Роль музыкального искусства в коррекционной школе.
статья по музыке по теме

Фролова Надежда Ивановна

Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей.

Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.
Искусство вообще обладает специфическими средствами воз¬действия на человека.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя,

оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллек¬туальную стороны его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_muzykalnogo_iskusstva_v_korrekcionnoy_shkole.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   

Роль музыкального искусства в коррекционной школе.

Основной задачей эстетического воспитания является оказание оптимальной помощи воспитаннику средствами искусства, природы, эмоционально - личностного общения. Она выражается в нахождении социально значимого увлечения, способствующего формированию стиля и форм поведения, предотвращающего уединение и обособление от общества. Использование средств искусства приводит к созданию условий, способствующих формированию разносторонне развитой личности ребенка согласно его конституциональным особенностям, возможностям и интересам. Опираясь на изучение личности ребенка, реальных условий его жизни, способов взаимоотношений с окружающим миром, необходимо помочь ему осмыслить свои жизненные задачи, собственную ценность, имеющиеся потенциальные способности.

Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.

Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребенка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение. Благодаря ей, речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С ее помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребенком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмпатии как постижением эмоционального состояния другого человека в повседневной жизни, с воспитанием таких положительных качеств личности, как доброта, умение сопереживать другому человеку, желание прийти на помощь.

Основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции, настроения. В отличие от других видов искусства, таких, как скульптура, архитектура, живопись, музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоций, а также изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручья, раскаты грома, пение птиц — путем звукоподражания.

Различные эмоциональные состояния, художественный образ создаются средствами музыкальной выразительности. К ним относятся: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Например, грозный характер передается с помощью громкой динамики, низкого регистра и сдержанного темпа. Нежность — спокойным темпом, мягкой динамикой и ровным ритмом.

Так же, как и другие виды искусства, музыка классифицируется по жанрам. Существует деление музыки на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидности: сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. Различаются сольная, ансамблевая и оркестровая инструментальная музыка. Существуют так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер (песня, танец, марш). Вторичные жанры возникли с появлением профессионального музыкального искусства. К ним относятся: соната, концерт, симфония, балет, опера и др.

В ходе специального музыкального воспитания происходит развитие эмоциональной сферы учащихся. Формирование эстетических чувств служит стимулом для совершенствования положительных качеств личности, в числе которых доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать другому человеку. Таким образом, происходит переориентация ценностных устремлений умственно отсталых детей от влечений патологической направленности к социально значимым. В процессе музыкального обучения и воспитания наблюдается положительная динамика интеллектуального развития воспитанников. Это выражается в обогащении активного словаря и улучшении мышления.

Музыкальное мышление — это способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание. Для этого необходимо иметь определенный музыкальный опыт, знания о музыке; развивать активный музыкальный словарь, с помощью которого можно охарактеризовать произведение, оценить услышанную мелодию, определить форму произведения (количество частей).

Эстетические переживания и эмоции являются основой художественного восприятия. Воспринимая музыку, ребенок интуитивно или сознательно ее оценивает. Оценка музыки — это возникающие в процессе художественного восприятия обобщения, сравнения и ассоциации, происходящие с участием произвольного внимания

Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. О его развитости говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. В музыкальном вкусе проявляется единство интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Таким образом, можно заключить, что в процессе участия воспитанников коррекционной школы в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:

  1. Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.
  2. Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
  3. Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Музыка играет огромную роль в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе....

Роль демонстрационного материала на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе II вида.

Роль демонстрационного материала на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе II вида....

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

Роль музыкального искусства в воспитании толерантности

Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в становлении тол...