Школьная риторика(материалы к урокам)
учебно-методический материал (5 класс)

Ивойлова Елизавета Андреевна

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_ritorika.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
Часть 1-2.

 

ЧАСТЬ 1. Материал для комплексного анализа текста в ходе интеллектуально-речевого практикума

Читателем не рождаются. Читателем - и навсегда! - становятся, если вовремя попадет в руки интересная книга, такая, что захочется читать еще и еще.

Тому кто совсем не любит читать, не пристрастился к чтению, просто не повезло: не встретилась ему первая книжка, не нашел он заветного ключа в книжное царство... Это большое несчастье. Человек, который живет в нашем читающем мире и не любит читать, чувствует себя ущемленным, отставшим, хуже других...

Но, оказывается, и с книгами точно так же, как с любым учебным предметом: немного старания, немного усилий и терпения, и тебе обязательно откроются книжные богатства...

Важно еще научиться правильно читать!

Когда, например, медленно, внимательно читаешь хорошую книгу, то часто останавливаешься: умная мысль, прекрасное выражение...дельные слова... Хорошо бы запомнить! Но все запомнить трудно, да и не ста нешь же выучивать наизусть...

Нужна общая тетрадь - "ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ". Каждый раз, когда читаешь, встречаешь что-то такое, с чем жаль расстаться, достаешь тетрадь, пишешь имя автора, год издания книги, а потом без всяких формальностей выписываешь все, что тебе кажется важным. Выписк и могут быть разными: иногда дословно, иногда своими словами записываешь наиболее важные положения, фрагменты; а иногда записываешь попутно возникшую мысль - может, и не имеющую прямого отношения к книге, но вызванную чтением ее. Нужно только выработать с вою систему знаков, чтобы потом, через годы, можно было различить, что - цитата, что - пересказ, а что - твоя мысль.После каждой выписки - цифра: страница книги. Если понадобится, всегда найдешь. Так постепенно и собирается твоя КЛАДОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

/по книге С.Соловейчика "Учение с увлечением"/

Задание для конкурса "Этикетный риторический поступок"

1. Ты приглашен на день рождения к товарищу, с которым познакомился в летнем лагере отдыха. Ты знаешь, что он человек жизнерадостный, с удовольствием занимается спортом. Ты знаешь, что он хотел бы ... Ты решаешь .../Что ему можно подарить? Что пожелать?/

2. Ты стал невольным "участником неприятных событий" /Ю. Олеша/ : - играли с другом в комнате
/в дротики, с мячом и т. п./ и случайно разбили вазу /цветочный горшочек и т. п./; - оставили на диване библиотечную книгу и её погрыз щенок; - задумался, глядя в окно, и не уступил место в транспорте пожилому человеку. Чтобы тебя правильно поняли, ты решаешь...

3. Ты оказался случайным свидетелем того, что как: - ребята из твоего класса обижают малыша и смеются; - ребята из "продленки" ковыряли мозаичное панно, украшающее школьное крыльцо; - ребята из параллельного класса закрывали замочную скважину "жвачкой". Ты решаешь ...

4. На перемене перед уроком ты заметил у дверей класса нового ученика. Ты понял, что в классе "новенький", которому ещё предстоит узнать о школе, о классе, о ваших "правилах". И тогда ты решаешь ...

5. Ты очень заинтересован в том, чтобы:

- мама/папа/ купила/купил/ очередную книжку из полюбившейся тебе серии /"Детский детектив", "Фантастика и приключения", "Обо всем на свете" и т. п./;

- друг разрешил тебе взять новую игру для "Денди";

- мама твоего друга разрешила вам вместе поехать на дачу;

- тренер спортивной секции сообщил тебе правила приема и расписание занятий. И тогда ты решаешь ...

 

Дидактический материал для конкурса
"Найди этикетные ошибки в речевом поведении героев"

Текст 1

... "Тане дали почитать книгу на один вечер. Она устроилась поудобнее в кресле и начала читать. Тут в прихожей зазвонил телефон.

- Але! - сказала Таня в трубку. -Что вы молчите?! Ну, говорите. Как хотите!... - она быстро положила трубку.

Через минуту опять звонок ... Таня быстро положила книжку открытыми страницами и поспешила к телефону.

- Але!! - раздосадованною крикнула Таня в трубку.

- Ты чего трубку бросаешь? - возмущалась на другом конце Машка, Танина подруга. - Иди скорее ко мне! У меня что есть! Ты ахнешь! ... Ты что молчишь? Ну вот! Никогда с тобой не договоришься!...

Трубка неприятно загудела ...

Текст 2

... "Петя был приглашен на день рождения к Славику, новенькому мальчику из класса.

Он очень торопился, так как знал, опаздывать нехорошо... Он пришел минут за пятнадцать до назначенного срока.

Сильно и торжественно нажал кнопку звонка. За дверью послышалось: "Мама, открой!"... Дверь открылась, и на пороге была, как Петя понял, мама Славика.

- Здрасьте! - произнес Петя. Я к Славику на день рождения ...

- Очень рада! Проходи, раздевайся! Славик сейчас выйдет... Давай я тебе помогу! Мама Славика протянула руку к подарку, но Петя её остановил:

- Я сам!

В прихожую наконец вышел Славик.

- Здравствуй! - поторопился сказать Петя и протянул подарок. И добавил: - Поздравляю с днем рождения!

ЧАСТЬ 2. Конспект урока по жанровой стилистике: Интервью. Особенности жанра.
/после оргмомента/

П.: На предыдущих уроках мы с вами познакомились подробнее с такими распространенным газетным жанром, как интервью. Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. А как вы думаете, почему?

У1.: Интервью помогает выразить точку зрения.

У2.: Интервью притягивает внимание читателей, т.к. всем интересно узнать мнение к-л известного человека.

У3.: Интервью. как правило, - это сжатый, не очень большой по объему текст. И в наше стремительное время его легче и быстрее читать. Все хотят получить информацию как можно быстрее.

П.: На этот вопрос существует множество ответов, но главное вы уловили. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события. Мы уже кое-что знаем об этом интересном жанре, но ещё далеко не всё. Для того, чт обы сделать талантливое, захватывающее интервью /к чему мы и будем стремиться/ необходимо не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять. насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью, связан ные с особенностями журналистской профессии. Эти задачи мы постараемся решить на нашем сегодняшнем уроке.

А начнем мы с очень важного вопроса. Вспомните, что такое интервью?

У1.: Интервью - это информационный диалог.

П.: Два эти слова в определении очень важны, расшифруйте значение определения подробнее.

У.: Диалог предполагает общение двух людей, то есть интервью - это общение, беседа с целью получения какой-либо информации.

П.: Конечно. интервью - это беседа со своим предметом речи. Но вспомните. что интервью - это и устный и письменный жанр, мы записываем ответы собеседника и собственные вопросы, в результате чего получаем письменный текст. Какова структура данного текста, его компоненты и каким способом развертывается предмет речи?

У.: Интервью - это текст. И как во всяком тексте, в нем есть вступление, основная часть и заключение. Предмет речи в этом тексте разворачивается расцвечивания, выявления всё новых и новых сторон предмета речи. Для того, чтобы как можно глубже осветить т ему, корреспондент с помощью более мелких вопросов определяет микротемы данного текста. Таким образом, текст интервью делится на микро-тексты со своими микротемами.

П.: То есть , вопрос в интервью с последующим на него ответом, какими-то уточнениями и обобщениями определяет границы микротекста, входящего в состав интервью. Вспомните, пожалуйста, интервью с режиссером Л. Гайдаем, которое было предложено вам на прошло м уроке. Какова тема этого интервью, как она разворачивается собеседниками в процессе высказывания, то есть назовите микротемы данного текста.

У.: Общая тема интервью с Гайдаем - это разговор о том, трудно ли снимать кино. Затем она как бы суживается, уточняется: хорошее кино снимать трудно. Затем речь идет уже только о том, что самый трудный жанр кино - это комедия.

П.: Мы повторили с вами материал предшествующих двух уроков. Итак, интервью - это текст, со своей темой, состоящей из нескольких микротекстов и микротем, определяющихся по мере развертывания предмета речи. Интервью - это информационный диалог, в создании которого участвуют двое: корреспондент и респондент. Для по нимания темы, авторской задачи, предмета высказывания нам важны в интервью и вопросы корреспондента и ответы респондента. Информацию мы вычерпываем из этих двух составляющих, поэтому свой разговор об интервью мы продолжим и познакомимся с двумя его жанров ыми разновидностями. В за висимости от способов подачи материала и авторской задачи интервью делится на информационное и проблемное. /Учитель обращается к схеме, записанной на доске. Схема записывается учениками в тетрадь/

П.: Итак, каковы же особенности информационного интервью? Давайте обратимся к схеме, нарисованной на плакате /см. в приложении/. На нем схематически изображено то, что в информационном интервью корреспондент и респондент /красная и синяя стрелки/ находятся во взаимозависимости; корреспондент как бы направляет ход мыслей респондента с помощью вопросов, то есть респондент следует за корреспондентом. Эта зависимость напоминает движение часовой и минутной стрелки. Корреспондент развертывает предмет речи, словно веер, это движение напоминает движение циркуля, чертящ его окружность. Это показано на схеме. И развертывание предмета речи происходит с помощью вопросов. позволяющих повернуть предмет речи разными гранями, уловить отдельные микротемы /составляющие предмета речи/. Вспомните интервью с Гайдаем. В информацион ном интервью мы можем свернуть /то есть захватить одну тему/ и развернуть /захватить несколько микротем/ предмет речи. Новым поворотом темы /новым шагом по окружности/ является вопрос, а в результате, в итоге появляется общее содержание, которое мы осозна ем из реплик респондента и вопросов корреспондента. Все это дает нам наиболее полную информацию. Итак, авторская задача в информационном интервью состоит в наиболее полном получении информации от собеседника, решении вопроса совместными усилиями. /Ученик и записывают данный вывод в тетрадь/.

Чтобы на практике увидеть все эти особенности информационнго интервью, мы с вами обратимся к конкретному тексту. /см. текст № 1/

Ваша задача:

- озаглавить текст,

- выделить тему и микротемы,

- разбить текст на диалоговые партии, дополнить недостающими репликами и вопросами, необходимыми для получения информации и понимания текста.

/текст читает учитель, ученики в это время могут пробовать разбить текст на диалоговые реплики/.

П.: Как бы вы озаглавили этот текст?

У.: Трудный возраст.

Наш возраст - знак вопроса.

"Годы юности - самые трудные годы".

П.: О чём этот текст?

У.: Здесь идет речь о юности, о том, что это очень сложное и противоречивое время.

П.: Итак, мы с вами выделили тему и основную мысль данного текста. Давайте попробуем разбить его на диалоговые партии и дополним текст недостающими репликами. Итак, прочитайте, пожалуйста, первую реплику, кому она может принадлежать? Какую функцию она вы полняет? У.: /читает/ "Между детством и взрослостью человек проходит совершенно новый этап развития, решает совершенно особые задачи." Данная реплика принадлежит корреспонденту и служит своеобразным вступлением в этом тексте.

П.: А что представляет собой следующая реплика?

"Наш возраст - сплошной знак вопроса."

У.: Это ответ респондента на вопрос корреспондента.

П.: Вопроса- то как раз и не хватает. А без вопросов нет и интервью. Каким он мог бы быть?

У.: В реплике респондента дается определение нашего возраста, значит, вопрос корреспондента может звучать так: Что такое ваш возраст? Какое определение вы бы дали ему?

П.: Итак, нам не обойтись без вопросов. Вопрос определен верно, и он определяет тему. Такие вопросы в интервью называются тематическими. Запомните, пожалуйста, этот термин. Идем дальше по тексту. Кому принадлежит следующая реплика и что она выражает: "Для тех, кто младше нас, - потому что им непонятно, почему то, что уже можно нам, ещё нельзя им. И для тех, кто старше, наш возраст - тоже знак вопроса!"

У.: Эта реплика принадлежит респонденту. Это снова ответ на вопрос, который как бы разворачивает основную тему. Вопрос может быть таким: "Для кого ваш возраст - сплошной знак вопроса? Для всех?

П.: Этот вопрос носит уточняющий характер, он конкретизирует тему. Это еще одна разновидность вопроса в информационном интервью. Давайте поработаем над следующей репликой и дополним её вопросом.

У.: /читает/ "Потому что далеко не всегда понятно, почему мы делаем не то, ведем себя так, а не иначе... Эта реплика принадлежит респонденту, а предшествует ей вопрос корреспондента. В ответе говорится о том, что молодых мало кто понимает, а взрослые не хо тят посмотреть на своих детей с их же позиций. Поэтому вопрос может быть следующим: "Значит, даже взрослые не готовы вас понять? Но почему?. Это тоже уточняющий вопрос, так как он открывает новую грань в теме.

П.: Кому принадлежит следующая реплика? Нужно ли к ней что-нибудь добавить?

У.: Эта реплика - реплика корреспондента. Она как бы обобщает то, что было сказано в предыдущей реплике респондента. И в то же время, слова корреспондента могут служить вопросом для следующей реплики респондента: "Но и большинство молодых живет, по-моему, в конфликте с собой..." Таким образом, реплика корреспондента может звучать так: "Я согласен с вами. Со взрослыми понятно: они, как правило, помнят свою молодость, и не могут объективно оценить чужие опыты молодости, Но легко ли " жить молодым?"

П.: Обратите внимание, почти каждый вопрос в этом интервью открывает нам новую тему /микро/. Это информационно ёмкое интервью. Легко догадаться, что последняя реплика этого текста принадлежит корреспонденту. Но какую функцию она выполняет?

У.: /читает/ "То есть мудры и справедливы слова немецкого философа И.Канта: "Годы юности самые трудные годы." Эта реп лика содержит основную мысль текста, потому она является его своеобразным итогом, заключением.

П.: Такие реплики и интервью, действительно, называются итожащими. Они могут принадлежать как корреспонденту, так и респонденту. Итак, запишите в тетрадь: в информационном интервью существует три вида вопросов:

- тематические,

-уточняющие,

- итожащие.

Вот основные разновидности вопросов, без которых интервью не может существовать. Давайте проверим, насколько вы уже были подготовлены к этой информации и проверим домашнее задание на сегодняшний урок, где вам было предложено интервью с Л.И.Гайдаем, задат ь ему свои вопросы или задать свои вопросы любому зрителю о кино.

/Проверка домашнего задания./

Итог: общая ошибка - мало уточняющих вопросов, позволяющих еще шире развернуть тему. Хорошие тематические вопросы и итожащие реплики.

П.: Итак, главное в информационном интервью - получить бо лее полную информацию, причем ответы респондента и вопросы корреспондента в отдельности могут составить два самостоятельных. Используя этот прием, легко узнать информационное интервью, отличить его от других разновидностей интервью, в частности, проблемного интервью. Для этого вам надо ответить на следующие вопросы:

а/ какова основная тема, мысль этого текста;

б/ на каких позициях стоят респондент и корреспондент?

в/ как решается основной вопрос в интервью?

Отмечу, что это интервью взято у известного поэта А.Кушнера. /Учитель читает текст № 2/

П.: Итак, какова же основная мысль этого текста, его тема?

У.: Этот текст является своеобразным спором корреспондента и респондента, где обсуждается проблема авторской песни, ос новная мысль заключается в следующем: Авторская песня хороша, если сделана профессионально и талантливо.

У.: Было уже сказано, что - это маленький спор. Корреспон дент и респондент стоят на противоположных позициях, и все же основной вопрос решается. Реплики одного и другого одинаково важны,именно они дают полный ответ на вопрос.Мы в ходе проблемного интервью можем стать на позицию корреспондента или респондента. В основе такого диалога лежит рассуждение. Мы выделяем уже не составляющие предмета речи, а видим возмож ность разной оценки. Посмотрите, в данном тексте сосуществуют две точки зрения на авторскую песню: корреспондент характером своих вопросов доказывает, что авторская песня - это истинная поэзия и музыка; известный поэт А.Кушнер пытается с помощью различных аргументов отстоять свое скептическое мнение на сей счет. Поэтому авторская задача в проблемн ом интервью следующая: определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, осветить ее как можно полнее, показав возможность различной её оценки собеседниками. /Вывод записывается в тетради/.

Давайте обратимся к схеме № 2 на плакате. Посмотрите, теперь наш круг напоминает не часы, как в схеме информационного интервью, а компас. Синяя и красная стрелки /респондент и корреспондент/ направлены в противоположное направление от центра - вопроса. Корреспондент и респондент стоят на разных позициях, пытаются решить проблему разными путями /обратите внимание на стрелки, указывающие на их движение/. Таковы особенности проблемного интервью. В заключение разговора о жанровых разновидностях интервью мне хотелось бы назвать ещё од ну разновидность - интервью-вопрос. Главная цель которого - узнать мнение о каком-либо интересующем нас вопросе у большой группы людей. Главная задача спрашивающего - высказать мнение о .... Наверное вы часто в теле- и радиопередачах встречали примеры интервью-вопроса. Вспомните, что в "Теме" В.Листьева нередко используются заставки, где проводится опрос населения. Вопросы могут быть самыми разными: Что такое любовь? Существует ли загробная жизнь? Политика - это грязное дело или нет? и т. д. Впишите в вашу схему жанровых разновидностей интервью и интервью-вопрос.

Итак, давайте подведем итог нашего урока, уточним наши записи. Каковы жанровые разновидности интервью и задачи автора в каждой из них?

У.: Основных жанровых разновидностей интервью три:

1. интервью-опрос /главная задача - высказать мнение о.../

2. информационное интервью. Авторская задача - наиболее полное получение информации, решение какого-либо вопроса совместными усилиями.

3. проблемное интервью. Авторская задача - определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, показав возможность различной её оценки собеседниками.

П.: Вывод наш получился очень обширным и ёмким. Все виды интервью, которые мы с вами назвали сейчас широко используются. Но мы обратимся к информационному интервью. Но прежде чем обратиться к домашнему заданию, которое будет определять тему вашей работы, мне хотелось бы поговорить немного об особенностях и трудностях журналистской профессии. Этот разговор, конечно, будет связан с жанром интервью. Журналист берет интервью, но мало составить к нему интересные, захватывающие вопросы. Нужно тщательно подготовить себя к тому, что умелое записывание и слушание, отбор нужной информации является не менее важным, чем хорошие вопросы. Конечно, ответы можно записать и на магнитофон, а затем уже выделить из них самое важное. Но тогда утрачивается навык, теряется сп особность быстро анализировать информацию, реагировать на новые повороты темы. Да и сам респондент может не дать согласие на магнитофонную запись разговора, да и магнитофон может выйти из строя. Поэтому журналист должен быть готов ко всяким неожиданностям. Итак, одно из самых важных в профессии журналиста - это умение слышать и слушать. Это умение включает в себя четыре этапа:

- воспринимать информацию,

- перерабатывать информацию,

- отслеживать,

- подводить итог /записать в тетрадь/.

Давайте с вами поговорим, насколько мы умеем слушать и слышать. Я прочитаю вам текст, вы его внимательно послушаете и, не записывая, постарайтесь выделить в тексте основные информационные опоры, без которых смысл текста был бы непонятен. Затем мы сверим наши результаты с результатами, которые записаны на доске. Итак, слушайте внимательно. Текст называется "Психологическая подготовка", поэтому все информационные опоры будут давать информацию о ней. /Учитель читает текст №3/. Ученики выделяют информационны е опоры,затем их результат сравнивается с записью на доске.

П.: Итак, в тексте выделяются следующие информационные опоры:

1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень слож но. Мы об этом с вами говорили на уроках и убедились в справедливости этих слов.

2/ Многие начинающие журналисты не учитывают роль психологической подготовки.

- журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности,

- журналист должен уметь слушать, чтобы вычленять самое главное.

3/ Журналист, кроме владения профессиональными навыками, должен производить хорошее впечатление на собеседника.

4/ Журналист перед интервью должен проиграть множество различных ситуаций, чтобы быть готовым к различным неожиданностям.

Эти требования вы также должны учитывать и не забы вать о роли психологической подготовки журналиста. Но об этом мы подробнее поговорим на следующем уроке.

П.: Общими усилиями мы с вами выделили все информационные опоры, значит слушать и слышать нужную информацию мы умеем, но делаем это недостаточно хорошо. Нужно постоянно работать над этим умением.

А чтобы получать ответы, нужно задавать вопросы. Этим вы и займетесь дома. Вы постараетесь составить вопросы для своего будущего интервью. А тема вам уже знакома. Мы продолжим свой разговор об искусстве и обратимся к разговору о музыке. Вам предлагается три темы вашего будущего интервью, выбирайте наиболее понравившуюся. Выбор собеседника также неограничен: это может быть известный музыкант, артист, политик, ваши друзья, родители, просто прохожие, учителя и т. д.

Не забудьте, что вы составляете вопросы информационного интервью, следовательно, помните о тематических, уточняющих, итожащих вопросах, а также авторской задаче. Вот темы:

1/ Что такое настоящая музыка?

2/ Музыкальный успех - это...

3/ Музыкальный меломан в вашем представлении.

Урок окончен. Учитель объявляет оценки.

Проект записи на доске

Тема: Интервью. Особенности жанра.

В центре доски: Интервью

информационное проблемное интервью-опрос

По бокам доски:

плакаты с изображением схем основных особенностей информационного и проблемного интервью /см. схемы/

На обороте доски:

информационные опоры текста "Психологическая подготовка":

1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень сложно.

2/ Многие журналисты /начинающие/ не учитывают роль психологической подготовки: - журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности, - журналист должен уметь слушать, чтобы вычленить самое главное.

3/ Журналист, кроме владения профессиональными навыками, должен производить хорошее впечатление на собеседника.

4/ Журналист перед интервью должен проиграть множество различных ситуаций, чтобы быть готовым к различным неожиданностям.

Проект записи в тетради

Тема: Интервью. Особенности жанра.

Интервью

информационное проблемное интервью-опрос

Информационное интервью:

Авторская задача в информационном интервью состоит в наиболее полном получении информации от собеседника, решение какого-либо вопроса совместными усилиями. В информационном интервью существует три вида вопросов:

а/ тематические,

б/ уточняющие,

в/ итоговые /итожащие/.

Проблемное интервью:

Авторская задача - определить авторскую позицию, решить какую-либо проблему, показав возможность различной её оценки собеседниками.

Интервью-опрос:

Авторская задача - получить ответ на какой-либо вопрос у большой группы людей. Умение слушать включает в себя 4 этапа:

1/ Воспринять информацию,

2/ Переработать информацию,

3/ Отследить главное,

4/ Подвести итог.

Схема № 1 /информационное интервью /

Текст № 1

Условные обозначения:

К- корреспондент Р- респондент

ут. реплика - уточняющая

и. реплика - итоговая /итожащая/

тем. реплика - тематическая

К. Между детством и взрослостью человек проходит совершенно новый этап развития, решает совершенно особые задачи.

тем. реплика.: Что такое ваш возраст? Какое бы определение вы ему дали?

Р. Наш возраст - сплошной знак вопроса.

К. ут. реплика: Для кого? Для всех?

Р. Для тех, кто младше нас, - потому что им непонятно, почему то, что уже можно нам, ещё нельзя им. И для тех, кто старше, наш возраст - тоже знак вопроса?

К. ут. реплика: Хотите сказать, что взрослые не готовы вас понять? Но почему?

Р. Потому, что далеко не всегда понятно, почему мы делаем не то, ведём себя не так, а не иначе ... К. тем. реплика: Я согласен с вами С взрослыми понятно: они, как правило, помнят свою молодость, и не могут объективно оценить чужие опыты молодости. Но легко ли "жить молодым"?

Р. Но и большинство молодых живет, по-моему, в конфликте с собой, страшно переживая все происходящее с ними и вокруг них.

К. ит. реп. То есть мудры и справедливы слова немецкого философа И.Канта: "Годы юности - самые трудные годы". Текст распечатывается, /1 экземпляр на парту/. Недостающие реплики дописываются самими учениками, в тексте диалоговые партии также не распределены, но между ними при перепечатке остается пробел.

Текст № 2

/ проблемное интервью/

К.: Как вы относитесь к самодеятельной песне ? Александр Кушнир: Я ничего не имею против этого жанра, если договориться, что это особый вид массовой культуры, за редким исключением, к поэзии не имеющий отношения.

К.: позвольте не согласится с вами по поводу последнего! Все мы хорошо знаем, что многие барды по праву считают себя настоящими поэтами!

А.К.: Считают, в том то и дело! У настоящих стихов есть своя мелодия, и они не нуждаются в сопроводительной музыкальной обработке.

К.: Значит, вы думаете, что все, что положено на музыку - это не поэзия! Но как же быть с романсами на стихи Цветаевой, Александра Григорьева, с песнями Высоцкого и Окуджавы?

А.К.: Что касается первых двух, то они никакого отношения к авторской песне не имеют. А Высоцкий и Окуджава - это редкое и приятное исключение. У любительской песни есть еще один сомнительный родственник - советская песня, особый заидеологизированный жанр.

К.: Значит, вы обвиняете любительскую песню в излишнем поклонении идеологии, примитивности?

А.К.: Нет, я никого не обвиняю! Я говорю о профессионализ ме и талантливости. Если авторская песня профессионально и талантливо сделана, то она, действительно, может считаться настоящим искусством.

Текст № 3

Психологическая подготовка

1/ Всем известно, что хорошее интервью сделать очень сложно. Для подготовки недостаточно договориться с известным человеком о встрече, выбрать интересную тему, придумать оригинальные вопросы. Даже если все сделано правильно, разговора может и не получится.

2/ Многие журналисты, идя на встречу со своим будущим собеседником, совсем не учитывают роль психологической подготовки. Интервью - это диалог, то есть общение двух людей с целью получить от респондента информацию.

а/ Поэтому журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности.

б/ Журналист должен уметь слушать, чтобы вычленять самое важное, чтобы не запутаться в обилии фактов.

3/ Корреспондент,кроме владения этими профессиональными навыками, должен производить положительное впечатление на собеседника. А оно складывается из множества фактов, например: внешнего вида, интеллектуальных способностей, человеческого обаяния.

4/ Для того, чтобы быть заранее подготовленным к различным неожиданностям в ходе интервью, журналист должен проиграть множество возможных ситуаций. Он, словно актер перед спектаклем, настраивается на свою роль.

/информационные опоры выделены/

Рассосредоточенная подготовка по урокам

Изучение темы "Интервью.Особенности жанра." проводилось в рамках темы "Сложноподчиненные предложения", а именно: "Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем."

Тема: Строение сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем. Схема сложноподчиненного предложения /тема по развитию речи: Понятие интервью. Основные деловые партии/

Лексическая работа:

Работа со словами: /Со значением слов и их частей. Приставка-интер и часть слова-диа/

1. Интервью, интервьюер /как новое/, интервьюировать.

2. Корреспондент, респондент /как новое/.

3. Диалог, реплика.

Лексико-синтаксическая работа:

Комплексный анализ текста /интервью с А.Любимовым/

Вопросы к тексту:

1/ Почему самый интересный жанр - это интервью?

2/ Как автор настраивает собеседника? Зачем?

3/ Если такой была ответная реплика, то каким будет вопрос? /сравнить как это сделано у автора/ /Главное понять, что вопрос - это свернутый ответ, а ответ - развернутый вопрос/

Домашнее задание:

Подобрать /из любых газет, журналов/ два интервью, у которых было бы или интересное выступление или оригинальные вопросы и ответы /т.е. постараться доказать, чем вас привлекло именно это интервью/. Обратить внимание на профессию, возраст, социальное положение респондента. Составить схемы к сложноподчиненным предложениям, которые встретятся в тексте интервью.

Урок закрепления нового материала:

Тема по русскому языку: Строение сложноподчиненного предложения. Пунктуация сложноподчиненных предложений. Схемы сложноподчиненных предложений.

Тема по развитию речи: понятие диалога как микротекста: тема, основная мысль, понятие предмета речи.

Лексическая работа : микротема, микротекст.

Лексико-синтаксическая работа: комплексный анализ текста /интервью с Л.Гайдаем/

Вопросы к тексту:

1/ Какова тема этого текста? какова основная мысль этого текста?

2/ Как развертывается тема, предмет речи в процессе высказывания? /понятие микротемы и микротекста/

3/ Вывод: Какова структура любого интервью? /состоит из отдельных микротем, которые определяют границы микротекста в основе интервью/

/Композиционные особенности интервью/

Из каких частей может состоять текст интервью?

Вступление, основная часть /где развертывается предмет речи/, итог интервью /заключение//.

Домашнее задание:

1/ Продолжите интервью с Л.И.Гайдаем, о чем бы вы ещё спросили неизвестного режиссера. или

2/ Задайте свои вопросы зрителям о кино.

/Пояснить, что должны быть общие вопросы /называющие предмет речи/ и вопросы детальные /составляющие предмет речи//

Урок по жанровой стилистике:
/см. конспект/

Интервью. Особенности жанра. /без темы по русскому языку/

Домашнее задание:

Составить вопросы по одной из трех предложенных тем.

Урок подготовки к сочинению-интервью:

1/ Анализ домашних вопросов с точки зрения их полноты и детальности.

2/ Формирование умения смоделировать ситуацию интервью.

3/ Оценка разыгранной ситуации с точки зрения оптимальности психологической пристройки /визуальный контакт, поза, жесты, расстояние между собеседниками/.

4/ Обобщение знаний о жанровых особенностях информационного интервью /анализ текста-эталона/ + работа над композиционными особенностями интервью, разновидности вступления и заключения.

5/ Составление памятки, необходимой при написании интервью.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время физические упражнения широко ис­пользуются, как  эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и  профилактики пограничных состояний  ч...

"Школьные экологические проблемы на уроке математики"

Школьные экологические проблемы на уроке математики...

Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»

В данной работе представлены теоретическое обоснование и практические советы на тему:«Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»...

Школьные экологические проблемы на уроке математики

Данная разработка урока показывает возможности использования задач экологической направленности на уроках математики....

Применение школьных проверочных работ на уроках физики

Применение школьных проверочных работ на уроках физики...