Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа дополнительного образования "Музейное дело" для общеобразовательной школы. Возраст 13-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Музейное дело" | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дубенская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Дубенский район
Утверждаю
Директор МКОУ Дубенская СОШ
«___» _____________ 2019 г.
____________ Н.В.Гудкова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музейное дело»
краеведческой направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 13-15 лет
Дубна – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
- Пояснительная записка
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;
- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А.В.Барабановой, О.Я.Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-Примерной основной образовательной программы. Основная школа. М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
БУП МКОУ Дубенской СОШ 2019-2020 уч. год
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для ведения краеведческой работы через деятельность кружка «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью поселка Дубна и Тульской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и др.
Школьный краеведческий музей – одно из приоритетных направлений в работе кружка «Музейное дело». Школьный краеведческий музей рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
- Программа помогает постичь основы музейного дела, сделать первые шаги по исследованию родного края.
- Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
- Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является кружковая деятельность.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 35 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45мин.
Возраст обучающихся: от 13 до 15 лет
.Количество обучающихся в группе: 15 человек
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, прививать чувство любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фондов школьного музея
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего кол-во часов | Теория | Практ. | |
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Музей как институт социальной памяти История музейного дела в России | 1 | 1 | ||
2 | Музейный предмет и способы его изучения | 1 | 1 | ||
3 | Проведение научных исследований активом школьного музея | 4 | 2 | 2 | |
4 | Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы | 4 | 4 | ||
5 | Экспозиция школьного музея | 4 | 2 | 2 | |
6 | Работа с аудиторией | 8 | 2 | 6 | |
7 | Изучение истории школьного музея | 1 | 1 | ||
8 | Историческое краеведение | 3 | 1 | 2 | |
9 | Моя семья и родной край | 3 | 1 | 2 | |
10 | Военно-патриотическая работа | 2 | 2 | ||
11 | Изучение истории школы | 2 | 1 | 1 | |
12 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
ВСЕГО: | 35 | 35 |
Содержание программы
Введение (1ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Музей как институт социальной памяти (1ч)
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и способы его изучения (1ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований активом школьного музея (4ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (4ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Экспозиция школьного музея (4ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и художественного решения, их обсуждение.
Работа с аудиторией (8ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий в школьном музее
Изучение истории школьного музея (1ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение (3ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Моя семья и родной край (3ч)
Теоретическое занятие
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Военно-патриотическая работа (2ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героических подвигов дубенцев-Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Школа в годы Великой Отечественной войны. Учителя школы – защитники Отечества. Ученики школы – участники Великой Отечественной войны .
Практические занятия: сбор материалов о дубенцах-участниках ВОВ для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы( 2ч)
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов по истории Дубенской школы
Подведение итогов (1ч)
Результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с интересными людьми
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного поселка, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории малой родины
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепится уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО»
Обучение детей и молодежи к первноначальным навыкам кузнечного дела....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Швейное дело"
Программа художественной направленности. Ориентирована на учащихся от 10 до 16 лет., базовый уровень, срок реализации - 4 года. Программа включает разделы: "Работа с тканью", "Мягкая иг...
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности «Гончарное дело»
Программа разработана для детей 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья, рассчитана на 4 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для подростков 14-16 лет. Программа является метод...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело»
Программа «Музейное дело» имеет социально – педагогическую направленность. Целесообразность Программы заключается в успешном освоении нового социального опыта на ступени основного об...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Швейное дело»
Программа кружка «Швейное дело» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Отличительной особенностью данной программы является то, что...