Статья "Об одном подходе к качеству образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей"
статья (10, 11 класс)
В статье предложен подход к оценке качества образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей Подход базируется на использовании методов рационализации и оптимизации образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Сформулирована задача оптимизации образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей как математическая задача оптимизации в терминах метода главного критерия теории многокритериальной оптимизации и теории качества сложных систем.
Для решения многокритериальной задачи автором разработан один из вариантов «алгоритма сравнения качества объектов», описанный в настоящей статье.
Рассмотрен пример применения описанного подхода к оценке вариантов построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Об одном подходе к качеству образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей
Преподаватель дополнительного образования детей
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
Василеостровского район Санкт-Петербурга
Хомчук С.А.
В системе образовательных учреждений Российской Федерации всегда требовалось и требуется в настоящее время применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания [1].
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действ. редакции) установлено: «Качество образования—комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].
К определению термина «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательной деятельности, являющейся деятельностью по реализации образовательных программ. При этом необходимо сознавать, что «качество образования» представляет собой сложное образование с учетом всех его объективных и субъективных характеристик.
В настоящее время главная задача российской образовательной политики – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, что соответствует основным принципам государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечивающей высокое качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [4].
Качество образования, в настоящее время, рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты образовательной деятельности, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники [9-11].
Потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности, заключены в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия, обеспечить единство образовательного пространства, материальную базу, финансовое и информационное обслуживание. Следовательно, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.
Переход на инновационный путь развития на сегодняшний день является приоритетом государственной политики. И его реализация связана, в большой степени, с развитием человека, что является и основной целью, и необходимым условием прогресса современного общества.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно—эмоционального отношения к миру и друг другу.
В структуре качества образования главное–качество выпускника учебного заведения, и именно качество выпускника–будущего специалиста обеспечивается качеством образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действ. редакции) дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [1].
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [1].
Дополнительное образование детей развивается, как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста.
Одним из направления обеспечения требуемого качества дополнительного образования детей является рационализация и оптимизация образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Для целей настоящей статьи под рациональным решением (действием) будем понимать продуманное, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учета многих факторов; так называемое, выгодное целесообразное решение [5].
Социальный и научно—технический прогресс в современных условиях предъявляет все более сложные и разнообразные требования к системе образования. Привлечение в сферу образования различных технических средств, в том числе на базе современных информационных технологий, позволяет по-новому организовывать образовательную деятельность, придавая ей новые, ранее неизвестные качества. Все это настоятельно требует разработки методов выбора в каждом конкретном случае оптимального варианта построения образовательной деятельности, ведущего кратчайшим путем к наиболее эффективному и качественному решению поставленных задач. Вот почему в современных условиях возникла острая потребность в оптимизации процессов обучения и воспитания [6] на основе современных информационных технологий.
Для целей настоящей статьи под оптимальным решением (действием) будем понимать наилучшее, для данных условий, с точки зрения определенных критериев, решение (действие).
Так, если в роли критериев оптимальности выступают качество и время решения поставленных задач, то в таком случае, под оптимизацией образовательной деятельности понимают целенаправленный выбор наилучшего варианта построения этой деятельности, который обеспечивает за минимальное время максимально возможное качество решения задач образования и воспитания.
Сформулируем задачу оптимизации образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей как математическую задачу оптимизации в терминах метода главного критерия теории многокритериальной оптимизации [7, 8] и теории качества сложных систем.
Найти оптимум системы (1):
T → min Q → max C → min | ||||
(1) | ||||
при ограничениях (2):
T < Tmax; Q > Qmin ; C < Cmax. | (2) |
В системе (1):
T—продолжительность образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей;
Q—уровень качества образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей;
C—стоимость образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
В системе ограничений показатели, имеющие верхние индексы «min» и «max» представляют заданные предельно допустимые значения показателей. Так, Cmax представляет собой максимально допустимую стоимость образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Большинство подходов к решению задач многокритериальной оптимизации основано на применении человеко—машинных процедур, способы построения которых отличаются видом информации, получаемой от лица, принимающего решения и правилами ее обработки, с целью выявления предпочтения на множестве критериальных функций. Это предпочтение определяет направление поиска эффективной альтернативы в пространстве значений критериев, преобразованных к безразмерному виду. Для решения многокритериальной задачи в форме (1)—(2) используем разработанный автором один из вариантов «алгоритма сравнения качества объектов». В соответствии с этим алгоритмом производится выбор наилучшего, в смысле обобщенного показателя качества, варианта из множества вариантов, количество которых равно К0. Каждый вариант имеет М1 характеристик качества. Применительно к задаче оптимального управления обучением такими характеристиками являются показатели эффективности образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей, описываемые системой (1)—(2).
Каждый j—тый вариант описывается вектор—строкой: xj = (x1j, ... , xm1 j), где: j ∈ [1, K0]; xij—значение i—того варианта оптимальной образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей. Обобщенный показатель качества вариантов оптимальной образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей описывается выражением (3):
M1 | |||||
M (p, q) = ( ∑ pi × ( qij )λ )-λ → max, | (3) | ||||
i=1 |
где: pi—«вес» показателя xi.
Алгоритм выбора значений pi следующий: pi = (0; 1/n; 2/n; ...; (n-1)/n; 1), где: n—«точность» (чувствительность) веса pi; λ—показатель функции (любое положительное число). Обычно, выбирается значение λ=1. Значение pi характеризует вклад i—той характеристики в качество вариантов оптимальной образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
qij—элемент вектора qj = (q1j, ... , qM1 j), получаемый на основе вектора xj и удовлетворяющий условию: 0 ≤ qij ≤ 1. Значения qij рассчитываются по формуле: qij = (xij — xijmin)/( xijmax — xijmin),
где: xijmax и xijmin —соответственно минимальное и максимальное значения i—того показателя качества на множестве всех рассматриваемых вариантов оптимального образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Таким образом, задача оптимизации образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей сводится к решению одной из задач многокритериальной оптимизации. Это дает возможность формализации задачи и решения ее с помощью ЭВМ.
Рассмотрим пример применения описанного подхода к оценке вариантов построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
В качестве исходных данных для проведения расчетов выбраны характеристики образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей, представленные в таблице 1.
Результаты расчетов по многокритериальной оценке вариантов построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей в таблице 2.
Таблица 1 - Исходные данные
Показатель эффективности | Номер варианта построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |
Продолжительность образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей (ч) | 600 | 450 | 300 | 600 |
Качество образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей (условных единиц) | 5 | 4,9 | 5 | 4,6 |
Стоимость образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей (условных единиц) | 10000 | 7500 | 5000 | 16000 |
Таблица 2 - Результаты расчетов по многокритериальной оценке вариантов построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей
Номер варианта построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |
Величина качества варианта построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей Mλ(p, q) | 0,67 | 0,77 | 1 | 0,5775 |
Величина качества варианта построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей Mλ(p, q) | 0,7 | 0,9 | 1 | 0,593 |
В таблице 2. в первой строке представлены результаты расчетов при равнозначных показателях, во второй строке—при неравнозначных показателях.
В процессе проведения расчетов с использованием указанного метода строится приоритетный (в смысле предпочтительности выбора) ряд вариантов образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей, упорядоченный в направлении уменьшения величины качества образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей. Этот ряд в нашем случае исходных данных принимает следующий вид: №3, №2, №1, №4.
Таким образом, предпочтительными вариантом построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей является вариант №3.
Приведенные данные расчетов показывают:
1) применимость разработанного автором метода многокритериального оптимизации образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей к многокритериальной оценке вариантов построения образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей;
2) использование построения приоритетного ряда вариантов образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей позволяет выбрать оптимальный (в смысле предъявляемых требований) вариант образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей с учетом других трудно формализуемых характеристик образовательной деятельности при подготовке и проведении учебных мероприятий дополнительного образования детей.
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон. —СПб.: Victory, 2019.
2. Российская Федерация. Президент (07.05.2012; №599; В.В. Путин). О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Рос. Федерации//Рос. газ. — 2013.
3. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ (04.09.2014; №1726-р). Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ //Рос. газ. — 2013.
4. Российская Федерация. Письмо Минобрнауки России (26.09.2017; № МОН-П-4472). О направлении ответов на вопросы: Письмо Минобрнауки России //Рос. газ. — 2017.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева —М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский —М.: Педагогика, 1997.
7. Гаврилов В.М. Методы многокритериальной оптимизации [Текст] / В.М. Гаврилов —М.: МАДИ, 1984.
8. Хоменюк В. В. Элементы теории многоцелевой оптимизации [Текст] / В. В. Хоменюк —М.: Наука, 1983.
9. Пересветова Е.Г. Качество образования—необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: — http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565838/.
10. Щербакова И.В. , Николаева С.И. Инновационные технологии как средство реализации инновационных подходов в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-kak-sredstvo-realizacii-innovacionnih-podhodov-v-obrazovanii-420017.html.
11. Инновационные подходы в обучении. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/innovatsionnyie_podkhody_v_obuchienii.
12. Инновационные педагогические технологии в образовании. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye- tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-159982-1354971454.jpg)
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-330586-1383250886.jpg)
Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .
ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...
Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)
Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367148-1637930275.jpg)
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...
Доклад «Образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий в дополнительном образовании»
Объектом исследования данной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии.Педагогическая иннова...