Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.
методическая разработка (5 класс)
Библиотечная экскурсия: понятие и виды.
В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция – формирование информационной культуры личности.
Главный объект организатора библиотечной экскурсии – экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности – цель экскурсии в библиотеке.
А поэтому необходимо максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов.
Среди средств работы по воспитанию информационной культуры пользователей, есть такие, которые воздействуют преимущественно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотечной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она особенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в школьную библиотеку. | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Маслова А.П.
Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.
Цель:
Познакомить учащихся 1 классов со школьной библиотекой.
Задачи:
Развить интерес к чтению.
Познакомить с правилами пользования библиотекой
Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».
Ход экскурсии.
У дверей библиотеки ребят встречает библиотекарь Дети рассажваются.
Библиотекарь.
Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)
Библиотекарь: Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.(Дети: «Библиотека»)
Кукольное представление.
Смешарик.
Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.
- Очень просим, заходите
В наш просторный, книжный дом!
Лунтик.
Очень просим, поглядите,
Как мы с книжками живем.
Библиотекарь -хозяин этого дома, и зовут её –Анна Петровна.
Смешарик.
Зачем людям нужна библиотека?
Лунтик.
Кто на все вопросы мне ответит?
Смешарик.
Кто расскажет про дела вокруг?
Мурзилка.
Да, такой волшебник есть на свете:
КНИГА – лучший спутник наш и друг.
Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.
Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.
Из-за ширмы появляются две ученицы в костюмах книжки(одна -рваная, другая аккуратная).
Библиотекарь.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой:
- Ну, как твои делишки?
Одна спросила у другой.
Рваная книжка.
-Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой
Обложки вырвал… с мясом!
Да что обложки… оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойду на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Чистая книга.
- Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
- А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки,
Про кляксы я молчу –
О них и говорить - то неприлично…
- Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на « отлично»!
Грязная книга.
- Ну, мой на тройках едет еле- еле
И даже двойку получил на той неделе…
Библиотекарь.
Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.
За ширмой появляются куклы- сказочные герои.(Незнайка и Бипоша).
Правила пользования книгами.
Бипоша.
Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!
Незнайка.
В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!
Бипоша.
Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!
Незнайка.
Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!
Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по стране Почемучек.
А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.
Выходят Незнайка и Лунтик.
Незнайка.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна
Уходите разговоры, -
В вестибюли, коридоры
Лунтик.
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
Библиотекарь:
Сегодня у нас необычный гость, узнаете?
Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит)
Доктор Айболит:
Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь:
Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы".
Выходит Королева-книга, читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Библиотекарь:
А сегодня у нас еще необычный гость – это Всезнайка-Загадайка, он принес с собой для вас загадки.
Всезнайка-Загадайка:
Говорит не говорит,
Слышать не слышит,
А все знает
И нам объясняет (Книга)
У стены большой и важный –
Дом стоит многоэтажный,
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться (Книга)
Черные, кривые,
От рождения немые
А как только встанут в ряд
Сразу вдруг заговорят (Буквы)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Всезнайка-Загадайка:
Я загадал вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.
Я к вам обращаюсь, мои милые дети,
Полезнее книги нет вещи на свете,
Пусть книги друзьями приходят в дома:
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
И еще несколько советов от Всезнайки-Загадайки:
- Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.
- Книгу надо дочитывать до конца.
- Во время чтения книги рассматривайте рисунки.
- Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.
- Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.
- Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.
Библиотекарь:
Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.
Кукольное представление. Машенька и Медведь. Библиотекарь комментирует ответы детей.
Машенька.
Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).
- Медведь.
Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы). - Машенька.
Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище). - Медведь.
Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр). - Машенька.
Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище). - Медведь.
Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку). - Машенька.
Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра) - Медведь.
Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг). - Машенька.
На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).
Библиотекарь.
На этом наше путешествие по библиотеке заканчивается. Мы приглашаем Вас записаться в нашу библиотеку.Запись с разрешения родителей по группам в ГПД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)
Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Экскурсия в школьную библиотеку
Библиотечный урок для 1 класса, корекционной школы. Целью урока, является знакомство детей с библиотекой и професснией библиотекаря....
Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек
Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...
ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»
Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции совреме...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...
Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой
Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...
- Мне нравится (1)