Патриотическое воспитание учащихся средствами хореографии
проект
Предварительный просмотр:
«Региональный этап Всероссийского конкурса
«Педагогический дебют-2019»
Выступление на I этапе
Патриотическое воспитание учащихся
средствами хореографии
Педагог дополнительного образования МБОУ ЦО №43 г. Тулы
Орлова Наталья Сергеевна
Тула , 2019 г.
(Выход под песню С.Ротару «Как воспеть эту землю)
Добрый день, уважаемые коллеги, я-Орлова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования ЦО №43 г. Тулы. В рамках внеурочной деятельности преподаю хореографию для учащихся с 1 по 8 класс. На базе школы я создала хореографический коллектив, и сегодня расскажу об одном из направлений своей работы, которому я уделяю большое внимание.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает становление личностных качеств ребенка. В «портрет выпускника основной школы» отдельной строкой занесено, что он должен быть любящим свой край и своё Отечество, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции.
Работа нашего ЦО основывается в том числе и на принципе патриотизма ,и как записано в Уставе нашего центра ,основными целями являются:
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине.
Всё это я учитываю при планировании своей работы и считаю, что воспитание патриотических чувств является важным делом современного образования. Вот как это делаю я.
(Слайд «Мы-это Россия»)
1.Родина - купол небесной сини,
Гладь озер и волненье лесов.
Родина - милая сердцу Россия,
Соль земли и основа основ.
Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству.
Особенность школы, где я веду свою педагогическую деятельность – многонациональность. Поэтому, важнейшей составной частью воспитательного процесса в моем хореографическом коллективе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Даже младший школьник уже прекрасно понимает, что он представляет собой некую индивидуальность. И именно в этом возрасте необходимо сформировать чувство патриотизма не только к своей Родине, но и правильное отношение к стране, где ты живешь и растешь. Поэтому, я создала хореографическую постановку «Мы- это Россия», в которой принимали участие дети разных возрастов..При создании этого номера я объяснила детям, что именно они должны показать зрителям. Россия для каждого разная: для одного - это место, где он родился, он должен гордиться символами своего государства, своим народом; для другого Россия – место, где он живет, учится, где он уважительно относится к языку, обычаям и традициям этой страны.
Главной идеей в танце «Моя Россия» остаются отношения друг к другу, к своим товарищам в настоящей жизни, но главное, что мы все живем и растем в этой стране, мы – одна семья. И каждый из нас может смело сказать: «Мы- это Россия!» (Слайд -ФОТО). Готовя номер, дети знакомились с танцевальными традициями разных народов нашей страны. Танец создан на эстрадной лексике, с использованием спортивных элементов, флагов, и долгое время является нашей визитной карточкой.
Этот номер мы представили на областном конкурсе танцевальных флешмобов «Танцуют все!», где заняли 1 место.(Слайд фото-грамота).С тех пор номер мы демонстрируем очень часто на патриотических акциях или в рамках тематических единых уроков, последний раз к 25-летию Конституции РФ.(Слайд-ФОТО-Конституция)
(Слайд «Тула-земля моя»)
2. Родина - океана безбрежность,
На земле дорогой уголок.
Родина - материнская нежность
И отцовский строгий урок.
Главной идеей следующего танца стала любовь к своему родному городу, к его прошлому, он так и называется «Тула-земля моя». Работу над танцем я всегда начинаю с прослушивания детьми музыкального материала, мне важна реакция детей, их интерес. Разбирая текст песни «Тула-земля моя» ,мы совершили целое путешествие «от петровских времен» до современных событий, здесь и знакомство с тульскими брендами, и героизм туляков-воинов. При создании хореографического образа танцевальная лексика, также как и другие компоненты композиции танца, должна нести в себе идею хореографического произведения, должна способствовать раскрытию главной мысли, которую хореограф попытался высказать своим произведением, поэтому в этом танце сочетаются народные и современные эстрадные танцевальные движения. Приятно наблюдать, как дети проникаются идеей патриотического танца, как стараются донести её до зрителя! И у нас это получилось. С этим номером мы выступали на Всероссийском Международном Фестивале детского и юношеского творчества «Юность»в г. Москве и стали лауреатами 1 степени.(Слайд-ФОТО-грамота). С ним мой коллектив участвовал в рамках благотворительной акции «Белый цветок» перед жителями микрорайона нашего ЦО.(Слайд-ФОТО-танец-грамота)
(Слайд-«Военная плясовая»)
3. Родина - слово святое, вечное,
Как надежда, вера, любовь.
Родина - славой ратной увенчана,
Родина - мирный любимый кров.
Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Поэтому неотъемлемая задача педагога - формирование осознанного отношения к Отечеству, на примере подвигов защитников Родины, поскольку, без этих знаний невозможно полноценно понимать заботы страны, её трудности.
В нашем центре традиционно проходят уроки и концерты к памятным датам Великой Отечественной войны. Поэтому я всегда включаю в ежегодное планирование участие в таких мероприятиях.
Здесь я тесно сотрудничаю с классными руководителями и организаторами концертов, педагогами музыки. Совместная деятельность помогает нам подготовить детей к восприятию военной тематики.
Работая над танцем «Военная плясовая», мне пригодилось то, что почти все участники этого номера, выполняли проект по истории «Мой герой» для школьного музея Боевой славы, и мне лишь пришлось разъяснить, почему на войне для солдат были важны и песня, и танец..Каждому было о ком рассказать в танце, в том числе и мне, ведь два моих прадеда погибли на фронте: один под Москвой, а другой в Сталинградском сражении. Поэтому я сама принимала участие в исполнении этого номера. ,(Слайд-фото)
«Военная плясовая» получила Диплом лауреата 2 степени на международном конкурсе- фестивале «Юность».(Слайд-грамота) Но самая ценная благодарность для меня- это аплодисменты ветеранов, для которых мы выступаем, и каких остается , к сожалению, всё меньше. Композиций на военную тематику в нашем репертуаре несколько, и все они очень тепло принимаются зрителями.(Слайды с концертов)
(Слайд «Моя Россия»)
4. Родина - голос предков далеких,
Их заветы мудрейшие нам.
Родина - рек теченье глубоких,
В зеркале вод отраженный храм.
Хореографическая постановка «Моя Россия» была задумана и осуществлена в прошлом учебном году. Работала над ней старшая группа ансамбля. Замысел танца –показать красоту , духовность и величие нашего российского народа, связь традиций и современности. Отсюда и выбор народной лексики- хоровод. При подготовке номера я показывала детям концертные номера нашего прославленного ансамбля «Берёзка». Мои девочки с интересом изучали движения нового танца, предлагали варианты костюмов.
Главная задачей при подготовке русских танцев я считаю- донести любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Такие занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви к Родине, что в совокупности является источником культуры.
Танцем «Моя Россия» мы открыли торжественную линейку 1 сентября в нашем ЦО.
Этот номер получил одобрение профессионального жюри на Международном конкурсе-фестивале «Таланты без границ», стал Лауреатом и на Городском ежегодном конкурсе-фестивале «Зажги свою звезду».(ФРАГМЕНТ)
(Слайд -фото с отчетных, где много народа)
5. Родина - поле любви бесконечное,
Родина - павших героев кровь.
Родина - слово святое, вечное,
Как надежда, вера, любовь.
Любовь к Родине начинается с любви к своим близким, к своим друзьям, с желания и умения сделать что-то полезное для других.
Почти все участники моего коллектива имеют активную жизненную позицию. Без нас не обходится ни одно массовое мероприятие школы. Дети хорошо и отлично учатся. В настоящее время почти весь старший состав ансамбля является активным участником Российского движения школьников, девочки прошли вожатскую школу, получили награды за свои творческие умения , в том числе и за самый зажигательный танцевальный флешмоб. (Слайд-с РДШ)
Слайд(Я думаю, тебя здесь в народном костюме или что-то в этом роде)
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из важных задач педагога-хореографа. И здесь важно всё- от выбора репертуара, музыкального материала, постановки и отработки движений, до костюмов, которые я придумываю сама. Когда дети видят искренность, они отвечают тем же.
«Как воспеть эту землю под высокими зорями?» -я считаю, и так меня научили родители, что надо просто хорошо делать своё дело.
(Слайд)Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"
Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме...
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....
Патриотическое воспитание школьников средствами хореографии
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Также хореограф...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»
Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....