статья "Ознакомление школьников с традициями и обычаями, связанными с Народным календарем"
статья
Изучение особенностей родного края в школьном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kalendar_dlya_sbornika.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Коннова Евгения Евгеньевна
Позднякова Елена Юрьевна
Ознакомление школьников с традициями и обычаями, связанными с Народным календарем.
В последнее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено множеством причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу воспитания, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа воспитания и обучения (известного к неизвестному, от частного к общему).
Изучение особенностей родного края в школьном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта.
Особенно сильным и действенным средством воспитания являются национальные традиции и обычаи. Они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них особое место занимает устойчивая традиция культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.
Для того, чтобы лучше понимать традиции русского народа, мы рекомендуем изучать с учащимися народный календарь. Ведь календарь русского народа – явление удивительное.
Он создавался в течение тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. Точнее, они видели два мира: мир – природу, сотворенного богами, в ее вселенском, бескрайнем проявлении, и мир – общину, созданный человеком и имеющий свои границы.
Происхождение слово «Календарь»
Слово «календарь» происходит от латинского «calendae» (первый день месяца). Обязанностью главного жреца в Древнем Риме было громкое провозглашение первого дня каждого месяца. Однако календари создавались независимо от Древнего Рима, в самых разных уголках земли, потому что у всех народов возникала потребность измерять время. Не стали исключением и славяне. Основным занятием наших предков было земледелие, поэтому культура в целом и основная часть обрядов и праздников носили земледельческий характер.
Народный календарь примет складывался постепенно, включая в себя накапливаемые поколениями и веками знания природы и закономерностей жизни человека, сельскохозяйственный опыт, обычаи и обряды, богатое фольклорное наследие. Жизненный уклад земледельца в первую очередь определялся сменой времен года. При этом народный календарь ориентировался не на точные астрономические даты, а на церковные праздники, близкие к указанным датам, и многовековые наблюдения за явлениями природы.
С принятием в 988 году христианства на Руси на земледельческий календарь накладывается система церковного исчисления времени. Жизнь православного народа стала определяться святцами, которые закрепили за днями годового круга даты чествования святых и церковные праздники.
Исторические сведения о календарях.
За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни.
Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.
Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.
Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.
В 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.
Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по-старому и новому стилю. На самом -то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.
Так что, по старому счету может быть лето, когда по-новому – уже хозяйничает осень!
Но всегда стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.
Что такое народный календарь
Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.
Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.
Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.
Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.
Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.
Основные моменты народного календаря
Дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.
Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.
Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.
Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).
В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.
Обычаи и обряды
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группы:
(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).
Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.
В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п. Такие праздники для народа составляли важную сторону культурной общественной и семейной жизни.
Воспитывать учащихся на традициях русской народной культуры необходимо. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, народного творчества невозможно воспитать интерес и уважение к культуре своего и других народов. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.
В самых увлекательных формах: экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев, подготовка и проведение обрядовых праздников дают возможность приобщить учащихся к культуре и традициям своей «малой родины». Погружаясь в процесс изучения народного календаря, традиционного песенного и устного фольклора, обрядов, игр, сказок, учащиеся смогут проявить свои творческие способности, развить личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся
В статье дается описание народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных способностей учащихся....
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.
Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....
"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...
Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)
Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года....
Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...
статья "Ознакомление школьников с традициями и обычаями, связанными с Народным календарем"
Изучение особенностей родного края в школьном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющим...