Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"
статья по физкультуре на тему

Сергеев Александр Алексеевич

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе

Сергеев Александр Алексеевич

МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района Ивановской области

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Педагог должен работать с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. На уроках физической культуры применительно использовать  следующие методические приемы:

поэтапное разъяснение заданий;

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Не менее важная задача, стоящая перед  педагогами, — это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, должна осуществляться педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.

 Одной из новых и перспективных форм развития познавательной деятельности в физкультурном образовании стала, применяемой в нашей школе стала игра «Хочу все знать, хочу научиться многому» для школьников с ограниченными возможностями здоровья, задуманная и разработанная с целью повышения интереса к учению и расширению круга общения детей-инвалидов со сверстниками. Девизом игры стали слова: «Учусь и развиваюсь вместе со всеми». При проведении этой игры, состоящей из теоретических и практических частей из области физической культуры, учащиеся с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, пользуясь помощью учителей и сверстников из класса (команды), внося свой вклад в общую копилку.

Ежегодно в школе проходит смотр-конкурс проектных, исследовательских и творческих работ учащихся. Основными задачами конкурса являются: создание условий для развития научно-исследовательской деятельности школьников, способствование приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, выявление талантливых учащихся. В русле этого направления дети с ОВЗ подготавливают и представляют научно-исследовательские и проектные  работы   в области физической культуры.

Организация процесса познания — одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность — это средство достижения главной цели: самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.

Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы.

Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузок возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы — вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье.

С целью еще большего включения детей с ОВЗ в физкультурно-оздоровительную работу в школе разработана программа дополнительного образования «Я творю свое здоровье» (уроки физического, психологического и социального здоровья для учащихся начального звена). Данная программа – это попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных составляющих здоровья. Программа рассчитана на учащихся младших классов и  построена по принципу горизонтали: обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков. Программа имеет своей целью формирование у школьников культуры отношения к своему здоровью через формирование готовности к здоровьетворчеству, как личностного качества и установки на здоровый образ жизни.

Такие методы и направления в работе учителя физической культуры и всего педагогического коллектива школы позволяет обозначить образовательную систему, доминирующим приоритетом в которой будет являться формирование физической компетентности учащихся (способности, знания, умения, навыки эффективного самоуправления физическим состоянием), и позволяющую расширить социокультурное пространство самоактуализации и самореализации детей с ОВЗ в области физической культуры, составляющей одну из частей общей культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе.

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе....

Статья "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основ...

"Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основ...

Физкультурно - оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основ...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...