Самовоспитание
статья по теме
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролиро¬вать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - са¬моконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответст¬вии с правилами поведения. Задача воспитания состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное воспитание подростка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самовоспитанию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Сле¬довательно нужно развивать у подростков универсальную интеллектуальную способность - самоконтроль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samovospitanie_2.doc | 46 КБ |
samovospitanie_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»
Становление и формирование самоконтроля, самооценки и волевых качеств личности
Обмен опытом
воспитателя старшей группы
Калинчевой Светланы
Викторовны
г. Энгельс 2011 год
"Всякое воспитание есть в конечном
счете самовоспитание"
(Л.С.Выготский)
Становление и формирование самоконтроля, самооценки
и волевых качеств личности
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача воспитания состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное воспитание подростка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самовоспитанию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно нужно развивать у подростков универсальную интеллектуальную способность - самоконтроль.
Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении. Самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом..
Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее выполнять любые задания, сложнее контактировать со сверстниками. Подросток с завышенной самооценкой не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав, переубедить в чём-либо его невозможно, однако, это не признак большого ума. Кроме того, человек, который слишком много думает о себе, ставит перед собой такие же недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям.
Для более успешного преодоления трудностей в воспитании несовершеннолетних необходимо развивать волевые качества личности. Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересные дела.
Часто подросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.
Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача воспитателя и педагога - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.
Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем более младшие дети. Те достигают поставленных целей чаще в результате сильного стремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых. А для подростков эти стимулы теряют значение.
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Работая по творческой программе «Умелые руки», с детьми занимаемся различными видами рукоделия и ручным трудом. Постоянно в работе ставится задача воспитания волевых качеств личности: усидчивость, умение довести начатое дело до конца,умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями, умение подчиняться определенным требованиям и т.п. У некоторых подростков нет достаточного опыта в работе, нет нежелания преодолеть свое нежелание, у некоторых даже присутствует страх, что не получится и они отказываются трудиться. Помогает педагогическая технология создание ситуации успеха:
Для воспитанников очень важной является атмосфера, в которой он находится. поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы. Необходимо создание ситуации успеха.
Например: Подросткам предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим нужно сказать что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. « Не бойтесь, ничего страшного, если не получится …», «Вспомните, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!» Разброс суждений самый различный.
Предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка («Эта деталь удалась, у коровы характер добрый взгляд…» Подростки анализируют свое состояние и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Атмосфера доброжелательности:
- снятие страха («Ничего страшного.»)
- скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»)
- авансирование («У тебя все получится»)
- персональная исключительность («Только у тебя может получиться»)
- усиление мотива («Нам это так нужно для …»)
- педагогическое внушение («Приступай же»)
- высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя получилась замечательно»)
Всегда эффективна технология коллективного творческого дела – это эффективный метод воспитания (в том числе и волевых качеств личности) и развития подростков, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Это позитивная активность подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных творческих дел, которые используюся в работе:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей.
Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.
Часто подростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно. Они как бы не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать, что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях. Один рассказывал, что несколько раз ночью ходил на кладбище, третий спит на голых досках.
Учитывая такое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях. Например, дать слово, что бросишь курить и бросить.
Предварительный просмотр:
ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»
Становление и формирование самоконтроля, самооценки и волевых качеств личности
Обмен опытом
воспитателя старшей группы
Калинчевой Светланы
Викторовны
г. Энгельс 2011 год
"Всякое воспитание есть в конечном
счете самовоспитание"
(Л.С.Выготский)
Становление и формирование самоконтроля, самооценки
и волевых качеств личности
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача воспитания состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное воспитание подростка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самовоспитанию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно нужно развивать у подростков универсальную интеллектуальную способность - самоконтроль.
Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении. Самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом..
Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее выполнять любые задания, сложнее контактировать со сверстниками. Подросток с завышенной самооценкой не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав, переубедить в чём-либо его невозможно, однако, это не признак большого ума. Кроме того, человек, который слишком много думает о себе, ставит перед собой такие же недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям.
Для более успешного преодоления трудностей в воспитании несовершеннолетних необходимо развивать волевые качества личности. Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересные дела.
Часто подросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.
Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача воспитателя и педагога - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.
Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем более младшие дети. Те достигают поставленных целей чаще в результате сильного стремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых. А для подростков эти стимулы теряют значение.
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Работая по творческой программе «Умелые руки», с детьми занимаемся различными видами рукоделия и ручным трудом. Постоянно в работе ставится задача воспитания волевых качеств личности: усидчивость, умение довести начатое дело до конца,умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями, умение подчиняться определенным требованиям и т.п. У некоторых подростков нет достаточного опыта в работе, нет нежелания преодолеть свое нежелание, у некоторых даже присутствует страх, что не получится и они отказываются трудиться. Помогает педагогическая технология создание ситуации успеха:
Для воспитанников очень важной является атмосфера, в которой он находится. поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы. Необходимо создание ситуации успеха.
Например: Подросткам предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим нужно сказать что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. « Не бойтесь, ничего страшного, если не получится …», «Вспомните, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!» Разброс суждений самый различный.
Предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка («Эта деталь удалась, у коровы характер добрый взгляд…» Подростки анализируют свое состояние и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Атмосфера доброжелательности:
- снятие страха («Ничего страшного.»)
- скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»)
- авансирование («У тебя все получится»)
- персональная исключительность («Только у тебя может получиться»)
- усиление мотива («Нам это так нужно для …»)
- педагогическое внушение («Приступай же»)
- высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя получилась замечательно»)
Всегда эффективна технология коллективного творческого дела – это эффективный метод воспитания (в том числе и волевых качеств личности) и развития подростков, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Это позитивная активность подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных творческих дел, которые используюся в работе:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей.
Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.
Часто подростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно. Они как бы не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать, что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях. Один рассказывал, что несколько раз ночью ходил на кладбище, третий спит на голых досках.
Учитывая такое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях. Например, дать слово, что бросишь курить и бросить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры любого человека....
Методическая разрваботка "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"
Тема работы: "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"...
Самовоспитание
В презентации фотографии знаменитых людей, добившихся успеха благодаря ежедневным усилиям. Узнать о их работе над собой вы сможете в методической разработке родительского собрания "Секреты успеха в уч...
Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"
Форма мероприятия - педагогическая мастерская.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный...
Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»
Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...
Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."
Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....