Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юные знатоки"
рабочая программа

МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юные знатоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_znatoki.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ  ЗНАТОКИ»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 13-14 лет

Срок реализации: 4 месяца – 28 часов

Автор-разработчик: Курманалиева Гузель

Хайрулловна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Новоаганск, 2018

Пояснительная записка

Направленность

Социально-педагогическая

Уровень

Ознакомительный

Возраст учащихся

13-14  лет

Год обучения

Первый

Количество учебных часов в году

28  часов

Цель программы

Включение обучающихся в коллективно творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала.

Задачи программы

  • учить самостоятельно, искать и получать информацию из различных источников, уметь ее анализировать и критически мыслить;
  • развивать организаторские способности;
  • обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом;
  • способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступком других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
  • стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
  • способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний;
  • популяризовать науки через игровую деятельность.

Режим занятий в текущем учебном году

Один раз в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа – 45 минут

Формы занятий

Групповая, индивидуальная

Ожидаемые результаты

  •   выработка способности извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом при взаимодействии обучающихся между собой на уровне детского сообщества, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде; 
  • получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия во взаимодействии обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Текущий контроль

Интеллектуальные викторины, игры, тесты

Итоговая аттестация

  • Входящий и промежуточный контроль включает в себя проведения тестовой игры «Что? Где? Когда? »(мониторинг), позволяющей сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка;
  • Итоговый контроль (Игра «Брейн – ринг») проводится в середине года, позволяет отследить уровень интеллектуальной подготовки за пол года.

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные знатоки» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы: Данная программа связана в основном с формированием ценностного отношения учащихся к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание подростков на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности

Отличительные особенности программы: Программа «Знатоки русского языка» предназначена для занятий с коллективом учащихся, проявляющих интерес к интеллектуальной деятельности. содержание доступно для всех учащихся, реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона.

Программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень интеллектуальных возможностей, проведение занятий по данной программе позволяет учащимся проявить себя не только в качестве участников интеллектуальных игр, но и их организаторами;

В результате у ребят появится опыт индивидуальной и коллективной работы.

Адресат программы:  учащиеся 13-14 лет, независимо от ОВР.

Объем  и  срок  освоения  программы: 28 часов.

Нормативно - правовые акты, регулирующие программу:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 2 04.07.2014г. №41;

4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06- 1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Форма  обучения:  очная, в отдельных случаях возможна работа с учащимися в условиях сетевого взаимодействия.

Особенности  организации  образовательного  процесса: Состав группы – 8 - 10 человек.

Режим занятий в текущем учебном году - один раз в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа – 45 минут. Количество учебных часов в году – 28.


1.2.Цель и задачи программы

Цель программы:

Включение обучающихся в коллективно творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала.

Задачи:

  • учить самостоятельно, искать и получать информацию из различных источников, уметь ее анализировать и критически мыслить;
  • развивать организаторские способности;
  • обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом;
  • способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступком других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
  • стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
  • способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний;
  • популяризовать науки через игровую деятельность.

1.3.Содержание программы

Учебный план (УП)

Название темы урока

Кол-во часов

теория

практика

1

Организационное собрание (Введение в игру)

1

2

Многообразие интеллектуальных игр

Игра «Брейн – ринг»

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра «Своя игра»

Игра «Эрудит»

Игра «Поле чудес»

8

18

3

Итоговое занятие

1

Итого

28 ч

Содержание  учебно-тематического  плана  

1. Введение в игру. (1 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.

2. Компоненты успешной игры. (2 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

.3. Техника мозгового штурма. (5 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.

4. Составление вопросов к играм. (5 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению

вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

5. Игры «Что? Где? Когда?». (10 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Героические страницы российской истории»; «Первые в космосе»; «Мировая художественная культура»; «Религии мира» и т. п. Клубный турнир «Что? Где? Когда?».

6. Другие интеллектуальные викторины. (4 ч) «Своя игра». «Пентагон». «Эрудит-лото». «Перевёртыши» и т. п.

7. Социальные пробы. (4 ч) Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Брейн-ринг». Организация и проведение турниров «Брейн-ринг» с командами.

1.4.Планируемы

результаты

Освоение программы сформирует у учащихся:

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  • возможность для формирования понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности,  выраженной познавательной мотивации, - устойчивого интереса к новым способам познания;
  • способность свободно  высказываться в устной и письменной формах;
  • способность анализировать объекты, выделять главное,  осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи,  строить рассуждения об объекте;
  • способность договариваться, приходить к общему решению,  соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу.

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 14. Учебный процесс – с 1 февраля 2018 г по31 мая 2018 года.

Весенние каникулы – с 26 марта по 31 марта 2018 года

Праздничные дни:  

23 февраля -  День защитника Отечества

8 марта –Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – день России

Условия

реализации

программы

  • Отдельный кабинет для занятий.
  • Персональный компьютер (рабочее место учителя):

                          монитор, системный блок, клавиатура, мышь.

  • Медиапроектор.

Формы  

аттестации

Текущий контроль:        проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы.

Итоговая аттестация: диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – май;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:  

материалы анкетирования и тестирования, портфолио, перечень готовых работ, готовая работа, грамота, диплом, свидетельство (сертификат),

статья, аудиозапись,  видеозапись,  фото, отзыв  детей  и  родителей, и др.

Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов:  аналитическая справка, защита творческих работ, конкурс, научно-практическая  конференция,  олимпиада,  портфолио и др.

Оценочные

материалы

Тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы по темам курса

Методические

материалы

Методическое обеспечение программы:

  • Раздаточный материал по темам.
  • Художественная литература (в ассортименте).
  • Справочная литература (в ассортименте).
  • Методическая литература по теме.

Организация образовательного процесса – очная в сочетании с работой

в  условиях сетевого взаимодействия;

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный,

практический, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный, проектный и др.;

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;  

Формы организации учебного занятия:

беседа, встреча с интересными  людьми, практическое занятие,

игра, конкурс, круиз, «мозговой  штурм», наблюдение, экскурсия и др.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология  разноуровневого  обучения,  технология развивающего

обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной  творческой  деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология  портфолио, технология  педагогической  мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.        

Алгоритм  учебного  занятия:

- ознакомление с темой (задачей, проблемой);

- теоретическая (информационная) часть;

- практическая часть;

- итог.

Календарно - тематическое планирование

Название темы урока

Всего часов

Теория

Практика

1

Организационное собрание (ознакомительное)

1

1

2

 Многообразие интеллектуальных игр

1

1

3

Игра «Брейн – ринг»

1

1

4

Написание вопросов для игры «Брейн – ринг»

1

1

5

Практикум по игре «Брейн – ринг»

1

1

6

Практикум по игре «Брейн – ринг»

1

1

7

 Игра «Брейн – ринг»

«День рождения школы»

1

1

8

Игра «Что? Где? Когда?».

1

1

9

Игра «Что? Где? Когда?». Какие бывают вопросы

1

1

10

 Написание вопросов для игры «Что? Где? Когда?».

1

1

11

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

1

12

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

1

13

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

1

14

Игра «Что? Где? Когда?»

«Веселый праздник 1 апреля»

1

1

15

Игра «Своя игра».

1

1

16

Составление заданий для игры «Своя игра»

1

1

17

Практикум по игре «Своя игра»

1

1

18

Игра «Своя игра» «В мире интересного»

1

1

19

Игра «Эрудит».

1

1

20

 Составление заданий для игры «Эрудит»

1

1

21

 Практикум по игре «Эрудит»

1

1

22

Игра «Эрудит» «Ежели Вы вежливы»

1

1

23

Игра «Поле чудес».

1

1

24

Составление заданий для игры «Поле чудес»

1

1

25

 Практикум по игре «Поле чудес»

1

1

26

Практикум по игре «Поле чудес»

1

1

27

Игра «Поле чудес» «В мире сказок»

1

1

28

Итоговое занятие

1

1

Итого

28

9

19

Список литературы

  1. Н.А. Левченко, А.А. Норицин, 3.B. Воробьев. Пентагон. Пермь, 1998.
  2. Журнал «Игра» за 1997 1999 год.
  3. Конспект семинара для руководителей интеллектуальных клубов в г. Чернушка, 1998 год.
  4. М. А. Нянковский. Клуб эрудитов. 525 вопросов для интеллектуальных игр. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2004.

  5.        Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Знатоки математики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Знатоки математики»...