Значение музыкального искусства в воспитании личности. Роль хоровых занятий.
методическая разработка на тему
«Значение музыкального искусства в воспитании личности» посвящена вопросу о воспитательных возможностях искусства. Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разработано, описано и внедрено. Но не следует забывать, что многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству.
Данная глава включает в себя раздел:
Роль хоровых занятий, где описаны преимущества перед другими формами детского музыкального творчества. Во-первых, хоровая музыка позволяет вовлечь в творческий процесс большое количество детей. Во-вторых, она позволяет ребенку использовать тот естественный инструмент, которым наделила его природа – голос. В-третьих, хоровая музыка обладает дополнительной, весомой воспитательной функцией: в ней есть слово, что облегчает общение ребенка с миром искусства, упрощает процесс понимания им музыки.
Представленный материал - одна из глав моей работы на тему "Формирование принцыпов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей", где, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, я определяю основные моменты функционирования Детской хоровой студии "Синяя птица" при МБОУ ДО " Дом детского творчества" г.Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muzykalnogo_iskusstva_v_vospitanii_lichnosti.docx | 35.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Значение музыкального искусства в воспитании личности»
Детский возраст является одним из самых благоприятных для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы лететь, перьям нужно сложиться в крылья» [75, 52]. Одним из путей развития высоконравственной личности и является музыкально-эстетическое воспитание.
Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разработано, описано и внедрено. Но не следует забывать, что многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству.
Рассказать о воспитательных возможностях искусства представляется актуальным уже хотя бы потому, что определенная часть общества в целом и деятели художественной культуры в частности в этом сомневаются. Вспомним, например, афоризм А. Франса, утверждающего, что если бы искусство действительно кого-нибудь воспитывало, то самыми воспитанными людьми стали бы театральные капельдинеры, имеющие ежедневную возможность общения с ним. По нашему мнению, с этим нельзя согласиться. Искусство – это форма познания мира, это то, с чем человек соприкасается каждый день. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство, с помощью которого познают окружающий мир. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, работа над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназначение искусства: позволить человеку познать и изменить самого себя. По-видимому, не случайно итальянский писатель Дж. Родари писал: «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый; он отрицает то, что ему навязывают… Все эти качества проявляются в процессе творчества» [2,16].
Пережитое в общении с высокими произведениями искусства становятся фактом биографии. Вот почему можно считать, что искусство оказывает глубокое воздействие на духовный мир человека, его внутреннюю культуру. «Понимать совершенное произведение искусства – значит, в общем, заново создать его в своем внутреннем мире», - писал А. Франс [79, 296].
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Способность к эстетическому переживанию, которое развивается посредством музыкального, и в частности хорового воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого человека активной жизненной (в том числе и гражданской) позиции, является конечной целью и задачей воспитания вообще. Не случайно размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама ее природа, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие детского сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом. Немецкий историк литературы А.В. Шлегель, сказал о музыке: «Музыка – это движущаяся архитектура».
Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на эстетическую сторону души и поэтому она обязательно должна быть включена в процесс учебно-образовательного цикла. Очень важно, чтобы музыкальный материал, предлагаемый детям, был ярким и насыщенным по своему содержанию, отвечал высоким требованиям к художественному качеству. Только с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к музыкальному искусству в целом и к хоровому в частности.
Именно хоровому пению, как воспитывающему фактору уделяли многие деятели хорового искусства, в том числе и В. Соколов: «Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач» [66, 119].
- Роль хоровых занятий
Основным и наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальной культуре является хоровое пение. Сама суть этого вида музицирования вырабатывает у учащихся умение видеть, слышать и чувствовать состояние другого человека, невольно сливаться с ним в едином душевном движении. Как искусство коллективное, именно хоровое пение, объединяя чувства, мысли и волю исполнителей, обладает широчайшими воспитательными и образовательными возможностями.
Хоровые занятия обладают преимуществами перед другими формами детского музыкального творчества. Во-первых, хоровая музыка позволяет вовлечь в творческий процесс большое количество детей. Во-вторых, она позволяет ребенку использовать тот естественный инструмент, которым наделила его природа – голос. Наконец, в -третьих, хоровая музыка обладает дополнительной, весомой воспитательной функцией: в ней есть слово, что облегчает общение ребенка с миром искусства, упрощает процесс понимания им музыки. При разучивании хоровых произведений и работе над их характером используются знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка (умение правильно произносить слово, выразительно читать текст, определять в словосочетаниях главное и зависимое слово; знание видов простых предложений – повествовательных, вопросительных, умение соблюдать верную интонацию при их произношении). Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему…» [82, 18]. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл пение «жизненной основой музыки».
Именно на хоровое пение, как форму музыкальной деятельности, обращал внимание методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие…» [32, 51].
По нашему мнению, в задачи хорового образования входят:
- Развитие у детей музыкальных способностей посредством вокально-хоровых навыков.
- Совершенствование эмоциональной сферы.
- Приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной музыки, формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
- Формирование музыкальной культуры, которая оказывает положительное влияние на социально-художественный опыт.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, эмоциональность; воспитывает в детях творческое воображение, мышление. Умение сопереживать. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. «Это умение обогатившись - обогащать» [44, 48].
Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и не доступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс хорового воспитания должен быть ясно целенаправлен, ведь именно хоровое пение является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. «Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния». Поэт А. Вознесенский писал, что человек состоит на 60% из химикалиев, на 4% из лжи ржи, но на один – из Микеланджело. Так вот, один этот процент при погружение в пение возрастает неимоверно… В хоре заложена поистине великая созидательная сила…» (Р. Щедрин).
Список литературы
- Абелян Л. М. Как организовать детский хор// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 4 – 11 с.
- Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2002.
- Алмазов Е. Развитие детского голоса. – М., 1963.
- Альсира Легасти де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. Перевод с испанского Ю. Ванникова. М.: «Прогресс», 1989. – 175 с.
- Апраксина О.А. О деятельности С.И. Миропольского // Из истории музыкального воспитания. – М., Просвещение, 1990.
- Барвинская Е. М. Вокально-педагогическая компетентность учителя музыки// Музыка в школе, 2009 №6. 53 – 59 с.
- Большакова Е. В. О некоторых особенностях формирования вокально-исполнительских навыков учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.// Искусство и образование, 2011 № 6 (74). 109 – 116 с.
- Борисова Е. С. Дирижер-хормейстер – психология профессионального и личностного становления. Музыкальная психология и психотерапия, 2008 № 5. 45 – 55 с.
- Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – М., 1965.
- Буланов В. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности. Екатеринбург, 2007. – 27 с.
- Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. (Обучающая техника Классик-хора «Аврора»). Екатеринбург, 2007. – 50 с.
- Буянова Н. В. Роль дирижера в художественно-творческом процессе.// Искусство и образование, 2011 №3 (71). 53 – 60 с.
- Вагина Н. А. Музыка и музыкальная деятельность в оздоровлении детей раннего возраста.// Искусство и образование, 2013 №2 (82). 84 – 97 с.
- Вагина Н. А. Функции музыки в воспитании и развитии детей раннего возраста.// Искусство и образование, 2011 №3 (71). 132 – 143 с.
- Вагина Н. А. Функции музыки в развитии детей раннего возраста// Искусство и образование, 2012 № 3 (77). 79 – 90 с.
- Внешкольные воспитательные учреждения.—М., 1991.
- Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. – М.Л., 1951.
- Городецкая Ю. А. Синтез искусств в развитии творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования// Искусство и образование, 2012 № 3 (77). 72 – 78 с.
- Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В. Н. Шацкой. М., «Педагогика», 1970. – 232 с., с илл.
- Дом пионеров и школьников – инструктивно-методический центр пионерской, внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. – Красноярск, 1989.
- Дрень О. Е. Ритмическое развитие первоклассников в процессе музыкально-игровой деятельности. Искусство и образование, 2009 №5 (61). 116 – 128 с.
- Дылдина О. В. Феномен «интонация» как методологический ориентир вокально-хорового многоголосия// История и методика хорового исполнительства. Сборник статей. Челябинск, 2003. 29 – 38 с.
- Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб., 2000.
- Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 12 – 18 с.
- Железнова Е. С. Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности.// Искусство и образование, 2010 №1 (63). 126 – 134 с.
- Живов В.Л.. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика. – М., ВЛАДОС. 2003.
- Земцова Т. М. Методические особенности подготовки подростков к концертным выступлениям. Искусство и образование, 2009 №5 (61). 40 – 48 с.
- Изюменко В. Обучение молодого хормейстера навыкам распевания хора // Методические материалы Казанской консерватории, 1992.
- Изюрова О. С. Вокальный эстрадный ансамбль в формировании положительных межличностных отношений подростков и воспитанников детского дома.// Искусство и образование, 2008 №1 (51). 37 – 44 с.
- Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. – 1999. №2.
- Казачков С. А. От урока к концерту. Казань. Издательство Казанского университета, 1990.
- Карасев А. Бесплатные вечерние школы хорового пения. – Вятка, 1903.
- Кирнарская Д.К.. Проблемы современного музыкального образования с позиции возрастной психологии // Проблемы детского музыкального воспитания, РАМ им. Гнесиных. Вып. 131. – М., 1994.
- Кодай З. Дяди – школьные инспектора. – М., 1956.
- Критский Б.Д. Хороведение. – М., 1989.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
- Леонтьев Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор// Музыкальная психология и психотерапия, 2011 № 4 (25). 67 – 78 с.
- Маллаянова Е. А. Роль дополнительного образования в развитии музыкально-духовной культуры подростков. Музыка в духовной культуре XX века. Материалы конференции. Екатеринбург, 2008. 187 – 188 с.
- Медведева Н. В. Творчество детской хоровой студии «Касталия» г.Междуреченска. Материалы второй международной Интернет конференции. Екатеринбург, 2010. 142 – 144 с.
- Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с. С. 29-44.
- Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. – Тверь, 2003.
- Михайлова М. В. Роль образного мышления в развитии детей 6 – 7 лет.// Искусство и образование, 2010 №4 (66). 58 – 62 с.
- Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып.13 / Сост. О. Апраксина. – М., 1978.
- Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 15 / Сост. О. Апраксина. – М., 1982.
- Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 16 / Сост. О. Апраксина. – М., 1985.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М., 1992.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ногина О. А., Волчегорская Е. Ю. Раннее музыкально-интонационное развитие: ключ к формированию креативности младших дошкольников.// Искусство и образование, 2011 №5 (73). 49 – 54 с.
- Овчинникова Т. Н. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 39 – 44 с.
- Овчинникова Т. С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками// Музыкальная психология и психотерапия, 2011 № 4 (25). 99 – 104 с.
- Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе»., Л., 1962.
- Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Музыка, 1999.
- Памяти Свешникова А.В.. Статьи, воспоминания. – М.: Музыка, 1998.
- Пашкова А. С. Процесс взаимодействия дирижера с музыкально-исполнительским коллективом в музыкальной педагогике XX в. // Музыка в духовной культуре XX века. Материалы конференции. Екатеринбург, 2008. 176 – 180 с.
- Петелина Е. А. Хоровое мышление дирижера как показатель его индивидуальности.// Искусство и образование, 2010 №4 (66). 88 – 93 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М.: Музыка, 1999.
- Петрушин В. И. Психология музыкальных способностей. Музыкальная
- память и ее развитие// Музыкальная психология и психотерапия, 2008 № 5
- Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: «Советский композитор», 1988. – 184 с.
- Постникова Л. Г. Роль дополнительного музыкального образования в формировании личности подростка// Гуманитарное развитие личности в современном обществе: проблемы психологии и музыкальной педагогики. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2005. 46 – 50 с.
- Прокофьева Е. В. Учитель и ученик: особенности общения во время вокально-хоровой работы// Музыка в школе, 2009 №6. 60 – 68 с.
- Резяпова Р. А. Воспитание навыков многоголосия и пения без сопровождения// История и методика хорового исполнительства. Сборник статей. Челябинск, 2003. – 14 – 29 с.
- Романовский Н.. Принципы работы над строем в хоре // Хоровое искусство. – Л.: Музыка, 1967.
- Сафонова В. И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 33 – 38 с.
- Свешников А.В. Памяти Свешникова А.В.. – М.: Музыка, 1998.
- Соколов В.Г. Дирижер, педагог, композитор. – М., 1985.
- Соколов В. Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 62 – 68 с.
- Струве Г. Организация концертных выступлений детского хора// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 45 – 48 с.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1979. – 111 с.
- Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей МГПУ им. Ленина, 1992.
- Стулова Г. П. Теория и практика работы с хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ноты.
- Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988.
- Сурнова С. Н. Развитие творческой активности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.// Искусство и образование, 2010 №4 (66). 68 – 74 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 1961.
- Тихонова Е.В. Психолого-педагогические аспекты воспитания концертной выдержки у учащихся в классе фортепиано. // Фортепиано: вчера, сегодня, завтра. – Екатеринбург, 2006.
- Усова И. М. Старшая группа детского хора// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 28 – 32 с.
- Фихтенгольц Н.. Профессия – педагог // Музыкальная академия, 2003, №2.
- Франс А. Сочинения: В 5 т. Т.3. – М., 1974.
- Халабузарь П.. Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с., нот.
- Цагарелли Ю.А.. Психология музыкально-исполнительской деятельности. – С.-П., 2008.
- Чарели Э.М. Азбука дыхания. – Свердловск, 1990.
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. Изд 3. М.: Музгиз, 1961. – 248 с.
- Шацкая В.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.—М., 1975.
- Шереметьев В. А. Пение и воспитание детей в хоре (методика и опыт работы вокально-хоровой школы «Мечта»). – Челябинск. «Версия», 1998.
- Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001. – 132 с., ил.
- Шереметьев В. А. Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре. Издание С. Ю. Бантурова. – Челябинск, 2003. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся
Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на...
Статья.Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка.
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности в...
"Роль хоровых занятий в социальной адаптации детей"
Доклад на районной конференции "Роль дополнительного образования в формировании социальной адаптации детей в современном мире"...
Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся
В данной статье говорится о значении музыкального исукусства в духовном развитии учащихся...
Статья-Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности....
Роль музыкального искусства в воспитании толерантности
Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в становлении тол...
Роль музыкального искусства в воспитании школьников
В помощь родителям...