Школьная риторика(материалы к урокам)
учебно-методический материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
Часть 1-2.
ЧАСТЬ 1. Материал для комплексного анализа текста в ходе интеллектуально-речевого практикума
Читателем не рождаются. Читателем - и навсегда! - становятся, если вовремя попадет в руки интересная книга, такая, что захочется читать еще и еще.
Тому кто совсем не любит читать, не пристрастился к чтению, просто не повезло: не встретилась ему первая книжка, не нашел он заветного ключа в книжное царство... Это большое несчастье. Человек, который живет в нашем читающем мире и не любит читать, чувствует себя ущемленным, отставшим, хуже других...
Но, оказывается, и с книгами точно так же, как с любым учебным предметом: немного старания, немного усилий и терпения, и тебе обязательно откроются книжные богатства...
Важно еще научиться правильно читать!
Когда, например, медленно, внимательно читаешь хорошую книгу, то часто останавливаешься: умная мысль, прекрасное выражение...дельные слова... Хорошо бы запомнить! Но все запомнить трудно, да и не ста нешь же выучивать наизусть...
Нужна общая тетрадь - "ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ". Каждый раз, когда читаешь, встречаешь что-то такое, с чем жаль расстаться, достаешь тетрадь, пишешь имя автора, год издания книги, а потом без всяких формальностей выписываешь все, что тебе кажется важным. Выписк и могут быть разными: иногда дословно, иногда своими словами записываешь наиболее важные положения, фрагменты; а иногда записываешь попутно возникшую мысль - может, и не имеющую прямого отношения к книге, но вызванную чтением ее. Нужно только выработать с вою систему знаков, чтобы потом, через годы, можно было различить, что - цитата, что - пересказ, а что - твоя мысль.После каждой выписки - цифра: страница книги. Если понадобится, всегда найдешь. Так постепенно и собирается твоя КЛАДОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.
/по книге С.Соловейчика "Учение с увлечением"/
Задание для конкурса "Этикетный риторический поступок"
1. Ты приглашен на день рождения к товарищу, с которым познакомился в летнем лагере отдыха. Ты знаешь, что он человек жизнерадостный, с удовольствием занимается спортом. Ты знаешь, что он хотел бы ... Ты решаешь .../Что ему можно подарить? Что пожелать?/
2. Ты стал невольным "участником неприятных событий" /Ю. Олеша/ : - играли с другом в комнате
/в дротики, с мячом и т. п./ и случайно разбили вазу /цветочный горшочек и т. п./; - оставили на диване библиотечную книгу и её погрыз щенок; - задумался, глядя в окно, и не уступил место в транспорте пожилому человеку. Чтобы тебя правильно поняли, ты решаешь...
3. Ты оказался случайным свидетелем того, что как: - ребята из твоего класса обижают малыша и смеются; - ребята из "продленки" ковыряли мозаичное панно, украшающее школьное крыльцо; - ребята из параллельного класса закрывали замочную скважину "жвачкой". Ты решаешь ...
4. На перемене перед уроком ты заметил у дверей класса нового ученика. Ты понял, что в классе "новенький", которому ещё предстоит узнать о школе, о классе, о ваших "правилах". И тогда ты решаешь ...
5. Ты очень заинтересован в том, чтобы:
- мама/папа/ купила/купил/ очередную книжку из полюбившейся тебе серии /"Детский детектив", "Фантастика и приключения", "Обо всем на свете" и т. п./;
- друг разрешил тебе взять новую игру для "Денди";
- мама твоего друга разрешила вам вместе поехать на дачу;
- тренер спортивной секции сообщил тебе правила приема и расписание занятий. И тогда ты решаешь ...
Дидактический материал для конкурса
"Найди этикетные ошибки в речевом поведении героев"
Текст 1
... "Тане дали почитать книгу на один вечер. Она устроилась поудобнее в кресле и начала читать. Тут в прихожей зазвонил телефон.
- Але! - сказала Таня в трубку. -Что вы молчите?! Ну, говорите. Как хотите!... - она быстро положила трубку.
Через минуту опять звонок ... Таня быстро положила книжку открытыми страницами и поспешила к телефону.
- Але!! - раздосадованною крикнула Таня в трубку.
- Ты чего трубку бросаешь? - возмущалась на другом конце Машка, Танина подруга. - Иди скорее ко мне! У меня что есть! Ты ахнешь! ... Ты что молчишь? Ну вот! Никогда с тобой не договоришься!...
Трубка неприятно загудела ...
Текст 2
... "Петя был приглашен на день рождения к Славику, новенькому мальчику из класса.
Он очень торопился, так как знал, опаздывать нехорошо... Он пришел минут за пятнадцать до назначенного срока.
Сильно и торжественно нажал кнопку звонка. За дверью послышалось: "Мама, открой!"... Дверь открылась, и на пороге была, как Петя понял, мама Славика.
- Здрасьте! - произнес Петя. Я к Славику на день рождения ...
- Очень рада! Проходи, раздевайся! Славик сейчас выйдет... Давай я тебе помогу! Мама Славика протянула руку к подарку, но Петя её остановил:
- Я сам!
В прихожую наконец вышел Славик.
- Здравствуй! - поторопился сказать Петя и протянул подарок. И добавил: - Поздравляю с днем рождения!
ЧАСТЬ 2. Конспект урока по жанровой стилистике: Интервью. Особенности жанра.
/после оргмомента/
П.: На предыдущих уроках мы с вами познакомились подробнее с такими распространенным газетным жанром, как интервью. Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. А как вы думаете, почему?
У1.: Интервью помогает выразить точку зрения.
У2.: Интервью притягивает внимание читателей, т.к. всем интересно узнать мнение к-л известного человека.
У3.: Интервью. как правило, - это сжатый, не очень большой по объему текст. И в наше стремительное время его легче и быстрее читать. Все хотят получить информацию как можно быстрее.
П.: На этот вопрос существует множество ответов, но главное вы уловили. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события. Мы уже кое-что знаем об этом интересном жанре, но ещё далеко не всё. Для того, чт обы сделать талантливое, захватывающее интервью /к чему мы и будем стремиться/ необходимо не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять. насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью, связан ные с особенностями журналистской профессии. Эти задачи мы постараемся решить на нашем сегодняшнем уроке.
А начнем мы с очень важного вопроса. Вспомните, что такое интервью?
У1.: Интервью - это информационный диалог.
П.: Два эти слова в определении очень важны, расшифруйте значение определения подробнее.
У.: Диалог предполагает общение двух людей, то есть интервью - это общение, беседа с целью получения какой-либо информации.
П.: Конечно. интервью - это беседа со своим предметом речи. Но вспомните. что интервью - это и устный и письменный жанр, мы записываем ответы собеседника и собственные вопросы, в результате чего получаем письменный текст. Какова структура данного текста, его компоненты и каким способом развертывается предмет речи?
У.: Интервью - это текст. И как во всяком тексте, в нем есть вступление, основная часть и заключение. Предмет речи в этом тексте разворачивается расцвечивания, выявления всё новых и новых сторон предмета речи. Для того, чтобы как можно глубже осветить т ему, корреспондент с помощью более мелких вопросов определяет микротемы данного текста. Таким образом, текст интервью делится на микро-тексты со своими микротемами.
П.: То есть , вопрос в интервью с последующим на него ответом, какими-то уточнениями и обобщениями определяет границы микротекста, входящего в состав интервью. Вспомните, пожалуйста, интервью с режиссером Л. Гайдаем, которое было предложено вам на прошло м уроке. Какова тема этого интервью, как она разворачивается собеседниками в процессе высказывания, то есть назовите микротемы данного текста.
У.: Общая тема интервью с Гайдаем - это разговор о том, трудно ли снимать кино. Затем она как бы суживается, уточняется: хорошее кино снимать трудно. Затем речь идет уже только о том, что самый трудный жанр кино - это комедия.
П.: Мы повторили с вами материал предшествующих двух уроков. Итак, интервью - это текст, со своей темой, состоящей из нескольких микротекстов и микротем, определяющихся по мере развертывания предмета речи. Интервью - это информационный диалог, в создании которого участвуют двое: корреспондент и респондент. Для по нимания темы, авторской задачи, предмета высказывания нам важны в интервью и вопросы корреспондента и ответы респондента. Информацию мы вычерпываем из этих двух составляющих, поэтому свой разговор об интервью мы продолжим и познакомимся с двумя его жанров ыми разновидностями. В за висимости от способов подачи материала и авторской задачи интервью делится на информационное и проблемное. /Учитель обращается к схеме, записанной на доске. Схема записывается учениками в тетрадь/
П.: Итак, каковы же особенности информационного интервью? Давайте обратимся к схеме, нарисованной на плакате /см. в приложении/. На нем схематически изображено то, что в информационном интервью корреспондент и респондент /красная и синяя стрелки/ находятся во взаимозависимости; корреспондент как бы направляет ход мыслей респондента с помощью вопросов, то есть респондент следует за корреспондентом. Эта зависимость напоминает движение часовой и минутной стрелки. Корреспондент развертывает предмет речи, словно веер, это движение напоминает движение циркуля, чертящ его окружность. Это показано на схеме. И развертывание предмета речи происходит с помощью вопросов. позволяющих повернуть предмет речи разными гранями, уловить отдельные микротемы /составляющие предмета речи/. Вспомните интервью с Гайдаем. В информацион ном интервью мы можем свернуть /то есть захватить одну тему/ и развернуть /захватить несколько микротем/ предмет речи. Новым поворотом темы /новым шагом по окружности/ является вопрос, а в результате, в итоге появляется общее содержание, которое мы осозна ем из реплик респондента и вопросов корреспондента. Все это дает нам наиболее полную информацию. Итак, авторская задача в информационном интервью состоит в наиболее полном получении информации от собеседника, решении вопроса совместными усилиями. /Ученик и записывают данный вывод в тетрадь/.
Чтобы на практике увидеть все эти особенности информационнго интервью, мы с вами обратимся к конкретному тексту. /см. текст № 1/
Ваша задача:
- озаглавить текст,
- выделить тему и микротемы,
- разбить текст на диалоговые партии, дополнить недостающими репликами и вопросами, необходимыми для получения информации и понимания текста.
/текст читает учитель, ученики в это время могут пробовать разбить текст на диалоговые реплики/.
П.: Как бы вы озаглавили этот текст?
У.: Трудный возраст.
Наш возраст - знак вопроса.
"Годы юности - самые трудные годы".
П.: О чём этот текст?
У.: Здесь идет речь о юности, о том, что это очень сложное и противоречивое время.
П.: Итак, мы с вами выделили тему и основную мысль данного текста. Давайте попробуем разбить его на диалоговые партии и дополним текст недостающими репликами. Итак, прочитайте, пожалуйста, первую реплику, кому она может принадлежать? Какую функцию она вы полняет? У.: /читает/ "Между детством и взрослостью человек проходит совершенно новый этап развития, решает совершенно особые задачи." Данная реплика принадлежит корреспонденту и служит своеобразным вступлением в этом тексте.
П.: А что представляет собой следующая реплика?
"Наш возраст - сплошной знак вопроса."
У.: Это ответ респондента на вопрос корреспондента.
П.: Вопроса- то как раз и не хватает. А без вопросов нет и интервью. Каким он мог бы быть?
У.: В реплике респондента дается определение нашего возраста, значит, вопрос корреспондента может звучать так: Что такое ваш возраст? Какое определение вы бы дали ему?
П.: Итак, нам не обойтись без вопросов. Вопрос определен верно, и он определяет тему. Такие вопросы в интервью называются тематическими. Запомните, пожалуйста, этот термин. Идем дальше по тексту. Кому принадлежит следующая реплика и что она выражает: "Для тех, кто младше нас, - потому что им непонятно, почему то, что уже можно нам, ещё нельзя им. И для тех, кто старше, наш возраст - тоже знак вопроса!"
У.: Эта реплика принадлежит респонденту. Это снова ответ на вопрос, который как бы разворачивает основную тему. Вопрос может быть таким: "Для кого ваш возраст - сплошной знак вопроса? Для всех?
П.: Этот вопрос носит уточняющий характер, он конкретизирует тему. Это еще одна разновидность вопроса в информационном интервью. Давайте поработаем над следующей репликой и дополним её вопросом.
У.: /читает/ "Потому что далеко не всегда понятно, почему мы делаем не то, ведем себя так, а не иначе... Эта реплика принадлежит респонденту, а предшествует ей вопрос корреспондента. В ответе говорится о том, что молодых мало кто понимает, а взрослые не хо тят посмотреть на своих детей с их же позиций. Поэтому вопрос может быть следующим: "Значит, даже взрослые не готовы вас понять? Но почему?. Это тоже уточняющий вопрос, так как он открывает новую грань в теме.
П.: Кому принадлежит следующая реплика? Нужно ли к ней что-нибудь добавить?
У.: Эта реплика - реплика корреспондента. Она как бы обобщает то, что было сказано в предыдущей реплике респондента. И в то же время, слова корреспондента могут служить вопросом для следующей реплики респондента: "Но и большинство молодых живет, по-моему, в конфликте с собой..." Таким образом, реплика корреспондента может звучать так: "Я согласен с вами. Со взрослыми понятно: они, как правило, помнят свою молодость, и не могут объективно оценить чужие опыты молодости, Но легко ли " жить молодым?"
П.: Обратите внимание, почти каждый вопрос в этом интервью открывает нам новую тему /микро/. Это информационно ёмкое интервью. Легко догадаться, что последняя реплика этого текста принадлежит корреспонденту. Но какую функцию она выполняет?
У.: /читает/ "То есть мудры и справедливы слова немецкого философа И.Канта: "Годы юности самые трудные годы." Эта реп лика содержит основную мысль текста, потому она является его своеобразным итогом, заключением.
П.: Такие реплики и интервью, действительно, называются итожащими. Они могут принадлежать как корреспонденту, так и респонденту. Итак, запишите в тетрадь: в информационном интервью существует три вида вопросов:
- тематические,
-уточняющие,
- итожащие.
Вот основные разновидности вопросов, без которых интервью не может существовать. Давайте проверим, насколько вы уже были подготовлены к этой информации и проверим домашнее задание на сегодняшний урок, где вам было предложено интервью с Л.И.Гайдаем, задат ь ему свои вопросы или задать свои вопросы любому зрителю о кино.
/Проверка домашнего задания./
Итог: общая ошибка - мало уточняющих вопросов, позволяющих еще шире развернуть тему. Хорошие тематические вопросы и итожащие реплики.
П.: Итак, главное в информационном интервью - получить бо лее полную информацию, причем ответы респондента и вопросы корреспондента в отдельности могут составить два самостоятельных. Используя этот прием, легко узнать информационное интервью, отличить его от других разновидностей интервью, в частности, проблемного интервью. Для этого вам надо ответить на следующие вопросы:
а/ какова основная тема, мысль этого текста;
б/ на каких позициях стоят респондент и корреспондент?
в/ как решается основной вопрос в интервью?
Отмечу, что это интервью взято у известного поэта А.Кушнера. /Учитель читает текст № 2/
П.: Итак, какова же основная мысль этого текста, его тема?
У.: Этот текст является своеобразным спором корреспондента и респондента, где обсуждается проблема авторской песни, ос новная мысль заключается в следующем: Авторская песня хороша, если сделана профессионально и талантливо.
У.: Было уже сказано, что - это маленький спор. Корреспон дент и респондент стоят на противоположных позициях, и все же основной вопрос решается. Реплики одного и другого одинаково важны,именно они дают полный ответ на вопрос.Мы в ходе проблемного интервью можем стать на позицию корреспондента или респондента. В основе такого диалога лежит рассуждение. Мы выделяем уже не составляющие предмета речи, а видим возмож ность разной оценки. Посмотрите, в данном тексте сосуществуют две точки зрения на авторскую песню: корреспондент характером своих вопросов доказывает, что авторская песня - это истинная поэзия и музыка; известный поэт А.Кушнер пытается с помощью различных аргументов отстоять свое скептическое мнение на сей счет. Поэтому авторская задача в проблемн ом интервью следующая: определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, осветить ее как можно полнее, показав возможность различной её оценки собеседниками. /Вывод записывается в тетради/.
Давайте обратимся к схеме № 2 на плакате. Посмотрите, теперь наш круг напоминает не часы, как в схеме информационного интервью, а компас. Синяя и красная стрелки /респондент и корреспондент/ направлены в противоположное направление от центра - вопроса. Корреспондент и респондент стоят на разных позициях, пытаются решить проблему разными путями /обратите внимание на стрелки, указывающие на их движение/. Таковы особенности проблемного интервью. В заключение разговора о жанровых разновидностях интервью мне хотелось бы назвать ещё од ну разновидность - интервью-вопрос. Главная цель которого - узнать мнение о каком-либо интересующем нас вопросе у большой группы людей. Главная задача спрашивающего - высказать мнение о .... Наверное вы часто в теле- и радиопередачах встречали примеры интервью-вопроса. Вспомните, что в "Теме" В.Листьева нередко используются заставки, где проводится опрос населения. Вопросы могут быть самыми разными: Что такое любовь? Существует ли загробная жизнь? Политика - это грязное дело или нет? и т. д. Впишите в вашу схему жанровых разновидностей интервью и интервью-вопрос.
Итак, давайте подведем итог нашего урока, уточним наши записи. Каковы жанровые разновидности интервью и задачи автора в каждой из них?
У.: Основных жанровых разновидностей интервью три:
1. интервью-опрос /главная задача - высказать мнение о.../
2. информационное интервью. Авторская задача - наиболее полное получение информации, решение какого-либо вопроса совместными усилиями.
3. проблемное интервью. Авторская задача - определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, показав возможность различной её оценки собеседниками.
П.: Вывод наш получился очень обширным и ёмким. Все виды интервью, которые мы с вами назвали сейчас широко используются. Но мы обратимся к информационному интервью. Но прежде чем обратиться к домашнему заданию, которое будет определять тему вашей работы, мне хотелось бы поговорить немного об особенностях и трудностях журналистской профессии. Этот разговор, конечно, будет связан с жанром интервью. Журналист берет интервью, но мало составить к нему интересные, захватывающие вопросы. Нужно тщательно подготовить себя к тому, что умелое записывание и слушание, отбор нужной информации является не менее важным, чем хорошие вопросы. Конечно, ответы можно записать и на магнитофон, а затем уже выделить из них самое важное. Но тогда утрачивается навык, теряется сп особность быстро анализировать информацию, реагировать на новые повороты темы. Да и сам респондент может не дать согласие на магнитофонную запись разговора, да и магнитофон может выйти из строя. Поэтому журналист должен быть готов ко всяким неожиданностям. Итак, одно из самых важных в профессии журналиста - это умение слышать и слушать. Это умение включает в себя четыре этапа:
- воспринимать информацию,
- перерабатывать информацию,
- отслеживать,
- подводить итог /записать в тетрадь/.
Давайте с вами поговорим, насколько мы умеем слушать и слышать. Я прочитаю вам текст, вы его внимательно послушаете и, не записывая, постарайтесь выделить в тексте основные информационные опоры, без которых смысл текста был бы непонятен. Затем мы сверим наши результаты с результатами, которые записаны на доске. Итак, слушайте внимательно. Текст называется "Психологическая подготовка", поэтому все информационные опоры будут давать информацию о ней. /Учитель читает текст №3/. Ученики выделяют информационны е опоры,затем их результат сравнивается с записью на доске.
П.: Итак, в тексте выделяются следующие информационные опоры:
1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень слож но. Мы об этом с вами говорили на уроках и убедились в справедливости этих слов.
2/ Многие начинающие журналисты не учитывают роль психологической подготовки.
- журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности,
- журналист должен уметь слушать, чтобы вычленять самое главное.
3/ Журналист, кроме владения профессиональными навыками, должен производить хорошее впечатление на собеседника.
4/ Журналист перед интервью должен проиграть множество различных ситуаций, чтобы быть готовым к различным неожиданностям.
Эти требования вы также должны учитывать и не забы вать о роли психологической подготовки журналиста. Но об этом мы подробнее поговорим на следующем уроке.
П.: Общими усилиями мы с вами выделили все информационные опоры, значит слушать и слышать нужную информацию мы умеем, но делаем это недостаточно хорошо. Нужно постоянно работать над этим умением.
А чтобы получать ответы, нужно задавать вопросы. Этим вы и займетесь дома. Вы постараетесь составить вопросы для своего будущего интервью. А тема вам уже знакома. Мы продолжим свой разговор об искусстве и обратимся к разговору о музыке. Вам предлагается три темы вашего будущего интервью, выбирайте наиболее понравившуюся. Выбор собеседника также неограничен: это может быть известный музыкант, артист, политик, ваши друзья, родители, просто прохожие, учителя и т. д.
Не забудьте, что вы составляете вопросы информационного интервью, следовательно, помните о тематических, уточняющих, итожащих вопросах, а также авторской задаче. Вот темы:
1/ Что такое настоящая музыка?
2/ Музыкальный успех - это...
3/ Музыкальный меломан в вашем представлении.
Урок окончен. Учитель объявляет оценки.
Проект записи на доске
Тема: Интервью. Особенности жанра.
В центре доски: Интервью
информационное проблемное интервью-опрос
По бокам доски:
плакаты с изображением схем основных особенностей информационного и проблемного интервью /см. схемы/
На обороте доски:
информационные опоры текста "Психологическая подготовка":
1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень сложно.
2/ Многие журналисты /начинающие/ не учитывают роль психологической подготовки: - журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности, - журналист должен уметь слушать, чтобы вычленить самое главное.
3/ Журналист, кроме владения профессиональными навыками, должен производить хорошее впечатление на собеседника.
4/ Журналист перед интервью должен проиграть множество различных ситуаций, чтобы быть готовым к различным неожиданностям.
Проект записи в тетради
Тема: Интервью. Особенности жанра.
Интервью
информационное проблемное интервью-опрос
Информационное интервью:
Авторская задача в информационном интервью состоит в наиболее полном получении информации от собеседника, решение какого-либо вопроса совместными усилиями. В информационном интервью существует три вида вопросов:
а/ тематические,
б/ уточняющие,
в/ итоговые /итожащие/.
Проблемное интервью:
Авторская задача - определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, показав возможность различной её оценки собеседниками.
Интервью-опрос:
Авторская задача - получить ответ на какой-либо вопрос у большой группы людей. Умение слушать включает в себя 4 этапа:
1/ Воспринять информацию,
2/ Переработать информацию,
3/ Отследить главное,
4/ Подвести итог.
Схема № 1 /информационное интервью /
Текст № 1
Условные обозначения:
К- корреспондент Р- респондент
ут. реплика - уточняющая
и. реплика - итоговая /итожащая/
тем. реплика - тематическая
К. Между детством и взрослостью человек проходит совершенно новый этап развития, решает совершенно особые задачи.
тем. реплика.: Что такое ваш возраст? Какое бы определение вы ему дали?
Р. Наш возраст - сплошной знак вопроса.
К. ут. реплика: Для кого? Для всех?
Р. Для тех, кто младше нас, - потому что им непонятно, почему то, что уже можно нам, ещё нельзя им. И для тех, кто старше, наш возраст - тоже знак вопроса?
К. ут. реплика: Хотите сказать, что взрослые не готовы вас понять? Но почему?
Р. Потому, что далеко не всегда понятно, почему мы делаем не то, ведём себя не так, а не иначе ... К. тем. реплика: Я согласен с вами С взрослыми понятно: они, как правило, помнят свою молодость, и не могут объективно оценить чужие опыты молодости. Но легко ли "жить молодым"?
Р. Но и большинство молодых живет, по-моему, в конфликте с собой, страшно переживая все происходящее с ними и вокруг них.
К. ит. реп. То есть мудры и справедливы слова немецкого философа И.Канта: "Годы юности - самые трудные годы". Текст распечатывается, /1 экземпляр на парту/. Недостающие реплики дописываются самими учениками, в тексте диалоговые партии также не распределены, но между ними при перепечатке остается пробел.
Текст № 2
/ проблемное интервью/
К.: Как вы относитесь к самодеятельной песне ? Александр Кушнир: Я ничего не имею против этого жанра, если договориться, что это особый вид массовой культуры, за редким исключением, к поэзии не имеющий отношения.
К.: позвольте не согласится с вами по поводу последнего! Все мы хорошо знаем, что многие барды по праву считают себя настоящими поэтами!
А.К.: Считают, в том то и дело! У настоящих стихов есть своя мелодия, и они не нуждаются в сопроводительной музыкальной обработке.
К.: Значит, вы думаете, что все, что положено на музыку - это не поэзия! Но как же быть с романсами на стихи Цветаевой, Александра Григорьева, с песнями Высоцкого и Окуджавы?
А.К.: Что касается первых двух, то они никакого отношения к авторской песне не имеют. А Высоцкий и Окуджава - это редкое и приятное исключение. У любительской песни есть еще один сомнительный родственник - советская песня, особый заидеологизированный жанр.
К.: Значит, вы обвиняете любительскую песню в излишнем поклонении идеологии, примитивности?
А.К.: Нет, я никого не обвиняю! Я говорю о профессионализ ме и талантливости. Если авторская песня профессионально и талантливо сделана, то она, действительно, может считаться настоящим искусством.
Текст № 3
Психологическая подготовка
1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень сложно. Для подготовки недостаточно договориться с известным человеком о встрече, выбрать интересную тему, придумать оригинальные вопросы. Даже если все сделано правильно, разговора может и не получится.
2/ Многие журналисты, идя на встречу со своим будущим собеседником, совсем не учитывают роль психологической подготовки. Интервью - это диалог, то есть общение двух людей с целью получить от респондента информацию.
а/ Поэтому журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности.
б/ Журналист должен уметь слушать, чтобы вычленять самое важное, чтобы не запутаться в обилии фактов.
3/ Корреспондент,кроме владения этими профессиональными навыками, должен производить положительное впечатление на собеседника. А оно складывается из множества фактов, например: внешнего вида, интеллектуальных способностей, человеческого обаяния.
4/ Для того, чтобы быть заранее подготовленным к различным неожиданностям в ходе интервью, журналист должен проиграть множество возможных ситуаций. Он, словно актер перед спектаклем, настраивается на свою роль.
/информационные опоры выделены/
Рассосредоточенная подготовка по урокам
Изучение темы "Интервью.Особенности жанра." проводилось в рамках темы "Сложноподчиненные предложения", а именно: "Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем."
Тема: Строение сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем. Схема сложноподчиненного предложения /тема по развитию речи: Понятие интервью. Основные деловые партии/
Лексическая работа:
Работа со словами: /Со значением слов и их частей. Приставка-интер и часть слова-диа/
1. Интервью, интервьюер /как новое/, интервьюировать.
2. Корреспондент, респондент /как новое/.
3. Диалог, реплика.
Лексико-синтаксическая работа:
Комплексный анализ текста /интервью с А.Любимовым/
Вопросы к тексту:
1/ Почему самый интересный жанр - это интервью?
2/ Как автор настраивает собеседника? Зачем?
3/ Если такой была ответная реплика, то каким будет вопрос? /сравнить как это сделано у автора/ /Главное понять, что вопрос - это свернутый ответ, а ответ - развернутый вопрос/
Домашнее задание:
Подобрать /из любых газет, журналов/ два интервью, у которых было бы или интересное выступление или оригинальные вопросы и ответы /т.е. постараться доказать, чем вас привлекло именно это интервью/. Обратить внимание на профессию, возраст, социальное положение респондента. Составить схемы к сложноподчиненным предложениям, которые встретятся в тексте интервью.
Урок закрепления нового материала:
Тема по русскому языку: Строение сложноподчиненного предложения. Пунктуация сложноподчиненных предложений. Схемы сложноподчиненных предложений.
Тема по развитию речи: понятие диалога как микротекста: тема, основная мысль, понятие предмета речи.
Лексическая работа : микротема, микротекст.
Лексико-синтаксическая работа: комплексный анализ текста /интервью с Л.Гайдаем/
Вопросы к тексту:
1/ Какова тема этого текста? какова основная мысль этого текста?
2/ Как развертывается тема, предмет речи в процессе высказывания? /понятие микротемы и микротекста/
3/ Вывод: Какова структура любого интервью? /состоит из отдельных микротем, которые определяют границы микротекста в основе интервью/
/Композиционные особенности интервью/
Из каких частей может состоять текст интервью?
Вступление, основная часть /где развертывается предмет речи/, итог интервью /заключение//.
Домашнее задание:
1/ Продолжите интервью с Л.И.Гайдаем, о чем бы вы ещё спросили неизвестного режиссера. или
2/ Задайте свои вопросы зрителям о кино.
/Пояснить, что должны быть общие вопросы /называющие предмет речи/ и вопросы детальные /составляющие предмет речи//
Урок по жанровой стилистике:
/см. конспект/
Интервью. Особенности жанра. /без темы по русскому языку/
Домашнее задание:
Составить вопросы по одной из трех предложенных тем.
Урок подготовки к сочинению-интервью:
1/ Анализ домашних вопросов с точки зрения их полноты и детальности.
2/ Формирование умения смоделировать ситуацию интервью.
3/ Оценка разыгранной ситуации с точки зрения оптимальности психологической пристройки /визуальный контакт, поза, жесты, расстояние между собеседниками/.
4/ Обобщение знаний о жанровых особенностях информационного интервью /анализ текста-эталона/ + работа над композиционными особенностями интервью, разновидности вступления и заключения.
5/ Составление памятки, необходимой при написании интервью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.
Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время физические упражнения широко используются, как эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и профилактики пограничных состояний ч...
"Школьные экологические проблемы на уроке математики"
Школьные экологические проблемы на уроке математики...
Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»
В данной работе представлены теоретическое обоснование и практические советы на тему:«Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»...
Школьные экологические проблемы на уроке математики
Данная разработка урока показывает возможности использования задач экологической направленности на уроках математики....
"Школьная жизнь в Великобритании" урок английского языка в 5 классе
Урок английского языка в 5 классе...
Применение школьных проверочных работ на уроках физики
Применение школьных проверочных работ на уроках физики...