Проект "Маленький Принц"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Актуальность проекта: Замещающие родители часто возмущены отсутствием у приемного ребенка понимания чувств окружающих. Ребенок, с низким уровнем эмпатии как будто не слышит и не видит, что другому человеку больно или тяжело. В свою очередь замещающие родители тоже сталкиваются с непониманием чувств приемного ребенка. Для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами детей в замещающих семьях была задействована эффективная технология игры на песке. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Маленький принц" | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Быковский центр содействия семье и детям, оставшимся без попечения родителей в том числе с ОВЗ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Быковского центра
Врио М.Б. Новожихарева _______________
Проект «Маленький Принц»
(технология игры на песке с замещающими семьями по повышению уровня эмпатии)
Педагог-психолог:
Ратникова Е.В.
Никитина О.В.
Савина О.Л.
История про маленького принца – это история про взрослых или детей? Для взрослых- это метафора контакта со своей детской частью «Я» взрослого человека, встреча со своим внутренним ребенком. А для детей - это встреча с миром взрослых и адаптация к нему. Планеты- состояние человеческой души. Каждая планета повествует о самом главном в жизни каждого. Перед глазами клиента - принца (принцессы) проходят взрослые миры: честолюбцы, пьяницы, деловые люди, фонарщик, географ. Он обнаруживает, что жизнь взрослых может быть пустой и бессмысленной, что герои планет от чего-то зависят, чем-то одержимы (король- властью, честолюбец- тщеславием, пьяница - употреблением спиртных напитков, деловой человек – богатством, фонарщик- трудоголизмом, географ – накоплением знаний). Можно ли считать эти ценности настоящими? И что же ему делать (или не делать) с этим «странным» народом». И пока маленький принц познает мир, он открыт для нового и готов к изменениям.
Цель программы:
Повышение уровня эмпатии в замещающей семье.
Задачи:
- Составить сценарии занятий в технологии игры на песке
- Провести диагностику уровня эмпатии и анализ семейных взаимоотношений у замещающих семей.
- Реализация проекта «Маленький Принц» направленный на решение поведенческих и эмоциональных проблем в замещающей семье.
- Анализ полученных результатов
Показания к применению:
- профилактика «плохого поведения ребенка», в основе которого лежит власть, месть;
- развитие уверенности, свободы от страха при авторитарном стиле воспитания;
-профилактика аддиктивного поведения;
- формирование жизненных ценностей, нравственных качеств
Целевая группа: Замещающие семьи с детьми в возрасте от 7 до 14 лет. Количество привлеченных семей: 9 семей (21 человек: из них 9 родителей, 12 детей).
Актуальность проекта: Замещающие родители часто возмущены отсутствием у приемного ребенка понимания чувств окружающих. Ребенок, с низким уровнем эмпатии как будто не слышит и не видит, что другому человеку больно или тяжело. В свою очередь замещающие родители тоже сталкиваются с непониманием чувств приемного ребенка. Для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами детей в замещающих семьях была задействована эффективная технология игры на песке. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Новизна проекта: совместное взаимодействие родителей и детей в играх на песке по программе «Маленький Принц» способствует повышению уровня эмпатии у каждого члена семьи, а также гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Практическая значимость данной технологии заключается в том, что разработанные сценарии игр на песке направлены на повышение уровня эмпатии в семье, устранение причин возникновения семейных конфликтов, как: низкая самооценка, отсутствие ценностей, в частности активной гражданской позиции, нерешенные вопросы профессионального самоопределения, неразвитая нравственная культура и культуры досуга, и слабая информированность о здоровом образе жизни.
Сценарии могут использоваться службами сопровождения замещающих семей.
Методологическое обеспечение проекта
Теоретическое основание: Аналитическая психология Юнг К. Г. ,Практика сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
Методы: наблюдение, исследование, игровая деятельность, словесные методы, моделирование , создание естественной стимулирующей среды и др.
Технология: песочная терапия (sandplay)
Форма работы: индивидуальная, групповая
Режим занятий: 9 месяцев (22 часа, включая диагностику); 1-2 раза в неделю по 45 мин.
Оборудование: ящик для песка., цветной песок, миниатюрные фигурки, краски, карандаши, бумага.
Принципы: - принцип доступности предусматривает учет уровня речевого развития, особенностей индивидуального и психического развития детей;
- принцип системности обеспечивает решение комплекса задач оздоровительной, воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат; - принцип последовательности заключается в постепенном повышении уровня сложности речевого материала в процессе коррекционной деятельности с песком. - принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и взрослого.
Этапы реализации проекта
1 этап: констатирующий сентябрь 2018 г. Набор группы. Проведение психодиагностического обследования
2 этап: экспериментальный: октябрь 2018 -апрель 2019. Проведение программы «Маленький Принц»
3 этап: контрольный: май 2019 г. Повторная диагностика, анализ динамики уровня эмпатии и межличностных отношений в замещающей семье.
4 этап: социально-психологическая поддержка: определяются перспективы в исследовании проблем данного направления.
Продолжается индивидуальная поддержка семей и детей.
Инструменты и ресурсы, привлекаемые в проекте:
Инструменты: водонепроницаемый ящик, песок, в том числе и цветной, коллекция фигурок, световой стол для рисования песком
Ресурсы: временные, кадровые, материально-технические, финансовые.
Риски проекта:
Слабая мотивация родителей и детей к участию в проекте
Методика оценки успешности /эффективности проекта
Применение контент- анализа рефлексивных суждений участников для определения эффективности игр
Все суждения участников в конце игр, их ожидания, итоги игры, обобщения мы классифицировали по трем критериям и приписали им соответствующий балл
Уровни восприятия переживания игрового опыта | Степень выраженности игрового опыта | Всего На 21 человек максимальный балл- 60 б. | ||
0 | 1 | 2 | ||
Когнитивный | 0б. | 6б. | 48б. | 54б. |
Эмоциональный | 0б | 6б. | 48б. | 54б. |
Поведенческий | 0б. | 6б. | 48б. | 54б. |
Вывод: субъективные средние показатели самоэффективности суждения участников свидетельствуют о возросшей социальной информированности и переоценке прошлого опыта.
Целью таких рефлексивных общений является снятие вероятных негативных последствий работы в группе, возможность проговорить все невыясненные ситуации.
Примеры рефлексивных суждений участников:
- думал, что не смогу ничего узнать про себя нового, спасибо, что помогли мне понять, какой я самостоятельной. Мне от этого так хорошо на душе стало (Ваня, 12 лет);
- обязательно в течении недели выполню один из намеченных пунктов в общении с детьми (папа);
- сначала мне было страшно довериться, но сейчас так интересно и безопасно (мама).
Форма работы: индивидуальная, групповая
Методические рекомендации: перед началом игры ребенок получает домашнее задание - прочитать сказку А. Экзюпери «Маленький принц».
Игра начинается с выбора фигурки себя - принца (принцессы) и способа передвижения по планетам. Это вводное задание диагностично: с кем или чем идентифицирует себя клиент, является ли этот образ конгруэнтным с социальной ролью ребенка; что из себя представляет средство передвижения.
СЦЕНАРИЙ
Песочница 1. Планета Короля
Цель встречи с планетой: диагностика и развитие эмоционального интеллекта, повышение самооценки; либо для ребенка, борющегося со взрослым за власть, получение подтверждения своей значимости, снижение чувства страха перед подавлением властным поведением.
Инструкция: Ты прилетел на планету, где жил один- единственный Король. Главная черта характера Короля – это….властолюбие. То есть Король любил власть. Он считал, что «мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем повелевать».
— И звезды вам повинуются? — спросил Маленький принц.
— Ну конечно, — отвечал король. — Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.
Маленький принц был восхищен. Вот бы ему такое могущество! Он бы тогда…
Король услышал желания мальчика и приказал ему на один день стать королем.
Расскажи при помощи фигурок на песке историю о том, «если бы ты стал королем».
Потом Король предложил Маленькому Принцу должность министра юстиции. Но, кого же судить на планете, если на ней - никого нет?
-Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Обсуждение:
-по каким законам живет твоя страна?
- что делает король для: своей страны, других людей или себя самого?
- за что ценят короля жители?
- а есть ли недовольные его правлением?
- понравилось ли тебе быть королем?
Песочница 2. Планета честолюбца
Цель: развитие умения дружить, понимать основы дружбы, привитие нравственных норм поведения.
Инструкция:
На второй планете живет честолюбец.
Заглянем в словарь: «Честолюбие -жажда известности, почестей, стремление к почетному положению». Главная черта честолюбца- он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный.
Честолюбец просит маленького принца хлопать в ладоши, а сам раскланивается. Он не может жить без признания того, что он самый умный, красивый и богатый на этой планете, на планете, где больше-то никого и нет. Маленький принц недоумевает: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Мог ли такой человек стать другом для маленького принца?
А каким, по-твоему, должен быть настоящий друг?
Построй при помощи фигурок страну «Дружба».
Обсуждение:
-какими качествами должен обладать настоящий друг?
- что нужно делать, чтобы поддерживать дружбу?
Песочница 3. Планета пьяницы.
Цель: выявление нравственных проблем, нахождение путей преодоления затруднений.
Инструкция:
На следующей планете жил пьяница, который пил оттого, что ему совестно. А совестно ему было оттого, что он пьет. « Он пил, чтобы забыть, что ему совестно пить». Человек без силы воли- слабый, бесхарактерный. Маленькому принцу стало жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга своего пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.
-К чему может еще пристраститься человек? (компьютерные игры, сладости и др.). Такого человека называют зависимым?
Раздели песочницу пополам. В перовой половине построй мир зависимого человека. Какой он?
Во второй половине расскажи при помощи фигурок, что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Обсуждение:
Песочница 4. Планета Делового Человека.
Цель: формирование внутренней потребности личности в нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности, понимание пользы, смысла действий и жизни.
Инструкция:
На четвертой планете Маленький Принц встретил Делового человека. Но тот был так занят, что при появлении маленького принца даже головы не поднял. Он занят подсчётом….. звёзд!
- Что же ты делаешь со всеми этими звездами?- спросил Маленький принц
- Что делаю? Ничего не делаю- ответил делец. Я ими владею. Распоряжаюсь ими, считаю их и пересчитываю.
- У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...
Маленький Принц понял, что можно быть серьезным и деловым человеком, но если ты не замечаешь красоту вокруг и нет от тебя никакой пользы, ты проживаешь жизнь напрасно.
Построй песочную композицию (нарисуй на песке) на тему: «Какую пользу я приношу».
Обсуждение:
Планета 5. Планета Фонарщика.
Цель: профилактика эмоционального выгорания.
Инструкция:
На пятой планете жил — фонарщик. Его планета настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Маленькому принцу Фонарщик понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари.
Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей. Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека.
Но, в чем проблема? Каждую минуту Фонарщик должен зажигать, а потом сразу же гасить фонарь. Каждая минута для него – как целый день. У него нет времени ни отдохнуть, ни даже поспать.
Как бы ты посоветовал Фонарщику позаботиться о себе? Построй об этом послание в виде песочной композиции.
Обсуждение:
Планета 6. Географ.
Цель: развитее творческого воображения, желание выйти из «зоны комфорта», осознать свои стереотипы и установки.
Инструкция:
Маленький Принц, увидев Географа, спросил:
- А что такое географ?
- Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
- Как интересно! - сказал Маленький принц. - Вот это настоящее дело!
И он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видал такой величественной планеты.
- Ваша планета очень красивая, - сказал он. - А океаны у вас есть?
- Этого я не знаю, - сказал географ.
- О-о... - разочарованно протянул Маленький принц. - А горы есть?
- Не знаю, - повторил географ.
- А города, реки, пустыни?
- И этого я тоже не знаю.
- Но ведь вы географ!
- Вот именно, - сказал старик. - Я географ, а не путешественник. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать.
Маленький Принц удивился: Географ не видит красоту этого мира, он лишь записывает ее, он не выходит из своего кабинета? Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета.
Нужно найти в себе смелость отправиться навстречу новому.
Если бы ты отправился в путешествие навстречу чему-то новому, какую цель ты перед собой поставишь? Расскажи свою историю на песке.
Обсуждение:
Песочница 7. Планета Земля.
Цель: формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род; формирование практических навыков построения взаимоотношений, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция: Географ посоветовал Маленькому Принцу посетить Землю. Земля показалась ему очень странной и неуютной, черствой! Эта планета совсем не домашняя, она «соленая», «вся в иглах» и «совсем сухая». Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев. «И хотя все люди живут на одной планете — они ведут себя, как будто живут на разных планетах»…
Среди людей, обитающих здесь, он чувствует себя одиноко. «Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей — зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет».
А что делает твоё окружение домом, семьей?
Обсуждение:
Планета №1 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №2 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №3 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №4 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №5 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №6 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
Планета №7 Протокол
Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца»
Фамилия, имя, возраст________________________________
Дата_____________
Название песочного мира____________ ___________________________________ Песок (сухой сырой цветной) Образ героя-путешественника Средство передвижения | Схема |
Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках | |
Размещение фигурок История | |
Завершающие комментарии клиента | |
Выводы, замечания, на что стоит обратить особое внимание при последующих встречах: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исценировки "Маленький принц" на конкурс "Открытый мир"
1 место на региональном конкурсе "Открытый Мир" в номинации "Книги и мысли", 2010 год. Французский язык Саша учит второй год, это его второй иностранный язык. В руках у него был Лис (...
"Ты нам нужен, Маленький Принц!"
Презентация к уроку по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...
Разаработка урока по литературе в 6 кл по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"
Разработка урока литературы в 6 кл.по сказке О. Уайльда "Счастливый принц" с методическими разъяснениями....
10 уроков маленького принца
Презентация к уроку литературы в 6 классе....
Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...
Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)
Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...