Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Начально-техническое моделирование"
рабочая программа
Реализация Программы "Начально-техническое моделирование" на всем периоде обучения происходит по разнообразной тематике. На занятиях обучающиеся конструируют из разного материала летающие модели, моделируют технические объекты из разных конструкторов, делают поделки и подарки, совершают всевозможные интересные экскурсии на выставки технического творчества, проводят опытно-экспериментальную и исследовательскую работу, участвуют в конкурсах, выставках, олимпиадах, знакомятся с методами решения творческих и изобретательских задач, делают коллективные и собственные проектные работы, и т.д. Формы и методы обучения, примененные в Программе, способствуют всестороннему развитию личности, т.е. способствуют формированию умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» Г.КАЛУГИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Директор МБОУ ДО
Протокол №____от ___________20 г. «Центр «Красная Звезда» г.Калуги
___________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НАЧАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
возраст детей: 5-14 лет педагог дополнительного образования
срок реализации: 2 года Ломкина Нина Васильевна
Калуга
2019 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» - это Программа технической направленности.
В современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, нередко еще в дошкольном возрасте проявляются у них явные технические наклонности [1, с. 7]. Данная Программа направлена на поддержание познавательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, развитие технического кругозора и воспитание интереса к техническому творчеству.
Программа «Начально-техническое моделирование» предполагает освоение материала на двух уровнях. Первый уровень предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы, это конструирование, которое направлено на формирование и развитие технических способностей обучающихся. Второй уровень является основополагающим, это самостоятельное конструирование и моделирование изделий, которое предполагает формирование навыков на уровне практического применения.
- Актуальность программы
Реализация данной Программы на всем периоде обучения происходит по разнообразной тематике. На занятиях обучающиеся конструируют из разного материала летающие модели (начиная с наипростейших и заканчивая моделированием действующих летающих авиамоделей), моделируют технические объекты из разных конструкторов, делают поделки и подарки, совершают всевозможные интересные экскурсии на выставки технического творчества, проводят опытно-экспериментальную и исследовательскую работу, участвуют в конкурсах, выставках, олимпиадах, знакомятся с методами решения творческих и изобретательских задач, делают коллективные и собственные проектные работы, и т.д. Формы и методы обучения, примененные в Программе, способствуют всестороннему развитию личности, т.е. способствуют формированию умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи.
Занятия начально-техническим моделированием помогают обучающимся получать дополнительные знания, умения и навыки для совершенствования творческих способностей, развивать интерес к науке и технике, способствуют развитию мотивации к творческому поиску, техническому мышлению.
- Новизна программы
Новизна Программы заключается в том, что содержание Программы направлено на всестороннее развитие творческой личности в доступной и увлекательной форме.
Дети могут применять полученные навыки и практический опыт вне занятий в объединении уже на первом году обучения, например: самостоятельно смоделировать модель самолета, произвести его балансировку и запустить модель, или смоделировать творческую поделку из доступного материала. На втором году обучения появляется новый раздел обучения «Мир электроники», который позволяет детям не только узнать о маленьком разделе физики - электронике, как об экспериментальной науке, но и применить свои знания на практике.
- Педагогическая целесообразность Программы
Начально-техническое моделирование – одно из направлений детского технического творчества. Процесс моделирования может быть разным, всё зависит от вида модели, ее размеров, масштаба и назначения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предоставляет большую возможность для адаптации и подготовки детей дошкольного возраста к школе, а детям младшего и среднего школьного возраста помогает расширить кругозор, укрепить ответственность, и содействует приобретению полезных в жизни навыков всем обучающимся.
Выбранные формы и методы проведения занятий разнообразны и периодичны, они позволяют заинтересовать обучающихся в дальнейшем обучении. Например, изучение раздела программы «Мир электроники», путем опытно-экспериментальной деятельности, дает детям опыт по сборке и созданию схем, активизирует их творческую деятельность на создание собственных творческих проектов, которые они могут изготовить на основе ранее полученной практической деятельности первого года обучения в объединении. Процесс работы над созданием светящейся модели, технической электрифицированной игрушки, взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодолением трудностей, развитием интереса в творческо-технической области.
Проведение исследовательской деятельности не только дает знания и закрепляет их, но и дает возможность почувствовать себя маленьким исследователем в большом мире. Творческие проектные работы позволяют детям реализовать свои фантазии, почувствовать себя маленьким гением, конструктором, изобретателем, и не важно, что это уже кем-то сконструировано или изобретено, главное это собственное изделие, смоделированное с определенной целью и по собственному замыслу, своими руками.
Занятия предусматривают не только работу в кабинете, но и подвижные игры, тренировки и соревнования (в спортивном зале или на свежем воздухе). Познавательные и развивающие игры требуют умения думать, размышлять, прививают навыки логического мышления (сравнение, анализ, вывод и т.д.), учат поддерживать друг друга, воспитывают чувства коллективизма, взаимную поддержку.
- Цель Программы
Цель программы:
- развитие творческих способностей и начального конструкторского мышления у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в процессе освоения азов конструирования и моделирования, изготовления различных моделей несложных объектов и поделок, простейших электрифицированных игрушек.
- формирование творческой личности, владеющей техническими знаниями, умениями и навыками в области начально-технического моделирования.
Цель программы реализуется решением следующих задач:
Обучающая:
-формировать графические знания на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели; самостоятельно работать с развертками, шаблонами, технологическими картами; навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
-обучить знаниям и навыкам безопасной работы с инструментом;
-обучить знаниям и навыкам безопасной работы с бумагой, картоном, полимерными материалами и клеевыми композициями;
-обучить приемам и технологии изготовления/сборки простейших авиамоделей;
-обучить изготовлению действующих летающих авиамоделей;
-обучить приемам и технологии изготовления работ различными методами и способами;
-обучить элементарным основам электротехнических работ
-обучить основам электромоделирования
Воспитательная:
-воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию и чувство удовлетворения от собственной работы;
-формировать личность творческую и самостоятельную, способную к техническому творчеству;
-воспитывать уважение к труду
Развивающая:
-развивать самостоятельность, ответственность, навыки конструирования и рационализаторства; аналитические способности, глазомер и мелкую моторику рук, быстроту реакции; усердие, терпение в работе над моделью и освоении знаний; волевые качества; развить навыки к техническому, конструкторскому и изобретательскому мышлению
Направленность программы: техническая
Тип программы: модифицированная
- Сроки реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Начально-техническое моделирование» рассчитана на два года обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста (5 – 14 лет). Численность обучающихся в группе 12-15 человек.
Форма и режим занятий
Программа предполагает различные формы работы обучающихся:
- коллективная;
- групповая (по форме теоретических, практических и тренировочных занятий);
- самостоятельная (осуществляется обучающимися в форме усвоения теоретического материала, чтения литературы, процесса изготовления различных моделей, регулировке и настройке авиамоделей).
Режим проведения занятий
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в неделю |
1 год | 144 | 4 | 2 |
2 год | 216 | 6 | 2 |
- Прогнозируемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу 1 года обучения:
- овладеют знаниями в части графической культуры на начальном уровне:
- смогут читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели техники
- смогут самостоятельно работать с развертками, шаблонами
- получат навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов
- овладеют знаниями и навыками безопасной работы с инструментами
- овладеют знаниями и навыками безопасной работы с бумагой, картоном, полимерными материалами и клеевыми композициями
- овладеют приемам и технологиями:
- изготовления простейших авиамоделей
- сборки простейших авиамоделей
- изготовления несложных поделок
- получат навыки изготовления действующих летающих авиамоделей
- будет развита(ы):
- способность определять расстояния (глазомер)
- мелкая моторика рук
- быстрота реакции
- усердие
- терпение в работе над технической моделью и освоении знаний
- аналитические способности
- волевые качества
- будет сформирована(но):
- дисциплинированность
- ответственность
- социальное поведение
- самоорганизация
- уважение к труду
Обучающиеся, освоившие программу 2 года обучения:
- научатся собирать и анализировать схемы простого уровня сложности
- смогут самостоятельно работать с развертками, шаблонами, технологическими картами и инструкциями
- овладеют знаниями и навыками безопасной работы с инструментами
- овладеют приемам и технологиями:
- изготовления и сборки простейших авиамоделей
- сборки готовых авиамоделей по инструкции
- изготовления поделок с различными элементами соединений
- сборки простейшей электрической цепи
- получат навыки изготовления действующих летающих авиамоделей
- получат знания элементарной основы электромонтажного труда
- будут сформированы навыки конструирования и рационализаторства
- будет развита(ы):
- способность определять расстояния (глазомер)
- мелкая моторика рук
- быстрота реакции
- усердие
- терпение в работе над моделью и освоении знаний
- аналитические способности
- умение выбирать и обосновывать вид деятельности
- волевые качества
- будет сформирована(но):
- дисциплинированность
- ответственность
- социальное поведение
- самоорганизация
- творческая и самостоятельная личность, способная к техническому творчеству
- уважение к труду
- Формы и виды подведения итогов
- кроссворды на слова и термины по ранее пройденному материалу
- загадки на слова и термины по ранее пройденному материалу
- игры-испытания (на точность, на дальность полета, на длительность полета)
- самоанализ изготовленных моделей (достоинства и недостатки)
- коллективный анализ выполненных работ
- самоанализ достигнутых результатов в играх-испытаниях моделей,
- мини соревнования
- открытые занятия для родителей
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Разделы Программы и темы занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I | Введение в образовательную программу «Начально-техническое моделирование» | 2 | 2 | - |
1.1 | Цели и задачи курса обучения | 1 | 1 | - |
1.2 | Обзор творческих работ обучающихся объединения | 1 | 1 | - |
II | Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Материалы, применяемые в Начально-техническом моделировании. Правила работы с инструментом | 2 | 1 | 1 |
III | Конструирование | 52 | 10 | 42 |
3.1 | Работа по шаблонам Изготовление моделей самолетов | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Работа с развертками. Простые чертежи. Изготовление по простым чертежам моделей военных самолетов, машин | 18 | 2 | 16 |
3.4 | Конструирование путем сгибания бумаги и других гибких материалов | |||
3.4.1 | Оригами | 12 | 2 | 10 |
3.4.2 | Модель «Воздушный змей» | 4 | 1 | 3 |
3.4.3 | Модель «Парашют» | 2 | 1 | 1 |
3.4.4 | Модель «Бумеранг» | 4 | 1 | 3 |
3.5 | Тренировочные запуски. Игры | 2 | 1 | 1 |
Соревнования по простейшим летающим моделям | 2 | - | 2 | |
IV | Лего-конструирование | 8 | 2 | 6 |
4.1 | Конструирование из лего-деталей моделей техники | 6 | 1 | 5 |
Участие в конкурсах, выставках | 2 | 1 | 1 | |
V | Авиамоделирование | 38 | 11 | 28 |
5.1 | Основные части авиамодели | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Технология изготовления авиамодели | 4 | 2 | 2 |
5.3 | Изготовление отдельных деталей модели | 4 | 2 | 2 |
5.4 | Сборка узлов модели | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Определение центра тяжести модели | 2 | 1 | 1 |
5.6 | Запуск и регулировка модели | 4 | 2 | 2 |
5.7 | Определение и устранение недостатков | 2 | 1 | 1 |
5.8 | Изготовление летающих авиамоделей | 10 | - | 10 |
5.9 | Тренировочные запуски. Игры | 2 | 1 | 1 |
Соревнования по простейшим летающим авиамоделям | 6 | - | 6 | |
VI | Подарки, сувениры и поделки к праздникам и знаменательным датам | 22 | 4 | 18 |
6.1 | Изготовление подарков, сувениров и поделок | |||
6.1.1 | Подарок ко дню Матери | 4 | 1 | 3 |
6.1.2 | Поделка «Символ Нового года» | 4 | 1 | 3 |
6.1.3 | Поделка к «23 февраля» | 12 | 1 | 11 |
6.1.4 | Подарок к «8 Марта» | 2 | 1 | 1 |
VII | Курс развития творческого воображения | 6 | 2 | 4 |
7.1 | Теория решения изобретательских задач | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Сканворды, кроссворды | 4 | 1 | 3 |
VIII | Мероприятия по развитию личности | 12 | 8 | 4 |
8.1 | Экскурсия в музей «Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского» | 4 | 4 | - |
8.2 | Экскурсия на выставку робототехники | 4 | 4 | - |
8.3 | Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, мероприятиях учреждения, мастер-классах | 4 | - | 4 |
IX | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого | 144 | 42 | 102 |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ | Разделы Программы и темы занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I | Введение в образовательную программу «Начально-техническое моделирование» | 3 | 3 | - |
1.1 | Цели и задачи курса обучения | 1 | 1 | - |
1.2 | Обзор творческих работ выпускников объединения | 1 | 1 | - |
1.3 | Информационный банк творческий идей и проектов | 1 | 1 | - |
II | Мир электроники | 36 | 12 | 24 |
2.1 | Введение в «Мир электроники» | 3 | 2 | 1 |
2.2 | Работа с электронным конструктором «Знаток» | |||
2.2.1 | Опытно-экспериментальная работа со схемами со звуковым сигналом | 3 | 1 | 2 |
2.2.2 | Опытно-экспериментальная работа со схемами со световым сигналом | 3 | 1 | 2 |
2.2.3 | Опытно-экспериментальная работа со схемами со световым и звуковым сигналом | 3 | 1 | 2 |
2.2.4 | Опытно-экспериментальная работа со схемами на проводимость материалов | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Элементарные основы электромонтажного труда. Простая электрическая цепь | 3 | 1 | 2 |
2.3.1 | Практическая деятельность | 9 | 3 | 6 |
Исследовательская работа «Проводники и диэлектрики» | 9 | 2 | 7 | |
III | Электро-конструирование | 27 | 6 | 21 |
3.1 | Конструирование техники | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Конструирование игрушек | 12 | 3 | 9 |
Выполнение творческих работ | 6 | 1 | 5 | |
Участие в конкурсах, выставках | 3 | 1 | 2 | |
IV | Лего-конструирование | 9 | 2 | 7 |
4.1 | Конструирование техники | 6 | 1 | 5 |
4.2 | Конструирование из объемных деталей | 3 | 1 | 2 |
V | Авиамоделирование | 36 | 5 | 31 |
5.1 | Сборка по инструкции готовых авиамоделей | |||
5.1.1 | Авиамодель свободно летающего Планера с винтом | 3 | 1 | 2 |
5.1.2 | Авиамодель Биплан на резиномоторе | 3 | 1 | 2 |
Игры, соревнования по готовым летающим авиамоделям | 3 | 1 | 2 | |
5.2 | Модель Планера - комбинированная метательная | |||
5.2.1 | Изготовление летающих авиамоделей | 18 | 1 | 17 |
Игры, соревнования по простейшим летающим моделям | 6 | - | 6 | |
5.3 | Стендовый моделизм | 3 | 1 | 2 |
VI | Подарки, сувениры и поделки к праздникам и знаменательным датам | 63 | 16 | 47 |
6.1 | Подарок ко дню Матери | 12 | 3 | 9 |
6.2 | Сувенир Новогодний с подсветкой | 15 | 3 | 12 |
6.3 | Поделка «Символ Нового года» | 6 | 2 | 4 |
6.4 | Поделка к «8 Марта» | 15 | 3 | 12 |
6.5 | Подарок к «8 Марта» | 9 | 3 | 6 |
6.6 | Поделка ко Дню Победы | 6 | 2 | 4 |
VII | Курс развития творческого воображения | 9 | 2 | 7 |
7.1 | Теория решения изобретательских задач | 3 | 1 | 2 |
7.2 | Сканворды, кроссворды | 6 | 1 | 5 |
VIII | Выполнение творческих проектов | 12 | 3 | 9 |
IX | Мероприятия по развитию личности | 18 | 7 | 11 |
9.1 | Экскурсия на выставку робототехники | 6 | 6 | - |
9.2 | Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, мероприятиях учреждения, мастер-классах | 12 | 1 | 11 |
X | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
Итого | 216 | 59 | 157 |
Примечание: В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов детей, поступления на обучение новых обучающихся, учебно-тематический план, включенный в данную Программу, предусматривает внесение изменений: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать изучение отдельных тем или вносить новые, возвращаться к ранее изученному материалу или изменять периодичность изучения тем. Возможно включение в перечень конструкций или моделей, не предусмотренных в данной Программе, но соответствующих той или иной теме Программы. А также, для лучшего усвоения учебного материала Программы, предусмотрены занятия для самостоятельного изучения:
- чтение или просмотр дополнительной литературы
- посещение вне плановых выставок, музеев
- поиск информации в Интернет – ресурсах
- подготовка эскизов для реализации будущей творческой работы
- посильное копирование форм изделий по видео из сети Интернет
Содержание программы
1-ый год обучения
I Введение в образовательную программу «Начально-техническое моделирование» - 2 час.
1.1 Цели и задачи курса обучения (1ч.)
Теоретическая часть:
Знакомство с правилами поведения в учреждении и объединении, как во время занятий, так и во время перерыва. Задачи и содержание занятий по конструированию и техническому моделированию в текущем году. Перечень личных инструментов и материалов, которые необходимо закупить. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении, ознакомление с местами общего пользования (зона для одежды и обуви, место расположения раковины и мыла, место для мусора), рабочие зоны кабинета-мастерской и правила наведения порядка на рабочих местах. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП.
1.2 Обзор творческих работ обучающихся объединения (1ч.)
Демонстрация работ, сделанных ранее в объединении. Показ фото и видео творческих работ обучающихся объединения, участвующих во Всероссийских, Международных, областных, городских конкурсах, выставках и конкурсах Центра. Анализ работ победителей конкурсов, выставок. Выявление интересов учебной деятельности каждого нового обучающегося.
II Материалы и инструменты - 2 час.
2.1 Материалы, применяемые в Начально-техническом моделировании. Правила работы с инструментом (2ч.)
Теоретическая часть:
Повторение техники безопасности при работе в объединении.
Инструменты ручного труда, некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, канцелярский нож, кисти, слесарные инструменты и д. р.). Техника безопасности при работе с ними.
Некоторые элементарные сведения о бумаге, картоне, об их видах, свойствах и применении, некоторые сведения о пенопласте.
Беседа о техническом конструировании и моделировании, их применение в жизни человека. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр книг, журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека и применением рабочих инструментов.
Практическая работа:
Кроссворд на тему: «Инструменты ручного труда».
Примечание: на доске, не более 4-5 слов, заранее подготовленная таблица для внесения ответов на вопросы к словам.
Изготовление деревянной модели самолета биплан с применением слесарных инструментов: слесарных тисков, ручного лобзика.
III Конструирование – 52 час.
3.1 Работа по шаблонам. Изготовление моделей самолетов (6ч.)
Теоретическая часть:
Понятие шаблон. Способы работы по шаблону. Метод сгибания (открытка). Линия симметрии.
Изготовление бумажной модели самолета методом складывания. Вырезание по криволинейному контуру (работа с ножницами и бумагой).
Практическая работа:
Изготовление бумажных моделей самолетов: биплан, моноплан, утка, бомбардировщик. Способы загрузки моделей. Регулировка модели. Запуск полученных бумажных моделей самолетов.
Игры, соревнования на дальность полета.
3.2 Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений (2ч.)
Теоретическая часть:
Условные обозначения на графических изображениях. Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения линии выделенного контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками), места для нанесения клея, обозначением места надреза; эскизами деталей.
Практическая работа:
Изготовление различных моделей самолетов по шаблону, где есть линия сгиба, место надреза, место нанесения клея.
3.3 Работа с развертками. Простые чертежи. Изготовление по простым чертежам моделей военных самолетов, машин (18 ч.)
Теоретическая часть:
Понятия о простых чертежах. Понятия о чертежах-развертках. Способы получения моделей при помощи чертежей и чертежей-разверток. Некоторые сведения о военных самолетах.
Практическая работа:
Изготовление по готовому чертежу с условными обозначениями моделей самолетов: Истребитель ЛА-5ФН «Валерий Чкалов», Штурмовщик ИЛ-2 «Полина Осипенко», Морской разведчик МБР-2, Истребитель МИГ-21, пассажирский лайнер.
Изготовление различных моделей автомобилей, где на чертеже присутствует линия сгиба, место надреза и место нанесения клея, а по краю – линия видимого контура.
Для самостоятельного изучения:
Чтение или просмотр дополнительной литературы о самолетах времен ВОВ.
3.4 Конструирование путем сгибания бумаги и других гибких материалов
3.4.1 Оригами (12 ч.)
Теоретическая часть:
Базовые формы в оригами. Основные приемы при складывании изделий из бумаги.
Практическая часть:
Изготовление по схемам фигур в технике оригами.
Изготовление простейших форм самолетов в технике оригами. Изготовление самолетов и запуск их с резиновой катапульты.
Изготовление лодки в технике оригами.
Для самостоятельного изучения:
Посильное копирование фигур по видео из сети Интернет.
3.4.2 Модель «Воздушный змей» (4 ч.)
Теоретическая часть:
Наипростейшая летающая модель: воздушный змей - древнейший летающий аппарат. Исторический обзор применения воздушных змеев. Устройство воздушного змея: несущие поверхности, стабилизирующие поверхности, уздечка (петля), леер. Образование подъемной силы змея. Наклон несущих поверхностей воздушного змея к встречному потоку воздуха, как основное условие подъема змея.
Практическая работа:
Изготовление воздушного змея из цветной бумаги. Запуски воздушных змеев.
3.4.3 Модель «Парашют» (2 ч.)
Теоретическая часть:
Наипростейшая летающая модель: парашют. Для чего он служит. История изобретения парашюта. Устройство современного парашюта, принцип его действия. Просмотр видеороликов о достижениях советских парашютистов.
Практическая часть:
Изготовление бумажной модели. Регулировка парашюта на скорость снижения.
3.4.5 Модель «Бумеранг» (4 ч.)
Теоретическая часть:
Наипростейшая летающая модель: бумеранг. Почему бумеранг летит дальше любого брошенного предмета. Почему бумеранг возвращается. Различные модели бумеранга. Как запустить бумеранг.
Практическая часть:
Изготовление бумажной модели бумеранга. Игры.
3.5 Тренировочные запуски. Игры (2 ч.)
Теоретическая часть:
Способы запуска модели.
Практическая часть:
Тренировочные броски моделей.
Соревнования по простейшим летающим моделям (2 ч.)
Игры, соревнования на точность приземления, на дальность полета бумажных авиамоделей. Соревнования на возвращение наипростейшей авиамодели-бумеранга.
IV Лего-конструирование (8 час.)
4.1 Конструирование из лего-деталей моделей техники (6 ч.)
Теоретическая часть:
Знакомство с лего-конструктором. Способы сборки деталей конструктора. Активизация творческой деятельности путем просмотра лего-работ. Подготовительная беседа на тему работ «Транспорт будущего».
Практическая часть:
Работа обучающихся по собственному замыслу над изготовлением моделей технических объектов из различных деталей лего-конструктора.
Для самостоятельного изучения:
Изготовление модели наземного или воздушного транспорта. Возможна доработка модели, начатой на занятии, деталями из личного лего-конструктора.
Участие в конкурсах, выставках (2 ч.)
Теоретическая часть:
Знакомство с правилами работы над творческой работой, заявленной на участие в конкурсе, выставке. Знакомство с правилами по составлению описательной части к творческой работе (умение дать устное/письменное описание). Консультирование обучающихся по правилам оформления/завершения работы. Знакомство с сайтом, где предполагается участие в конкурсе, выставке.
Практическая часть:
Самостоятельная работа обучающихся над конкурсной работой.
Оформление заявки на участие в конкурсе (работа педагога).
Для самостоятельного изучения:
Возможна доработка модели, начатой на занятии, деталями из личного лего-конструктора.
V Авиамоделирование – 38 час.
5.1 Основные части авиамодели (2 ч.)
Теоретическая часть:
История авиации. Основные части самолета и их назначение, конструкция, устойчивость и равновесие, центр тяжести модели. Модели самолетов и их назначения. Виды планеров, назначение, управление, способы поднятия в воздух.
Практическая часть:
Самостоятельное изготовление шаблонов фрагментов частей самолета.
Для самостоятельного изучения:
Чтение или просмотр дополнительной литературы о моделях самолетов.
5.2 Технология изготовления авиамодели (4ч.)
Теоретическая часть:
Сведения о пенопласте. Правила работы с пенопластом (учет линии сгиба материала), с клеем Титан. Правила резания, координация движений при работе с ножом, приемы склейки деталей из пенопласта, приемы шлифования. Правила работы с наждачной бумагой. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и клеевыми компонентами.
Практическая часть:
Вырезание по шаблону фрагментов частей самолета. Обработка деталей с помощью наждачной бумаги.
5.3 Изготовление отдельных деталей модели (4ч.)
Теоретическая часть:
Виды самолетов и их назначения, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, утка. Повторение правил работы с пенопластом (учет линии сгиба материала), с клеем Титан. Правила резания, координация движений при работе с ножом, приемы склейки деталей из пенопласта. Повторение правил работы с наждачной бумагой.
Практическая часть:
Вырезание и последующая обработка частей планера.
5.4 Сборка узлов модели (2ч.)
Теоретическая часть:
Правила склейки пенопласта. Повторение техники безопасности при работе с ножом и клеевыми компонентами. Правила сборки модели.
Практическая часть:
Сборка модели планера из пенопласта.
5.5 Определение центра тяжести модели (2ч.)
Теоретическая часть:
Определение центра тяжести модели. Балансировка модели. Коррекция недостатков.
Практическая часть:
Сборка модели с учетом центра тяжести.
5.6 Запуск и регулировка модели (4ч.)
Теоретическая часть:
Правила запуска моделей с линии старта в помещении. Правила безопасности при запуске моделей.
Практическая часть:
Тренировочные запуски моделей в помещении.
5.7 Определение и устранение недостатков (2ч.)
Теоретическая часть:
Устойчивость и регулировка. Определение и устранение недостатков.
Практическая часть:
Устранение недостатков модели, выявленных в ходе тренировочных запусков, доработки моделей, с целью улучшения их летных характеристик.
Игры по запуску изготовленных моделей:
- дальность полета (игра «Там за облаками»)
- точность посадки (игра «Приземлиться на аэродром»)
- продолжительность полета
Повторные запуски.
5.8 Изготовление летающих авиамоделей (10 ч.)
Теоретическая часть:
Правильная постановка корпуса тела. Правила безопасного поведения при запуске моделей. Способы регулировки и запуск. Напоминание о правилах регулировки моделей.
Практическая часть:
Изготовление новых моделей. Запуски моделей.
5.9 Тренировочные запуски. Игры (2ч.)
Теоретическая часть:
Правильная постановка корпуса тела. Правила безопасного поведения при запуске моделей. Способы регулировки и запуск авиамоделей.
Практическая часть:
Тренировочные запуски. Игры по запуску изготовленных моделей:
- дальность полета (игра «Там за облаками»)
- точность посадки (игра «Приземлиться на аэродром»)
- продолжительность полета
Соревнования по простейшим летающим авиамоделям (6 час.)
Соревнования по запуску изготовленных авиамоделей на:
- дальность полета («Там за облаками»)
- точность посадки («Приземлиться на аэродром»)
- продолжительность полета.
VI Подарки, сувениры и поделки к праздникам и знаменательным датам – 22 час.
6.1 Подарок ко дню Матери (4ч.)
Теоретическая часть:
Напоминание о правилах работы с чертежами.
Практическая часть:
Изготовление подарка по готовому цветному чертежу бумажной модели военного самолета или машины. Подарок дополняется открыткой или цветком из гофрированной бумаги.
Для самостоятельного изучения:
Поиск информации на Интернет–ресурсах об элементах декорирования на данную тему.
6.2 Поделка «Символ Нового года» (4ч.)
Теоретическая часть:
Просмотр картинок и видеоматериала по видам поделок «Символ Нового года» и способов их оформления.
Практическая часть:
Изготовление поделки. Декорирование поделки.
Для самостоятельного изучения:
Поиск информации на Интернет–ресурсах об элементах декорирования на данную тему.
6.3 Подарок к «23 февраля» (12ч.)
Теоретическая часть:
Способы соединения деталей: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок», стык в стык, винтовое, через отверстие. Просмотр чертежей и видеоматериала о методах соединения и способах крепления деталей в конструкциях.
Подготовка к изготовлению поделки «Парусник». Просмотр на ноутбуке картинок: виды парусников, устройство и основные части парусного корабля. Просмотр отрывка из кинофильма «Пираты Карибского моря». Раскраска сюжетов и персонажей из кинофильма. Напоминание правил при работе с пенопластом и колюще-режущими предметами.
Практическая часть: изготовление поделки «Парусник».
- Изготовление парусов
- Изготовление корпуса
- Изготовление флагов
- Сборка парусного судна.
Дополнительная задача для детей, которые справятся с работой раньше других: изготовление поделки «Денежный парусник».
Для самостоятельного изучения:
Чтение или просмотр дополнительной литературы о парусных средствах.
6.4 Подарок к «8 Марта» (2ч.)
Теоретическая часть:
Просмотр видеоматериала и картинок по видам поделок «Цветы» и способов оформления букетов.
Практическая часть:
Изготовление из бумаги или пенопласта бутонов и листьев букета цветов. Сборка частей цветов. Оформление поделки по выбранному обучающимися способу.
Для самостоятельного изучения:
Поиск информации на Интернет–ресурсах об элементах декорирования на данную тему.
VII Курс развития творческого воображения (6 час.)
7.1 Теория решения изобретательских задач (2 ч.)
Проведение игр «Да-нетка» для сужения поиска ответов на вопросы по темам:
- «Материалы и инструменты», их одновременное применение роботом «Федя» при изготовлении изделия под названием «…».
- «Конструирование»: угадать название модели: кометариус, космический разведчик, полицейское летающее крыло, луноход, звездолет и т.д. Придумать название своего летающего аппарата и задать вопрос другим: «как называется мой летающий аппарат, если он…?» и т.д.
- «Авиамоделирование»: что произойдет, если летающий аппарат …; рассмотрение ситуаций по парированию планера и т.д.; угадать, почему исправный самолет в ясную погоду приземлился не в запланированном изначально месте?» и т.д.
- «Подарки, сувениры»: угадать, почему в ясную погоду первоклассник спешит поздравить маму с праздником, но поднимается пешком на 9 этаж, не пользуется лифтом, хотя в дождливую погоду он пользуется лифтом? Как ему помочь? и т.д».
Создание речевых творческих продуктов:
- Загадки по действиям и признакам летающих объектов, наземного и водного транспорта.
- Сочинение коротких стихов с необычным описанием техники или транспорта будущего.
- Творческие сочинения по картине.
Для самостоятельного изучения:
Придумать (или найти информацию в Интернет – ресурсах) загадки, сочинения, свою игру «Да-нетка».
7.2 Сканворды, кроссворды (4ч.)
Сканворды, кроссворды на отдельное слово или на группу слов по темам:
- «Материалы и инструменты»
- «Конструирование»
- «Авиамоделирование»
- «Методы соединения и способы крепления деталей в конструкциях».
Для самостоятельного изучения:
Придумать свой кроссворд, состоящий из группы слов.
VIII Мероприятия по развитию личности - 12 час.
8.1 Экскурсия в музей «Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского» (4 ч.)
Теоретическая часть:
Лекторий и обзорная часть в музее космонавтики им. К.Э. Циолковского.
8.2 Экскурсия на выставку робототехники (4 ч.)
Теоретическая часть:
Лекторий и обзорная часть на выставке робототехники.
- Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, мероприятиях учреждения (4 ч.)
- Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах: определение лучших работ по итогам курса обучения. Доработка моделей, оформление этикеток. Заявка на участие в конкурсном мероприятии (работа педагога).
- Участие в мероприятиях учреждения: подготовка стихов, коротких сценок, показательных запусков авиамоделей и т.д. в зависимости от запланированных мероприятий Центра.
Для самостоятельного изучения:
Подготовка эскизов для реализации будущей творческой работы. Поиск тематических стихов на Интернет–ресурсах.
IX Итоговое занятие – 2 час.
9.1 Подведение итогов и анализ работы за год (2 ч.)
Теоретическая часть:
Анализ проведённой работы в учебном году. Оценка достижений обучающихся. Награждение обучающихся подарками, сувенирами, организация «сладкого стола».
Обзор перспективы дальнейшей деятельности на второй учебный год.
2-ой год обучения
I Введение в образовательную программу «Начально-техническое моделирование» - 3 час.
1.1 Цели и задачи курса обучения (1ч.)
Напоминание правил поведения в учреждении и объединении, как во время занятий, так и во время перерыва. Ознакомление с задачами, содержанием и целями занятий по техническому моделированию в текущем году.
Перечень личных инструментов и материалов, которые необходимо закупить. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Распределение рабочего порядка, закрепление функций. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП.
1.2 Обзор творческих работ выпускников объединения (1ч.)
Обзор творческих работ выпускников объединения «Начально-техническое моделирование». Фото-обзор творческих работ выпускников объединения, победителей Всероссийских и международных конкурсов. Показ образцов готовых изделий (сувениров, подарков).
1.3 Информационный банк творческий идей и проектов (1 ч.)
Ознакомление с оформлением выполненных исследовательских и творческих проектных работ на различных интернет ресурсах.
Практическая работа:
Изготовление папок (из бумаги) и пеналов (из спичечных коробков) для хранения рабочих материалов. Творчество на тему: «Дорисуй круг до целостного изображения так, чтобы получились объекты с элементами технического творчества».
II Мир электроники - 36 час.
2.1 Введение в «Мир электроники» (3ч.)
Теоретическая часть:
Знакомство с понятием «электричество», его применением, значением электроэнергии. Проведение инструктажа по правилам техники безопасности. Занимательная беседа «Электричество вокруг нас». Знакомство с некоторыми условными обозначениями. Элементы деталей конструктора «Знаток» и их применение быту. Показ (демонстрация) работы одной или нескольких схем конструктора.
Практическая работа:
- Знакомство с некоторыми условными обозначениями на примере электронного конструктора «Знаток» (набор «В»), с элементами деталей конструктора, правилами сборки.
- Работа в рабочей тетради по зарисовке некоторых графических изображений электрической цепи (по линейке или от руки).
2.2 Работа с электронным конструктором «Знаток»
2.2.1 Опытно-экспериментальная работа со схемами со звуковым сигналом (3 ч.)
Теоретическая часть:
Повторения правил работы с электронным конструктором «Знаток» (набор «В») (соблюдение полярности, правила аккуратного отношения к деталям). Обзорное повторение деталей конструктора. Знакомство с деталями конструктора, входящими в схему со звуковым сигналом. Правила и порядок сборки элементов конструктора.
Опытно-экспериментальная работа:
Цель опытно-экспериментальной деятельности: по результатам проведенных опытов, дать ответы на вопросы.
- Проведение опытов на электронном конструкторе «Знаток» (набор «В», схема 1, 2, 3 и 4) по сборке схем со звуковым сигналом.
- «Звук полицейской машины при разрыве провода»
Задание:
а) собрать схему, попробовать замкнуть вывод А и В синим проводом, к которому привязать прочную нитку или тонкую незаметную леску. Пояснить результат.
б) предположить, где в жизни может применяться данная схема. Пояснить ответ.
- «Звук пожарной машины при разрыве провода»
Задание:
а) собрать схему. Найти отличие от предыдущей схемы;
б) предположить, где в жизни может применяться данная схема. Пояснить ответ.
- «Звук пулеметной стрельбы при разрыве провода»
Задание:
а) собрать схему.
2.2.2 Опытно-экспериментальная работа со схемами со световым сигналом (3 ч.)
Теоретическая часть:
Повторения правил работы с электронным конструктором «Знаток» (набор «В») (соблюдение полярности, правила аккуратного отношения к деталям). Знакомство с деталями конструктора, входящими в схему со световым сигналом. Правила и порядок сборки элементов конструктора.
Опытно-экспериментальная работа:
Цель опытно-экспериментальной деятельности: по результатам проведенных опытов, дать ответы на вопросы.
- Индивидуальная работа по сборке схем со звуковым сигналом на электронном конструкторе «Знаток» (набор «В», схема 9 и 10, 11 и 13).
- «Звук полицейской машины»
- «Звук пулеметной стрельбы»
Задание:
а) собрать схему.
- Проведение опытов на электронном конструкторе «Знаток» (набор «В», схема 13, 15, 5 и 11) по сборке схемы со световым сигналом.
- «Пожарная машина»
Задание:
а) собрать схему.
- «Полицейская машина с красным светом»
Задание:
а) собрать схему.
- «Проблесковый светодиодный сигнал для защиты от воров»
Задание:
а) собрать и рассмотреть схему работы цепи, понять схему включения светодиода (при замыкании выводов А и В светодиод погаснет, и наоборот).
- «Медленно моргающий светодиод»
Задание:
а) найти отличие от ранее собранных схем.
3. Обучающимся разбиться на две группы и собрать схемы, 1 группе: «Звук пулеметной стрельбы», 2 группе: «Медленно моргающий светодиод».
Задание:
а) пояснить, чем отличается схема «Звук пулеметной стрельбы» от схемы «Медленно моргающий светодиод».
- Опытно-экспериментальная работа со схемами со световым и звуковым сигналом (3 ч.)
Теоретическая часть:
Повторения правил работы с электронным конструктором «Знаток» (набор «В») (соблюдение полярности, правила аккуратного отношения к деталям). Знакомство с деталями конструктора, входящими в схему со световым и звуковым сигналом. Правила и порядок сборки элементов конструктора.
Опытно-экспериментальная работа:
Цель опытно-экспериментальной деятельности: по результатам проведенных опытов, дать ответы на вопросы.
- Проведение опытов на электронном конструкторе «Знаток» (набор «В», схема 6, 7, 8 и 12) по сборке схем со световым и звуковым сигналом.
- «Карета скорой помощи со световым и звуковым сигналом»
Задание:
а) собрать схему.
- «Полицейская машина со световым и звуковым сигналом»
Задание:
а) собрать схему. Поменять полярность светодиода посмотреть, что произойдет.
- «Пожарная машина со световым и звуковым сигналом»
Задание:
а) собрать схему.
- «Предупредительный красный свет и звук пулеметной стрельбы»
Задание:
а) собрать схему. Предположить, где может встречаться такая схема.
- Дать ответы на вопросы:
а) почему при задействовании одних и тех же деталей конструктора звуки получаются разные.
3. Обучающимся разбиться на четыре группы и собрать схемы, 1 группе: «Карета скорой помощи со световым и звуковым сигналом», 2 группе: «Пожарная машина со световым и звуковым сигналом», группе: 3 группе: «Звук полицейской машины», 4 группе: «Звук пулеметной стрельбы».
Задание:
а) пояснить, почему в собранных схемах групп 1 и 2 звук гораздо тише, чем в собранных схемах групп 3 и 4.
Опытно-экспериментальная работа со схемами на проводимость материалов
Теоретическая часть:
Понятия о проводниках и диэлектриках (изоляторах). Их назначение. Техника безопасного поведения при грозе, техника пожарной безопасности. Правила исследования материалов.
Опытно-экспериментальная работа:
Цель опытно-экспериментальной деятельности: исследовать материалы.
- Проведение опытов на электронном конструкторе «Знаток» (набор «В», схема 14 и 4) по проводимости электрического тока.
- «Тестер проводимости»
Задание: а) проверить, какие вещества и материалы вокруг нас хорошо, плохо или совсем не проводят электрический ток.
- «Звук кареты скорой помощи при разрыве провода»
Задание:
а) собрать схему, попытаться замкнуть выводы А и В сначала металлической линейкой, алюминиевой ложкой, пластмассовой шариковой ручкой, деревянным карандашом и т.д. Объяснить результат. Выводы отметить в рабочей тетради.
- Элементарные основы электромонтажного труда. Простая электрическая цепь (3 ч.)
Теоретическая часть:
Техника безопасности при работе с источниками питания, ручным инструментом при зачистке проводов. Правила зачистки проводов. Правил соединения проводов (метод скрутки) и элементов электрической цепи. Применение изолирующего материала в местах соединения.
Практическая работа:
Зачистка контактов. Соединение проводов методом скрутки. Применение изолирующего материала.
2.3.1 Практическая деятельность (9 ч.)
Теоретическая часть:
Понятие светоизлучающего диода (электронный полупроводниковый прибор). Формы, размеры, назначения, историческая справка. Правила работы. Элементы питания, их разновидность и применение. Правила безопасного поведения при работе с элементами питания. Способы подключения и обозначение на схеме. Правила соединения проводов (метод скрутки) и элементов электрической цепи, содержащей светоизлучающий диод и элемент питания.
Практическая работа:
- Изготовление «выключателя света» с применением светоизлучающего диода, литиевого элемента питания.
- Изготовление «лазерной указки», содержащей светоизлучающий диод и элемент питания (1 шт.).
- Изготовление «полицейской мигалки» с помощью: двух разных по цвету светоизлучающих диодов, литиевого элемента питания (2 шт.) и изолированных проводников.
Исследовательская работа «Проводники и диэлектрики» (9 ч.)
Задание: «Исследование материала «алюминий».
- Изготовление тестера электропроводимости с помощью: металлической фольги, светоизлучающего диода и плоской литиевой батарейки на 3V.
а) Проведение опыта на электропроводимость материала (металлической фольги). Запись результата в таблицу рабочей тетради.
б) Замена некоторого участка цепи из металлической фольги на металлизированный полиэтилен. Обоснование результата исследования. Запись результата в таблицу рабочей тетради.
в) Мини-доклад обучающихся «Алюминий - это проводник или диэлектрик?» (в устной форме).
2. Изготовление тестера электропроводимости с помощью: изолированных проводников, светоизлучающего диода и плоской литиевой батарей на 3V.
а) Проведение опыта на электропроводимость материалов из пластмассы, дерева, керамики, металла, ткани, резины. Запись результата в таблицу рабочей тетради.
б) Мини-доклад обучающихся «Проводник или диэлектрик?» (в устной форме).
3. Знакомство с правилами работы над исследовательским проектом, правилами проведения работ, оформления исследовательского проекта.
Задание: Самостоятельная исследовательская работа на определение проводимости материалов, используемых в повседневной жизни, с помощью ранее изготовленного тестера электропроводимости.
- Переход самостоятельной работы в домашнюю работу, направленной на определение, какие из используемых в повседневной жизни предметов и материалов являются проводниками, а какие нет (с помощью ранее изготовленного тестера электропроводимости).
- Фото деятельности. Оформление исследования, проведенного дома. Примечание: задействование родителей в проведение домашней исследовательской работы (фотографирование, поиск материалов) и частичного оформления результатов работы.
III Электро-конструирование – 27 час
- Конструирование техники (6 ч.)
Теоретическая часть:
Напоминание правила зачистки проводов. Правил соединения проводов (метод скрутки) и элементов электрической цепи. Применение изолирующего материала в местах соединения. Напоминание техники безопасности при работе с источниками питания, ручным инструментом при зачистке проводов. Напоминание правил изготовления по готовым чертежам моделей автомобилей, где на чертеже присутствует линия сгиба, место надреза и место нанесения клея, а по краю – линия видимого контура.
Практическая работа:
Изготовление моделей машин по готовому чертежу: полицейская, ДПС или скорая помощь (на выбор обучающихся). Вмонтирование в бумажную мигалку светоизлучающего диода, подсоединение проводов, элемента питания.
Для самостоятельного изучения:
Найти информацию на Интернет–ресурсах о транспорте, который имеет мигалку или маячок.
- Конструирование игрушек (12 ч.)
Теоретическая часть:
Просмотр фото и видео материала на интернет ресурсе по электрифицированным поделкам, игрушкам. Познавательная беседа: «Электричество рядом с нами». Закрепление знаний об электричестве. Приемы конструирования различных игрушек, их электрифицирование.
Практическая работа:
Изготовление электронной модели «Робот математик» и «Невиданный зверь», с применением бросового материала.
Для самостоятельного изучения:
Найти материал, дающий представление о назначении личной модели, выделении ее уникальности.
Выполнение творческих работ (6 ч.)
Теоретическая часть:
Дать понятие, что такое творческая работа. Начальное знакомство с некоторыми этапами проектной деятельности, правилами работы:
- Выбор и обоснование (на данном этапе обоснованием является: «последующее участия в конкурсе»)
- Обоснование актуальности темы
- Цель и задачи
- Материалы и оборудование
Практическая работа:
Коллективная творческая работа по созданию «Планеты динозавров» или «Затерянный мир» из бросового материала, с применением приемов электромоделирования.
Для самостоятельного изучения:
Поиск и просмотр информации на Интернет–ресурсах на тему: «Планета динозавров» или «Затерянный мир».
Участие в конкурсах, выставках (3 ч.)
Участие в городских, областных, Всероссийских и международных конкурсах, выставках с ранее выполненными творческими работами.
Формирование умения давать четкое описание сделанной работы для подачи заявки на участие в конкурсе, выставке.
IV Лего-конструирование – 9 час.
4.1 Конструирование техники (6 ч.)
Теоретическая часть:
Активизация творческой деятельности путем просмотра лучших лего-работ техники обучающихся объединения, победителей конкурсов по лего-конструированию. Просмотр лего-работ на Интернет-ресурсе.
Практическая часть:
Изготовление по собственному замыслу из лего-деталей моделей наземной и воздушной техники, а также работ интеллектуального творчества из конструктора LASER PEGS.
Для самостоятельного изучения:
Изготовление техники. Возможна доработка модели, начатой на занятии, деталями из личного лего-конструктора.
4.2 Конструирование из объемных деталей (3 ч.)
Теоретическая часть:
Знакомство с простейшими геометрическими телами, форма которых используется в начально-техническом моделировании (куб, прямоугольник, призма, цилиндр, конус). Просмотр видеоматериала о создании технических объектов, включающих в себя геометрические тела.
Практическая часть:
Работа с деталями из различных по виду конструкторов по созданию технических объектов, включающих в себя геометрические тела.
Для самостоятельного изучения:
Изготовление технического объекта. Возможна доработка модели, начатой на занятии, деталями из личного конструктора.
V Авиамоделирование – 36 час.
5.1 Сборка по инструкции готовых авиамоделей
5.1.1 Авиамодель свободно летающего Планера с винтом (3 ч.)
Теоретическая часть:
Готовые авиамодели. Свойство материала. Правила сборки.
Практическая часть:
Сборка модели по инструкции.
5.1.2 Авиамодель Биплан на резиномоторе (3 ч.)
Теоретическая часть:
Готовые авиамодели. Свойство материала. Правила сборки.
Практическая часть:
Сборка модели по инструкции.
Игры, соревнования по готовым летающим моделям (6 ч.)
Теоретическая часть:
Повторение правил запуска модели и правил безопасности.
Практическая часть:
Запуск моделей на свежем воздухе. Игры, соревнования на дальность полета.
5.2 Модель Планера - комбинированная метательная
5.2.1 Изготовление летающих авиамоделей (18 ч.)
Теоретическая часть:
Аэродинамическое сопротивление модели, прочность конструкции и способы ее увеличения, жесткость и гибкость конструкции, динамика полета модели с плоско-выпуклым крылом.
Практическая часть:
Координация движений при работе с ручным инструментом, закрепление навыков точности сборки модели.
Игры, соревнования по простейшим летающим моделям (6 ч.)
Теоретическая часть:
Правила безопасного поведения при запусках моделей с руки.
Практическая часть:
Отработка навыков безопасного поведения во время тренировок.
Игры, соревнования по простейшим летающим моделям на дальность полета, на точность приземления.
5.3 Стендовый моделизм (3 ч.)
Теоретическая часть:
Понятие стендового моделизма и его разновидности. Правила изготовления.
Практическая часть:
Изготовление модели истребителя. Вырезка заготовок по шаблону. Сборка модели.
VI Подарки, сувениры и поделки к праздникам и знаменательным датам – 63 час.
6.1 Подарок ко дню Матери (12 ч.)
Теоретическая часть:
Активизация творческой деятельности посредством просмотра фото-картинок из интернет ресурса. Подготовка к изготовлению подарка «Объемная комбинированная открытка со встроенным светоизлучающим диодом». Повторение цепи соединения напрямую через элемент питания и светодиод. Правила работы с фоамираном (декоративный пенистый материал). Технологическая карта по изготовлению открытки. Напоминание техники безопасности с колюще-режущими предметами.
Практическая часть:
Изготовление подарка «Объемная комбинированная открытка со встроенным светоизлучающим диодом». Работа по технологической карте. Оформление работы фото открыткой, календарем и пожеланием, цветочной композицией из бросового материала.
Для самостоятельного изучения:
Поиск информации на Интернет–ресурсах об элементах декорирования на данную тему.
6.2 Сувенир Новогодний с подсветкой (15 ч.)
Теоретическая часть:
Этапы технологической карты по изготовлению изделия «Сувенир Новогодний с подсветкой «Городок». Повторение цепи соединения напрямую через элемент питания и светодиод. Напоминание техники безопасного труда с колюще-режущими предметами.
Практическая часть:
Изготовление изделия «Сувенир Новогодний с подсветкой «Городок». Самостоятельный выбор количества домиков, расположения, элементов декорирования работы.
6.3 Поделка «Символ Нового года» (6 ч.)
Теоретическая часть:
Активизация творческой деятельности посредством просмотра фото-картинок из интернет ресурса на новогоднюю тематику. Подготовка к изготовлению поделки.
Практическая часть:
Изготовление поделки, символизирующий символ Нового года.
Для самостоятельного изучения:
Поиск информации на Интернет–ресурсах об элементах декорирования на данную тему.
6.4 Поделка к «8 Марта» (15 ч.)
Теоретическая часть:
Просмотр картинок с поделками «Чайный домик». Способы соединения деталей в данной конструкции. Варианты оформления работы.
Практическая часть:
По заданным размерам вырезать детали для изготовления изделия. Сборка изделия. Оформления работы, декорирование по собственному замыслу. Дополнение работы конфетами.
6.5 Подарок к «8 Марта» (9 ч.)
Теоретическая часть:
Просмотр видеоматериала и картинок по видам поделок «Цветы» и способов оформления букетов. Напоминание правил работы со светоизлучающими диодами, элементами питания и технологии соединения цепи.
Практическая часть:
Изготовление подарка «Цветы со встроенным светоизлучающим диодом». Оформление букета.
6.6 Поделка ко Дню Победы (6 ч.)
Теоретическая часть:
Мини-лекторий к памятной дате «День Победы». Символы ВОВ. Активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Практическая часть:
Изготовление поделки «Подарок Ветерану» по самостоятельной задумке обучающихся. Оформление работы.
VII Курс развития творческого воображения (9 час.)
7.1 Теория решения изобретательских задач (3 ч.)
Проведение игр «Да-нетка» для сужения поиска ответов на вопросы по темам:
- «Мир электроники»,
- «Электро-конструирование»,
- «Лего-конструирование»,
- «Авиамоделирование»,
- «Подарки, сувениры».
Создание речевых творческих продуктов.
- Загадки по действиям и признакам летающих объектов, наземного и водного транспорта.
- Сочинение коротких стихов с необычным описанием техники или транспорта будущего.
- Творческие сочинения по интеллектуальному творчеству.
7.2 Сканворды, кроссворды (6 ч.)
Сканворды, кроссворды на группу слов по темам:
- «Мир электроники»,
- «Электро-конструирование»,
- «Лего-конструирование»,
- «Авиамоделирование».
VIII Выполнение творческих проектов - 12 час.
Теоретическая часть:
Знакомство с проектной деятельностью, правилами и этапами работы над проектом:
- Выбор и обоснование проекта
- Обоснование актуальности темы
- Цель и задачи
- Материалы и оборудование
- Банк идей
- Поисковая работа по выбору варианта изготовления изделия
- Технология изготовления изделия
- Экономическая оценка
- Самооценка
- Защита проекта
Практическая часть:
Выполнение проектной работы в соответствии с этапами проектной деятельности, оформление и защита проекта.
Варианты проектов: машинка с мигалкой, подсветка светодиодная, фонарик на различных элементах питания, игрушка с мигающими глазами, робот-физик, машина времени, танк, поздравительная открытка и т.д.
Примечание: в зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов детей, предусмотрено внесение изменений в варианты проектных работ по данному разделу Программы.
Для самостоятельного изучения:
Подготовка эскизов (рисунков) для реализации будущей творческой работы. Поиск информации о вариантах изделия. Просмотр цен на подобные изделия в магазинах города и на Интернет-ресурсах.
IX Мероприятия по развитию личности – 18 час.
9.1 Экскурсия на выставку робототехники (6 ч.)
Теоретическая часть:
Обзорная часть по выставке роботов и передовых достижений в области робототехники.
Практическая часть:
Участие в мастер-классах по сборке несложных роботов.
Для самостоятельного изучения:
Возможен самостоятельный или повторный поход на выставку технического творчества. Осуществление фото-сессии.
9.2 Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, мероприятиях учреждения (12 ч.)
Участие в региональных, Всероссийских и международных конкурсах и выставках. Участие в мероприятиях учреждения. Участие в мастер-классах технического и прикладного творчества.
Оформление и проведение тематических мини-выставок, а также оригинальных персональных работ обучающихся объединения.
Для самостоятельного изучения:
Подготовка эскизов для реализации творческой работы по ее оформлению. Поиск тематических стихов на Интернет–ресурсах.
X Итоговое занятие – 3 час.
Подведение итогов и анализ работы за год (3 ч.)
Теоретическая часть:
Анализ проведённой работы в учебном году. Оценка достижений обучающихся. Награждение обучающихся памятными подарками, сувенирами, почетными грамотами.
Методическое обеспечение
Формы организации обучения:
- индивидуальные занятия
- коллективно-групповые занятия
- индивидуально-коллективные системы занятий
Формы взаимодействия с родителями
- родительские собрания
- совместная творческая деятельность
- культурно-досуговая деятельность (участие в различных мероприятиях; посещение выставок и музеев)
- беседы
Методы организации образовательной деятельности:
Методы формирования сознания
- лекция
- беседа
- рассказ
- пример
Метод практической работы
- трудовая деятельность обучающихся
- решение творческих задач
- изготовление чертежей моделей
- изготовление моделей
- изготовление изделий
Метод наблюдения
- запись наблюдений
- фото и видеосъемка детей в работе
- зарисовки
Метод проблемного обучения
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов
- диалогическая беседа: постановка проблемы и активизация работы памяти
- объяснение основных понятий, методов, определений терминов
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса
- самостоятельная постановка и формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств
Метод проектной деятельности
- технология моделирования и организация образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы и технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося по собственному замыслу
Наглядный метод обучения
- рисунки
- иллюстрации
- эскизы
- чертежи
- схемы
- развертки
- демонстрационные материалы
- мастер-классы
- видео материалы
Интерактивные методы
- творческие задания
- обучающие игры
- обсуждение сложных вопросов
- изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, шаблонами, образцами, готовыми чертежами)
Метод игры
- игры: дидактические, подвижные, на развитие внимания, глазомера, памяти, воображения
- игры: конкурсы, в виде соревнований, деловые игры
Психологические и социальные методы и приемы
- уточнение ситуации, корректировка методов при неудовлетворительных результатах
- изучение состояния проблемы
- мониторинг возможностей и способностей
- выявление и поддержка одаренных детей
- создание комфортных условий в творческой деятельности
Виды контроля:
- Нормативно-правовое обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
- Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Здоровье сберегающие технологии
- санитарно-гигиенические (проветривание кабинета-мастерской, влажная уборка)
- пальчиковая гимнастика, физминутки, подвижные игры в спортивном зале и на свежем воздухе, спортивные развлечения
- комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики
- Система диагностики результатов образовательной деятельности
- практические работы
- устный опрос
- тесты
- соревнования
- самостоятельные работы
- аттестация (промежуточная, итоговая)
Материально-техническое оснащение Программы
Занятия проводятся в отдельном кабинете-мастерской.
Технические средства обучения: ноутбук, магнитно-меловая доска.
Учебно-практическое оборудование, материалы, инструменты столярные для практической - познавательной деятельности.
Печатные пособия (технологические карты, рисунки, книги, раздаточный материал).
Демонстрационные пособия (макеты, модели, предназначенные для демонстрации, наглядные пособия).
Список литературы
- для педагога
- Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А. и др. «Развитие технического творчества младших школьников». - М.: Просвещение, 1990
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», Издательство «Аким», 1995
- Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003
- Гаевский О.К. «Авиамоделирование». М.: ДОСААФ.1990
- Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1984
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию - М.: «ЧеРо», 2003
- Горохов, П.К. Толковый словарь по радиоэлектронике. Основные термины. - М.:Русский язык, 1993
- Горский В. А. Дополнительное образование. - М, 2003
- Иванов Б.С. «Электронные самоделки». М., Просвещение, 1995
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начально-техническое моделирование». М., Просвещение, 1982
- Ермаков А.М. «Простейшие авиамодели». М., Просвещение, 1984
- Заворотов В.А. «От идеи до модели». М., 1988
- Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. «Основы Технического творчества». М.: «Народное образование», 1996
- Малов В.И. «Аэропорт и самолет». Москва: Издательство АСТ, 2017
- Микиртумов Э.Б. «Авиационный моделизм». Пособие для руководителей кружков первого и второго года обучения. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:1960
- Мухина B. C. Возрастная психология. «Академия», 1999
- Норман Шмидт «Реактивные самолеты из бумаги». Минск, 2004
- Пантюхин С.П. «Твоя первая модель». М.:ДОСААФ. 1979
- Пантюхин С.П. «Воздушные змеи». М.:ДОСААФ. 1979
- Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. - М.: Просвещение, 1988
- Программы для внешкольных учебных учреждений. Техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1999
- Рожков В.С «Авиамодельный кружок». Пособие для руководителей кружков, издание второе, переработанное. Москва «Просвещение», 1986
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Фетцер В.Л. «Авиация в моделях». М., 1992
- Шмидт Н. «Реактивные самолеты из бумаги».- Мн.: ОО «Попурри», 2004
- для детей
- Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003
- Иванов Б.С. «Электронные самоделки». М., Просвещение, 1995
- Пантюхин С.П. «Твоя первая модель». М.:ДОСААФ. 1979
- Смирнов Э.П. «Как сконструировать и построить летающую модель». М.: ДОСААФ. 1973
- Малов В.И. «Аэропорт и самолет». Москва: Издательство АСТ, 2017
- Норман Шмидт «Реактивные самолеты из бумаги». Минск, 2004
- Хомич Е.О. «Техника», Москва: Издательство АСТ, 2016
- Журналы: «Левша», «Юный техник», «Оригами», «Звездочет»
- Шмидт Н. «Реактивные самолеты из бумаги».- Мн.: ООО «Попурри», 2004
- для родителей
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома, Издательство «Аким», 1995
- Гаевский О.К. «Авиамоделирование». М.: ДОСААФ.1990
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию - М.: «ЧеРо», 2003
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начально-техническое моделирование». М., Просвещение, 1982
- Заворотов В.А. «От идеи до модели». М., 1988
- Пантюхин С.П. «Твоя первая модель». М.:ДОСААФ. 1979
- Смирнов Э.П. «Как сконструировать и построить летающую модель». М.: ДОСААФ. 1973
- Норман Шмидт «Реактивные самолеты из бумаги». Минск, 2004
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» "ВЕСЕЛЫЕ ШНУРОЧКИ"
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллекта...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Моделирование и конструирование макетов»(база,216часов)Титова Е.В. 2021-2022уч.год
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Моделирование и конструирование макетов»Базовый уровень Возраст обучающихся: 8-14 летСрок реализации:Ба...