Программа факультативных занятий по макраме
рабочая программа
Программа является дополнительной программой обучения инвалидов по зрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_obucheniya_invalidov_po_zreniyu_makrame.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ»
общероссийской общественной организации инвалидов «всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых»
Согласовано: Заместитель генерального директора ЦРС ВОС по профессиональному обучению В.В. Плаксина ___________
«____» _________ 2019г. | Утверждаю: Генеральный директор ЦРС ВОС С.И Степанов __________________
«__» ____________ 2018г. |
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МАКРАМЕ
Составитель: Плаксина В.В. преподаватель |
г. Волоколамск 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная трудовая деятельность даёт возможность учитывать все личностные особенности инвалидов по зрению при выборе видов труда, помогает инвалиду саморазвиваться и тем самым способствует интеграции в социум.
Узелковое плетение (макраме) считается одним из видов декоративно-прикладного искусства. Это ремесло с успехом осваивается слепыми людьми, становится для многих сильным жизненным увлечением, раскрывает их творческие возможности.
Оно не связано с большими физическими нагрузками, являющимися серьёзным ограничением в трудовой деятельности для людей с глазными заболеваниями. Перечисленные аргументы убеждают, что макраме как ремесло идеально подходит для индивидуальной трудовой деятельности инвалидов по зрению.
Факультативные занятия призваны выявить способности слушателей, развить у них интерес к предмету с целью привлечь на профессиональное обучение. Этому способствует ознакомительная учебная экскурсия по предмету, которая проводится один раз в заезд.
Факультативные занятия по макраме помогают слушателям больше узнать об этом виде декоративно-прикладного искусства, способствуют формированию прочных навыков в выполнении приёмов плетения, развивают творческое воображение и конструкторское мышление.
Факультативные занятия закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроках, а также помогают особенно одарённым слушателям осваивать более сложные узлы, узоры и приёмы макраме.
Программа факультатива адаптирована для инвалидов по зрению, основной организационной формой занятий являются уроки по 4 часа один раз в неделю.
Программу можно поделить на два этапа – для начинающих слушателей (она рассчитана на 2,5 месяца, 40 учебных часов) -1 этап и слушателей, имеющих элементарные навыки плетения (40 учебных часов) 2 этап.
Цель программы:
- раскрыть потенциальные возможности инвалидов по зрению, их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление;
- расширить, углубить и закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках;
В процессе изучения предмета решаются следующие задачи:
- развитие устойчивого интереса к выбранной профессии;
- формирование личностных профессиональных качеств: терпение, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, активное отношение к труду, собранность;
- выработка у инвалидов по зрению уверенности в своих силах, самостоятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
1 этап
(Для слушателей, не имеющих элементарных навыков плетения)
В результате обучения макраме слушатели должны:
Знать:
- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроутюгом и отпаривателем;
- историю макраме, сходства и различия древнего плетения от современного;
- материалы и приспособления в плетении;
- свойства нитей;
- основные понятия макраме;
- приемы крепления нитей на основу;
- виды основ (жёсткие и мягкие);
- понятия цепочка и шнур макраме;
- основные приёмы плетения (лицевой, изнаночный, расширенный);
- расход рабочих нитей в плетении;
- вспомогательные узлы макраме (простой, восьмёрка, капуцин, серёжка);
- основные узлы (петельный, полуузел, двойной плоский, ягодка);
Уметь:
- перематывать нити из мотков в клубки;
- нарезать нити, производив расчёт их длины;
- навешивать нити на основу основными способами;
- плести вспомогательные и основные узлы;
- плести приёмом «от середины в обе стороны»;
- плести ряд слева направо (плоские изделия);
- делать простые кисти в конце изделия;
- плести вкруговую;
- пользоваться трафаретом при плетении по кругу;
- заменять основу и рабочую нить при плетении;
2 этап
(Для слушателей, имеющих элементарные навыки плетения)
В результате обучения макраме, учащиеся должны
Знать:
- декоративные узлы и головоломки;
- правило минимума при плетении;
- основные и смешанные приёмы начала работы;
- петли пико, их виды;
- ажурный край работы;
- фестоны и их виды;
- зубчатый край работы;
- приём «чистый край» в конце работы;
- способы удлинения нитей и их замены;
- принципы плетения основных изделий;
Уметь:
- плести сложные узлы-головоломки на любом количестве нитей;
- выполнять ажурный и зубчатый края изделия;
- выполнять «чистый край» работы;
- вставлять декоративные дополнения в изделия;
- вводить новые нити в работу и наращивать нити;
- различать цветное от орнаментального плетения;
- плести простейшие цветные узоры;
- рассчитывать длину и количество нитей в плетении;
- плести основные изделия;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
1 этап | ||||
1. | Введение. Учебная экскурсия: «История развития макраме. Современное узелковое плетение». Техника безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Материалы и приспособления в плетении. Вспомогательные узлы. | 4 | 2 | 2 |
3. | Понятия основы и рабочей нити. Основные приёмы крепления рабочих нитей. | 4 | 2 | 2 |
4. | Основные узлы и узоры на их основе. Приёмы плетения. | 10 | 2 | 8 |
5. | Плетение изделий: кашпо, панно. | 20 | 2 | 18 |
Итого: | 40 | 10 | 30 | |
2 этап | ||||
6. | Декоративные узлы. Техника их выполнения и применения в изделиях. | 6 | 1 | 5 |
7. | Приёмы начала и окончания работы. Замена нитей. Советы и секреты в плетении. | 6 | 2 | 4 |
8. | Плетение изделий: кашпо, панно, игрушки, сумки, оплетённые сосудов. | 28 | 4 | 24 |
Итого: | 40 | 7 | 33 | |
Всего: | 80 | 14 | 66 |
Примечание:
1.Программа рассчитана на 80 часов: из них 40 учебных часов для начинающих и 40 часов для слушателей, имеющих элементарные навыки плетения.
2.Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы.
3.Так как в Центре обучаются инвалиды по зрению с различной степенью скомпенсированности дефекта, прохождение всех тем с каждым слушателем не обязательно.
4.Те разделы программы, которыми слушатели владеют на момент поступления для обучения, после проверки из учебного плана могут быть исключены.
5. На факультативные занятия группы формируются с учётом желания слушателей как с профессионального отделения (срок обучения которых 5 месяцев – тогда программа для них рассчитана на 80 часов), так и с отделения элементарной реабилитации (программа рассчитана на 40 учебных часов), однако преимущественное право имеют слушатели элементарной реабилитации. Запись слушателей проводится на экскурсии по предмету.
Содержание программы
Тема №1
Введение. История развития макраме. Современное узелковое плетение.
Знакомство с группой, кабинетом макраме. Проведение учебной экскурсии, знакомство с историей развития макраме. Демонстрация образцов изделий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе в кабинете и технике противопожарной безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
Тема№2
Материалы и приспособления в плетении. Вспомогательные узлы.
Материалы для плетения: нити, верёвки, шнуры различного качества, диаметра. Свойства нитей: крутка, упругость, жесткость, ворсистость. Основные параметры на этикетке: диаметр нити и ее длина. Связь фактуры материала с назначением изделия. Подготовка нитей к работе. Перемотка в клубки, измерение. Приспособления для плетения на весу (для подвесных изделий) и для плоских изделий. Поролоновая подушка, иглы и булавки для плетения. Вспомогательные узлы макраме. Узлы на одной нити.
Тема №3
Понятие основы и рабочей нити. Приёмы крепления рабочих нитей.
Основы мягкие и жёсткие. Расход рабочих нитей при плетении. Смена рабочих нитей и основ в плетении. Количество основ в различных изделиях. Лицевой, изнаночный, расширенный способ приёмы крепления нитей на основу. Приём «реверс». Расчёт длины и количества нитей при плетении. Замена нитей.
Тема №4
Основные узлы и узоры на их основе. Приёмы плетения.
Основные узлы макраме. Узлы на двух и четырёх нитях: петельный узел, узел «фриволите», полуузел, двойной плоский узел, узел «ягодка». Понятие «цепочка», «шнур». Сходства, различие. Цепочка «змейка», «гусеница», применение в изделиях. Узор «сетка в шахматном порядке» (на плоскости, т.е. слева направо) и по кругу. Принцип плетения слева направо и вкруговую. Принцип плетения «от середины в обе стороны». Приём окончания изделия: кисть. Простые кисти.
Тема №5
Плетение изделий: кашпо, панно.
Кашпо: виды, назначение. Плетение кашпо простого или усложненного. Подбор материалов для плетения, форма, число подвесных шнуров, виды сеток для горшка в кашпо. Принцип плетения сверху вниз. Декоративное настенное украшение – панно. Виды панно, применение. Плетение простейшего панно с карманом. Использование трафарета при плетении кармана.
Тема№6
Декоративные узлы. Техника их выполнения и применение в изделиях. Декоративные узлы макраме и узлы-головоломки. Техника их выполнения: особенности узлов, их затягивание, положение рук при плетении. Условия выбора того или иного узла на практике. Количество узлов в изделиях. Правило минимума. Применение декоративных узлов в панно, сумках, корзинах. Узел «лотос», «жозефина». Понятие о цветном и орнаментальном плетении.
Тема№7
Приёмы начала и окончания работы. Замена нитей. Советы и секреты в плетении
Основные и смешанные приёмы начала работы. Пико. Виды пико. Ажурный край в начале изделия. Фестоны, их виды. Зубчатый край. Приёмы окончания изделий: приём «чистый край», виды узорных кистей, разновидности бахромы. Декоративные дополнения в плетении (бусины, косточки, кольца и прочее). Удлинение нити с помощью различных узлов и приёмов. Замена нити. Введение новых нитей в работу. Советы и секреты для укоротившейся (оборвавшейся) нити при плетении изделий.
Тема№8
Плетение изделий: кашпо, панно, игрушки, сумки, оплетённые сосуды.
Кашпо: усложнённые, с декоративными элементами. Принцип плетения и расчёт длины и количества нитей. Разновидности кашпо: кашпо-панно. Применение изделий в интерьере. Панно: виды, назначение. Сумки женские и хозяйственные. Техника выполнения, особенности плетения, разновидности. Оплетённые сосуды-вазы. Форма сосудов, выбор материалов для них. Дно сосуда плоское и выпуклое. Преимущества и недостатки донышек. Техника выполнения и условия выбора узлов и узоров для плетения сосуда-вазы. Плетение изделий по желанию учащихся.
Список литературы:
1.Азбука плетения -М. Кузьмина, М., 2000 г., изд. Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание.
2.Знакомьтесь с макраме -М.М. Соколовская, М., Просвещение, 2009г.
3.Объёмное макраме -Г.В. Рябинина, М., «Алтай».
4.Плетение стильных вещей -Т.А. Головань, Ростов на Дону, Феникс,2004 г.
5.Макраме – Т.А. Светашова, Нальчик, 2003г.
6.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Программа факультативных занятий по физической культуре
Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...
Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс
Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...
Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"
Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...
Программа факультативного занятия "Кружевница"
Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков:Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания...
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...