"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
методическая разработка по теме
Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
Т.А.Волощук
Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Минобороны РФ»
Введение.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.
В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Актуальность.
Народное искусство во всем многообразии его проявлений – это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Именно дети и молодежь должны принимать и возрождать те традиции, которые веками создавал наш народ. Тогда эти традиции будут жить вечно.
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков, очень важный фактор становления личности ребенка, формирования его мировоззрения. Ведь его мировоззрение составляющая часть духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.
При работе над темой было выявлено следующее противоречие:
несоответствие уровня развития нравственных качеств воспитанников потребностями социума. В связи с этим для разрешения данного противоречия необходимо восстановление воспитательного потенциала системы духовно-нравственных качеств. Это позволит более целенаправленно вести работу по возрождению традиционной русской культуры. Размышляя о фольклоре, один из современных отечественных исследователей В. Калугин приходит к выводу, что: «Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.
Фольклор - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно так же требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим. Все мировые культуры проходили через свои эпохи Возрождений, «колесо истории» всегда поворачивалось вспять – к отринутому или забытому духовному наследию своего народа». В полной мере сказанное относится и к празднично - обрядовой культуре, которая требует качественно иного уровня ее освоения, изучения и развития.
Педагогическая идея – при изучении музыкального фольклора традиционной культуры, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить общую культуру личности, любовь к Родине.
Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синтетическую форму бытования, органично
сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им
эмоциональное состояние у исполнителей - отклик, проявляющийся в
способах передачи через характерные интонации знакомые звуки
инструментов, движения. В результате одна и та же песня может иметь
разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной
песенной традиции.
Теоретическая база.
«Народная песня в педагогике есть носительница живых
индивидуальных основ национального воспитания» - писал известный
русский педагог С. Миропольский. При этом народная наша песня служит
незаменимым средством для формирования художественного вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться... Народную песню так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца... Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа»
В основу опыта заложен принцип целостного воспитания ребенка,
учитывающий его взаимодействие:
-с природой;
-с семьей;
-с обществом;
-с народом;
-с самим собой.
Вот почему для нас чрезвычайно актуально изучение празднично-
обрядовой культуры как целостного, синкретичного, комплексного
явления, включенного в ткань духовной жизни народа и выступающего
важной составной частью этой жизни, что позволяет рассматривать ее в
двух аспектах:
• «изнутри», то есть природу, сущность, назначение, жанры, функции,
содержание деятельности (В.П. Аникин (2), И.И. Земцовский (12), С.Г.
Лазутин (11), В.Я. Пропп (8));
• «извне», то есть исследовать как бы со стороны, анализируя как
социальное и культурное явление с точки зрения роли и места в
современной социокультурной среде (Т.Н. Бакланова (4), М.С. Жиров (6, 7), А.С. Каргин (10), М.А. Некрасова (9) и др.)
Технология.
Цель: воспитать у детей любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить общую культуру личности, любовь к Родине и на этой основе формировать духовно-нравственные качества личности.
Художественно-эстетические формы «фольклорного общения»
воспринимались народом как обязательные. Именно через них формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический
опыт народа закрепился в обычаях и обрядах, связанных с рождением и
первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества.
Педагогическая направленность песен, игр, сказок, мира, в котором живет и формируется ребенок, - очевидна. Для примера вспомним хотя бы жанр детского фольклора, как забавы, создававшиеся именно для того, чтобы
подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Важной и плодотворной формой работы в школьном коллективе является фольклорный праздник. Фольклорный праздник создает ситуацию, наиболее приближенную к бытованию фольклора. В коллективе традиционно
проводятся праздники: "Покров", "Рождество", "Масленица", "Пасха"
«Встреча весны. Сороки». Формы проведения
праздника разнообразны: посиделки "на Покров", Масленичные гуляния, обряд "заклинания весны" или летом обряд "завивания березки. Эти формы работы интересны еще и потому, что на них нет пассивных зрителей.
Никто не сидит и не смотрит, как выступают другие, все вовлечены в песню, танец, игру. Важным мы считаем и этап подготовки к празднику - украшение помещения, подготовка костюмов, атрибутов праздника, прослушивание аудио материалов, просмотр видеофрагментов.
Знакомство с народной песней расширяет у школьников представление о народном музыкально-поэтическом языке, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов, повышает их речевую культуру; элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют
убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную
народную характерность музыкально-поэтических образов.
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная
составляющая духовности, нравственности, как самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.
В связи с этим мы ставим следующие задачи:
1) развить творческие способности,
2) приобщить интерес к родной культуре и истории своего края,
3) воспитать любовь к Родине.
В работе приобщения школьников к народной культуре, активно используем фольклорный театр, так как он включает в себя всю совокупность театральных форм. Дети узнают о фольклорном театре, особенностях отдельных его видов, сами шьют кукол, изготавливают декорации. В процессе подготовки к спектаклю дети узнают законы театрального искусства и актерского мастерства.
Занятия мы проводим в следующих формах:
Беседы о народном календаре, пословицах, поговорках, былинах,
сказках и т.д.
Занятия, посвященные подбору нового репертуара.
Индивидуальные и групповые занятия
Творческие дискуссии. Диспуты.
Игровые импровизации.
Занятия - соревнования: конкурсы, викторины, аукционы.
Творческие отчеты воспитанников в группах, обсуждение
итогов.
Выступления с концертными программами, открытые занятия.
Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
Большой интерес вызывают занятия у детей с игровыми моментами, знакомство с новым материалом, самостоятельная работа, импровизации.
Построить свои отношения на занятии как отношения старшего товарища с младшими, создать ситуацию «как в жизни» во многом нам помогает народная педагогика. Так, принятый в народном творчестве изустный способ передачи информации позволяет каждому ребенку в исполнении ощутить и передать атмосферу фольклора по-своему, индивидуально. Всякий раз, показывая народную игру или песню, вижу, как рождаются все новые ее варианты, тем самым, побуждая школьников искать свои краски, оттенки, сообразуясь с общим настроением, конкретной ситуацией, жизненным контекстом.
Играя же в народную игру, выучивая ее «с голоса», настроя педагога,
дети стараются подражать, сохранять его интонацию, эмоциональный посыл
и при этом интуитивно ищут, а часто и находят свои варианты. В момент
игры никто уже не думает о внешней стороне исполнения. «Круг», в котором
происходит игра или хоровод, становиться для всех особым микромиром, в
котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к
не фольклорному материалу.
К примеру, вопрос о манере пения. Применительно к народной игровой
традиции он часто кажется надуманным, нарочито усложненным. В школьном коллективе, при разучивании песен, особенно игровых, закличек, припевок и т.д. ориентируюсь на естественное, речевое интонирование, опираемся на разговорное начало, не стремимся «академизировать» исполнение, не гнаться за силой звучности и каким-то специфически тембром.
При проведении занятий обращаю внимание на то, чтобы дети старались, не имитируя механически тембр педагога или какого-то другого исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру. Такой подход, применяю при изучении народных песен.
Обращаю внимание школьников на то, что народная песня это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. А предшествовать исполнению должна серьезная работа по осмыслению этого опыта.
После того, как принимается решение остановиться на той или иной народной песне для разучивания, провожу подготовительную работу — собираю и изучаю разные варианты напевов этой песни, многоголосия, поэтических текстов.
Только сравнивая собранный песенный материал, можно понять, почему была сочинена эта песня, и решить главное для себя ради чего мы хотим разучить эту песню с детьми.
Нужно определить региональную принадлежность песни (область или
даже район бытования) для того, чтобы изучить местную традицию —
диалект, вокальную манеру, многоголосие. Ведь, скорее всего мы будем делать аранжировку, т. е. приспосабливать партитуру песни к исполнению нашим коллективом, и сделать это нужно бережно. Затем выясняем жанровую принадлежность песни, условия ее бытования. Лирическая эта песня или плясовая; исполнялась она летом, на улице, с определенными движениями или зимой, в избе, за рукоделием. Все это очень важно, потому что от этого будет зависеть подача поэтического текста при исполнении, темп и темпоритм песни.
Если мы готовим концертное выступление, то предыдущая работа
поможет определить место песни в программе станет она отдельным
номером или войдет в «венок», сюиту, вокально-хореографическую
композицию.
После окончания подготовительной работы делаю для себя
режиссерский анализ этой песни, мысля ее маленьким спектаклем со своими
героями, сюжетом, конфликтом, кульминацией, развязкой. Спектаклем, у «героев» которого свои цели и план действий, а у «режиссера» — по Станиславскому: «Я хочу говорить с вами об этом ради того, чтобы...» Когда все это себе отчетливо представляю и песня уже «звучит» во мне, тогда начинаю готовить к ее исполнению детей.
Праздники наиболее интересная форма изучения народных художественных традиций. Праздники выявляют эмоциональную
восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке
культурного наследия своего края, своей страны. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к песенно-
хореографическим традициям, вызывает желание участвовать в сохранении
традиционного искусства и обогащает духовно – нравственную сферу
личности школьника: любовь к Родине; позитивное отношение к своей национальности; интерес к родной культуре; интерес к истории своего края;
-коллективизм; уважение к страшим; ответственность за порученное дело;;
-творческая направленность личности; терпимость; умение быть благодарным; наличие принципов и убеждений; культура речи,, общения;
-дружелюбие; нравственность поступков; физическая активность.
Искусство – один из важнейших каналов воздействия на чувственно-эмоциональную часть детского подсознания. Особенно сильно воздействует искусство, порожденное традиционной культурой. Народные праздники, песенное творчество, традиционная народная культура являются значительным средством духовно-нравственного воспитания школьников.
Библиографический список:
1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. —
М.,1988.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. — М., 1957.
3. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. — М., 1995.
— С. 5.
4. Бакланова Т. И. Народная художественная культура в
универсальной гуманитарной образовательной системе
//Народная художественная культура России: Перспективы
развития и подготовки кадров. — М., 1994. — С. 90—94.
5. Бердяев Н. А. Смысл творчества //Философия творчества, культуры
и искусства. Т.1. — М.,1994. — с. 37—341.
6. Жиров М.С. и. Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и
обряды Белгородчины. Белгород, 2002.
7. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины.
Белгород, 2000, -С. 5-9.
8. Пропп В.Я. Фольклор и действительности \\Избр. Статьи. – М.,
1976. – С. 18.
9. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства и экологии
культуры. – М., 1993, - С. 135.
10. Каргин А.С. Народная художественная культура. – М., 1997.
11. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981.
12. Земцовский И.И. О творческой природе фольклора. \\ Стилевые
тенденции в современной музыке 1960-1970-х гг. -., 1996.
13. Карачаров И.И. Русская народная культура бассейна р. Пселл:
Материалы науч.-практич. Конференции.- Белгород, 1996.
14. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Везелица,
1993.
15. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. – М.,
1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края
Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....
Методическая разработка "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущ...
Презентация "Духовно - нравственное воспитание школьников на традициях своего народа"
Презентация была представлена как выступление в рамках Рождественских чтений (муниципальный этап) "Традиции и новации: культура, общество, личность" 24.11.2015 год....
Методическая разработка на тему: Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.
В настоящее время является актуальной проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музы...
Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...
Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...
«Нравственное воспитание школьников с применением элементов тувинских народных традиций»
laquo;Для воспитания детей нужен не великий ум, а больше сердце-способность к общению, к признанию равенства душ &r...