Конспект открытого занятия «Вязание на спицах»
план-конспект

Моисеенкова Галина Петровна

Конспект открытого занятия «Вязание на спицах» (2-ой год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazanie_na_spitsah.docx85.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект

открытого занятия

«Вязание на спицах»

(2-ой год обучения)

Разработала:

Моисеенкова Галина Петровна

педагог дополнительного образования

т\о «Вязание»

2017 год

Конспект занятия «Вязание на спицах»

Цель: познакомить с различными видами вязания; научить прибавлять и убавлять петли.

Задачи:

1.Образовательная - дать понятие о вязании, научит разрабатывать технологический процесс.

2. Развивающая - развивать творческие способности.

3. Воспитательная - воспитывать интерес к моделированию и конструированию.

Наглядные пособия: образцы чулочного и платочного вязания, различные виды резинки, ажурные узоры.

Оборудование: спицы, нитки для вязания.

Ход занятия

1. Объяснение с практическим закреплением:

  • Организационный момент: проверка списочного состава учащихся, проверка наличия рабочего инструмента.
  • Сообщение темы занятия и объяснение нового материала.

Педагог: Я вас познакомлю с  историей вязания спицами.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Археологи установили, что ему более четырех тысяч лет.

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на высоком уровне. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого Света, относятся к 4-5 векам нашей эры, а на территории Перу - к 3 веку нашей эры.

В 1867 году Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Троянской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязание» и «ткание».

Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала.

В действительности, Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения пленной троянской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаное трико из торжественного убора эпохи венецианских дожей на 2500 лет позже.

А вот что нам рассказывает об истории вязания одна из легенд Древней Греции:

Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их ремеслами искусствам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.

Среди мастериц, ткавших легкие как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.

Под видом седой сгорбленной старухи предстала пред Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Но не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи, соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини, и в своей работе выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука, и с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.

В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков.

В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядения ткани из паутины и паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.

Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна.

В 5 веке вязание процветает на Востоке и примерно в 9 веке попадает в Европу, где до этого чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки, их носят и короли и их свита. Полагают что в Европу вязание пришло через коптов- египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в 12 веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В 13 веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

В 1589 году гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка и посоветовала ему зарабатывать деньги честным путем Ли перебрался во Францию и в городе Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.

Интересно, что сначала вязание было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины.

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода «пошли гулять» по Европе, а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В конце 18 века во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязаные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

В России вязание получило распространение в 19 веке и занимались им преимущественно женщины, Узоры заимствовались из народных вышивок крестом и ткачества.

Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, так как в них видна уникальность, единичность изделия.

Вязание одно из древних и полезных видов рукоделия. Оно постоянно изменяется, развивается и совершенствуется.

Возможно, что у некоторых обучающихся нет дома пряжи для вязания, а покупать - дорого. На первое время можно обойтись и без пряжи.

Взять старый капроновый или нейлоновый чулок, тщательно выстирать его, высушить и, срезав его утолщенную верхнюю часть, разрезать чулок по спирали сверху вниз.

Следить, чтобы ширина ленточки была одинаковой, примерно 2,5 - 3 см. Выбрать ширину, исходя из размера имеющихся спиц и толщины чулка. Удобнее резать чулок, надев его на ладонь левой руки. Нижнюю часть чулка отрезать.

Полученную ленточку смотать в клубок. При этом слегка натягивать ее - и края тут же свернутся, получится мягкий упругий шнур. На таком шнуре очень удобно учиться вязать.

И главное, можно быстро получить результат: у кого-то за. 5 минут, у кого-то за 10 сразу получится готовое изделие.

Вначале надо взять конец шнура, сделать двумя руками петлю, как показано на рисунке 1.

Продеть в нее кончик спицы и затянуть петлю, чтобы она не соскользнула. Взять спицу в правую руку, а левой рукой накинуть на нее длинный конец шнура. Затянуть петлю. Повторять так, пока на спице не образуется 15 петель, считая и первую, завязанную руками.

Накид петли

Рисунок 1- Накид петли

Существует еще несколько способов набора петель, но этот - самый простой. Теперь взять в правую руку вторую спицу, а спицу с набранными петлями - в левую и начинать вязать первый ряд.

Ввести кончик правой спицы в крайнюю петлю, от которой тянется шнур к клубку, и перенести ее с левой спицы на правую. Это неизменное правило при всяком плоском, некруговом вязании: в каждом ряду первая петля не провязывается, а снимается. Благодаря этому образуется ровный упругий край вязанья.

Лицевая петля

Правую спицу ввести в следующую петлю на левой спице. Шнур, идущий к клубку, при этом перекинуть через указательный палец левой руки. Подвести под шнур кончик рабочей спицы справа и протянуть его обратно в петлю вместе со шнуром. Сбросить петлю с левой спицы (рис. 2). На рабочей спице уже 2 петли.

Вывязывание лицевой петли

Рисунок 2 - Вывязывание лицевой петли

Продолжить так до конца ряда, пока все петли с левой спицы не перейдут на правую, образовав первый ряд вязания. Теперь опустевшая левая спица становится рабочей, а спицу с петлями переложить в левую руку.

Второй ряд - такой же: первую петлю снять, не провязывая, остальные петли вязать лицевыми (рис. 3).

Лицевой узор

Рисунок 3 - Лицевой узор

Так вязать, пока не останется конец шнура, который примерно трижды может уложиться на ширине вашего вязанья.

Пора закрывать петли. Последний ряд выполняют следующим образом. Первую петлю, как всегда, снять. Провязать следующую петлю, на правой спице получится 2 петли. Кончиком левой спицы оттянуть первую из них, а в это время правой спицей протащить сквозь нее вторую. На правой спице снова только одна петля. Провязать следующую петлю и с этой парой поступить так же (рис. 4).

В итоге останется одна-единственная петля. Протащить сквозь нее конец шнура и затянуть.

Закрывание петель

Рисунок 4 - Закрывание петель

Если все сделать правильно, получился небольшой прямоугольник с ребристой поверхностью. Это очень удобная мочалка для мытья посуды.

Вязание изнаночными петлями

Взять второй ненужный чулок и приготовить из него шнур для вязания. Снова набрать на спицу 15 петель, взять ее в левую руку, перекинув шнур через указательный палец, и, перекрутив, снять на правую спицу первую петлю, не провязывая.

Рабочую нить положить поверх левой спицы перед следующей петлей (рис. 5, а). Конец правой спицы продеть под рабочую нить и в середину петли (рис.5, б). Этой же спицей подхватить рабочую нить и протащить ее через петлю на левой спице (рис. 5, в). На правой спице образуется новая петля, а с левой ее сбросить (рис.5).

Вязание изнаночными петлями

Рисунок 5 - Вязание изнаночными петлями

Продолжать так до конца ряда. Связав 4-5 рядов изнаночными петлями, можно заметить, что получается точно такой же рисунок, как и в первом примере. Стоило ли изучать такую сложную петлю, чтобы получить то же самое, что и с помощью простой лицевой? Стоило.

Чтобы в этом убедиться, дальше вяжут так: один ряд - только лицевыми петлями, второй - только изнаночными. Чередуя эти два ряда, получим другой рисунок.

Такую фактуру имеет большинство трикотажных изделий. Изделие с таким узором получается тоньше, мягче, и ниток на него уходит меньше, чем в первом узоре. У этого вязанья гладкая лицевая и ребристая изнаночная стороны.

Таким рисунком вяжут чулки, носки, поэтому такое вязание получило название - чулочное. Отлично подходит оно и для кофт, свитеров, шапочек.

Недостатки узора: скручивание изделия на краях, наличие изнаночной стороны.

У первого образца таких недостатков нет: с двух сторон одинаковый рисунок, совершенно плоский. Вязание называется платочное. Чтобы края второго образца не закручивались, закончить вязание надо 3-4 рядами платочной вязки. Закрыть петли.

Накиды

Для многих способов вязания надо уметь выполнять еще одну петлю - накид (рис.6). Ее используют в основном для получения ажурных узоров, а еще для вязания простой и эффектной английской резинки (рис. 7).Выполнение накида

Рисунок 6 - Выполнение накидаВыполнение накида

Рисунок 7 – Английская резинка

Английская резинка

Набирать число петель, делящееся на 3. Обязательное правило, о котором говорилось раньше, - снимать, не провязывая, первую петлю на спице, - здесь нарушается.

Каждый ряд английской резинки начинается с накидывания нити на пустую еще рабочую спицу.

1-й ряд: накид, 1 петлю снять, 2 следующие провязать вместе лицевой, вводя рабочую спицу слева направо.

Повторять операции, заключенные между звездочками, до конца ряда. Если вы все сделали правильно, ряд закончится двумя лицевыми петлями.

2-й ряд и все последующие вяжутся, как 1-й ряд.

После нескольких рядов видно, что получается узор, напоминающий резинку 1x1, только более крупный и рельефный. Этот красивый двусторонний узор, одинаковый с лицевой и изнаночной стороны, хорош тем, что в нем совсем не используются изнаночные петли. А они для начинающих труднее и требуют больше времени.

Простая в исполнении, очень упругая, всегда модная английская резинка используется для шарфов, спортивных свитеров и шапок. Единственный ее недостаток: она требует больше пряжи, чем обычная резинка и чулочное вязание.

Ажурное вязание

Здесь тоже используется накид , но в отличие от английской резинки это очень экономное, легкое, просвечивающее насквозь вязанье. Вот его простейший вариант (рис.8).

Простой ажурный узор

Рисунок 8 - Простой ажурный узор

Набрать четное количество петель.

1-й ряд: первую петлю снять, накид, 2 петли вместе лицевой. Повторяйте раппорт между звездочками. Когда на левой спице останется одна петля, провяжите ее лицевой, не делая перед ней накида.

2-й ряд: провяжите все петли изнаночными.

Повторяйте 1-й и 2-й ряды. Следите, чтобы число петель вязания оставалось постоянным.

Если во 2-м и всех четных рядах вязать не изнаночные, а лицевые петли, то получится ажурный узор, изображенный на рисунке 9.

Сложный ажурный узор

Рисунок 9- Сложный ажурный узор

Прибавление и убавление петель

Иногда нужно вязать не только квадраты и прямоугольники, но и детали любой сложной формы. Это не так трудно, как кажется. Просто надо то удлинять, то укорачивать ряды, изменяя количество петель в них.

Для прибавления-увеличения числа петель с краю просто накидывают на спицу нужное число петель. Несколько сложнее делать это в середине ряда.

Вот один из способов: провязав в месте прибавления лицевую петлю, не сбрасывают ее основание с левой спицы, а провязывают через него еще одну петлю. Так из одной петли получаются две.

Для убавления петель с краю или в середине достаточно провязать две петли вместе. Когда требуется убавить сразу несколько петель с краю, поступают так же, как при закрывании петель в конце вязания.

Что такое схемы для вязания?

Пока мы познакомились с простыми приемами вязания, которые не требуют больших словесных описаний.

Но бывают сложные узоры, для описания которых может не хватить и нескольких страниц. Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения петель и составлять из них схемы узоров для вязания.

Если условно обозначить лицевую (*) и изнаночную петли (--), схема вязания платочной вязки будет выглядеть так, как показано на рис.10.

____

_____

_____

_____

_______

______

______

3

2____

____

____

____

____

____

____

1

Рисунок 10 - Схема платочной вязки.

Схему следует читать снизу вверх и справа налево (так же, как вяжем).

Все нечетные (лицевые) ряды вяжут по условным обозначениям, четные (изнаночные) - петлями, обратными видимому изображению: там, где стоит знак лицевой петли, надо провязывать изнаночной петлей и наоборот.

Все остальные знаки в четных рядах провязывают так, как они обозначены на схеме. Делается это для того, чтобы уже по схеме можно было представить себе расположение петель узора на лицевой стороне вязанья.

Обратите внимание на то, что на схеме платочного вязания периодически повторяются одни и те же знаки. 1 группа таких знаков, составляющая элементарную часть узора, как уже было сказано выше, называется раппортом (на схемах она выделяется рамкой). Ее повторением создается весь узор вязания, поэтому число петель ряда должно быть кратным числу петель раппорта.

2. Практическая работа.

Чтобы научиться вязать, необходимо поупражняться в составлении рисунков из лицевых и изнаночных петель.

Самостоятельно придумывая рисунки, учащиеся учатся «мыслить вязкой» и в дальнейшем грамотно подбирать рисунок вязки.

Выполнить образцы вязки и приклеить их в альбом.

3. Заключительная часть.

Обучающиеся презентуют готовые изделия. Обсуждение и выявление недостатков.  

4. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Вязание на вилке"

Презентация к занятию и конспект....

План – конспект открытого занятия объединения «ВЯЗАНИЕ» ( Педагог дополнительного образования Кучерова Д.В.)

Открытое занятие было проведено в период аттестации на первую квалификационную категорию.  Тема. Создание кукольного театра на шпажке в технике вязания крючком из заготовленных деталей.Цель....

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Вязание»

Конспект открытого занятияпедагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. НогинскаУсовой Елены Викторовны Тема занятия:  «Введение в образовательную программу «Вязан...

Открытое занятие «Вязание на спицах»

Вязание спицами начинается с набора определенного количества петель. Существует много вариантов набора петель, которые в удачном сочетании с узором вязки делают изделие особенно привлекательным....

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик» (3-ий год обучения)...

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...

Открытое занятие «Вязание на пяти спицах"

Цель: Познакомить учащихся с технологией вязания на пяти спицах. Научить приемам выполнения этапов вязания: пятки, клина, мыска.Задачи:Образовательная – формирование умений применять полученные ...