Базовая модель обобщенного педагогического опыта учителя Никитиной Елены Анатольевны.
Тема опыта: «Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края»
Идея опыта: «Изучение жизненного опыта русского народа, заложенного в быте, традициях и обычаях, - основа для становления гражданственности, духовно-нравственных ценностей молодого поколения».
Содержание:
1 Теоретическая интерпретация опыта. 1.1. Актуальность опыта. 1.2. Новизна опыта. 1.3. Трудоемкость опыта. 1.4. Адресная направленность. 1.5. Теоретическая база опыта. 1.5.1. Значение народных традиций в воспитании подрастающего поколения в исследованиях классиков. 1.5.2.Сущность опыта. 1.5.3.Планирование деятельности. 1.5.4.Уровни познавательной деятельности учащихся. 2. Системность контроля. 2.1. Формы контроля. Тестирование. 2.2.Контрольные работы (приложения). 3. Контроль знаний, умений и навыков во внеклассной работе. 4. Результативность работы.
1. Теоретическая интерпретация опыта. Мой опыт позволяет решить противоречия между потребностью в формировании духовно-нравственных ценностей сельских учащихся и насыщением современной молодежной среды большим количеством информации (газеты, журналы, телевидение и т.д.), которая быстро стирает историческую память народа. Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся сельской школы в процессе изучения краеведческого материала на уроках истории и спецкурсах, письменных, устных и вещественных источников, народных традиций, обычаев, обрядов. 1.1. Актуальность опыта. Согласно данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) только 2% россиян удовлетворены состоянием морали и нравственности в стране; 56% граждан не удовлетворяет нынешняя ситуация в этой сфере. Огромное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, содержащей бесценные идеи обучения и воспитания. Народные традиции служат источником развития гуманистической культуры человека. Опыт настоящего свидетельствует, что невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Поэтому на сегодняшний день актуальным является изучение истории русского быта, возрождение народных традиций и обычаев. Возвращение к духовным истокам, возрождение народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности — составная часть проблемы формирования национальной культуры и возрождения нации. Русские народные традиции — это невостребованный сегодня общественным сознанием духовно-нравственный капитал и опыт предшествующих поколений: “Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем”( Айтматов Ч., Романы и повести. - Фрунзе: Киргизстан 1988. – С. 7.) В народе говорят, что нет дерева без корней, дома – без фундамента. С ростом национального самосознания происходит возрождение национальных культур, желание приобщиться к миру ценностей. В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность формировать общекультурный уровень личности. Сейчас очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И чем в более раннем возрасте ребенок соприкоснется с народным творчеством, тем неразрывнее будет его связь с ним. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души растущего человека, началом, формирующим личность. Многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней привело к глубокой деформации личности. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Актуальность исследования определяется рядом факторов, среди которых: - потребность в разработке и внедрении технологии, обеспечивающей достижение высокого уровня сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся в сельской школе; - запросы общества на духовно-нравственную,развитую личность и недостаточное использование резервов народных традиций. Задача сегодня: - помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; - уважительно относиться к своим древним корням; - чтить и уважать память предков; - систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры. 1.2. Новизна опыта. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что они вносят вклад в разработку целостной теории формирования личности, дополняя ее вариантом построения формирования духовно-нравственных ценностей учащихся сельской школы; расширяют сферу применения педагогических технологий, конкретизируя ее выводами об опыте формирования духовно-нравственных ценностей учащихся сельской школы.
1.3. Трудоемкость опыта. Трудоёмкость опыта заключается в большой подготовительной работе, в вовлечении всех учеников, а зачастую и родителей, в совместный труд учения. Подготовка дидактического материала, подбор текстов, разработка мероприятий требует материальных затрат и большой затраты времени, но по мере накопления опыта эти затраты уменьшаются.
1.4. Адресная направленность. 1.Опыт моей работы может быть использован на уроках истории (темы по культуре, жизни и быта народа), во внеклассной работе, по краеведению, кружковой работе. 2. Материалы исследования могут быть применимы для профессиональной подготовки будущих учителей.
1.5. Теоретическая база опыта.
1.5.1. Значение народных традиций в воспитании подрастающего поколения в исследованиях классиков. В настоящее время происходит взаимообогащение традиций, наполнение их интернациональными элементами. Народные традиции в известной степени отражают историю самого народа, условия ее жизни и быта. Они воплощают в себе определенный жизненный опыт, фиксируют результаты жизненных наблюдений. Кроме того, в традициях закрепляется образ жизни людей. Все это в концентрированном виде находит отражение в национальном характере, поскольку наиболее устоявшиеся народные традиции становятся частью духовного облика человека того или иного народа. Опыт показал, что незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями. Видные деятели педагогики прошлого исследовали значение народных традиций в воспитании подрастающего поколения. В исследованиях Н. И. Новикова, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского раскрываются сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, принципы, содержание, формы и методы, его практической значимости. Говоря о возрождении традиций и принципов русского воспитания и образования, необходимо вспомнить педагогическое наследие выдающихся педагогов-просветителей 18 - 19 века. Н. И. Новиков – выдающийся русский просветитель второй половины 18 века, писатель, журналист, издатель, педагог. Наиболее полно его педагогические идеи раскрыты в произведении «О воспитании и наставлении детей. (Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия)». В этом оригинальном труде впервые в России были рассмотрены вопросы всестороннего воспитания подрастающего поколения. Придавая большое значение воспитанию, особое внимание уделял нравственному, которое подразумевало следование православным этическим нормам: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями…, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, …если сердце его столь скудно чувствованиями религии, то помышление о смерти ввергает его в уныние без всякой надежды; а всё сие зависит от образования сердца в юношестве». По мнению великого педагога-гуманиста Я.А. Коменского, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания. Нежнейшую любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В «Завещании умирающей матери братской общины» в уста умирающей матери им вложены следующие слова: «Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер». В истории отечественной культуры одно из почётных мест принадлежит К. Д. Ушинскому – реформатору русской школы и основоположнику научной педагогики в России. Основой педагогической системы Ушинского являлась идея народности воспитания. К.Д.Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой. К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть признано народностью». Дав анализ системам воспитания ведущих стран мира всей эпохи, он пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, - писал Ушинский – своя система воспитания. Опыт других народов есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и обдумана. Каждый народ в этом отношении должен считать свои собственные силы». В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» автор горячо доказывает, что истинно народное воспитание неразрывно связано с народной религией: «Наконец, древняя православная религия с её всемирно-историческим значением, религия; превратившаяся в плоть и кровь народа, - вот что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни… Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело его воспитания». Строки из статьи «О необходимости сделать русские школы русскими»: «Знания разделяются на необходимые, полезные и приятные… и необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всем и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих – полезных и приятных. Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины». Великий педагог А.С. Макаренко сам воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций. Ему во время летних каникул как-то довелось работать репетитором в княжеской семье. Впоследствии, семейное воспитание, определявшее путь будущего князя, Макаренко охарактеризовал как несложную семейную дрессировку. Мир тружеников, в среде которых он родился и вырос, он с гордостью называет «моим миром»: «Мой мир был неизмеримо богаче и ярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры...» Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа, т.е. для него закономерно и современное функционирование народной педагогики. При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. 1.5.2.Сущность опыта. Народные традиции в известной степени отражают историю самого народа, условия ее жизни и быта. Они воплощают в себе определенный жизненный опыт, фиксируют результаты жизненных наблюдений. Кроме того, в традициях закрепляется образ жизни людей. Все это в концентрированном виде находит отражение в национальном характере, поскольку наиболее устоявшиеся народные традиции становятся частью духовного облика человека того или иного народа. Опыт показал, что незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями. Большие образовательно-воспитательные возможности в данном аспекте заложены в современном Государственном образовательном стандарте, в частности, в национально-региональном компоненте учебного плана. Народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям. Содержание народной культуры: Фольклор - устное народное творчество: сказки, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, заклички, прибаутки, небылицы, музыкально-песенное искусство. Особенностью фольклора является ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Именно по этой причине он всегда несет воспитательную функцию и может использоваться в современном образовательном процессе, как и во времена наших прабабушек. Сказка – вымысел, который несет определенную идейно-нравственную нагрузку. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, этические и эстетические идеалы. Высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Героический эпос по форме и замыслу близок к сказкам, но в нем действуют реальные люди. Песня. Автора народной песни найти невозможно. Переносясь из одного места в другое, она изменяется, дополняется, приспосабливается к местным обычаям. Но всегда сохраняет душу народа, его любовь к Родине, семье, природе, труду, из поколения в поколение радует человека, помогает ему жить. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, к условиям жизни семьи они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитывающим коллективизм, душевную чуткость. Заклички – песенные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным. Пословицы и поговорки отражают быт, обычаи народа, климатические условия в которых он живет. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность содержания позволяют даже малышам быстро усваивать их, воспринимать как жизненную норму. Пословицы и поговорки обогащают нашу речь, расширяют словарный запас, развивают воображение. Загадка – жанр народного творчества, который также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок - в их образности, художественности, поэтичности. Яркие, живые, красочные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно-логическому мышлению. В отличие от пословиц и поговорок загадки отражают сущность сегодняшнего дня, конкретной исторической действительности. По содержанию загадки всегда можно судить о времени, в котором она родилась, о быте, главенствующих идеях. Загадки не содержат той глубины мудрости, какую мы находим в пословицах и поговорках. Они решают совершенно другие воспитательные задачи – это своеобразные тесты на сообразительность. Народные игры. Народные промыслы. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира. Человек как бы переносит окружающий мир в свой дом, в свою жизнь. Из века в век, из поколения в поколение передавалось и совершенствовалось мастерство народных промыслов. Постепенно в деревнях и селах складывались родовые династии умельцев, причем каждая семья или династия славились своими особенностями в обработке изделий. Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Например, традиция гостеприимства, свадебные традиции, в которых отражаются представления народа о дружбе и любви, семье и браке. Особенно богаты у всех народов праздничные традиции. В создании традиций важное место занимает обычай. Обычай – привычка, усвоенное дело. В каждой местности - свои обычаи, обязательные для исполнения. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычаи крепче закона», «Худому обычаю подачки не давай», «Не сошлись обычаями – не бывать дружбе» - эти пословицы показывают, как уважительно, почтительно относились к обычаям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Цели: -Знакомство с письменными, устными и вещественными историческими источниками, которые являются основой для изучения истории русского быта, народных традиций Тульского края. -Использование краеведческого материала на уроках истории и спецкурсе с целью развития общеучебных навыков и формирования нравственных жизненных ценностей. - Изучение методики внеклассной историко-краеведческой работы по изучению русского быта, народных традиций и обычаев. Задачи моей деятельности: - способствовать формированию у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения;
- создавать условия для формирования особых навыков мышления, исторической памяти, определяемых постижением народного искусства, как особого типа художественного творчества, связующего настоящее с культурным прошлым народа;
- воспитывать любовь к Родине, уважения к традициям и обычаям народа;
- знакомить с игровым фольклором, жизнью русского народа;
- предоставлять детям возможность определиться с выбором направления индивидуальной творческой деятельности.
- воспитать духовно-нравственные ценностные ориентации личности в единстве с предметными знаниями.
- формировать духовно-нравственные ценностные ориентации сельских учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Знакомство с письменными, устными, вещественными историческими источниками истории русского быта, народных традиций Тульского края. | Знакомство с произведениями устного народного творчества (былины, сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, песни, а также отрывки из библии). | Воспитанники учатся сравнивать и анализировать произведения фольклора, живописи, архитектуры и других видов искусства, предающих знания предков, духовно-нравственные жизненные ценности. | Ведётся постоянно краеведческая работа по изучению истории родного села, Молоденской дворянской усадьбы. | Разработка мероприятий, содержащих элементы народной культуры. | Творческая работа учащихся: рисунки, стихотворения, сочинения, различные поделки. |
Большое место уделяется изучению семейных обычаев и обрядов. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, способы ее функционирования, реализуют ее социальные и иные функции. В то же время это часть общественного, традиционного народного быта. Семейные обряды и праздники неизбежно выходят далеко за рамки семьи. Свадебные торжества, похороны и другие события становились заметным явлением в жизни всего аула, нередко нескольких деревень. В семейном быту отражаются особенности социально-экономического уклада, культурных традиций, образа жизни всего народа. Семейные обряды и обычаи представляют собой важнейший источник, во-первых, для этнографической характеристики народа, т.к. они дают возможность составить более полное представление о народе, его культуре, нравственно-эстетических, философских, педагогических воззрениях. Во-вторых, они являются источником воссоздания социальной и культурной истории народа. Кроме того, в семейно-бытовой обрядности сосредоточен накопленный веками нравственный, эстетический и педагогический опыт народа, который может быть успешно использован и уже используются в разработке и внедрении новых гражданских и семейных обрядов и праздников. Семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды сопровождают жизнь человека, отражают его взаимосвязь с природой. Каждый семейно-бытовой обряд разыгрывается в самостоятельных ритуалах, имеющих целостную структуру: начало, кульминацию и конец празднества, он сопровождается богатой обрядовой поэзией. 1.5.3.Планирование деятельности. Целенаправленная деятельность состоит из следующих этапов:
1. Изучение научно - педагогической, методической литературы и педагогической практики по проблеме, образовательных ресурсов Internet.
2.Исследование по изучению познавательных интересов, склонностей, потребностей учащихся через:
а) педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности;
б) анкетирование;
в) беседы с учащимися, родителями, коллегами.
3.Организация практической деятельности (разработка и проведение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, воспитательной целью которых является формирование духовно-нравственных ценностей). 4. Анализ результатов своей деятельности, подведение итогов. 1.5.4.Уровни познавательной деятельности учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.
2. Системность контроля. 2.1. Формы контроля. Тестирование. Использую в работе следующие формы контроля: -текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам,); -тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты); -обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ). 1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”. 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения. 3. Уточните датировку: “Церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Молоденках - это памятник православного зодчества ... - ... веков”. 4. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: “Не произноси ложного ... на ближнего твоего”. 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания. 5) Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций. 6) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач. 7) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из трех-четырех предложенных вариантов. В тестовых заданиях предлагается несколько, обычно 3-4, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием. Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые
задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме. Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими.
2.2. Контрольные работы (приложения см. ниже).
3. Контроль знаний, умений и навыков во внеклассной работе. Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, культуры, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в свободное от уроков время чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена. Но, главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Таким образом, сотрудничество школьников и студентов во внеклассной деятельности позволяет учащимся расширять свой кругозор, овладевать новыми способами получения информации, приемами познания исторического опыта, осваивать историческую культуру, развивать личностные, социальные, нравственные, гражданские качества, усваивать общечеловеческие ценности. Учащиеся активизируют и обогащают процесс развития исторического сознания. Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования духовно-ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
Значимость работы мне видится в том, что обращение к ценностям и традициям русской народной культуры в процессе воспитания школьников дает возможность решать многие воспитательные задачи: - развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка; - воспитание личности, знающей и уважающей историю и традиции своего народа; - сплочение классного коллектива; - органичное включение родителей в воспитательный процесс; - использование разнообразных, интересных, в том числе, нестандартных форм и методов работы. Кроме того, результативность исследования заключается в том, что в нем: -теоретически обоснованы представления о сущности исследуемого понятия; -уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий формирование духовно-нравственных ценностей учащихся посредством народных традиций как процесса, ведущего к накоплению личностных достижений на основе принятия системы общечеловеческий ценностей; -разработан научно-методический инструментарий, включающий программы спецкурсов, разработки внеклассных мероприятий, контрольные и диагностические материалы, направленные на обеспечение продуктивной реализации технологии формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. В завершении хотелось бы привести исполненные глубокого смысла слова: “Низкий поклон всем тем, кто в нелегких условиях спешит зафиксировать исчезающий быт, обряды, собирает народные приметы, пословицы и поговорки, осмысливает их. Значит вы, глубоко понимаете, что “неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов и тому подобное – тогда он всему разучится, и должен будет начинать все с начала”.
|