Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Рабочая проргамма внеурочной деятельности кулинарного кружка "Едим дома" разработана для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_edim_doma.docx | 40.41 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_na_2019-2020_uchebnyy_god.xls | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА приказом № от 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕДИМ ДОМА»
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2019 года)
на 2019-2020 учебный год
Объем: 68 часов
Учитель Зарипова Л.Ф.
г. Нефтеюганск-2019
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности | 5 |
3. | Календарно – тематическое планирование | 8 |
- Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Внеурочную деятельность организуют на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
В основу разработки программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей: создание специальных методов и средств обучения, предоставляя обучающимся возможность реализовывать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на доступной предметно-практической деятельности. Средством реализации деятельностного подхода является организация познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В процессе социализации развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья происходит по мере решения встающих перед ним задач. Сюжетно-ролевая игра – это основная форма освоения окружающего мира - социума. Занятия в кулинарном кружке «Едим дома» основаны на технологии моделирования ситуации, сюжетно-ролевой игры, где действия в игре связываются с предметно-практическими действиями, в игре происходит социальное взаимодействие обучающихся.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на расширении представлений о жизни взрослых, отражает реальное взаимодействие взрослых.
Д.Б. Эльконин рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры показал, что центральным компонентом ее выступает роль - способ поведения людей в жизни, в соответствии с принятыми нормами, правилами. Выполнение роли в игре ставит обучающегося в «рамки» роли, заставляет действовать в соответствии с сюжетом, ролью, то есть, подчиняться социальным нормам и правилам. Сюжетно - ролевая игра помогает обучающимся понять мотивы трудовой деятельности, раскрывает ее смысл и социальную пользу, демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, дает нравственную оценку, формирует навыки социального взаимодействия.
Занятия во внеурочной деятельности интегрированы с коррекционно-развивающими (дефектологическими занятиями). Состав обучающихся смешанный, включающий представителей различных типологических групп, имеющих нарушения базовых психических функций: наблюдается моторная дефицитарность, незрелость эмоционально - волевой сферы создает трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии.
Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания путем занятий во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
- расширения социального опыта поведения, деятельности и общения;
- творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального взаимодействия обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время.
Основные задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- развитие коммуникативных навыков.
Основная цель программы внеурочной деятельности кружка «ЕДИМ ДОМА» - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, их социализация и дальнейшая интеграция в общество.
Данная программа основана на практически –деятельностном подходе в изучении кулинарии. Практическим занятиям отводится 80 % учебного времени, в рамках которого обучающиеся выполняют практические задания. Практические занятия носят творческий характер, способствующий эстетическому воспитанию детей. Это – приготовление и оформление блюд из сезонных овощей и фруктов: нарезка овощей и фруктов по технологии «Карвинг», приготовление изделий из различных видов теста: песочное, слоеное, дрожжевое, приготовление теста и нарезка домашней лапши. Приготовление различных холодных и горячих напитков: морсы, чай с имбирем, душицей.
Также, обучающиеся приобретают навыки сервировки стола, учатся разным видам складирования хлопчатобумажных салфеток, что способствует повышению развития мелкой и общей моторики, пространственной ориентировке.
Обучающиеся учатс производить элементарные экономические расчеты – планирование необходимых продуктов для приготовления блюд, совершение покупок в магазине.
Теоретическая часть программы «ЕДИМ ДОМА» включает сведения об основных продуктах питания, способах первичной обработки продуктов, технологию приготовления блюд, особенности национальной кухни разных стран. Теоретическая часть программы основана на использовании межпредметных связей, таких как, коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия, экология, окружающий социальный мир, основы безопасности жизнедеятельности, основы здорового образа жизни, география, социально – бытовая ориентировка, профильный труд.
В процессе преподавания используются различные методы: моделирование ситуации, сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, сообщения, работа в малых группах, мини – проект, мастер –класс.
2 Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения в кружке «ЕДИМ ДОМА» каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития. Программа определяет личностные результаты и результаты формирования базовых учебных действий (БУД).
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию (Таблица 1).
Таблица 1
Планируемые личностные результаты и формируемые базовые учебные действия (БУД)
Требования стандарта | Возможные личностные результаты | Обучающийся с сформированными БУД Личностные: обучающийся, умеющий адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации; владеющий навыками самообслуживания Коммуникативные: Умеющий сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Регулятивные: выполняющий требования взрослых, умеющий обращаться к ним за помощью, выполняющий совместные действия с другими детьми, принимающий присутствие других детей, не нарушающий их занятия Познавательные: Обучающийся умеющий соотносить, классифицировать, анализировать; выполняющий арифметические действия; наблюдающий; работающий с информацией (понимающий изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); проявляющий адекватные эмоции при появлении знакомого человека. | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||
Формирование социально¬ эмоциональной составляющей |
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; использует элементарные формы речевого этикета |
- охотно участвует в совместной деятельности: сюжетно-ролевых играх -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | |
Компоненты социально-познавательной сферы | - стремится помогать окружающим -способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослым и сверстниками | - стремится помогать окружающим - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослым и сверстниками | |
Навыки адаптации |
- сформированность социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни | -сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение); - самостоятельность и независимость в быту, соблюдение техники безопасности при обращении с электроприборами | |
Освоение доступных социальных ролей | -осознает себя в следующих социальных ролях: -семейно-бытовых - ученик - учитель | -осознает себя в следующих социальных ролях: -семейно-бытовых -ученик - учитель | |
Развитие мотивов учебной деятельности | -проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) | -проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) | |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах | - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, мебели; - не мусорит на улице; - не ломает деревья | - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, мебели; - не мусорит на улице; - не ломает деревья | |
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств | -сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. -сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | -понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей; -проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе | |
Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Готовность к самостоятельной жизни. | -сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, готовности к самостоятельной жизни. | -ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня; - проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда. |
3.
Календарно – тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога...
Рецензия на рабочую программу учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рецензия на авторскую программу...
Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...
Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просве...
Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов на 2019-2020 учебный год. Атанасян...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...