Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности
статья
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности.
«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души...»
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик подростков.
Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-культурные функции.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
— гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
— социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);
— коммуникативная (социальное общение);
— образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
— регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
— интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).
Основная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая, которая лежит в своеобразии хореографического искусства. Танцевальное искусство, как известно, выполняет несколько функций одновременно. Ему свойственна определённая структура функций, интегрально характеризующая его воздействие на людей, на общественную жизнь.
В условиях демократизации отношений в обществе, изменений в социально-экономической отрасли, образовании и культуре особое значение приобретает вопрос гармоничного развития подрастающего поколения. В обществе растёт потребность в высокоинтеллектуальных творчески развитых личностях, которые способны эффективно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь, физически здоровых и выносливых. Все это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и ведет за собой не традиционность подходов к гармоничному развитию как основе последующего усовершенствования личности. Ученые отмечают, что хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития личности. Производительность гармоничного развития детей средствами хореографии предопределена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику движений, физическую нагрузку. Хореографическое искусство успешно развивает слуховые, зрительные и двигательные формы чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственную усталость и дает дополнительный импульс для интеллектуальной деятельности. Искусство танца одно из немногих, которое совмещает в себе физическую и духовную культуру, которая способствует разностороннему развитию человека. Так культура танца улучшает физическое развитие, укрепляет здоровье, формирует интерес к двигательной деятельности, удовлетворяет естественную потребность в движении, профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии. Тело является средой обитания нашей души, и когда душа и тело находятся в гармонии - развивается гармонически уравновешенная личность. Развивать и строить фундамент личности можно через тело и его процессы, через него можно понять личность и сущность человека. С работой над телом было неразрывно связано любое хорошее воспитание. Человек стабильный и полноценный энергичен, с хорошей осанкой, уверенной походкой, умением управлять своим телом, пластично двигаться, танцевать. С внутренней свободой, телесным и душевным покоем, естественным чувственным восприятием неразрывно связаны раскованность и свобода внешних движений. Любые движения в человеке связаны с работой мышц, а также нервная и дыхательная системы, что ими управляют. Организм быстрее самообновляется от интенсивной работы мышц, которые составляют 35-40% человеческого тела. Обеспечивают работоспособность и приводят мышцы в движение практически все остальные системы организма. Провоцирует нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции, губительно сказывается на здоровье в общем мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением. Затормаживается работа мозга от недостатка мышечной деятельности. Все мышцы организма не приходят в действие если просто много двигаться. Здоровье ассоциируется с активным утомительным спортом, занятием бурной физической деятельность, однако любой вид спорта обычно задействует одну третью часть мышц и оставляет без внимания и развития мышцы поддерживающие осанку, мышцы стоп. С этой точки зрения танец как средство физического развития и воспитания имеет множество преимуществ по сравнению с другими видами двигательной деятельности. В танце приводятся в работу все группы мышц - от мышц стопы до мимических мышц лица. Хореография - это комплекс разнонаправленных физических упражнений, сменяемых разным темпом и ритмом выполнения, направлением, движение сменяется статической позой, напряжение сменяется расслаблением, движения разнятся масштабом и амплитудой выполнения. В занятиях хореографией сочетаются музыка и движение. Особым воздействием на организм человека обладает музыка. Она воспринимается слуховыми рецепторами и воздействует на общее состояние всего организма человека, меняет реакции организма, связанные с дыханием и кровообращением, вызывает или ослабляет психическое возбуждение, что доказано медициной. По этой причине музыка активно используется в различных видах спортивной деятельности для повышения мотивации, как средство физического воздействия, но только в танце по-настоящему достигается гармоничное единство этих двух видов искусств, которое рождает творчество воплощением музыкальных образов и языком пластики человеческого тела. Танец естественен и присущ каждому человеку. Танец доступен всем, он сопровождает человека на протяжении всей жизни и привносит радость, восторг и вдохновение. Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения хореография занимает особое место. Актуальность хореографического искусства в системе средств гармоничного развития растет в связи с заострением проблем воспитания целостной, всесторонне развитой, физически здоровой личности. Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает творческое воображение, фантазию, образное мышление. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью воспитанников; воспитывает красоту движений, гармоничность поступи и жестов, пластичность тела, правильность осанки, культуру поведения. Гармония (от греч.) – " согласие, лад, красота ". Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Эстетический вкус воспитывается благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства, благодаря теоретическому обучению и творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах
. Процесс обучения танцу пробуждает в человеке художественное начало, делает его активным, творческим. Человек, осваивая танцевальную лексику, не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные сложности и трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала для него достижима. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни.
Педагог дополнительного образования Чурилова Наталья Федоровна
«Центр содействия семейному воспитанию №12»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности"...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности.
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоциональ...
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности
Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание человека мира — человека, свободно ориентирующегося в море информ...