Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"
рабочая программа (11 класс) по теме

Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти требования являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому дополнительный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения учащихся, особенно  формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации выпускника

Усвоение программы данного курса позволит учащимся 11 классов приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами, умению публично выступать, проводить дискуссии.

 

Цели  курса:

• познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования;

• способствовать развитию мировоззренческого потенциала.

 

Задачи:

• научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований;

• сформировать понятие о сущности научно-исследовательской деятельности;

• создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;

• способствовать овладению методологией научного познания;

• научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;

• выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;

• создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_issledovat_deyat.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти требования являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому дополнительный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения учащихся, особенно  формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации выпускника

Усвоение программы данного курса позволит учащимся 11 классов приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами, умению публично выступать, проводить дискуссии.

Цели  курса:

• познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования;

• способствовать развитию мировоззренческого потенциала.

Задачи:

• научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований;

• сформировать понятие о сущности научно-исследовательской деятельности;

• создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;

• способствовать овладению методологией научного познания;

• научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;

• выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;

• создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.

В результате обучения учащиеся

должны овладеть знаниями о:

• методах проведения научных исследований;

• основных этапах проведения научных исследований;

• основных признаках научного стиля речи.

Освоив курс, ученики должны уметь:

• самостоятельно писать рефераты, доклады;

• делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;

• работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;

• формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования;

• оформлять научно-исследовательскую работу;

• выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии.

 Элективный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 раз в неделю.

Содержание программы

  1. Введение (1час)

Предмет, содержание, задачи и структура элективного курса «Основы научно-исследовательской работы». Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ.

  1. Основные термины и понятия (1час) (см. глоссарий)

  1. Наука - элемент цивилизации (5 часов)

Работа  с источниками. Научные принципы оценки событий и явлений. Организация научной деятельности. Выявление проблемы исследования. Источники научных исследований (Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки). Система научной информации (Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели).

Работа  с источниками. (Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и обработка полученных материалов. Составление библиографии)

  1. Формы и способы записи обработанной информации (9 часов)  

Научный стиль речи. Научный реферат. Научная статья. Рецензирование.

Выписки. Тезисы. Цитирование. Отчет. Конспект. Глоссарий.  

 

  1. Методы как путь исследования (7часов)

Метод проведения эксперимента, опыта. Общенаучные методы. Методы исторического исследования. Методы лингвистического исследования.  Методы социолингвистики. Методы сравнения, аналогии и моделирования. Математические методы обработки и представления полученных данных.

  1. Научно-исследовательская работа (4 часа)

Этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы. Оформление научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).

  1. Подготовка и произнесение научного доклада (6 часов)

Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Структура научного доклада. Рекомендации по технике речи.

Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии.

Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада.

Учебно-тематический план

Название раздела и темы

Количество часов

Форма контроля

всего

лекций

практических

1.

Введение.

1

1

-

беседа

2.

Основные термины и понятия.

1

1

-

тест

3.

Наука  - элемент цивилизации.

  • Научные принципы оценки событий и явлений.

  • Организация научной деятельности. Выявление проблемы исследования.

  • Источники научных исследований.

  • Система научной информации.

  • Работа  с источниками.

5

1

1

1

1

1

4,5


1

1

1

1

0,5

0,5

-

-

-

-

0,5

беседа

4.

Формы и способы записи обработанной информации.

  • Научный стиль речи.

  • Научный реферат.

  • Научная статья. Рецензирование.

  • Выписки. Тезисы. Цитирование.

  • Отчет. Конспект. Глоссарий.

9

1

2

2

2

2

5

1

1

1

1

1

4

-

1

1

1

1

тест, выступления

5.

Методы как путь исследования.

  • Метод проведения эксперимента, опыта.

  • Общенаучные методы.

  • Методы исторического исследования.

  • Методы лингвистического исследования.  

  • Методы социолингвистики.

  • Методы сравнения, аналогии и моделирования.

  • Математические методы обработки и представления полученных данных.

7

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

тест

6.

Научно-исследовательская работа.

  • Этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи.

  • Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование.

  • Аргументированность выводов. Новизна работы.

  • Оформление научной работы.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

-

-

-

-

-

беседа

7.

Подготовка и произнесение научного доклада.

  • Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Структура научного доклада.

  • Рекомендации по технике речи.

  • Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии.

  • Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада.

6

2

1

2

1

3

1

0,5

1

0,5

3

1

0,5

1

0,5

выступления

8.

Итоговое занятие по курсу

1

-

1

зачет

Итого

34

25,5

8,5

Глоссарий

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Алгоритм – предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

Анализ - это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого. При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий. Синтез - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д.

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Аналогия – это сходство каких-либо признаков объектов, которые в общем не тождественны.

Аргументы – это проверенные положения, которыми пользуются при обосновании тезиса. Различают несколько видов аргументов:

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Ведущий замысел - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

 Деятельность –  специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания.

Доказательство – это приведение аргументов в пользу истинности или ложности рассматриваемого положения, мысли, утверждения.

Знание – результат познания действительности, получивший подтверждение в практике.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация

релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

обзорная -  вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, срок исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Конспект - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов.

Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Метод исследования - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение – это результирующее суммирование признаков фактов, объектов и т.п., рассматриваемых в данном случае, и формирование на этой основе результирующего вывода.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема исследования - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес. Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен.

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Тезис – это положение, истинность которого необходимо доказать. Вокруг тезиса должно происходить всё рассуждение.

Тезисы - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами.

Тема исследования - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Учебно-научный доклад - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения.

Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Форма доказательства - способ логической связи между тезисом и аргументом. В основу такой связи могут быть положены индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Список литературы

  1.  «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Борзенко В. И., Обухов А. С.
  2. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2009.
  3. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. – М.: Первое сентября, русский язык № 17-24.
  4. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2010.
  5. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2009.
  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  8. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.
  9. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  10. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  11. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.— М.: Народное образование, 2009.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки.

www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru— обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.

www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской»,

www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Введение в политологию"

Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...

Программа элективного курса "Введение в бионеорганическую и биоорганическую химия", соавтор Т.В.Груздева

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля....

Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии....

Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии....

Программа элективного курса «Введение в политологию».

Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Целью курса является повышение политической грамотности уч...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...