Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме
Программа направлена на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей;
- формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
- расширение двигательного опыта посредством использования и освоения физических упражнений;
- воспитание волевых качеств личности обучающихся;
- развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое совершенствование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ СОШ №918
Методическая разработка
на тему:
«Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность»
Конспект
Подготовила:
Кононыхина Елена Анатольевна
инструктор, учитель физической культуры ГУ СОШ №918
Москва, 2011 г.
1.Цели и задачи.Перед каждым занятием ставлю конкретную цель, и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятий, выбор методов, средств, обучения и воспитания, способов организации занимающихся.
Цель учебной программы — углубленное обучение детей комплексу теоретических знаний и практических умений в рамках образовательной программы по физической культуре.
Программа направлена на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей;
- формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
- расширение двигательного опыта посредством использования и освоения физических упражнений;
- воспитание волевых качеств личности обучающихся;
- развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое совершенствование.
2. Уроки.
Уроки физической культуры в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные на которых учитель ставит задачи учебной работы в начале изучения определенного раздела, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе).
Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся.
3. Задачи физического воспитания:
В образовательные задачи ставлю обучение детей выполнению различных упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о терминологии, используемой в спортивной жизни, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала!
Параллельно с образовательными ставлю оздоровительные задачи, решение которых в последние годы становится одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях физической культуры является задача, но формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными. В подготовительной части занятий основной биологической задачей считаю подготовку организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно – двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока).
В заключительной части урока использую успокаивающие упражнения (ходьба умеренный бег, упражнения на расслабления).
4. Методика проведения основной части.
В этой части урока решаются основные задачи, связанные с формированием у учащихся определенных двигательных навыков и развития физических качеств. Очень важно для каждого конкретного урока определить соотношение нового и освоенного ранее материала. Нельзя перегружать урок новым учебным материалом. Отсутствие нового в уроке также отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, снижает интерес учащихся, рассредоточивает их внимание.
Этапы и методы обучения упражнениям по физической культуре.
Обучение упражнениям в рамках урока по физической культуре условно можно разделить на три тесно связанных между собой этапа. Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемом упражнении (ориентировочной основы). Приступая к обучению, я прежде всего должна познакомить учащихся с терминологическим названием упражнения. При работе с учениками обязательна демонстрация осваиваемого упражнения, т. е. показ.
Большую помощь в создании предварительного представления об изучаемом упражнении могут оказать и различные наглядные пособия (схемы, рисунки, макеты и т. п.).
Основными задачами второго этапа обучения, этапа разучивания, являются выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнения представлений об изучаемом упражнении и устранение ошибок.
Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения, что дает возможность перейти к третьему этапу обучения — этапу закрепления и совершенствования упражнения.
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Так, например, на первом этапе обучения преимущественное использование получают словесный метод и метод показа. На этапе непосредственного разучивания упражнений наиболее широкое распространение получил метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению на относительно самостоятельные движения без существенного искажения его основной структуры.
Разновидностью метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением. Вторым основным методом в обучении гимнастическим упражнениям является метод расчлененного разучивания, который предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению. При освоении некоторых упражнений, особенно опорных прыжков, используется разновидность метода расчлененного разучивания — метод решения частных двигательных задач. Он отличается от первого тем, что в этом случае подбирается серия учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, дается серия упражнений для освоения приземления, отталкивания от мостика, отталкивания от снаряда и.т.д.
Большой интерес в обучении упражнениям представляет метод программированного обучения, для осуществления которого предварительно разрабатывается обучающая программа, в которой предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т. п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому.
Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа. Методика предписаний разработана доктором педагогических наук, профессором А. М. Шлеминым и его учениками.
Методика предписаний алгоритмического типа опирается на все методы и приемы обучения, применяемые в физическом воспитании.
Такой подход к проблеме обучения двигательным действиям, особенно школьников и юных спортсменов, позволяет решать задачи физического воспитания детей комплексно. При разработке предписаний алгоритмического типа можно придерживаться следующей последовательности:
- Указать название изучаемого упражнения.
- Дать описание техники его выполнения, сопровождая рисунками или схемами, отражающими основные действия и положения тела.
- Подготовить задания для проверки готовности учащихся к освоению изучаемого двигательного действия. Такие задания могут быть направлены на выявление знаний технической основы и наличия у занимающихся соответствующей двигательной базы, позволяющей приступить к изучению материала обучающей программы. Проверка готовности имеет при этом определенное значение, так как она направлена на выявление ориентировочной основы двигательного действия, которому предстоит обучить занимающихся. Указать название изучаемого упражнения.
- Дать описание техники его выполнения, сопровождая рисунками или схемами, отражающими основные действия и положения тела
- Подготовить задания для проверки готовности учащихся к освоению изучаемого упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....
Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села
На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности и в олимпиадах.
Общие показатели динамики участия и результативности учащихся в мероприятиях познавательной, научно-исследовательской и творческой направленности различных уровней....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....
Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность"
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование инт...