ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
рабочая программа на тему
Рабочая программа педагога дополнительного образования по направлению: декоративно-прикладное творчество. Рассчитана на один год (192 часа) для учащихся 10-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhok_volshebnaya_masterskaya_192_chasa.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ ДОД «ДДТ с. Ракитное» __________________ /Т.М.Сидоренко./ (подпись, печать) Приказ №_____ от «_____» _______2014г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Разноцветные ремесла»
Кружок «Волшебная мастерская
Возраст обучающихся: – 10-15 лет Срок реализации программы: – 1 год Количество обучающихся в группе: – 14 чел. Количество часов в год: – 192 часа Автор составитель – Терехина Вера Николаевна, педагог дополнительного образования |
с. Сальское
2014 г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. Акцент делается на развитии у кружковцев способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».
Новизна программы состоит в обновленном выборе способов развития личности ребенка, способной к творческому преобразованию мира. Учащиеся овладевают новыми видами рукоделия: декупаж, плетение из бумажной лозы. В программу включены воспитательные занятия с учащимися в игровой форме, предусматривающие сотрудничество с родителями кружковцев.
Работа в кружке «Волшебная мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, цветными нитками, папье-маше, плетение из бумажной лозы, освоили новую технику - декупаж. Работу кружка необходимо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
.
Программа кружка рассчитана на детей с 10 до 15 лет.
Количество детей в группе – 14 человек.
Срок реализации программы -1год.
Группа работает 2 раза в неделю по 3 часа, всего 192 часа за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику - декупаж.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о чувашских народных промыслах.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: («Шишкин лес», «Удивительный мир Папье – Маше», «Декупаж», «Вышивка крестом», «Бумажная лоза»)
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов воспитанниками («Корзинка из бумажной лозы», «Роза из кукурузных листьев», «Елочная игрушка из бумажного теста»)
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени”, “Я и мама - рукодельницы”).
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1. Работа с природным материалом (35 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Папье – маше (35 ч.)
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3. Декупаж ( 39 ч.)
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.
4. Плетение из бумажных трубочек ( 45 ч.)
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты, свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
5. Вышивка крестом (33 ч.)
Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия. Когда зародилась вышивка, точно сказать нельзя, но находки археологов говорят о том, что в Древней Руси (IX-X вв.) вышивка была не только известна, но и распространена как среди крестьян, так и среди знатных людей (они украшали свою одежду золотым шитьем). С приходом христианства на Руси стали украшать вышитыми изделиями окна, зеркала и иконы.
Самой популярной техникой была вышивка крестом, так как крест всегда рассматривался как оберег, который защищает от сглаза, наговора и нечистой силы. Кроме того, каждая вышивка имела свою символику: «ромб», «круг» или «розетка» означали солнце, жизнь, тепло; женская фигурка и райское дерево были символами плодородия, а птица — прихода весны. Самыми ценными изделиями считались те, что были вышиты за один день. Над такими вещами трудились обычно несколько мастериц, начиная с самого рассвета. Если удавалось закончить работу до того, как зайдет солнце, изделие считалось идеально чистым, а, значит, способным защитить дом от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий и других неприятных напастей.
Учебно–тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 5 | 30 | 35 |
3 | Папье – маше | 4 | 26 | 30 |
4 | Декупаж | 9 | 30 | 39 |
5 | Плетение из бумажных трубочек | 7 | 38 | 45 |
6 | Вышивка крестом | 6 | 27 | 33 |
7 | Итоговые занятия | - | 6 | 6 |
Итого часов: | 32 | 160 | 192 |
Учебно-календарный план
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Виды практической деятельности | Кол-во часов | Общее кол-во часов | Дата | |||||
Вводное занятие – 1 час. Работа с природным материалом – 35 часов | ||||||||||||
1 | «Чем мы будем заниматься на кружке?» Экскурсия в природу. | Вступительная беседа | 1 | Сбор природного материала | 2 | 3 | ||||||
2 | Панно «Чудеса из леса». | Аппликация из листьев | 3 | 3 | ||||||||
3 | "Осенний букет" | Мастер- класс в презентации. | 1 | Составление цветов из кленовых листьев | 2 | 3 | ||||||
4 | "Сова" | Работа с шишками | 3 | 3 | ||||||||
5 | "Домик " | Работа с кукурузными листьями | 3 | 3 | ||||||||
6 | "Дружная семейка на прогулке" | Самостоятельное составление композиции | 3 | 3 | ||||||||
7 | Рамочка для фотографии. | Просмотр презентации | 1 | Работа с кукурузой | 2 | 3 | ||||||
8 | Работа с листьями кукурузы. Материалы и инструменты. | Просмотр презентации | 1 | Подготовка листьев к работе. | 2 | 3 | ||||||
9 | Обработка листьев кукурузы. | Отбеливание листьев. Окрашивание листьев. | 3 | 3 | ||||||||
10 | Цветы из листьев кукурузы. | Эскиз изделия, подготовка материалов | 3 | 3 | ||||||||
11 | Проект «Дерево счастья из кукурузных листьев» | Раскрой листьев, элементов деревца | 3 | 3 | ||||||||
12 | Проект «Дерево счастья» | Защита проекта. | 1 | Сборка и склеивание деталей деревца. | 2 | 3 | ||||||
13 | Праздник осени | Подготовка к празднику | 1 | Проведение праздника | 2 | 3 | ||||||
Папье–маше - 30 часов | ||||||||||||
14 | Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории | Беседа с показом изделий из папье – маше. | 1 | Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей) | 2 | 3 | ||||||
15 | Блюдце, чашка, тарелка. | Грунтовка водоэмульсионной краской. | 3 | 3 | ||||||||
16 | Блюдце, чашка, тарелка | Раскрашивание изделий гуашевыми красками | 3 | 3 | ||||||||
17 | Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей) | Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги. | 3 | 3 | ||||||||
18 | Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик | Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов | 3 | 3 | ||||||||
19 | Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик | Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсион ной краски. | 3 | 3 | ||||||||
20 | Елочные игрушки из яичных лотков | Презентация по теме | 1 | Подготовка бумаги для лепки, лепка с помощью формочек | 2 | 3 | ||||||
21 | Роспись елочных игрушек из яичных лотков | Подбор материалов, эскизов, выбор красок, роспись | 3 | 3 | ||||||||
22 | Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше» | Презентация, выставка, защита выставки. | 1 | Оформление книги – раскладушки. | 2 | 3 | ||||||
23 | Бал-маскарад «Чудеса из бумаги» | Подготовка к празднику | 1 | Проведение маскарада | 2 | 3 | ||||||
Декупаж - 39 часов | ||||||||||||
24 | Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». | Мастер классы по декупажу. | 3 | 3 | ||||||||
25 | Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой. | Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) | 3 | 3 | ||||||||
26 | Понятие цветового круга и правилах смешивания красок. Составление палитры к выбранному изображению Работа с темной и светлой поверхностями | Декупаж на двух небольших досочках | 3 | 3 | ||||||||
27 | Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи) | Декупаж на канве Декупаж на свече Декупаж на баночке. | 3 | 3 | ||||||||
28 | Понятие обратного декупажа | Показ презентации «Обратный декупаж» | 1 | Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой. | 2 | 3 | ||||||
29 | Обратный декупаж на стеклянной тарелке с декупажной картой. | Создание многоцветного фона методом тампонирования | 3 | 3 | ||||||||
30 | Понятие об объемном декупаже. | Презентация «Декупаж с применением 3Д геля». | 1 | 3Д декупаж с применение различных самозатвердевающих масс . | 2 | 3 | ||||||
31 | Одношаговый кракелюр. Понятие. | Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже. | 1 | Работа на выбор на стеклянной тарелке или на деревянной заготовке под часы (часовой механизм приобретается отдельно). | 2 | 3 | ||||||
32 | Финишная отделка | Лакирование изделия. | 3 | 3 | ||||||||
33 | Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. | Приемы работы с декупажными картами | 1 | Декорирование деревянной шкатулки, процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. | 2 | 3 | ||||||
34 | Выбор и подготовка проекта. | Самостоятельный выбор изделия для проекта. | 3 | 3 | ||||||||
35 | Защита проекта «Декупаж разделочной доски» | Защита проектов. | 1 | Выставка готовых изделий. | 2 | 3 | ||||||
36 | Праздник всех влюбленных «Декупажное сердце» | Подготовка к празднику | 1 | Проведение праздника | 2 | 3 | ||||||
Плетение из бумажных трубочек - 45 часов | ||||||||||||
37 | Освоение техники. | МК по скручиванию газетных трубочек. | 1 | Скручивание трубочек из газет двумя способами. | 2 | 3 | ||||||
38 | Рамка для фотографии | МК по созданию рамки. | 1 | Изготовление и покраска рамки. | 2 | 3 | ||||||
39 | Панно из газетных колечек. | Изготовление газетных колец | 3 | 3 | ||||||||
40 | Салфетница. | МК | 1 | Изготовление газетных колец | 3 | 3 | ||||||
41 | Салфетница. | Сборка и покраска изделия. | 3 | 3 | ||||||||
42 | Плетение корзины. | МК | 1 | Плетение основы корзины | 2 | 3 | ||||||
43 | Плетение корзины. | Плетение корзины, плетение ручки | 3 | 3 | ||||||||
44 | Плетение корзины. | Завершение работы, покраска изделия | 3 | 3 | ||||||||
45 | Плетение вазы на бутылке | Плетение вазы | 3 | 3 | ||||||||
46 | Плетение вазы на бутылке | Завершение работы, покраска изделия | 3 | 3 | ||||||||
47 | Цветочный горшок «Коляска» | МК | 1 | Плетение деталей изделия | 2 | 3 | ||||||
48 | Цветочный горшок «Коляска» | Плетение ручки, сборка изделия | 3 | 3 | ||||||||
49 | Цветочный горшок «Коляска» | Завершение работы, покраска изделия | 3 | 3 | ||||||||
50 | Выставка готовых работ. | Составление альбома-презентац. | 1 | Оформление выставки | 2 | 3 | ||||||
51 | Чаепитие с бумажной лозой | Подготовка к чаепитию | 1 | Проведение чаепития | 2 | 3 | ||||||
Вышивка крестом – 33 часа | ||||||||||||
52 | Вводное занятие. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | Народная вышивка. Презентация. | 1 | Правила безопасного труда. Самостоятельный выбор орнамента. | 2 | 3 | ||||||
53 | Зарисовка простейших узоров. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | Зарисовка на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик) | 3 | 3 | ||||||||
54 | Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. | Презентация | 1 | Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. | 2 | 3 | ||||||
55 | Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. | Вышивание простым крестом (дорожка). | 3 | 3 | ||||||||
56 | Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами. Ход рабочей нити при выполнении швов. | Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. | 3 | 3 | ||||||||
57 | Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. | Вышивание крестом | 3 | 3 | ||||||||
58 | Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. Крест косой односторонний. | Теоретические сведения. | 1 | Вышивание косым крестом односторонним | 2 | 3 | ||||||
59 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. | Вышивание | 3 | 3 | ||||||||
60 | Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | Технология и способы выполнения креста двойного. | 1 | . Вышивание изделия с использованием шва двойной крест | 2 | 3 | ||||||
61 | Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке. | Презентация | 1 | Подготовка к выставке | 2 | 3 | ||||||
62 | Выставка работ. Конкурс вышивальщиц | Подготовка | 1 | Проведение выставки и конкурса | 2 | 3 | ||||||
63 | Творческий отчёт в конце года. | Подготовка творческих работ к выставке. | 3 | 3 | ||||||||
64 | Итоговое занятие. Выставка готовых работ. Чему мы научились за год. | Оформление выставки. Награждение самых искусных мастериц. | 3 | 3 |
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются. | Форма подведения итогов |
1 | Октябрь | Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями. | Проект «Дерево счастья» из листьев кукурузы. |
2 | Ноябрь | Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой. | Проект «Удивительный мир папье – маше» |
3 | Декабрь - Январь | Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера. | Проект «Декупаж разделочной доски» |
4 | Март | Овладение основными приемами плетения; умение плести изделия от простейших к более сложным; знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе. | Выставка готовых изделий из бумажных трубочек. |
5 | Апрель - май | Приобретение знаний, умений, навыков в технике вышивки крестом. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу. | Выставка готовых изделий |
Воспитательная работа с детьми
Цель: Создание условий для формирования личности здоровой, творческой, гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Изучение каждого раздела программы кружка заканчивается выставками готовых изделий и тематическими праздниками (Праздник осени, бал-маскарад «Чудеса из бумаги», праздник всех влюбленных «Декупажное сердце» и т.д.) На эти мероприятия приглашаются родители ребят. Данные внеклассные мероприятия носят воспитательный характер, способствуют сплочению коллектива, помогают выявить успехи детей, степень их самореализации и социализации.
На каждом воспитательном мероприятии присутствуют родители кружковцев. Они поддерживают своих детей в их успехах и пробуют свои силы в конкурсах.
План:
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Экскурсия на природу | Октябрь |
2 | Праздник осени | Октябрь |
3 | Бал-маскарад «Чудеса из бумаги» | Декабрь |
4 | Праздник всех влюбленных «Декупажное сердце» | Февраль |
5 | Чаепитие с бумажной лозой | Март |
6 | Конкурс вышивальщиц | Май |
Работа с родителями
Дополнительно 1 раз в четверть проводятся родительские собрания с родителями кружковцев, в рамках которых организовываются тематические беседы, решаются рабочие вопросы.
№ | План работы | Дата |
1 | Беседа 1. Телевидение и ученик | Ноябрь 2014 |
2 | Беседа 2. Профилактика близорукости у подростков | Февраль 2015 |
3 | Беседа 3. Семьи как микрофактор социализации | Апрель 2015 |
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, 3 Д гель, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные, часовые механизмы, шнуры, бисер, бусины;
различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера
инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы для педагога
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;
8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой -
Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;
Список литературы для детей
- Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
- Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.
10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
12. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. - 182 с.
13. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волшебный бисер» (бисероплетение)
Срок реализации программы -3 годаВозраст обучающихся – 6 -14 лет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"
Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостн...
«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
Техника вязания – виды петель: раздел первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...