ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный текстиль» (стартовый уровень)
рабочая программа

Рождественская Наталья Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный текстиль» носит практико-ориентированный характер. Уровень освоения программы общекультурный (стартовый).

Программа актуальна, так как сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В процессе реализации формируются такие ЗУН, которые имеют непосредственное отношение к развитию, способствуют адаптации детей к жизни в обществе, совершенствуют навыки общетрудовой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Волшебный текстиль"405 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"(МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от28.08.2020г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом и.о.директора

МБУ ДОИЦТ

От28.08.2020105 -од

и.о.директора МБУДО ИЦТ                Ковтун В.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Волшебный текстиль»

(стартовый уровень)

Возраст детей:  6- 15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Рождественская Наталья Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

Игрим 2020г


СОДЕРЖАНИЕ

Волшебный текстиль

  1. Пояснительная записка................................................................................

3

  1. Цель и задачи программы…………...........................................................

4

  1. Планируемые результаты………………..................................................

5

  1. Учебно-тематический план………………................................................

7

  1. Содержание  программы  ……………………………………………….

8

  1. Условия реализации программы………………………………………

10

  1. Формы аттестации и фиксация образовательных результатов ……..

11

  1. Оценочные материалы ...............................................................................

12

  1. Календарный учебный график на 2020-2021 уч.год………………

13

  1. Список литературы......................................................................................

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный текстиль» творческого объединения «Волшебный текстиль» разработана на основании  Федерального Закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,  носит практико-ориентированный характер. Уровень освоения программы общекультурный (стартовый).

В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей/распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р программа ориентирована на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Условия реализации программы соответствуют СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям».

Программа актуальна, так как сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (создание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В процессе реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, способствуют адаптации детей к жизни в обществе, совершенствуют навыки общетрудовой подготовки.  Изучаемый программой материал, рассматривается в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Отличительными особенностями программы можно считать:

  • раннюю профессиональную ориентацию учащихся, которая  предусматривает знакомство с профессиями текстильной промышленности и способствует расширению кругозора;
  • знакомство с предприятиями и изделиями текстильной промышленности.

Адресат программы. Программа  разработана детей в возрасте от 6 до 15 лет, желающих познакомиться с искусством текстильного дизайна. Занятия с учащимися проводятся в смешанной группе предполагающей разный возраст и разную степень подготовки детей. Программой учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей при подготовке к занятию и организации учебно-воспитательного процесса. Младшие школьники готовы к овладению средствами и эталонами познавательной деятельности, учатся управлять вниманием, памятью, мышлением, направленными на процесс познания. Подростки стремятся к самообразованию, придают особое внимание общению. В разновозрастной группе подростки смогут самоутвердиться помогая младшим учащимся, делясь знаниями полученными в процессе самообразования,

Объем программы  Программа рассчитана на 216 часов - 1 год обучения

Режим занятий

Занятия проводятся по 6 часов в неделю, 2 часа в день (с перерывом через 15 минут).

Продолжительность академического часа – 45 минут.

Форма обучения: очная. Наполняемость группы 5-10 человек

Цель программы: повышение уровня общекультурного образования учащихся посредством овладения  знаниями, умениями и навыками получения и использования  текстильных изделий.

Программой предусмотрено решение следующих задач:

  1. Обучающие: развивать познавательный интерес к изучению производства текстильной промышленности. Способствовать приобретению, обобщению и систематизации знаний, умений, навыков и компетенций в процессе работы с текстильными изделиями. Научить пользоваться инструментами и приспособлениями, качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время. 
  2. Развивающие: мотивировать ребят на саморазвитие, в процессе изучения теоретического материала и изготовления текстильных изделий, знакомства с историей и современными направлениями развития текстильной промышленности, Развивать творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкую моторику рук. Формировать целеустремленность, трудолюбие. Прививать терпение, внимание, умение работать в коллективе.
  3. Воспитательные: воспитывать гармонично развитую, духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, культурой общения и поведения, уважающую традиции и обычаи своего народа, ведущую здоровый образ жизни.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ребенка, с учетом его индивидуальных способностей и позволяет сформировать необходимые знания, навыки и умения.

Обучение основывается на основных педагогических принципах:

  • систематичности, доступности, наглядности;
  • сознательности и активности, сотрудничества и ответственности;
  • деятельностного обучения;
  • личностно-ориентированного подхода.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • диалоговый;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

В процессе обучения предусмотрены следующие формы учебных занятий:

  • теоретическое;
  • практическое;
  • комбинированное;
  • лекция;
  • беседа;
  • занятие-игра;
  • занятие конкурс;
  • выставки;
  • творческое мероприятие.

Планируемые  результаты реализации программы

Программа является развивающей и  сформирует у учащихся следующие результаты:

  • предметные: освоена технология изготовления текстиля, и рабочие профессии текстильного производства; знания, умения, навыки работы с текстильными материалами, инструментами и принадлежностями. Развита способность к приобретению, обобщению, систематизации  знаний о текстильных материалах;
  • метапредметные: развиты познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкая  моторика рук. Сформированы целеустремленность, трудолюбие терпение, внимание, умение качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время
  • личностные: воспитана гармонично развитая, духовно-нравственная личность с культурой общения и поведения, умеющая работать в коллективе, уважающая традиции и обычаи своего народа, ведущая здоровый образ жизни.

В процессе освоения программы учащиеся будут:

иметь представление:

  • о рабочих профессиях текстильной  промышленности;
  • о волокнах, нитях, тканях и нетканых материалах;
  • о понятии цветоведение и композиция;

знать:

  • общие сведения о видах рукоделия;
  • историю текстильного дизайна;
  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
  • терминологию ручных работ, способы обработки различных материалов;
  • ручные швы: вперед иголка (сметочный), назад иголка (машинный) , краевые швы (через край, петельчатый);
  • различные способы аппликации, технологию изготовления куклы-мотанки;
  • правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами, с колющими и режущими инструментами, приспособлениями, применяемыми на занятиях.

уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья, соблюдая правила безопасности труда;
  • работать с нагревательными приборами;
  • подбирать ткань по цвету и фактуре;
  • планировать последовательность изготовления изделий;
  • качественно выполнять работу;
  • выполнять соединительные и краевые ручные швы;
  • организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок;
  • бережно относиться к инструментам и материалам.

важными результатами реализации программы будут:

  • формирование творческой активности, эстетического восприятия окружающего мира; развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, культурой общения и поведения, уважающей традиции и обычаи своего народа;
  • повышение интереса к народному творчеству;
  • развитие самостоятельности, самовыражения и фантазии, способности адаптироваться в различных социальных ситуациях.


Учебно-тематическое планирование на 2020 – 2021уч.г.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие

2

1

1

собеседование

2

Инструменты и приспособления

6

3

3

контрольные вопросы,

обсуждение работ

3

Что такое текстиль. Профессии

130

33

97

3.2. Волокно

28

6

22

собеседование,

контрольные вопросы,

обсуждение работ

3.3. Волшебные нити

32

5

27

контрольные вопросы обсуждение работ

3.4. Волшебный лоскуток

70

17

53

контрольные вопросы

обсуждение работ, контроль задания

4

Ручные стежки и строчки

14

4

10

собеседование, контроль задания

5

Основы цветоведения

20

6

14

контрольные вопросы обсуждение работ

6

Сувенирные изделия

42

11

31

Обсуждение, викторина

контрольные вопросы,

выставки

7

Экскурсия

2

2

Итого:

216

55

161


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие.

Цель, задачи, содержание программы обучения. План работы объединения. Организационные вопросы. Расписание занятий, правила поведения. Краткое знакомство с историей творческого объединения, с выставкой работ.

  1. Инструменты и приспособления.

Знакомство с инструментами приспособлениями для работы с текстилем. История происхождения ножниц, игл, утюга, измерительных приборов. Загадки об инструментах. Обсуждение опасности и пользы каждого инструмента. Инструктаж по технике безопасности. 

  1. Что такое текстиль?
  1. Профессии текстильной промышленности

Общие сведения о рабочих профессиях текстильной промышленности: обработчик волокна, расфасовщик ваты, отделочник волокон, прядильщица, сновальщик, ткач. Просмотр интернет подборок о текстильных предприятиях и профессиях. Обсуждение условий труда.

  1. Волокно

Знакомство с понятием волокно, различными видами волокон, свойствами волокна. Просмотр видеороликов о волокнах.

Практическая работа: аппликация «Четвероногий друг» волокнами ваты разной толщины;

Практическая работа: аппликация «Осень»;

Практическая работа: рельефная аппликация «Белый медведь».

  1. Волшебные нити

Изучение различных видов нитей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, синтетические. Способы получения ниток, ассортимент, область применения. Использование нитей для творческих работ. Просмотр видеороликов о получении различных нитей.

Практическая работа: Плетем фенечки

Практическая работа: Мандала из шерстяных ниток

Практическая работа: Куклы Мартинички

Практическая работа: Птица счастья.

Практическая работа: Конь огонь

  1. Волшебный лоскуток

Краткие сведения о тканях и их назначении. Беседы, рассказы о тканях, их назначении, использовании. Использование интернет ресурсов.

Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон тканей, долевой и уточной нитей, направление ворса.

Практическая работа: Куклы обереги.

Практическая работа: Куклы пеленашки

Практическая работа: Куклы из кружочков. Техника Ой,ой.

Практическая работа: Сувенир гномик

  1. Ручные стежки и строчки.

Правила выполнения ручных швов. Сметочный, обметочный, петельчатый, копировальный.

Практическая работа: Выполнение образцов ручных швов.

Практическая работа: Кукла «Дед Мороз»

  1. Основы цветоведения

Цветовой круг. Закономерности цветовых сочетаний. Композиционный баланс.

Практическая работа. Работа с цветными нитями и клеем.

  1. Сувенирные изделия

Беседы о знаменательных датах. Мероприятие к дню Победы. Обсуждение идей творческих работ-подарков

Практическая работа. Изготовление новогоднего сувенира

Практическая работа. Подарок к 23 февраля.

Практическая работа. Подарок к 8 марта. Кукла «Помощница»

Практическая работа. Коллаж к Пасхальному воскресенью.

Практическая работа. Открытка к 1 мая.  Мир. Труд. Май.

Практическая работа. День Победы

  1. Экскурсия

Осмотр экспонатов выставки. Обсуждение результатов экскурсии.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для обеспечения нормальных условий работы имеется светлое помещение.. В кабинете имеется комплект мебели, утюг и гладильная доска, 2 швейные машинки. Для выполнения практических и самостоятельных работ имеются карандаши, краски, альбомы, текстильные материалы. Для работы с  и лекалами используется копировальная бумага, калька. В наличии инструменты и приспособления для работы - иглы, булавки, ножницы, наперстки, пяльцы.

Методико-дидактическое обеспечение программы

Реализация программы дает учащимся представление о различных видах рукоделия, формирует умения и навыки учащихся по техническому исполнению изделий, а также воспитывает стремление творчески подходить к работе.

  1.  Подборка материала для теоретических занятий: в доступной форме дети получают знания об особенностях текстильных изделий, знакомятся с текстильной промышленностью (используются интернет ресурсы).
  2. Образцы работ выполненных детьми и составляющих методический и выставочный фонд объединения.
  3. Тетради для зарисовки образцов.
  4. Технологические карты выполнения заданий по изучаемой теме.
  5. Технологические карты пошив и оформление изделий.
  6. Система анализ и оценка работы на каждом этапе.
  7. Папка-копилка творческих работ.
  8. Дидактические игры для подведения итогов.
  9. Разработки занятий-рассказов о своих работах.
  10. Фото материал, подборки работ.


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Процесс обучения предусматривает следующие методы контроля:

  • собеседование;
  • тестирование;
  • коллективное обсуждение работ;
  • организация и участие в выставках;
  • участие в конкурсах;
  • выполнение творческих работ.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе», промежуточный и итоговый контроль.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Фиксация результатов

«На входе»

В начале учебного года

оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в швейном деле

собеседование

тестирование

Электронный журнал педагогического контроля Сводная таблица по результатам аттестации на «входе».

Текущий контроль

В течение всего учебного года

оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

собеседование, контрольные вопросы, контроль задания, работы, выставки

Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля

«В процессе»

В конце полугодия

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выполнение практической работы

Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе»

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения.

Выполнение итоговой творческой работы

Протокол промежуточной или итоговой аттестации.

Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль

диагностическая методика

параметры оценки

Система оценки

1

«на входе»

Диагностика швейных навыков

Проводится с каждым ребенком индивидуально по 6 параметрам:

  1. знание инструментов и принадлежностей;
  2. умение пользоваться ножницами;
  3. умение пользоваться иглой;
  4. умение правильно отмерять нить;
  5. умение вдевать нить,
  6. умение завязывать узелок.

От 1 до 2 баллов за каждый параметр. Высший балл 12

12-11 баллов высокий уровень 10-8 баллов средний уровень

7 и менее баллов низкий уровень

2

«в процессе»

Выполнение практической работы

Отслеживание результатов каждого ребенка индивидуально по 7 параметрам:

  1. отвечает на вопрос что такое волокно;
  2. отвечает на вопрос что такое нить;
  3. умение пользоваться ножницами иглой;
  4.  умение пользоваться
  5.  умение правильно отмерять нить;
  6. умение вдевать нить,
  7. умение завязывать узелок;
  8. умение делать соединительные швы;
  9. умение делать краевые швы

От 1 до 2 баллов за каждый параметр. Высший балл 18

18-16 баллов высокий уровень 15-13 баллов средний уровень

12 и менее баллов низкий уровень

3

Итоговый

Выполнение творческой работы

Отслеживание результатов каждого ребенка индивидуально по 14 параметрам:

  1. дает определение волокна;
  2. дает определение нити;
  3. перечисляет основные виды тканей;
  4.  самостоятельно выбирает работу;
  5. применяет правила техники безопасности;
  6. умеет правильно разместить лекала на ткани;
  7. умеет закрепить  и перевести лекала;
  1. умеет пользоваться ножницами и иглой;
  2. умеет вдевать нить,
  3. умеет завязывать узелок;
  4. умеет делать соединительные швы;
  5. умеет делать краевые швы.

От 1 до 2 баллов за каждый параметр. Высший балл 28

28-26балла высокий уровень 25-22 баллов средний уровень

21- и менее баллов низкий уровень


Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей общекультурной

программы «Волшебный текстиль»

на 2020 – 2021учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 гр

08.09.2020

01.06.2021

36

216

3 раза в неделю

 по 2 часа

1 год

2 гр

09.09.2020

30.05.2021

36

216

3 раза в неделю по 2 часа


Список литературы

Литература для педагога

  1. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  2. Гриднева Е.Н. Волшебные куклы из ткани и трикотажа.- М.: Эксмо, 2019.- 208с.
  3. Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. - ТОО «Лейла», 1995.
  4. Жакова О. В., Копова Г. Р. Наряды для Барби, С.- Петербург: Кристалл, 2000.
  5. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007.
  6. Лазарева Т. А. Рукотворные чудеса. - М.: Изд-во «Краун», 2005.
  7. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  8. Митителло К. Б. Аппликация и пэчворк для дома и дачи. - М.: Эксмо, 2006.
  9. ПаскуиниМазопуст К., Баркер Б. Цвет и композиция в квилте: практическое руководство. - М.: Издательство «Ниола-пресс», 2007.
  10. Сабитова Е.Г. Детские куклы из ткани по вальдорфской технологии. М.: Эксмо, 2018. – 160с
  11. Стильный текстиль. Популярная энциклопедия современного рукоделия. М.: Эксмо, 2019. – 224с
  12. Шитьё. Большая иллюстрированная энциклопедия/ пер с англ. М. Авдониной.-М.: Эксмо, 2006. – 256с.
  13. Флеминг Д. Мотивы круга в квилте: Практическое руководство. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.

Список литература для учащихся

  1. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
  2. Гриднева Е.Н. Волшебные куклы из ткани и трикотажа.- М.: Эксмо, 2019.- 208с.
  3. Доброва Е. В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами, - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  4. Жакова О. В., Копова Г. Р. Наряды для Барби, С.- Петербург: Кристалл, 2000.
  5. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  6. Сабитова Е.Г. Детские куклы из ткани по вальдорфской технологии. М.: Эксмо, 2018. – 160с
  7. Тряпичные куклы / Авт.-сост. Т. М. Ткачук. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родной язык (ненецкий)" (базовый уровень)

    Формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции как средства общения, развития этнического самосознания личности через приобщение к культуре, традиция...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)

Формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец на эстраде» (базовый уровень)

Данная образовательная программа «Танец на эстраде» является   адаптированной для студентов профессионального образования, составлена на основе ранее разработанной дополнительной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (Стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность,  относится  к  стартовому  уровню,  что  является  первой ступ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная акварель» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год

laquo;Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназнач...