Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"
рабочая программа (11 класс) по теме
Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти требования являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому дополнительный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения учащихся, особенно формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации выпускника
Усвоение программы данного курса позволит учащимся 11 классов приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами, умению публично выступать, проводить дискуссии.
Цели курса:
• познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования;
• способствовать развитию мировоззренческого потенциала.
Задачи:
• научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований;
• сформировать понятие о сущности научно-исследовательской деятельности;
• создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
• способствовать овладению методологией научного познания;
• научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
• выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
• создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_issledovat_deyat.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти требования являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому дополнительный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения учащихся, особенно формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации выпускника
Усвоение программы данного курса позволит учащимся 11 классов приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами, умению публично выступать, проводить дискуссии.
Цели курса:
• познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования;
• способствовать развитию мировоззренческого потенциала.
Задачи:
• научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований;
• сформировать понятие о сущности научно-исследовательской деятельности;
• создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
• способствовать овладению методологией научного познания;
• научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
• выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
• создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.
В результате обучения учащиеся
должны овладеть знаниями о:
• методах проведения научных исследований;
• основных этапах проведения научных исследований;
• основных признаках научного стиля речи.
Освоив курс, ученики должны уметь:
• самостоятельно писать рефераты, доклады;
• делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
• работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
• формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования;
• оформлять научно-исследовательскую работу;
• выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии.
Элективный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Содержание программы
- Введение (1час)
Предмет, содержание, задачи и структура элективного курса «Основы научно-исследовательской работы». Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ.
- Основные термины и понятия (1час) (см. глоссарий)
- Наука - элемент цивилизации (5 часов)
Работа с источниками. Научные принципы оценки событий и явлений. Организация научной деятельности. Выявление проблемы исследования. Источники научных исследований (Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки). Система научной информации (Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели).
Работа с источниками. (Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и обработка полученных материалов. Составление библиографии)
- Формы и способы записи обработанной информации (9 часов)
Научный стиль речи. Научный реферат. Научная статья. Рецензирование.
Выписки. Тезисы. Цитирование. Отчет. Конспект. Глоссарий.
- Методы как путь исследования (7часов)
Метод проведения эксперимента, опыта. Общенаучные методы. Методы исторического исследования. Методы лингвистического исследования. Методы социолингвистики. Методы сравнения, аналогии и моделирования. Математические методы обработки и представления полученных данных.
- Научно-исследовательская работа (4 часа)
Этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы. Оформление научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).
- Подготовка и произнесение научного доклада (6 часов)
Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Структура научного доклада. Рекомендации по технике речи.
Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии.
Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела и темы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | лекций | практических | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | - | беседа |
2. | Основные термины и понятия. | 1 | 1 | - | тест |
3. | Наука - элемент цивилизации.
| 5 1 1 1 1 1 | 4,5
1 1 1 0,5 | 0,5 - - - - 0,5 | беседа |
4. | Формы и способы записи обработанной информации.
| 9 1 2 2 2 2 | 5 1 1 1 1 1 | 4 - 1 1 1 1 | тест, выступления |
5. | Методы как путь исследования.
| 7 1 1 1 1 1 1 1 | 7 1 1 1 1 1 1 1 | - - - - - - - - | тест |
6. | Научно-исследовательская работа.
| 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | - - - - - | беседа |
7. | Подготовка и произнесение научного доклада.
| 6 2 1 2 1 | 3 1 0,5 1 0,5 | 3 1 0,5 1 0,5 | выступления |
8. | Итоговое занятие по курсу | 1 | - | 1 | зачет |
Итого | 34 | 25,5 | 8,5 |
Глоссарий
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Алгоритм – предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
Анализ - это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого. При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий. Синтез - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д.
Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Аналогия – это сходство каких-либо признаков объектов, которые в общем не тождественны.
Аргументы – это проверенные положения, которыми пользуются при обосновании тезиса. Различают несколько видов аргументов:
Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Ведущий замысел - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания.
Доказательство – это приведение аргументов в пользу истинности или ложности рассматриваемого положения, мысли, утверждения.
Знание – результат познания действительности, получивший подтверждение в практике.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.
Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация
релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, срок исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Конспект - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов.
Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Метод исследования - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования.
Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Обобщение – это результирующее суммирование признаков фактов, объектов и т.п., рассматриваемых в данном случае, и формирование на этой основе результирующего вывода.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.
Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема исследования - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес. Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен.
Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Тезис – это положение, истинность которого необходимо доказать. Вокруг тезиса должно происходить всё рассуждение.
Тезисы - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами.
Тема исследования - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/.
Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Учебно-научный доклад - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения.
Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Форма доказательства - способ логической связи между тезисом и аргументом. В основу такой связи могут быть положены индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Список литературы
- «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Борзенко В. И., Обухов А. С.
- Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2009.
- Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. – М.: Первое сентября, русский язык № 17-24.
- Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2010.
- Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2009.
- Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.
- Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
- Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.— М.: Народное образование, 2009.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки.
www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru— обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской»,
www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся
www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Введение в политологию"
Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...
Программа элективного курса "Введение в бионеорганическую и биоорганическую химия", соавтор Т.В.Груздева
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля....
Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии....
Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии....
Программа элективного курса «Введение в политологию».
Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Целью курса является повышение политической грамотности уч...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочая программа по элективному курсу «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся при решении уравнений с параметрами» 10-11 класс
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класс...