Роль музыкального искусства в воспитании толерантности
статья

Терехина Дарья Сергеевна

Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в становлении толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_terehina_d.docx20.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального искусства в воспитании толерантности

Аннотация: Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в становлении толерантной личности.

Ключевые слова: толерантность, воспитание, искусство, музыкальное искусство, культура.

В последние годы в педагогической науке, как и в обществе в целом, возросло внимание к проблеме воспитания толерантности у подрастающего поколения. Такая активность вызвана, прежде всего, снижением уровня духовного и культурного – эстетического развития человека.

На сегодняшний день воспитание толерантности является объективной потребностью современного общества. Происходит поиск новых путей формирования личности, способной свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям.  

В настоящее время слово «толерантность» входит в активный лексикон каждого образованного человека. Существуя на различных языках мира, определения толерантности имеют много общего. Это готовность быть терпимым, снисходительность, прощение, мягкость, выносливость, стойкость, умение мириться с существованием чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть по отношению к другим великодушным. Согласно Декларации ЮНЕСКО, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… это гармония в многообразии… это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [3].

На сегодняшний день существует довольно много исследований, посвященных проблеме толерантности. Но при всем при этом практически отсутствуют работы, в которых отражена тема воспитания толерантности личности средствами искусства. Несмотря на это, многие ученые признают огромную роль искусства в жизни человека. Через знакомство с иной культурой, в том числе и музыкальной, человек приобретает огромный опыт и становится более терпимым к другим культурам.

Различные социологические и психологические исследования подтверждают влияние музыки на развитие толерантного поведения личности.

«Музыкальная культура, будучи эстетической категорией сознания каждого народа и отличаясь неповторимым национально-этническим своеобразием, содержит общечеловеческий, гуманистический заряд, делающий духовный опыт данного народа органически доступным, понятным для другого народа. В ходе музыкально – педагогической деятельности происходит восприятие художественного открытия одной национальной культуры духовным сознанием другой, потому что: средства выразительности национальной музыки развивают способность обостренно чувствовать окружающий мир, понимать и принимать себя и других людей, что проявляется в сопереживании, сочувствии, терпимости; язык музыки как уникальный специфический язык эмоций и чувств анализирует эмоциональное реагирование, отзывчивость в отношении себя и окружающей среде; учебная деятельность, построенная на гуманистических принципах и учитывающая развитие личностных качеств обучающихся, способствует развитию и переоценке ценностных ориентаций» [4].  

От состояния культуры детей зависит как культура общества в целом, так и будущее России. Поэтому, возрастает необходимость в переосмыслении уже существующих образовательных программ с целью повышения роли искусства в воспитании толерантного сознания школьников.

Современная социальная, экономическая и политическая научная ситуация остро ставит проблему перед российской школой. И в связи с этим предполагается внедрение в систему школьного образования учебных программ по формированию толерантного мышления.

Хорошую поддержку в плане воспитания толерантности личности оказывают уроки музыки в общеобразовательной школе, так как именно в этих условиях дети постигают основы мировой музыкальной культуры. И музыкальное искусство является в этом процессе действенным воспитательным средством.

Возможности музыки почти безграничны, а поэтому нет ничего удивительного в том, что в воспитании толерантности музыкальное искусство может быть одним из главных помощников. Реализация этих возможностей может проходить как на уроках музыки, так и во внеклассной работе.

Приобщая детей к музыкальному искусству, мы знакомим их с богатой и многонациональной музыкальной культурой. Перед детьми открываются новые горизонты, и им легче понять и принять другую культуру. И чем большими ценностями будут они овладевать, тем острее станет их восприятие и желание познать еще больше [2, с.3].

 «Воспитывая личность в духе толерантности, необходимо обращать внимание, что признание «другого» (человека, мнения, идеи) состоит в осознании права – быть «другим», отличным. Умение видеть и понимать «другое» очень ценно, поскольку развивает способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения: как «другой», так и собственной» [1, с.9].

Музыкальное искусство является культурным полем, которое обогащает нас и открывает новые возможности для созидания толерантного общества.

Через музыкальное искусство формируется толерантность школьников как часть их эстетической культуры. Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальное искусство играет огромную роль в становлении толерантности личности учащегося.

Литература:

  1. Баныкина С. В., Егоров В. К. Учимся толерантности. М.:АРКТИ, 2007.
  2. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2011.
  3. Декларация принципов толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html
  4. Сюйжун Ян  Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами: Автореферат дисс… канд. псих. наук. – Воронеж, 2008.

Терехина Дарья Сергеевна

педагог дополнительного образования

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Музыка играет огромную роль в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе....

Роль музыкального искусства в коррекционной школе.

Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей.Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.Искусство вообще обладает специфическими средствами воз¬дей...

Значение музыкального искусства в воспитании личности. Роль хоровых занятий.

«Значение музыкального искусства в воспитании личности» посвящена вопросу о воспитательных возможностях искусства. Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разрабо...

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...