Программа дополнительного образования детей 12-18 лет "Творческая мастерская "ВАСИЛИСА""социально - педагогической направленности
рабочая программа на тему
программа «Творческая мастерская «Василиса» в отличие от традиционных программ предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой индивидуальности каждого ребенка посредством демонстрации, созданной своими руками одежды.
Программа состоит из «мастерских - модулей», которые объединены общей направленностью на развитие творческой активности личности подростка, чередованием разнообразных видов творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmatvorcheskaya_masterskaya2003.doc | 482 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей -
Центр дополнительного образования детей
УТВЕРЖДАЮ | |
И. о. Директора ________ О. В. Вьюнова «___» __________ 2014г. |
«Творческая мастерская «Василиса»
программа дополнительного образования детей 12-18 лет
срок реализации 3 года
автор педагог дополнительного образования Сугатова Юлия Васильевна
Городской округ Верх-Нейвинский
1. Пояснительная записка.
В подростковом возрасте особенно ярко выражено желание самоутвердиться среди сверстников, возникает необходимость индивидуально-личностного общения, желание самопознания и свободы выбора, способность и потребность выразить себя как индивидуальность. Вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности.
Учитывая конкретно-историческую обстановку в обществе и общие закономерности воспитания, необходимо комплексно подходить к развитию личности. Развитию творческого начала подростка может помочь дополнительное образование.
В отличие от традиционных программ, программа «Творческая мастерская «Василиса» предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой индивидуальности каждого ребенка посредством демонстрации, созданной своими руками одежды. Демонстрация одежды помогает детям, красиво и свободно двигаться, самокритично относиться к своему внешнему облику, развивает коммуникативные навыки.
Программа «Творческая мастерская «Василиса» составительская, интегрированная, с модульными приложениями.
Цель программы: развитие личности подростка через творческую реализацию его возрастных интересов и способностей и самоопределение средствами декоративно-прикладного искусства, реализация творческого потенциала, социальной адаптации воспитанников.
Необходимые условия эффективности реализации программы выступают:
- Возможность работать малыми группами (звеньями), что позволяет глубже изучить и отработать одно из направлений деятельности.
- Смешанные группы (по возрасту и опыту) позволяют выступать старшим в роли наставника, группа быстрее начинает взаимодействовать, старшие и младшие получают опыт и оказывают помощь педагогу.
- Группы переменного состава позволяют ребенку выбрать необходимый вид деятельности.
- Вовлечение родителей в роль социального партнера
- Мотивация и заинтересованность подростка
- Предпрофильная подготовка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Обучить навыкам:
- создания выразительного образа и своего стиля;
- конструирования и изготовления моделей одежды;
- демонстрации одежды;
-изготовление аксессуаров по различным технологиям;
- художественно-декоративного оформления одежды.
2. Привить творческое отношение к жизни, эстетическое восприятие мира и художественный вкус через развитие:
- творческого мышления, воображения, фантазии;
- умения преобразовывать и работать с различными тканями и материалами.
3. Создать условия для развития ценных личностных качеств:
- осознание собственных действий, осуществляемых социальных ролей и самоконтроля;
- воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
- формирование адекватной самооценки у подростка.
4. Создание единого пространства для развития и реализации творческого потенциала, социальной адаптации и социализации подростка через:
- предоставляемые возможности широкого выбора творческой деятельности;
- помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
- участие в тренингах;
- коллективную деятельность.
Отличие данной программы от общеобразовательной программы «Технология» и программ дополнительного образования детей социально-педагогической направленности состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и навыков, получаемых учащимися; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий; в использовании новых технологий; в индивидуальном подходе к воспитанникам, а также в интегрированности через различные модули.
Программа состоит из «мастерских - модулей», которые объединены общей направленностью на развитие творческой активности личности подростка, чередованием разнообразных видов творческой деятельности:
1. Класс кройки и шитья, мастерские по изготовлению аксессуаров и тд.
Знакомит с современными направлениями моды, секретами моделирования, с принципами создания коллекций моделей одежды и их изготовление. Знакомит с различными способами кроя; знакомит и учит практически применять цветовую типологию в одежде, материале, дополнениях и аксессуарах.
2. Имидж - класс
Приобщение подростков к основам гигиены, профилактического ухода за кожей,
уходу за руками, ногами, кожей головы, волосами, а также грамотного пользования
декоративной косметикой. Создание своего образа, стиля и имиджа.
3. Мастерские «Бисер», «Изонить», «Волшебная нить» и тд.
Художественно-декоративное оформление одежды. Знакомит с видами декоративно-прикладного искусства, которые используются в оформлении и украшении одежды.
4 . Хореографический класс
Предусматривает овладение детьми пластикой движения, знакомит с основами хореографии и актерскими навыками.
5. Мастерская жизни. Социально – педагогические тренинги и клубная работа.
Социально – педагогические тренинги как форма специально организованного общения. Проведение совместных мероприятий.
Все разделы программы направлены на комплексный подход к организации коллективной творческой деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков: развитие самоуправления, творческого сотрудничества детей и педагога.
Теоретические знания дети получают через такие формы работы как фронтальная и индивидуальная беседы, ролевые игры, показ (наглядность) и объяснение. Беседы содержат исторические сведения о развитии народных промыслов, об истории костюма, что способствует эстетическому воспитанию и вызывает интерес к изучению культуры, традиций, обычаев родного края. Проводятся тематические беседы о современных направлениях молодежной моды.
Один из главных принципов организации практических занятий – чередование разнообразных видов деятельности, использование индивидуально-группового метода работы.
Принципы создания программы:
-Принцип гуманизма означает признание подростка ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно – развивающего процесса;
-Принцип деятельностного[a] подхода - получение знаний и результатов в основном через практическую деятельность;
-Принцип самореализации в творчестве позволяет подростку раскрыть и реализовать имеющиеся у него возможности и интересы;
-Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении детей с педагогом, что позволяет подростку свободно мыслить, находить новые идеи и решения поставленной педагогом или самим ребенком задачи;
-Принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности подростка.
Все детские коллективы, занимающиеся моделированием одежды, можно условно разделить на 2 вида по направленности их деятельности:
∙ Делающие одежду «пред-а-порте» – одежду для реального использования реальными людьми, промышленный вариант моды. Как правило, эти дети шьют одежду для себя.
∙ Создающие одежду «от кутюр» – сложную по форме, богатую по отделке, с обилием ручной работы, которую можно носить в исключительных случаях: на балу, сцене, карнавале. Одежда шьется для показов и выставок, остается в распоряжении детских коллективов. Программы таких детских объединений, как правило, студийные – с детьми работают 2 – 3 педагога (например: рисунок и моделирование преподает один педагог, конструирование и пошив изделий – второй, дефиле и постановку показов – третий).
Особенность данной программы состоит во взгляде на одежду, которая рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения, а также интеграция, основанная на связи с другими направленностями деятельности: художественно – эстетической и культурологической.
Программа рассчитана на подростков 12-18 лет – возраст, когда девчонки еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Именно в этом возрасте девушки хотят быть красивыми и модными уже сейчас, а не через 5 лет, когда они смогут носить одежду «от кутюр», и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами – задача не менее творческая.
Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:
∙ Приобретение основных знаний, умений и навыков;
∙ Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Наличие двух уровней обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребенка.
Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.
В ней не предусмотрено построение основных конструкций плечевых изделий и брюк расчетным методом. Вместо этого используются хорошо обработанные выкройки из журналов мод и предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; широко применяется метод наколки, который в других программах дается ограниченно или не освещается вовсе. Наряду с этим используются элементы расчетного метода для построения простых конструкций и узлов.
Несмотря на то, что программа не является студийной, большое внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.
Девочки 12-18 лет, как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Программа предназначена для девушек, но не исключает возможность обучения и юношей при оперативной корректировке отдельных тем.
Отбор в группы производится на основе собеседования или просмотра работ. Приоритетным основанием для зачисления в группу является активное желание ребенка шить и интерес к данному виду деятельности. При зачислении в группу 1-го года обучения желательным является наличие навыков работы на электрической швейной машине. Опыт показывает, что, даже если таковых нет и первые самостоятельные опыты шитья неудачны, при большом желании учащиеся осваивают программу довольно успешно, и для них можно даже снизить возрастной порог при приеме. Такие дети приглашаются на пробные занятия (посещают несколько занятий без зачисления в группу) и, если не чувствуют психологического дискомфорта среди детей более старших и успешных, остаются в коллективе.
Учет уровня подготовки детей при приеме в группы:
∙ 1-й год обучения: навыки работы на швейной машине (желательно), навыки ручного шитья, активное желание ребенка шить;
∙ 2-ой год обучения: навыки работы на швейной машине (обязательно), умение шить простейшие изделия;
∙ 3-й год обучения: умение шить простые поясные и плечевые изделия.
В исключительных случаях возможно зачисление наиболее подготовленных детей сразу в группы 2-го или 3-го годов обучения.
Срок и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года; Учебная нагрузка – 272 часа в год, 8 часов в неделю:
- 4 часа – класс кройки и шитья;
- 4 часа распределяются между мастерскими, имидж-классом, занятиям по истории моды и костюма, социально-психологическими тренингами.
По завершении основного курса воспитанники, проявляющие устойчивый интерес и способности к шитью, могут продолжать занятия по индивидуальной программе.
Обучение включает следующие методы и приемы:
- Стимулирование и мотивация:
- Наглядность (иллюстрации, видеозаписи и т. д.);
- Проблемная ситуация, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс);
- Вита генное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося);
- Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);
- Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления; присутствие чувства юмора);
- Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрение и выявление ошибок);
- Предъявление учебных требований;
- Занятия практические и теоретические как специально организованные методы обучения.
- Индивидуальная работа.
- Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах и праздничных выступлениях;
- Проблемно-поисковый метод:
- Создание проблемных ситуаций, требующих новых знаний, поисков, решений;
- Само конструкция (индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия);
- Самостоятельная работа;
- Взаимообучение (в смешанных по возрасту и обучаемым направлениям группах происходит обмен опытом, знаниями путем совместной практической деятельности);
- Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание группового результата);
- Диалоги, беседы как индивидуальные, так и групповые (на философские темы о смысле жизни, о мире и т. д.);
- Социально-психологические тренинги.
Формы подведения итогов и оценка результатов
В программе выделены часы на просмотр изделий воспитанников с анализом качества пошива, посадки одежды на фигуре, эстетических свойств моделей. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, показы мод, конкурсы мастерства, на которые дети представляют изделия, созданные своими руками. Демонстрация моделей одежды, фотосъемки, выставки, соревнования проводятся с последующим их анализом и обсуждением членами коллектива.
Присуждаются номинации по итогам года.
2. Учебно-тематический план первого года обучения.
Класс кройки и шитья
2 раз в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Направление моды на год | 2 | 2 | |
3 | Общие сведения об одежде | 1 | 2 | 3 |
4 | Материаловедение | 2 | 4 | 6 |
5 | Машиноведение | 2 | 6 | 8 |
6 | Стиль в одежде силуэт | 2 | 2 | 4 |
7 | Основные мерки. Снятие мерок. Определение размера. | 1 | 2 | 3 |
8 | Поясная одежда | |||
8.1 | Юбка | 10 | 24 | 34 |
8.2 | Брюки | 12 | 28 | 40 |
9 | Плечевая одежда | |||
9.1 | Топ | 8 | 18 | 26 |
Всего | 128 |
Имидж-класс
2 раза в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. С чего начинается имидж. Красота – взгляд изнутри. | 2 | 2 | 4 |
2 | Волосы. Проблемы, с ними связанные | 2 | 4 | 6 |
2.1 | Типы волос и гигиена | 2 | 4 | 6 |
2.2 | Проблемы с волосами и их устранение | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Укладка волос | 4 | 6 | 10 |
2.4 | Коррекция. Цветовые типы. | 4 | 6 | 10 |
Всего | 40 |
Хореографический класс
1 раз в неделю по 2 часа (8 занятий по 2 часа)
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Разогрев, укрепление и развитие различных групп мышц. | 1 | 3 | 4 |
3 | Постановка дефиле. | 2 | 4 | 6 |
4 | Элементы актерского мастерства. | 1 | 3 | 4 |
Всего | 16 |
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма
4 занятия по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Заготовка материалов, расчет расхода материала, изготовление шаблонов, выкроек (например, цветы из лент или ткани, аппликации) | 1 | 1 | 2 |
2 | Изготовление: крой и сбор деталей в единое целое | 1 | 3 | 4 |
3 | Крепление, притачивание, приклеивание и т. д. к основному изделию | 2 | 2 | |
Всего | 8 |
Мастерская истории моды, костюма, одежды.
1 раз в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Определение основных понятий «костюм», «одежда». Форма, силуэт и пропорции в одежде. | 2 | 2 | 4 |
2 | Возникновение одежды. Ее функции. Первобытный костюм. Костюм древнего мира (Египет, Персия, Греция, Рим, Индия, Китай) | 2 | 2 | 4 |
3 | Костюм европейского средневековья. Костюм эпохи возрождения (Италия, Испания). Костюм 17-18вв. | 2 | 2 | 4 |
4 | Россия. Национальный костюм. | 2 | 2 | 4 |
5 | Костюм 19в. Развитие производства готовой одежды и возникновение высокой моды. Костюм 20в. | 2 | 2 | 4 |
6 | Известные модельеры мира. | 2 | - | 2 |
7 | Обзор журналов мод. | 1 | 1 | 2 |
Всего | 24 |
Мастерская «Изо нить»
4 занятия по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Основные приемы и операции. Геометрия рисунка. | 2 | 2 | 4 |
2 | Выполнение образца. | 4 | 4 | |
Всего | 8 |
Мастерская «Волшебная нить»
8 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Материалы, приемы и порядок работы. Основные техники. Работа с рисунком. | 2 | 2 | 4 |
2 | Выполнение образца вышивки крестом. | 6 | 6 | |
3 | Выполнение образца вышивки гладью. | 6 | 6 | |
Всего | 16 |
Мастерская жизни.
Социально-психологические тренинги
8 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение в психологию общения. | 1 | 1 | 2 |
2 | Сфера культуры. | 1 | 1 | 2 |
3 | Сфера здоровья. Вредные привычки. | 1 | 1 | 2 |
4 | Человек и его внутренний мир. Тревоги внутреннего мира. | 1 | 1 | 2 |
5 | Сфера профессиональных интересов. | 1 | 3 | 4 |
6 | Беседы на темы, заданные подростками. | 4 | 4 | |
Всего | 16 |
Клубная работа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка) | 6 | 6 | |
2 | Участие в конкурсах. | 4 | 4 | |
3 | Участие в праздниках. | 6 | 6 | |
Всего | 16 |
Учебно-тематический план второго года обучения.
Имидж-класс
2 раза в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Красота, косметика, здоровье | 12 | ||
2.1 | Кожа | 1 | 1 | |
2.2 | «Зеленая косметика» Урала | 2 | 2 | |
2.3 | Уход за лицом и глазами | 2 | 2 | |
2.4 | Красивый рот и зубы | 1 | 1 | |
3 | Средство декоративной косметики. Макияж | 26 | ||
3.1 | Типы лица | 2 | 2 | |
3.2 | Содержание косметички | 2 | 2 | |
3.3 | Цветометрия | 2 | 2 | |
3.4 | Коррекция деталей лица | 2 | 2 | |
3.5 | Техника макияжа | 2 | 2 | |
3.6 | Виды макияжа | 2 | 4 | |
Всего | 40 |
Класс кройки и шитья
2 раза в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Терминология. Новые модные направления по изготовлению одежды. | 2 | 4 | 6 |
3 | Элементы материаловедения. | 2 | 4 | 6 |
4 | Элементы машиноведения. | 2 | 4 | 6 |
5 | Виды отделки. Карманы. Манжеты. Пояс. | 4 | 16 | 20 |
6 | Основные мерки. Снятие мерок. Определение размера. | 2 | 2 | 4 |
7 | Плечевая одежда. | |||
7.1 | Блуза. | 10 | 30 | 40 |
7.2 | Платье. | 12 | 32 | 44 |
Всего | 128 |
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма
4 занятия по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Заготовка материалов, расчет расхода материала, изготовление шаблонов, выкроек (например, цветы из лент или ткани, аппликации) | 1 | 1 | 2 |
2 | Изготовление: крой и сбор деталей в единое целое | 1 | 3 | 4 |
3 | Крепление, притачивание, приклеивание и т. д. к основному изделию | 2 | 2 | |
Всего | 8 |
Мастерская «Бисер»
2 раза в неделю по 2 часа (12 занятий по 2 часа)
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 4 |
2 | Выбор изделия. Техника плетения. | 2 | 6 | 8 |
3 | Вышивка бисером. | 4 | 8 | 12 |
Всего | 24 |
Хореографический класс
1 раз в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Пластика тела. Разогрев. | 2 | 2 | |
3 | Постановка дефиле. | 2 | 4 | 6 |
4 | Элементы актерского мастерства. | 2 | 2 | |
5 | Постановка танцевальных номеров для хореографического оформления коллекции моделей. | 4 | 4 | |
Всего | 16 |
Мастерская «Папье-маше»
8 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Выполнение рисунка, подбор и приготовление материалов к работе. | 1 | 3 | 4 |
3 | Изготовление бус, маски, браслетов, сережек (на выбор). Окрашивание. | 2 | 8 | 10 |
Всего | 16 |
Бумажная мастерская.
4 занятия по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с техникой оригами. | 2 | 2 | |
3 | Техника изготовления цветов. | 1 | 4 | 5 |
Всего | 8 |
Мастерская жизни. Социально-психологические тренинги
8 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение в психологию общения. | 1 | 3 | 4 |
2 | Экология личности. Я - реальный. Я - идеальный. | 1 | 3 | 4 |
3 | Сфера межличностного общения. | 1 | 3 | 4 |
4 | Беседы на темы, заданные подростками. | 4 | 4 | |
Всего | 16 |
Клубная работа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка) | 6 | 6 | |
2 | Участие в конкурсах. | 4 | 4 | |
3 | Участие в праздниках. | 6 | 6 | |
Всего | 16 |
Учебно-тематический план третьего года обучения.
Мастерская модельера.
2 раза в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Процесс создания модели (эскиз модели, аксессуаров, техническое и цветовое решение). | 2 | 6 | 8 |
2 | Рисунок фигуры человека. | 2 | 6 | 8 |
3 | Завершение образа (прическа, макияж, обувь) в эскизах. | 2 | 6 | 8 |
Всего | 24 |
Имидж-класс
2 раза в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Слагаемые успеха. Техника завязывания платка. | 2 | 4 | 6 |
3 | Уход за руками. Маникюр | 26 | ||
3.1 | Уход за руками | 2 | 4 | |
3.2 | Средства по уходы за кожей рук | 2 | 4 | |
3.3 | Техника маникюра | 2 | 4 | |
3.4 | Нейл – арт. | 2 | 2 | |
3.5 | Экскурсия в парикмахерскую | 4 | ||
4 | Уход за ногами. Педикюр | 6 | ||
4.1 | Гигиена ног | 2 | ||
4.2 | Заболевания ног и ногтей | 2 | ||
4.3 | Техника педикюра | 2 | ||
5 | Организация салона красоты. | 1 | 3 | 4 |
Всего | 44 |
Класс кройки и шитья
2 раз в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 |
2 | Терминология. Новые модные направления по изготовлению одежды. | 2 | 2 | 4 |
3 | Коллекция моделей одежды | 2 | 4 | 6 |
4 | Моделирование одежды | 2 | 7 | 9 |
5 | Конструирование одежды | 2 | 7 | 9 |
6 | Технология обработки изделий | |||
6.1 | Организация рабочего места | 3 | 3 | 6 |
6.2 | Виды швейных работ | 3 | 9 | 12 |
6.3 | Пошив изделий. Плечевая одежда на подкладе. | 18 | 46 | 64 |
7 | Головные уборы | 2 | 7 | 9 |
8 | Аксессуары | 2 | 4 | 6 |
Всего | 128 |
Хореографический класс
1 раз в неделю по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Пластика тела. Разогрев. | 2 | 2 | |
3 | Постановка дефиле. | 1 | 4 | 5 |
4 | Элементы актерского мастерства. | 2 | 2 | |
5 | Постановка танцевальных номеров для хореографического оформления коллекции моделей. | 2 | 4 | 6 |
Всего | 16 |
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма
4 занятия по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Заготовка материалов, расчет расхода материала, изготовление шаблонов, выкроек (например, цветы из лент или ткани, аппликации) | 1 | 1 | 2 |
2 | Изготовление: крой и сбор деталей в единое целое | 1 | 3 | 4 |
3 | Крепление, притачивание, приклеивание и т. д. к основному изделию | 2 | 2 | |
Всего | 8 |
Мастерская «Бисер»
6 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Выбор изделия. Техника плетения. | 1 | 4 | 5 |
3 | Вышивка бисером. | 1 | 4 | 5 |
Всего | 12 |
Мастерская по работе с кожей
6 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные операции. Строчка. Продержка. Мережка. Елочка. Плетенка. Плетение из колец. | 2 | 4 | 6 |
3 | Изготовление образца по выбору. | 1 | 3 | 4 |
Всего | 12 |
Мастерская жизни.
Социально–педагогические тренинги.
7 занятий по 2 часа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение в психологию общения. | 1 | 1 | 2 |
2 | Сфера семьи. | 2 | 2 | 4 |
3 | Сфера профессиональных интересов. | 2 | 2 | 4 |
4 | Беседы на темы, заданные подростками. | 4 | 4 | |
Всего | 14 |
Клубная работа
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка) | 4 | 4 | |
2 | Участие в конкурсах. | 4 | 4 | |
3 | Участие в праздниках. | 6 | 6 | |
Всего | 14 |
3. Содержание программы
1 год обучения.
Класс кройки и шитья.
1.Вводное занятие
Знакомство с содержанием курса обучения, целями и задачами. Просмотр журналов мод. Техника безопасности.
2.Направление моды на будущий год.
Понятия - мода, модельер. Направление моды на год. Русские народные традиции в современной одежде.
3.Общие сведения об одежде.
История возникновения и развития одежды с древности до наших дней
4.Материаловедение.
Физико-механические свойства тканей (лен, х\б, шерсть, шелк, искусственных и синтетических тканей). Основа и уток.
Практика:
- Классификация тканей,
- Определение изнаночной и лицевой стороны ткани,
- Нити основы и утка.
5.Машиноведение.
Общие сведения о швейном оборудовании, правила работы на швейной машине, правила заправки верхней и нижней нити, техника безопасности при работе на электрической машине. Технология выполнения машинных швов.
Практика:
- Заправка машины,
- Выполнение основных машинных швов (стачной, застрочной, бельевой, накладной, в подгибку с закрытым срезом и т.д.).
6.Стиль в одежде. Силуэт.
Классификация стилей (деловой, спортивный, фольклорный, романтический). Форма одежды, силуэт. Пропорции в одежде. Цветовые иллюзии.
Практика: определение своего стиля. Формы одежды и силуэта, цветовое решение.
7.Основные мерки. Снятие мерок. Определение размера.
Мерки, необходимые для построения или определения размера и выкроек. Правила измерения фигуры. Обозначение мерок.
Практика: Измерение фигуры, запись мерок и определение размера.
8. Поясная одежда
8.1. Юбка
История возникновения юбки, как вида одежды, ее видоизменение за годы, ее существование, разновидности юбок. Правила снятия мерок для поясной одежды, расчет построения чертежа прямой юбки. Моделирование юбки. Технология обработки узлов и деталей юбки.
Правила ВТО.
Практика:
- Выбор фасона юбки и ткани.
- Снятие мерок,
- Построение основы чертежа юбки,
- Раскрой юбки на ткани,
- Перенос меловых линий,
- Сметывание,
- 1 примерка (уточнение посадки изделия на фигуре),
- Внесение изменений после примерки,
- Стачивание вытачек, боковых швов,
- Обметывание срезов,
- ВТО вытачек и боковых швов,
- Обработка застежки,
- Обработка пояса,
- Проведение 2 примерки (уточнение длины),
- Обработка низа изделия,
- Окончательное ВТО.
8.2. Брюки
Из истории возникновения брюк, разновидности брюк, их отличие по назначению, окрою, отделке. Правила снятия мерок для брюк, прибавки. Технология обработки узлов и деталей брюк. Моделирование.
Правила ВТО.
Практика:
- Выбор фасона и ткани,
- Снятие мерок,
- Построение чертежа брюк классической формы,
- Моделирование,
- Раскрой брюк,
- Перенос меловых линий,
- Сметывание к 1 примерка,
- Проведение первой примерки,
- Внесение изменений после примерки,
- Обметывание срезов деталей брюк,
- Стачивание вытачек,
- Сметывание и стачивание боковых и шаговых швов,
- ВТО боковых и шаговых швов,
- Обработка застежки,
- Обработка пояса,
- Проведение 2 примерки (уточнение длины),
- Обработка низа брюк,
- ВТО брюк.
9. Плечевая одежда. Топ.
Знакомство с видами плечевой одежды. Необходимые измерения для построения лифа. Технология обработки узлов топа.
Практика:
- Выбор модели топа и ткани,
- Снятие мерок,
- Построение чертежа лифа,
- Моделирование,
- Раскрой,
- Перенос меловых линий,
- Сметывание изделия к первой примерке.
- Проведение примерки (уточнение посадки изделия по линии горловины и талии),
- Внесение изменений после примерки.
- Стачивание боковых плечевых швов,
- Обметывание срезов,
- ВТО,
- Подкраивание обтачек для обработки горловины и пройм,
- Обработка горловины и пройм,
- Обметывание срезов обтачек, низа изделия,
- Обработка низа изделия.
- ВТО топа,
- Обработка петель,
- Пришивание пуговки.
Имидж- класс.
1.Вводное занятие. С чего начинается имидж. Красота – взгляд изнутри.
Введение в предмет: цели и задачи. Понятия «красота», «косметология», «макияж», индивидуальность, внутренняя красота. Лексикон красоты. История косметологии.
2. Волосы. Проблемы, с ними связанные.
Строение волоса.
Практическая работа: Лабораторная Работа с микроскопом.
2.1 Типы волос и гигиена
. Средства по уходу за волосами. История ухода за волосами в старину. Шампуни, мыло, кондиционеры, ополаскиватели наших дней.
Практическая работа: Тестирование волос по типу. Массаж кожи головы.
2.2 Проблемы с волосами и их устранение
Выпадение волос. Секущиеся и ломкие волосы. Рецепты.
Практическая работа: Мытье головы. Обертывания, лосьоны, ополаскивание. Сушка головы.
2.3 Укладка волос
Из истории укладки волос. Средства для укладки волос. Технология укладки длинных волос. Приспособления для укладки.
Практическая работа: Подбор прически при помощи фотографии по готовому тесту. Экскурсия в парикмахерскую.
2.4 Коррекция. Цветовые типы.
Коррекция недостатков лица при помощи прически, согласно теории цветовых типов.
Практическая работа: Приемы коррекции недостатков лица с помощью макияжа и прически. Организация «Салона красоты».
Хореографический класс
1.Вводное занятие.
Значение хореографического искусства в жизни модели. Знакомство с особенностями занятий. Форма занятий.
2. Разогрев, укрепление и развитие различных групп мышц.
Упражнения на усмотрение хореографа.
3. Постановка дефиле.
Роль осанки и походки для здоровья и создания внешнего облика. Умение двигаться и держаться на сцене. Осанка, походка, позиции.
Практика: Отработка походки, движений, позиций.
4. Элементы актерского мастерства.
Выразительность движений. Роль мимики и жеста. Выражение эмоций и чувств через жест, мимику, движения.
Практика: Выработка умения двигаться. Мимические упражнения. Упражнения для пальцев, кистей, рук. Этюды и импровизации.
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма.
Практическое выполнение деталей костюма и украшений под руководством педагога. Индивидуальная работа (содержание курса зависит от модели одежды).
Мастерская истории моды, костюма, одежды.
1.Вводное занятие. Определение основных понятий «костюм», «одежда». Форма, силуэт и пропорции в одежде.
Определение основных понятий «костюм», «одежда». Форма, силуэт и пропорции в одежде. Пропорции и формы человеческого тела.
Практика: Эскизы человеческой фигуры.
2. Возникновение одежды. Ее функции. Первобытный костюм. Костюм древнего мира (Египет, Персия, Греция, Рим, Индия, Китай).
Причины появления одежды. Материалы и способы изготовления первой одежды. Особенности костюма и изготовления тканей в разных странах Древнего мира.
Практика: Эскизы костюмов по пройденной теме.
3. Костюм европейского средневековья. Костюм эпохи возрождения (Италия, Испания). Костюм 17-18вв.
Исторические аспекты появления новых тканей и костюмов. Формирование основных типов современного покроя одежды 18в. Особенности костюма данной эпохи.
Практика: Эскизы костюмов по пройденной теме.
4. Россия. Национальный костюм.
История, национальные особенности и развитее русского костюма.
Практика: Эскизы костюмов по пройденной теме.
5. Костюм 19в. Развитие производства готовой одежды и возникновение высокой моды. Костюм 20в.
Развитие производства готовой одежды. Появление новых профессий и имен, связанных с изготовлением одежды. Новые направления в костюме данной эпохи.
Практика: Эскизы костюмов по пройденной теме.
6.Известные модельеры мира.
Знакомство с работой известных модельеров: таких как Кельвин Клайн, Линда Аллард и др., с особенностями их дизайна и изобретений.
7.Обзор журналов мод.
Знакомство с новыми направлениями моды.
Практика: Зарисовка интересных моделей или отдельных деталей костюмов.
Мастерская «Изо нить»
1.Вводное занятие. Инструменты и материалы. Основные приемы и операции. Геометрия рисунка.
Знакомство с инструментами и материалами. Основные приемы и операции. Геометрия рисунка.
Практика: Эскизы рисунков. Выполнение пробных стежков.
2. Выполнение образца.
Практика: Создание своего рисунка. Перевод рисунка на ткань или бархатную бумагу. Выполнение.
Мастерская «Волшебная нить»
1.Вводное занятие.
Материалы, приемы и порядок работы. Основные техники. Работа с рисунком.
Практика: Основные швы и стежки. Перевод рисунка или создание собственного (для вышивки крестом и гладью).
2. Выполнение образца вышивки крестом.
Практика: Подбор цветовой гаммы. Вышивка рисунка.
3. Выполнение образца вышивки гладью.
Практика: Подбор цветовой гаммы. Вышивка рисунка.
Мастерская жизни. Социально-психологические тренинги.
1.Введение в психологию общения.
Ознакомление участников с основными принципами социально– психологических тренингов, приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Практика: Освоение активного стиля общения, способов передачи – приема обратной связи.
2. Сфера культуры.
Введение в тему, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Анализ своего культурного потенциала, отношения к культурным ценностям. Тестирование «Культурный потенциал», «Круг интересов», «Постоянство», «Пигмалион». Анализ полученных результатов.
3. Сфера здоровья. Вредные привычки.
Влияние вредных привычек на здоровье растущего организма, примеры из жизни, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: проведение тестов «Специалист», «Мои вредные привычки», «Скажите доктор». Анализ полученных результатов.
4. Человек и его внутренний мир. Тревоги внутреннего мира.
Введение в тему. Оказание помощи учащимся в анализе своих способностей, своей индивидуальности, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: проведение тестов «Мое самочувствие», «Немного о себе» и тд. Анализ полученных результатов.
5. Сфера профессиональных интересов.
Введение в тему. Истинное призвание, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Проведение тестов «Трудоголик», «Фотография дня» и тд. Анализ полученных результатов.
6. Беседы на темы, заданные подростками.
Клубная работа.
1.Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка).
Практика: Совместная подготовка и проведение мероприятия. Анализ проведенного мероприятия.
2-3. Участие в конкурсах и праздниках.
Практика: Совместная подготовка и непосредственное участие в мероприятии.
Содержание программы 2 год обучения.
Имидж- класс.
1.Вводное занятие.
Введение в предмет: цели и задачи. Понятия «красота», «косметология», «макияж». Лексикон красоты. История косметологии.
2 Красота, косметика, здоровье.
2.1 Кожа.
Строение, функции и типы кожи. Здоровая кожа и рацион питания. Кожа и витамины. Рецепты.
Практика: Определение своего типа кожи. Изготовление коктейлей и салатов красоты.
2.2 «Зелена косметика» Урала.
Растения целебные для кожи. Дикорастущие и комнатные растения. Овощи и фрукты. Лечение заболеваний кожи лица.
Практика: Приготовление настоев и отваров для умывания и протирания кожи (настой ромашки, березовые почки, отвар из одуванчика). Оформление альбома.
2.3 Уход за лицом и глазами.
Гигиена. Умывание. Специальные средства по уходу за кожей лица. (Эмульсия, лосьоны, тоники, кремы, гели)
Практика: Приготовление простейших масок для разного типа кожи. Гимнастика и массаж лица и шеи. Упражнения для глаз. Массаж век.
2.4 Красивый рот и зубы.
Уход за губами. Воздействие окружающей среды на губы. Гигиена полости рта. Запах изо рта.
Практика: Упражнения для губ и рта. Чистка зубов.
3. Средства декоративной косметики. Макияж.
3.1Типы лица.
Характеристика формы лица (6 типов), сравнение с геометрическими фигурами. Детали лица.
Практика: Индивидуальное определение формы лица, лба, глаз, бровей, носа, губ, подбородка.
3.2 Содержание косметички.
«Инструментарий» для макияжа (кисти, щеточки, аппликаторы и т.д.). Средства декоративной косметики (пудра, румяна, тени и т.д.) История их появления. Чем пользовались наши бабушки.
Практика: Разгадывание и составление кроссворда.
3.3 Цветометрия.
Теплые и холодные цвета. Нейтральные цвета, Весенний, Летний, Осенний и зимний цветовой тип.
Практика: Определение своего типа, своей цветовой палитры. Лабораторная работа (с фотографиями, журналами).
3.4 Коррекция деталей лица.
Цели и задачи коррекции. Коррекция недостатков лица с помощью макияжа, согласно теории цветовых типов.
Практика: Приемы коррекции недостатков лица с помощью макияжа. Работа с карточками – заданиями.
3.5 Техника макияжа. Демакияж.
Основы макияжа, макияж глаз, скул, губ и т.д.
Практика: Нанесение макияжа в соответствии с типом, цветом и коррекцией лица. Приемы и средства демакияжа.
3.6 Виды макияжа.
Виды макияжа по цвету и типу (спортивный, естественный, романтический, классический, экстравагантный, повседневный, вечерний).
Практика: Подготовка докладов, оформление альбома. Разработка своего образного макияжа или Fase – art для дискотеки, Нового года и т.д.
Класс кройки и шитья
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой занятий, просмотр новых журналов, техника безопасности.
2.Элементы материаловедения.
Свойства тканей из натуральных и искусственных волокон, расцветки тканей (гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые).
3.Элементы машиноведения.
Знакомство с правилами и приемами работы на машине с электрическим приводом, регулировка натяжения нитей, неисправности в машине и способы их устранения. Уход за машиной – чистка, смазка.
Практика: отработка на образцах ткани приемов работы на машинах с электрическим приводом.
4.Виды отделки – прорезные и накладные карманы. Манжеты. Пояс.
Из истории появления карманов. Их назначение, разновидности карманов, технология выполнения. Технология выполнения манжет и пояса.
Практика: Выполнение образцов карманов
-накладной с клапаном
-прорезной карман в «рамку»
-карман с клапаном
-карман с молнией
-карман «подкройной бочек».
Выполнение образцов узлов обработки пояса и манжет.
5. Основные мерки. Снятие мерок. Определение размера.
Мерки, необходимые для построения или определения размера и выкроек. Правила измерения фигуры. Обозначение мерок.
Практика: Измерение фигуры, запись мерок и определение размера.
6. Плечевая одежда. Блузка.
Разновидности блузок по целевому назначению, по крою. Правила снятия мерок для блузки с втачным рукавом, необходимые прибавки для построения основы чертежа блузки, расчет построения, техническое моделирование на основе чертежа. Разработка различных конструкций блузок с приемами моделирования.
Практика:
-снятие мерок;
-построение основы чертежа, техническое моделирование на основе чертежа;
-раскрой блузки;
-подготовка к примерке: перенос меловых линий, сметывание;
-проведение 1 примерки: уточнение посадки изделия на фигуре по линии горловины, груди, талии, бедер, положение плечевого шва, положение кокеток, рельефов, вытачек, определение ширины плеча, длины и ширины рукава;
-стачивание изделия, обработка срезов деталей;
-утюжка швов изделия;
-подкрой прокладок в борта, воротник, манжеты;
-обработка отдельных узлов – воротника, низа рукава, вметывание рукавов;
-проведение 2 примерки: уточнение положения рукава, его длины, длину блузки, положение воротника;
-втачивание воротника, рукавов, обработка низа блузки;
-выметывание петель;
-утюжка изделия.
7.Плечевая одежда. Платье.
Знакомство техническим моделированием. Силуэты в одежде. Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенностей ее обработки.
Практика:
-построение чертежа платья прилегающего силуэта с рельефами, вытачками;
-моделирование;
-раскрой изделия на ткани;
-перенос меловых линий;
-сметывание;
-проведение 1 примерки;
-стачивание, обработка срезов;
-утюжка изделия;
-обработка узлов и деталей платья (воротник, рукава, манжеты);
-обработка застежки;
-влажно-тепловая обработка изделия.
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма.
Практическое выполнение деталей костюма и украшений под руководством педагога. Индивидуальная работа (содержание курса зависит от модели одежды).
Мастерская «Бисер»
1.Вводное занятие.
История возникновения. Инструменты и материалы. Основные приемы плетения.
Практика: Выполнение основных цепочек.
2. Выбор изделия. Техника плетения.
Виды низания: - в зависимости от числа нитей (иголок): в одну, в две, в несколько нитей;
- в зависимости от расположения бусин в узоре: в крест, в шахматном порядке(мозаика), в столбик и т.п.
- параллельное плетение. Петельная техника. Игольчатое плетение.
Практика: Выполнение образцов по видам плетения. Оформление образцов на карточки.
3. Вышивка бисером.
Ткань - основа для вышивки. Пяльцы. Требования к нитям. Вышивка по сетке, по канве, по узору, нанесенному на ткань. Схемы. Техника вышивания: шитье «в прокол», шитье «в прикреп», шитье по счету. Вышивание бисером, стеклярусом, блестками. Маюскулы (прописные буквы), монограммы (вязь из двух или более букв).
Практика: Вышивание бисером по образцу. Подготовка рисунков-схем, составление эскизов. Вышивание маюскул и монограмм. Вышивание с использованием стекляруса и блесток. Вышивание открыток и сувениров. Творческий конкурс «Вышивка на носовом платке».
Хореографический класс
1.Вводное занятие.
Значение хореографического искусства в жизни модели. Знакомство с особенностями занятий. Форма занятий.
2. Пластика тела. Разогрев, укрепление и развитие различных групп мышц.
Упражнения на усмотрение хореографа.
3. Постановка дефиле.
Роль осанки и походки для здоровья и создания внешнего облика. Умение двигаться и держаться на сцене. Осанка, походка, позиции.
Практика: Отработка походки, движений, позиций.
4. Элементы актерского мастерства.
Выразительность движений. Роль мимики и жеста. Выражение эмоций и чувств через жест, мимику, движения.
Практика: Выработка умения двигаться. Мимические упражнения. Упражнения для пальцев, кистей, рук. Этюды и импровизации.
5. Постановка танцевальных номеров для хореографического оформления коллекции моделей.
На усмотрение хореографа в зависимости от тематики коллекции.
Практика: Отработка номеров.
Мастерская «Папье-маше»
1.Вводное занятие.
Необходимые материалы. Приемы и порядок работы. Рецепт клейстера. Варианты применения.
Практика: Приготовление массы для папье–маше.
2.Выполнение рисунка, подбор и приготовление материалов к работе.
Практика: Выполнение рисунка будущей работы. Подготовка материалов. Выбор цветовой гаммы.
3. Изготовление бус, маски, браслетов, сережек (на выбор). Окрашивание.
Консультация педагога во время работы.
Практика: Поэтапное выполнение работы.
Бумажная мастерская.
1.Вводное занятие.
История и приемы работы с бумагой и картоном. Свойства и виды бумаги. Бумажная пластика (закручивание, плетение, создание рельефов). Варианты применения: аппликации, игрушки, маски, оригами и др.
Практика: практическое использование свойств бумаги: закручивание, плетение, создание рельефов и др.
2. Знакомство с техникой оригами.
Понятия и история. Типы и формы оригами. Техника складывания.
Практика: Выполнение одного из предложенных вариантов изделия.
3. Техника изготовления цветов.
Необходимые материалы. Этапы работы.
Практика: Изготовление шаблонов, крой на бумаге, сбор и оформление букета или композиции.
Мастерская жизни. Социально-психологические тренинги.
1.Введение в психологию общения.
Ознакомление участников с основными принципами социально– психологических тренингов, приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Практика: Освоение активного стиля общения, способов передачи – приема обратной связи.
2. Экология личности. Я - реальный. Я - идеальный.
Теория. Введение в тему. Комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Проведение тестов «Я - первый», «Любимые роли», «Премия», «Катастрофа». Анализ полученных результатов.
3. Сфера межличностного общения.
Введение в тему, помощь в закреплении полученных навыков откровенного, искреннего общения. Комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Проведение тестов: «Я тебя понимаю», «Надежный человек», «33 несчастья», «Создавая действительность». Анализ полученных результатов.
4. Беседы на темы, заданные подростками.
Клубная работа
1.Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка).
Практика: Совместная подготовка и проведение мероприятия. Анализ проведенного мероприятия.
2-3. Участие в конкурсах и праздниках.
Практика: Совместная подготовка и непосредственное участие в мероприятии.
Содержание программы.
3 год обучения.
Мастерская модельера.
1.Вводное занятие. Процесс создания модели (эскиз модели, аксессуаров, техническое и цветовое решение).
Путь изделия от идеи до готового варианта.
Практика: (педагог в роли консультанта) Разработка собственной модели с учетом своих внешних данных.
2. Рисунок фигуры человека.
Пропорции и соотношение частей тела.
Практика: Рисунок фигуры человека.
3. Завершение образа (прическа, макияж, обувь) в эскизах.
Отслеживание пути изделия от идеи до конечного результата, используя эскизы готовых изделий, правила подбора аксессуаров, прически, макияжа и обуви.
Практика: создание цветных эскизов прически и макияжа, гармонирующих созданной моделью костюма. Подбор обуви.
Имидж-класс
1.Вводное занятие.
Понятие стиля. Стиль в одежде. Мода и время.
2. Слагаемые успеха. Техника завязывания платка.
Аксессуары и их роль в создании образа.
Практика: Техника завязывания платка разными способами.
3. Уход за руками. Маникюр.
3.1 Уход за руками
Болезни грязных рук и ногтей. Гигиена. Рецепты ванночек для рук и ногтей. Строение ногтя.
Практика: Обертывание и ванночки для рук.
3.2 Средства по уходу за кожей рук и ногтями.
Защитные и питательные крема. Гели, скрабы. Питательная маска и витамины для ногтей.
Практика: Массаж рук с кремом. Оформление альбома.
3.3 Техника маникюра
Инструменты для маникюра. Технология выполнения процедуры. Правила нанесения лака
на различные формы ногтей. Французский маникюр.
Практика: Выполнение детского маникюра.
3.4 Нейл–арт.
Художественная роспись ногтей.
Практика: Разработка своего варианта росписи ногтей в тетради на определенную
тему или праздник. (8 Марта, Новый год, Рождество, Хеллоуин, 1 Сентября и т.д.)
3.5 Экскурсия в парикмахерскую
4. Уход за ногами. Педикюр.
4.1 Гигиена ног
Ванночки и компрессы для ног, техника массажа стоп. Уставшие ноги.
Практика: Зарядка для ног.
4.2 Заболевания ног и ногтей
Мозоли, плоскостопие, потливость, грибковое заболевание. Средства по уходу за ногами.
Практика: Тестирование плоскостопия, приемы устранения, массаж. Оформление
альбома и тетради с рецептами.
4.3 Технология педикюра
Техника выполнения педикюра. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
5. Организация салона красоты.
Беседа об этике и эстетике. Понятия. Практика. Организация салона красоты.
Класс кройки и шитья.
1. Вводное занятие.
Повторение знаний основного оборудования, требования предъявляемые к ним. Техника безопасности.
Практика: Просмотр видеоматериала: конкурсы, ШОУ – программы.
2. Терминология. Новые модные направления по изготовлению одежды.
Терминология. Новые ткани. Приемы работы с ними и их обработка.
Практика: отработка приемов обработки новых видов тканей.
3.Коллекция моделей одежды.
Выбор коллекционной темы. Отбор моделей в коллекцию. Подбор материалов для моделей, дополнений и аксессуаров. Теория цветовых типов.
Практика: Тестирование по определению цветового типа. Эскизирование моделей одежды для коллекции. Оформление эскизов коллекционных моделей на выставку.
4.Моделирование одежды.
Проработка фасонных линий на моделях одежды. Художественное моделирование.
Практика: Внесение новых или изменение фасонных линий, предложенных журналом мод. Применение способов технического моделирования. Описание окончательно утвержденной модели.
5.Конструирование одежды.
Базовое лекало. «Модуль пропорциональности». Особенности фигуры. Осанка. Способы изготовления лекал. Способы раскладки выкройки на ткани. Способы копирования контуров выкройки на ткани. Прокладка.
Практика: Снятие мерок и определение особенностей фигуры и осанки. Подготовка выкроек – лекал по одному из выбранных способов: корректировка типовых выкроек, построение базового лекала с помощью «модуля пропорциональности», построение базового лекала. Раскладка выкроек на ткани и раскрой.
6.Технология обработки изделий.
6.1. Организация рабочего места
Оборудование: швейные машины, электроутюги. Режущие инструменты. Измерительные и маркировочные инструменты. Швейные булавки, иголки, нитки. Швейные принадлежности.
Практика: Приемы работы на швейной машине с применением малой механизации. Приемы работы с режущими инструментами: ножницы, раскройный нож, распарыватель. Разработка способа организации рабочего места.
6.2. Виды швейных работ
Виды машинных швов для обработки особых тканей: «французский», швы на трикотаже. Утюжка и углы «конвертом».
Практика: Выполнение образцов швов на трикотаже, прозрачных тканях. Приемы приутюживания швов при обработке угла «конвертом».
6.3. Пошив изделий. Плечевая одежда на подкладе.
Прорезные карманы: «в рамку», с листочкой. Воротники: цельнокроеные, «фантази». Обработка низа рукава манжетами. Обтачивание разреза рукава косой бейкой. Цельнокроеная обтачка для горловины и проймы. Подгибка низа вручную. Подгибка «с подкруткой». Технологическая последовательность обработки швейных изделий. Обработка изделия подкладом.
Практика: Выполнение образцов обработки узлов и деталей.
Изготовление моделей одежды с соблюдением технологической последовательности.
7.Головные уборы.
Модели головных уборов и их назначение. Общие сведения о моделировании, конструировании и пошиве головных уборов.
Практика: Моделирование и конструирование головных уборов. Пошив головных уборов. Художественное оформление головных уборов.
8.Аксессуары.
Подбор аксессуаров к конкретной модели с учетом цвета и формы. Материалы.
Практика: Эскизирование изделий. Изготовление аксессуаров: шарфы, галстуки, съемные воротники, сумочки. Приемы завязывания шарфов, галстуков, платков.
Хореографический класс.
1.Вводное занятие.
Значение хореографического искусства в жизни модели. Знакомство с особенностями занятий. Форма занятий.
2. Пластика тела. Разогрев, укрепление и развитие различных групп мышц.
Упражнения на усмотрение хореографа.
3. Постановка дефиле.
Роль осанки и походки для здоровья и создания внешнего облика. Умение двигаться и держаться на сцене. Осанка, походка, позиции.
Практика: Отработка походки, движений, позиций.
4. Элементы актерского мастерства.
Выразительность движений. Роль мимики и жеста. Выражение эмоций и чувств через жест, мимику, движения.
Практика: Выработка умения двигаться. Мимические упражнения. Упражнения для пальцев, кистей, рук. Этюды и импровизации.
5. Постановка танцевальных номеров для хореографического оформления коллекции моделей.
На усмотрение хореографа в зависимости от тематики коллекции.
Практика: Отработка номеров.
Мастерская по изготовлению украшений и отделки костюма.
Практическое выполнение деталей костюма и украшений под руководством педагога. Индивидуальная работа (содержание курса зависит от модели одежды).
Мастерская «Бисер».
1.Вводное занятие.
Инструменты и материалы, приемы плетения.
Практика: Выполнение основных цепочек.
2. Выбор изделия. Техника плетения.
Виды низания.
Практика: Выполнение образцов по видам плетения. Оформление образцов на карточки.
3. Вышивка бисером.
Вышивка по сетке, по канве, по узору, нанесенному на ткань. Схемы. Техника вышивания: шитье «в прокол», шитье «в прикреп», шитье по счету. Вышивание бисером, стеклярусом, блестками. Маюскулы (прописные буквы), монограммы (вязь из двух или более букв).
Практика: Вышивание бисером по образцу. Подготовка рисунков-схем, составление эскизов. Вышивание маюскул и монограмм. Вышивание с использованием стекляруса и блесток. Вышивание открыток и сувениров.
Мастерская по работе с кожей.
1.Вводное занятие.
Инструменты. Операции: нарезка полос и шнуров, склеивание полос, пробивка отверстий.
Практика: Подготовка кожи к работе.
2. Основные операции. Строчка. Продержка. Мережка. Елочка. Плетенка. Плетение из колец.
Знакомство с различными приемами плетения.
Практика: выполнение основных операций: нарезка полос и шнуров, склеивание полос, пробивка отверстий.
3. Изготовление образца по выбору.
Порядок выполнения работы.
Практика: Выбор эскиза работы и изготовление.
Мастерская жизни. Социально – педагогические тренинги.
1.Введение в психологию общения.
Ознакомление участников с основными принципами социально– психологических тренингов, приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Практика: Освоение активного стиля общения, способов передачи – приема обратной связи.
2. Сфера семьи.
Введение в тему, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Проведение тестов «Готов ли я к семейной жизни», «Семейные трудности», «Семейный очаг», «Семейное благополучие». Анализ полученных результатов.
3.Сфера профессиональных интересов.
Введение в тему, комментарии к предстоящим тестам.
Практика: Проведение тестов «С первого взгляда, или Философия преуспевающего», «Мое призвание».
4.Беседы на темы, заданные подростками.
Клубная работа
1.Проведение совместного мероприятия (вечер, поход, поездка).
Практика: Совместная подготовка и проведение мероприятия. Анализ проведенного мероприятия.
2-3. Участие в конкурсах и праздниках.
Практика: Совместная подготовка и непосредственное участие в мероприятии.
4. Требования к уровню подготовки.
1-й год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Историю появления одежды, отличительные черты и особенности одежды разных стран и эпох;
- Терминологию и основные швейные операции;
- Правила техники безопасности при ручных работах, при работе на электронной швейной машинке и с электрическим утюгом;
- Общие сведения об одежде, стиле, силуэте;
- Правила ухода за волосами;
- Правила снятия мерок для изготовления поясной и плечевой одежды,
- Знать способы обработки отдельных узлов и деталей поясной и плечевой одежды,
Должны уметь:
- Произвести расчет и построить чертеж по своим меркам – юбки, брюк, топа,
- Учащиеся умеют вести себя и одеваться в соответствии с требованиями времени, места и обстановки;
- Воспитанники могут построить чертеж, самостоятельно раскроить и сшить узкую юбку или раскроить и сшить брюки и топ по выкройке из журнала мод; провести примерку;
- Выполнять не сложные укладки с волосами;
Владеют основами изонити, вышивки гладью и крестом; начальными навыками дефиле: умеют поддерживать правильную осанку, естественно и грациозно двигаться;
2-й год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Свойства тканей из натуральных и искусственных волокон, способы их обработки;
- Приемы технического моделирования плечевой одежды;
- Пропорции тела человека;
- Различные варианты обработки основных узлов изделий;
- Особенности обработки прорезных и накладных карманов;
- Разнообразие стилей в одежде;
- Технику нанесения макияжа;
- Коррекцию лица;
- Способы и особенности обработки плечевой одежды.
Должны уметь:
- Снимать мерки для плечевой одежды;
- Самостоятельно сшить простое плечевое (топ, платье) или поясное (юбка, брюки) изделие, а также плечевое изделие с рукавами;
- Внести простые изменения в выкройку из журнала;
- Демонстрировать изготовленные изделия, владеют навыками дефиле и показа моделей одежды;
- Выполнять макияж в теплом и холодном колорите;
- Работать в группе;
Владеют
Основами швейного мастерства, техники папье–маше, оригами, бисероплетения, техникой нанесения макияжа и коррекции лица и приемами самодиагностики.
3-й год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Творчество ведущих модельеров, имеют представление о костюмах разных эпох и народов мира; ориентируются в тенденциях моды;
- Способы моделирования и конструирования одежды, головных уборов, аксессуаров;
- Цветоведение;
- Способы создания коллекций;
- Методы проектирования одежды;
- Технологию обработки изделий;
- Историю костюма;
- Правила по уходу за руками и ногами.
Должны уметь:
- Самостоятельно сшить простое поясное и плечевое изделие, включая выбор модели, раскрой, примерку, пошив, выбор методов обработки, а также изделие средней или повышенной сложности;
- Свободно и уверенно держаться на подиуме;
- Конструктивно работать в группе;
- Производить раскрой, обрабатывать изделия в технологической последовательности;
- Объединять модели в коллекцию;
Владеют техникой выполнения маникюра и педикюра; основными операциями при работе с кожей; учащиеся имеют адекватную самооценку, уважают себя и окружающих; активно участвуют в различных творческих конкурсах;
6. Список литературы.
- Азенкова Н.В. «Искусство красиво одеваться» Рига, 1993
- Андреянова Л.И. «Уроки шитья» Екатеринбург, 1994
- Бланк А.Ф. «Моделирование и конструирование женской одежды».
- Медведенко Н.Ю., Простакова Т.М. Косметика. Маникюр. Педикюр. Серия «Учебный курс» - Ростов на Дону: Феникс, 2003.
- Парслоу Ф. «Принцип активизации в социальной работе». - М.: аспект пресс, 1997.
- Поливода Б.А., Сластеленко В.Е. Все о красоте. – М.: АСТ – Пресс, 2001 – (1000 советов);
- Программа: Театр моды «Шик» (дополнительное образование детей 11 – 16 лет) – Екатеринбург, 1998.
- Прутченков А.С. «Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов». - М.:2000.
- Пузаткина Н.В. «Пошив одежды для детей» от 12 до 17 лет. Ревда, 1997
- Сборник программ дополнительного образования. Социально-педагогическая поддержка детей. – Екатеринбург, 2000: Программа «Основы косметологии» автор Тишкова М.В.;
- Сборник программ дополнительного образования. Социально-педагогического – направления. Вып.3. - Екатеринбург, 2004.
- Секреты красоты – М.: Мир книги, 2002. – (Серия «Хозяюшка»).
- Шевандрин И. И. «Социальная психология в образовании». Часть 1. -М.: Владос, 1995.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный кабинет, зал для репетиций и демонстрации одежды.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: швейные иглы, наперстки, ножницы, катушечные нитки разных цветов, фурнитура, кружево, тесьма, лоскуты ткани. Портновские мелки, карандаши, линейки, лекала, сантиметровая лента, электрический утюг, пульверизатор, швейные машины, краеобметочная машина, манекен, копировальная бумага, картон. Косметологические препараты, декоративная косметика. Краски, гуашь, кисти, клей, магнитофон, крючки, нитки «мулине». Пряжа разной фактуры, цветные карандаши, альбомы для рисования.
Для проведения занятий необходим наглядный материал: образцы поузловой обработки изделий, коллекция образцов тканей, картонные шаблоны, образцы вышивки, готовые изделия. Литература, журналы мод.
Для занятий по «Имидж - классу»
Образцы косметических препаратов для демонстрации. Образцы косметических препаратов в объеме, необходимом для использования на практических занятиях по косметическим процедурам и нанесению макияжа.
-гигиенические салфетки;
- аппликаторы;
- кисти для нанесения макияжа;
- гигиеническая косметика (крема, тоник, лосьоны и т. д.)
- средства для укладки волос;
- декоративная косметика (тени, помады, блеск для губ, лаки для ногтей);
- тетради, альбом;
- наглядные пособия.
7. Сведения о разработчике программы.
Ф. И. О. Сугатова Юлия Васильевна
Место работы МКОУ ДОД – Центр дополнительного образования детей г.о. Верх-Нейвинский
Должность педагог дополнительного образования
Образование высшее, специальность: учитель технологии и предпринимательства. Специализация: школьный психолог. Нижнетагильский Педагогический Институт, 2001г.
Педагогический стаж 11 лет
Категория первая
Домашний адрес 624170 Свердловская обл.
Г.о. Верх-Нейвинский
ул. Евдокимова 33 - 54
Рабочий телефон: (34370) 5-53-04
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"
Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»
Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...
Программа дополнительного образования детей «Театр на английском языке» творческое направление для обучающихся 1 классов
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной школы становится развитие личности, важнейшим качеством которой становится инициативность, сп...