урок истории Тема: Изобретение древности
занимательные факты (5 класс)

образовательное событие, 5 класс история Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx88.43 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие 2019г.

Внеклассное мероприятие

 по истории Древнего мира по теме: « Изобретения древности»

Цель: Повысить самостоятельную работу школьников на уроке истории.

Задачи:

-развивать умение работы с историческими источниками

-развивать умение работы с картографическим материалом

-развивать способности решать творческие задачи, представлять результаты деятельности в разных формах.

Ход внеклассного мероприятия

    I.Вступительное слово учителя:

                 Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашем образовательном событии. Сегодня у нас необычное мероприятие. Все ребята разбиты на 4 группы. Наши гости входят в состав жюри. Мой помощник Карманова Лера. Я всем нам сегодня желаю удачи. Итак, мы начинаем.

  1. Показ фильма «Ералаш»: «Изобретатель»
  2. Вопросы учащимся:

 - Просмотрев данный фильм как вы думаете, о чем пойдет речь у нас с вами сегодня? (о изобретениях);

 - Как вы думаете, какие задачи стоят сегодня перед нами?  

     А)Вспомнить изобретения древности;

     Б)расширить свои знания о изобретениях.

  1. Слово учителя: Изобретения – это занятия не только современных людей. Изобретениями люди занимались с древности.  Изучая историю древних государств, мы говорили с вами о том, какие изобретения были сделаны в той или иной стране. Давайте вспомним некоторые из них.
  2. Презентация на тему: «Изобретения древности»

III Варианты заданий

Задание №1

          На листе ватмана расположить картинки с изобретениями, которые соответствуют данной стране. (1 мин.)

              Проверка задания.

Приложение №1

           Среди всех изобретателей древности, самыми талантливыми были китайские изобретатели. Они на 1000 лет раньше, чем европейцы сделали множество изобретений. Давайте о некоторых из них вспомним.

Задание №2

Загадки

Группа 1.

Во времена далеких царей великий вождь Хуанди повел молодых воинов на борьбу с разбойником Чию. Перед боем Чию стал колдовать. Вся земля покрылась таким густым туманом, что солдаты вождя заблудились. И тогда Хуанди придумал инструмент, который и в тумане всегда указывал одно направление, и назвал его «железная колесница, которая сама стремится к югу».

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

( компас) + сообщение

Группа 2.

Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилась и захотела выбросить его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И тогда жена вождя взяла бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

( шелк) + сообщение

Группа 3.

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.

– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

  Чай + сообщение

Группа 4.

Самый распространенный материал для письма? (бумага) + сообщение

К сведению:

Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

Задание №6

Конкурс  капитанов

        Медицина. Даны тексты и вопросы к ним. Нужно ответить на вопросы. Приложение №2

Задание №3

 «Чёрный ящик».

1. Он – кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий
Белое зерно даёт.
У него такой каприз:
Очень любит воду … 

2. С той и с этой стороны, 
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.

3. Сначала только как с лекарством
Со мной считались иногда.
Теперь ни дня не начинают
Все люди мира без меня.
Я родом вышел из Китая,
Но лучшие мои сорта
Назвали именем соседки,
Так не забыли про меня.

4. Считается, что (она) была изобретена китайцем Цай Лунемв 105 году до н.э. путём смешивания волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. После высушивания и разглаживания массы получался тонкий и прочныйпласт легкого материала. Производство постепенно улучшалось и пройдя сквозь века, она предстала перед нами такой, какой мы и привыкли её видеть – легкой, тонкой и белоснежной.


Ответы:
1. Рис.
2. Шахматы.
3. Чай.

4. бумага

Задание №4

Задача №1.

              Для письма египтяне использовали папирус, который они изготавливали из растений. Тонкие желтоватые листы папируса склеивали в длинные полосы-свитки. Почему египтяне не сшивали листы?

Ответ: папирус-очень тонкий материал, его нельзя складывать, как складывают листы в современных книгах. Поэтому листы папируса египтяне склеивали в длинные полосы и сворачивали в трубки(свитки).

Задача №2.

Все знают, что сутки принято делить на 24 часа. В какой стране Древнего мира это сделали впервые?

Ответ: впервые делить сутки на 24 часа стали древние египтяне.

Задача №3.

      Жители этой страны Древнего мира широко использовали глину: делали из неё кирпичи, посуду, осветительные лампы, игрушки, гробы и даже книги( точнее, таблички, на которых писали). Здесь даже возник миф о том, что Бог создал человека, вылепив его из глины. Что это за страна?

Ответ: Междуречье или Древнее Двуречье.

Задача №4

         В один из дней путешествия финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу острова. Купцы, собираясь пообедать, развели костёр. Вместо камней, на которые можно было поставить котелки, они использовали куски каменной соды с корабля. Огонь был очень сильным, так что сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра начали течь прозрачные струйки жидкости. Что таким образом изобрели финикийцы?

Ответ: финикийцы таким образом изобрели стекло.

Задача №6.

      Путешественник, вернувшийся на родину из Индии, рассказал своим товарищам, какая это удивительная страна. Он утверждал, что там на кустах растёт белая шерсть. К тому же индийцы добывают мёд без всяких пчёл, они выжимают сок из тростника, уваривают его, сок становится твёрдым, сладким, хрустит на зубах. Друзья не поверили путешественнику и назвали его вруном. Был ли путешественник на самом деле вруном? О чём он рассказывал?

Ответ: путешественник не лгал, он рассказывал о хлопке и сахаре, которые ещё не были известны в Европе. 

Задача №7.

     В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название "Ханаан". Название же "Финикия" этой стране дали греки. "Финикийцы" по-гречески означает "красноватые". Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответ: "Финикийцы" по-гречески означает "красноватые", а точнее "красящие в багряный (пурпурный цвет)", природную краску, которую широко применяли представители этого народа.

Задача №8.

      Более трех тысяч лет назад В Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие годы. напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне ученики, едва только начав учиться - проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст. Чем можно объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах в древности?

Ответ: У финикийцев существовал алфавит.

Задание №5

Задание: письменность

Название страны

Название письма

(если есть)

Знаки письма

Материал для письма и чем писали

Египет

иероглифы

папирус

Двуречье

клинопись

иероглифы

Глиняные дощечки, палочкой

Финикия

алфавит

Согласные буквы

папирус

Индия

иероглифы

Дощечки из листьев пальм

Китай

иероглифы

Бамбуковые дощечки, бумага

Греция

алфавит

Согласные и гласные буквы

На папирусе, глиняных табличках, на табличках, покрытых воском костяной или стальной палочкой (стиль)

Приложение №3

Задание №6

Проверка задания по медицине (конкурс капитанов)

Минутка релаксации под музыку древнего Китая (динамическая пауза)

Первое упражнение:

Ладони в кулак, локти согнуть и раскачиваться вправо и влево. 10 раз.

(Это упражнение укрепляет и улучшает работу внутренних органов, укрепляет позвоночник).

Второе упражнение:

Двумя пальцами вверх, вниз тереть уши.

(Это упражнение возбуждает кору головного мозга).

Третье упражнение:

Потереть наружные стороны больших пальцев рук, чтобы они согрелись, после этого потереть крылья носа.

(Это упражнение предотвращает насморк и улучшает кровообращение верхних дыхательных путей).

Четвертое упражнение:

Ладонью левой руки, взявшись за правое плечо, провести 10 круговых движений.

(Улучшает кровообращение)

Пятое упражнение:

Закрыть глаза, средним пальцем рук потереть друг о друга, чтобы разогрелись, затем слегка растереть верхние веки глаз и брови.

(это упражнение предохраняет от заболеваемости глаз и успокаивает нервную систему).

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Задание №7

Изобретения древности сегодня.

  1. Команда: Написать  финикийцам и грекам письмо с благодарностью за придуманный ими алфавит.

  1. Команда:  Работа с контурной картой и атласом (стр. 18).

А). На контурной карте изобразить Великий шёлковый путь.

Б). Используя атлас назовите города, через которые проходил Великий шёлковый путь.

В). Чтобы вы посоветовали приобрести европейцу в разных местах  по пути следования каравана.

  1. Команда: решить исторические задачи:

Задачи для 5-го класса по истории древнего мира.

1.В 2004 г. до н.э. купец из г. Ур отправился с торговым караваном

в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой?

2.По преданиям ,первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394г. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?

Ответы .

1.)2004+40=2044г. до н.э. (родился купец)

     2004+1=2005г. до н.э. (родился сын)

     2004-3=2001г. до н.э.(купец вернулся домой)

2.)776+394=1170

  1. Команда:

1. Работа с компасом.  Определить стороны горизонта: Север, Запад, Юг, Восток.

2.Разгадать ребус. (папирус)

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/10/23/k_59ee18ed2c31e/434095_3.png

IV. Подведение итогов жюри.

  1. Команда: Написать  финикийцам и грекам письмо с благодарностью за придуманный ими алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Изобретения" в 9-м классе. Английский язык + информатика

Интегрированный урок по теме "Изобретения" проводился мной совместно с учителем информатики Андреевой О.А. в рамках районного семинара для руководителей ОУ Невского раона г.Санкт-Петербурга. Учащиеся ...

Разработка урока по теме:"Изобретения и открытия в Древнем Китае".

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе....

Разработка урока истории. Тема: Двоевластие: от февраля к октябрю.

Разработанный  урок  предназначен  для  учеников  старшего класса. Тема  урока охватывает самый  судьбоносный и  трагический  период истории  нашей ...

Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"

Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....

8 класс Урок истории ТЕМА Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

Класс 8Урок историяТЕМА  1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.  Человек в изменившемся мире: новые проблемы...

Урок по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха».

Урок-исследование по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха»....

Открытый урок по теме: "Путешественники древности"

Предмет: географияУровень образования: основное общее образованиеТема:  «Путешественники древности».Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения урока: Участник...