Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Зарубежная гостиная", 4 класс
рабочая программа

Полуэктова Анна Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Зарубежная гостиная" для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zarubezhnaya_gostinaya.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного начального общего образования.

- Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

- Нормативно-правовой и документальной основе.

- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

- Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

- Письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ”.

- Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

- Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования.

Программа к курсу “Зарубежная гостиная” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов. Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса 

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

Цель данного курса: развитие языковых и познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической проектной деятельности.

Курс представляет собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

1. Личностные - определяющие мотивационную ориентацию учащегося:

- осознание языка как основного средства человеческого общения,

- формирование толерантности,

- самоопределение,

- смыслообразование,

- нравственно-эстетическая ориентация (ценить и понимать “ценности мира”, уважение к своему народу, к своей и чужой культуре, освоение личностного смысла учиться, оценка поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм).

2. Комуникативные - обеспечивающие социальную компетентность:

- умение строить монологическую речь,

- участие в диалоге,

- планирование сотрудничества,

- постановка вопросов,

- разрешение конфликтов (ответы),

- управление поведением,

- умение выражать свои мысли,

- читать вслух,

- понимать речь, прочитанный и прослушанный текст.

3. Регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности:

- целеполагание,

- планирование, прогнозирование,

- контроль, коррекция, оценка,

- самостоятельная организация своего места,

- соблюдение правил, режима урока,

- соотнесение задания с образцом,

- оценка задания (легко ли было при выполнении, какие трудности возникли),

- действие с учётом выделенных учителем ориентиров действия,

- адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников

4. Познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы:

использование знаков, схем, символов,

- выделять главное, делать выводы,

- находить ответ на поставленный вопрос,

- логические,

- постановка и решение проблемы,

- общеучебные: использование справочной литературы, фиксация содержания, обобщение, ориентация в учебнике, определение круга незнакомого материала, отвечать на вопросы и задавать их, находить нужную информацию, сравнивать предметы, пересказывать, составлять план, делать выводы.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие языковых и познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Сделать изучение французского языка привлекательным для обучающихся, помочь им почувствовать красоту языка, познакомить с культурой Франции, традициями и обычаями народа этой страны призвана программа внеурочной деятельности.

Программа способствует реализации основной цели обучения и направлена на развитие у обучающихся культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Программа учитываются возрастные и психологические особенности детей, междисциплинарные связи с другими предметами.

Программа предусматривает создание психологических и дидактических условий для развития у младших школьников желания изучать иностранный язык; стимулирует потребность в ознакомлении с миром зарубежных сверстников в использовании языка как средства общения, формирует элементарные умения межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Практическая значимость курса

Дети знакомятся с французским стихотворным и сказочным фольклором, песенным творчеством, основными этикетными фразами – клише, элементарными “диалогами турист”, миром игр и развлечений, что очень важно для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и родной культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации.

Программа предусматривает использование игровых технологий с целью ввода ребенка в мир французского языка и его культуры; формирует положительную мотивацию в изучении языка, подготавливает, таким образом, благоприятную почву для последующего более глубокого изучения языка.

Особенности овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.

Ребенок способен понимать смысл сказанного, ориентируясь не только на само высказывание, но и на всю ситуацию в целом. Он может воспроизводить нужное речевое действие в аналогичной ситуации.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.

В непринуждённой обстановке приобретается социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях неформального общения с друзьями и взрослыми на французском языке, с носителями языка, формируются элементарные коммуникативные умения в различных видах деятельности, включая непременно игровую, а с учётом возможностей и потребностей младших школьников некоторые универсальные лингвистические понятия; расширяется кругозор, пополняются знания социально-бытовых реалий жизни людей в стране изучаемого языка.

Место курса в системе обучения иностранному языку в начальной школеСодержание программы тесно связано с базовой программой обучения французскому языку, предусмотренной ФГОС, дополняя её страноведческой информацией различного характера. Больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, повышению мотивации через создание ситуации успеха на каждом занятии.

Форма организации занятий: кружок.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада, выступления детей на концертах для родителей, учителей, участие в творческих городских конкурсах).

Основные принципы построения программы:

- преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся;

- последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

- сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения в области преподавания иностранного языка, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

- личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности.

Этапы реализации программы

Цель - обучить детей фонемному и графемному образу французского алфавита, создав тем самым прочную базу для обучения чтению.

Все задания предложены в игровой форме, что очень нравится детям и повышает их мотивацию учения. Практика показывает, что ребята всегда с радостью откликаются на подобные упражнения. Каждое упражнение несёт в себе вторичные, но немаловажные функции - развивающую и воспитательную. Рекомендуется использовать игровые формы контроля.

Вся эта работа должна быть проведена в единстве с учебным процессом. Она успешно поддерживает близкую мотивацию, так как в самом учебном процессе создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.

Игровой курс “Зарубежная гостиная” позволяет развить у детей определенные произносительные навыки, заложить некоторый словарный запас, потренировать языковую память и развить творческие способности в различных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, трудовой и других).

Дети в этом возрасте прекрасные “фонетисты”, они быстро схватывают тонкости произношения. Чтобы все это перешло в навык, обходимо составлять занятия из сказочных историй, музыки и игр, которые предполагают многократное повторение слов и выражений, и дети будут заниматься с удовольствием фонетическими упражнениями.

В этом возрасте ребенку недостаточно только слушать, смотреть и говорить, ему необходимо взять предмет в руки, нарисовать его, вырезать, построить. Эту особенность необходимо учитывать, предлагая на занятиях упражнения с элементами рисования, раскрашивания, конструирования.

Мышление 7-9 летних детей конкретное и опирается на наглядные образы. Для понимания какого-либо явления им необходим реальный предмет или его изображение. Вот почему большую роль на занятиях играют средства наглядности, представленные в виде рисунков, картинок, а также фонозаписи.

Занятия должны проходить в атмосфере доверия, сотрудничества, когда “не вы делаете”, а “мы делаем”.

Курс “Зарубежная гостиная” представлен 34 занятиями.

Занятия составлены на основе системной линии: с участием различных реальных и фантастических персонажей, знакомством с животными зоопарков, о которых рассказывает учитель.

Все занятия построены по одной структуре: они включают различные виды деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, трудовую, проектную.

После 2-3 занятий рекомендуется повторение и проверка усвоенных навыков.

Лексический минимум, используемый при подготовке занятий, соответствует требованиям к словарному запасу школьника, начинающего изучать французский язык. Повторяемость и ограниченность лексики, большое количество стихов и песен, облегчают процесс усвоения и закрепления материала.

Младшие школьники не только делают первые шаги в мир иностранного языка и знакомятся с французским алфавитом, но и совершают интересное путешествие по Франции.

4 класс. Совершенствование слухо-произносительных навыков, совершенствование техники чтения. Расширение страноведческих знаний: символы Франции, основные достопримечательности, географическое положение, видео-экскурсии. Обучение ведению ролевых диалогов, высказываний на основе прочитанных сказок. Развитие творческих способностей, повышение мотивации к дальнейшему изучению французского языка. 

Учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение для учителя и учащихся:

№ п/п

Авторы        

Название УМК

Выходные данные

1.

А.И.Иванченко

Grammaire française

Санкт-Петербург, издательство «КАРО»-2012

2.

А.И.Иванченко

Французская азбука в картинках

Санкт-Петербург, издательство «КАРО»-2010

3.

Карина Грет

Разговорный французский в диалогах  (Я-турист)

Санкт-Петербург, издательство «КАРО»-2004

4.

Madeleine Cardosi

Les cahiers Martine

Eclairs de Plume, 2008

5.

Bernard Canetti

Le Magicien d’Oz

Editions Atlas, 2005

6.

Bernard Canetti

Tom Pouce

Editions Atlas, 2003

7.

Bernard Canetti

La Poupée de Vassilissa

Editions Atlas, 2004

8

тексты детских песен

1.Vive le vent

2.Les bêtises

3.Bon voyage Mr Dumollet

4.Katiouche

5.Les Champs-Elysées

6.Au revoir, à bientôt, Amis

фонограммы «+», «-»

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

Тема занятия

Количество часов

Вид занятия

Дата проведения

Описание примерного содержания занятия

план

факт

1

Расширение страноведческих знаний: Иллюминация в Реймсе

Я-турист. Знакомство: как представить себя, как познакомиться

1

Вне аудиторное

повторение культурологического материала; знакомство с новым страноведческим материалом. Разучивание диалога: приветствие, знакомство с учётом норм этикета Франции. с.6-8

2

Я-турист. Знакомство: как спросить о семье, о профессии

Тренировка навыков диалоги ческой речи, развитие творческих умений

1

Вне аудиторное

Разучивание диалога-расспроса о семье, профессии с учётом норм этикета Франции.

с.8--15

Повторение детских песен: Katiouche,

Les Champs-Elysées

3

Я-турист. Знакомство. Повторение и закрепление изученного материала Отработка мини-диалогов в разных ситуациях общения

1

Вне ауди-торное

разучивание мини-диалогов по изученным темам; тренировка употребления РО, фраз-клише. Повторение детских песен: Katiouche, Les Champs-Elysées

4

Я-турист. Как выбрать гостиницу.

Ознакомление с новыми фразами-клише

1

вне аудиторное

разучивание мини-диалогов (тренировка употребления РО, фраз-клише) с учётом норм этикета Франции.с.30-31.

Разучивание песни Les bêtises

5

Я-турист. как заказать номер

Автоматизация РО, фраз-клише в диалогической речи

1

вне аудиторное

разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.32

Разучивание песни Les bêtises

6

Я-турист. как зарегистрироваться

Повторение и закрепление изученного материала.

1

вне аудиторное

разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с33-34

Разучивание песни Les bêtises

7

Я-турист. ваш номер готов

Развитие умений в диалогической речи

1

аудиторное

разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.37-38

8

Я-турист. Систематизация изученного материала

1

вне аудиторное

повторение лексики, разыгрывать диалоги на разную тематику (Турист в гостинице, Турист знакомится) Разучивание песни Les bêtises

9

Знакомство со сказкой.

Le Magicien d’Oz

Тренировка навыков чтения

1

аудиторное

следить за текстом, слушая. Понимать содержание, опираясь на русский вариант

10

Знакомство со сказкой.

Le Magicien d’Oz

Тренировка лексических навыков

1

аудиторное

дать характеристику главных героев; разыграть мини-диалоги сказочных героев

11

Знакомство с аутентичным учебником.

Mathématiques

Тренировка употребления числительных; развитие аналитического мышления

1

аудиторное

обучение работе с иноязычным материалом; подстановочные упражнения, называть правильно цифры; решать примеры и задачи

с.9, 13

12

Знакомство с аутентичным учебником.

Sciences (L’eau, La Santé)

Тренировка умения работы со схемами, с научно-популярной информацией

1

аудиторное

расширение кругозора; тренировка навыка чтения с полным пониманием; учить делать выводы, привлечь внимание к проблеме своего здоровья, питания

с.12, 45

13

Я-турист. Поездка: на чём поедем

Активизация лексики по теме

1

вне аудиторное

обсудить все виды транспорта, выбрать наиболее удобный. разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.48-49

14

Я-турист. Поездка: где купить билет

Тренировка навыков аудирования

1

вне аудиторное

ознакомление с новой лексикой, понимать прослушанные диалоги, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.50-53

15

Я-турист. Поездка: в аэропорту

Тренировка навыка письма, развитие творческих умений

1

вне

аудиторное

подписать открытку другу из другой страны, оформить плакат-поздравление с Новым Годом с.54

Повторение песни Vive le vent

16

Я-турист. Поездка: на вокзале

Расширение культурологических знаний

1

вне

аудиторное

ознакомление с реалиями Франции, как себя ведут туристы, чем занимаются в зале ожидания, мини-диалоги с.55,56

Повторение песни Vive le vent

17

Я-турист. Поездка: в поезде

Обучение диалогической речи

1

вне

аудиторное

разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции   с.56-57

18

Я-турист. Поездка: в самолёте

Тренировка навыка говорения

1

вне аудиторное

разыгрывание ролевых диалогов, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции   с.57-58

19

Я-турист.

Систематизация лексического материала

1

вне

аудиторное

повторение изученных ситуаций туриста, тренировать навык реагирования на вопрос/ ответ; употреблять в речи фразы-клише

20

Знакомство со сказкой

Tom Pouce

Тренировка слухо-произноси тельных навыков

1

аудиторное

прослушать перед чтением; читать вслух по цепочке, переводить с опорой на картинку; сравнить с русским вариантом

Разучивание песни Bon voyage M Dumollet

21

Знакомство со сказкой

Tom Pouce

Тренировка навыка говорения

1

аудиторное

представить  героев истории; найти в тексте диалоги; прочитать их по ролям, разыграть в парах; Bon voyage M Dumollet

22

Знакомство с аутентичным учебником.

Education civique:

- L’école publique

Совершенствование техники чтения, расширение страноведческих знаний

1

аудиторное

расширение кругозора, знакомство с системой образования, читать с полным пониманием, сравнить с собственной школой, дет.садом; отвечать на вопросы по тексту и основываясь на собственном опыте

с.23

Разучивание песни Bon voyage M Dumollet

23

Знакомство с аутентичным учебником.

Education civique:

-Sécurité

Тренировка навыков говорен.

1

аудиторное

ознакомление с ПДД во Франции, сравнение с ПДД в родном городе, находить соответствия, мини-сообщение

с.35

Разучивание песни Bon voyage M Dumollet

24

Знакомство с аутентичным учебником.

Education civique:

-La politesse, le respect Повторение и закрепление изученного материала.

1

аудиторное

читать текст с полным пониманием, осознать важность соблюдения хороших манер; учиться делать выводы из прочитанного, выражать своё мнение

25

Знакомство со сказкой

La Poupée de Vassilissa Тренировка слухо-произноси- тельных навыков

1

аудиторное

прослушать перед чтением; читать вслух по цепочке, переводить с опорой на картинку; сравнить с русским вариантом

26

Знакомство со сказкой

La Poupée de Vassilissa

Тренировка навыка говорения

1

аудиторное

представить героев истории; найти в тексте диалоги; прочитать их по ролям, разыграть в парах

27

Мы рисуем сказки.        

Тренировка навыка аудирования; развитие творческих способностей

1

аудиторное

тренировка навыка аудирования; угадать по описанию героев, нарисовать их, дать характеристику

Повторение песенного материала

28

Я-турист. Покупки: не могли бы вы мне помочь?

Ознакомление с новой лексикой

1

вне

аудиторное

ознакомление с новой лексикой, понимать прослушанные диалоги, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.67-69

29

Я-турист. Покупки: Что вы мне посоветуете?

Активизация лексики в диалогической речи

1

вне

аудиторное

ознакомление с новой лексикой, понимать прослушанные диалоги, тренировка употребления РО, фраз-клише с учётом норм этикета Франции с.69-71

Повторение песенного материала

30

Знакомство с аутентичным

учебником.

Géographie

Au revoir, à bientôt, Amis

1

аудиторное

подстановочные упражнения о климате,                      

работа с географической картой мира: климат, самые большие города мира, население

с.7, 27, 39

31

Знакомство с аутентичным учебником.

Histoire (Le Moyen Age)

1

аудиторное

тренировка навыков чтения с полным пониманием, расширение кругозора, мини-сообщения по прочитанной информации.  с.55

Разучивание песни Au revoir, à bientôt, Amis

32

Знакомство с аутентичным учебником.

Orthographe

1

аудиторное

тренировка навыков орфографии, правил чтения, муж./жен. род, употребление слуховых омонимов   с.16, 21, 24

Разучивание песни Au revoir, à bientôt, Amis

33

Знакомство с аутентичным учебником.

Lecture

1

аудиторное

тренировка навыков ознакомительного чтения с опорой на картинки, слова; выполнение теста на понимание с.32

Разучивание песни Au revoir, à bientôt, Amis

34

Конкурс на лучшего знатока французского языка Повторение страноведческого материала

1

аудиторное

тест по изученному страноведческому материалу, разыгрывание ситуационных диалогов, повторение песенного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория" разработана  для обучающихся 7 класса...