классными руководителями и другими учителями предметниками, выясняется, что в группе риска дети из неполных семей. Но и в полных семьях, очень часто нравственное воспитание является недостаточным. Это связано с изменениями современной семьи. С одной стороны родители  стараются окружить ребенка всеми благами,  а с другой -

в погоне за материальным благополучием, совершенно не интересуются его внутренним миром. Из-за чего у подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец.

Вот отрывок из письма девушки:

"О себе: мне 16 лет. Учусь в 11 классе. Надеюсь закончить школу с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками.

Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню, когда потеряла связь с ними. У меня нет сейчас ни малейшего желания делиться с ними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они считают, что в нашей семье всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану хамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я много читала и готовилась к поступлению в институт. И никого - ни одного человека! - не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь "ребёнка среди взрослого мира"... Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни я не вижу ни малейшего смысла..."  

         Что же случилось? А случилась страшное – духовная трагедия.

Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, которое уходит своими корнями в детство этой девушки, скорее, в период её отрочества. Родители, конечно, любят дочь. Но, видимо, любовь эта стала незаметной, повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи. Отец и мать не подозревают, что "проглядели" душевную драму своей уже взрослой дочери.

Выводы напрашиваются следующие:

  • Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
  • Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
  • Семья есть первичное лоно человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры.
  • Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
  • Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
  • Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
  • Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.
  •  На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха». Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов.

 Наши образовательные учреждения, называемые нами «вторым домом», также должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

Всем желаем успехов, не забывайте, что дети – это наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни.  Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...

Роль школы и христианской семьи в воспитании детей

В статье отражён положительный опыт работы школы с семьёй и родителями, который может использоваться более широко....

Роль семьи в воспитании детей

В каждой семье важное место занимают дети. И почти в каждой семье родители понимают, что обуть и одеть ребенка, накормить его – недостаточно. Надо его воспитать. К сожалению, обязанности воспитания ча...

Влияние родительских установок на воспитание детей.

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он поверил в себя?...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...