Самовоспитание
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«ОХТА»
Статья
«САМОВОСПИТАНИЕ»
Автор Реута Наталья Витальевна,
Педагог дополнительного образования.
2020 год
«Самовоспитание – это не что- то
вспомогательное в воспитании, а крепкий его
фундамент. Никто не сможет воспитать
человека, если он сам себя не воспитает.»
В.А. Сухомлинский.
В последнее время в жизни государства и общества происходят радикальные социальные изменения. В этой связи значительно возрастает актуальность проблемы жизненного самоопределения, адаптации к новым явлениям действительности, выработке способности к самоорганизации, ответственности за своё будущее. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто сам непрерывно меняется, самосовершенствуется.
Детство – это тот период, когда закладывается фундамент формирующейся личности. Возможности человеческого развития колоссальны. Воспитание и самовоспитание призваны открыть неиспользованные резервы человеческой психики и обратить их на благо развития личности. Важно поднять интеллект и культуру воспитанника до такого уровня, когда процесс работы над собой станет потребностью и будет продолжаться без лишнего стимулирования.
Сам ребёнок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он способен приобретать свой опыт и творить что-то новое. Поэтому основным духовным фактором развития является самовоспитание.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
- Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для неё притягательными. Всё это обуславливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию. В беседах с детьми я привожу примеры великих людей, которые занимались самовоспитанием. Они все: писатели, художники, философы, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными несмотря на нездоровье и тяжелую судьбу и через самовоспитание многого добились. Вот некоторые из таких людей: А. Невский, Л.Н. Толстой, Л. Бетховен, А.В. Суворов, Стивен Хокинг. Часто дети говорят: «Им – то было легко, нам сейчас сложнее.» Я привожу в пример нашего современника Ника Вуйчича.
- Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, я стараюсь всячески поддерживать. Стараюсь отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи.
- Создание атмосферы определённой состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создаёт множество ситуаций для проявления своего творчества. Дети стремятся закрепить имеющийся успех, замечают недостатки и ищут пути для их преодоления.
- Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в делах коллектива.
- Побуждают к активной работе над собой здоровые дискуссии на темы морали, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Таким образом, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические силы нужно всю жизнь. Мастерство педагога состоит в том, чтобы создать воспитательную среду, стимулирующую у воспитанников потребность в саморазвитии. В результате процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Книги о самовоспитании:
В.А. Сухомлинский «Воспитание и самовоспитание»
М.Л. Зюбин «Психология воспитания»
Ю.М. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера»
Э.Роббинс «Книга о власти над собой»
Б.Шефер «Законы победителей»
Ник Вуйчич «Жизнь без границ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры любого человека....
Методическая разрваботка "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"
Тема работы: "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"...
Самовоспитание
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролиро¬вать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фор...
Самовоспитание
В презентации фотографии знаменитых людей, добившихся успеха благодаря ежедневным усилиям. Узнать о их работе над собой вы сможете в методической разработке родительского собрания "Секреты успеха в уч...
Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"
Форма мероприятия - педагогическая мастерская.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный...
Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»
Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...