Проект "Инновационные формы работы с родителями в ДМШ"
проект
С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду качественно изменяет условия взаимодействия преподавателей и родителей, имеющих собственные интересы в сфере образования ребенка.
Проект включает цикл мероприятий ( Театрализованное представление музыкальной сказки «Муха-Цокотуха»; Музыкальная гостиная «Мама, папа, я - музыкальная семья; Театрализованное представление «Веселая масленица»; «Поиграем в КВН»), направленных на привлечение родителей к совместному творчеству. Формы проведения тематических мероприятий отличаются многообразием приёмов с включением элементов театрализации в сочетании с литературно-художественной, музыкальной частью и представляют собой развёрнутые композиции, которые предполагают активную роль всех участников образовательного процесса.
Наиболее удачной находкой проекта является то, что участники сами определяют вид творческой деятельности, в которой они представят таланты своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markobrunova_-_kopiya.docx | 35.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа» п.г. Пойковский.
Проект
«Инновационные формы работы с родителями в ДМШ».
Автор проекта:
преподаватель по классу фортепиано
Е.В. Маркобрунова
2016 - 2019г.
Проект «Инновационные формы работы с родителями в ДМШ».
Выполнила:
преподаватель по классу фортепиано
НР МБУ ДО «ДМШ»г.п.Пойковский
Маркобрунова Елена Владимировна
Пояснительная записка
С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду качественно изменяет условия взаимодействия преподавателей и родителей, имеющих собственные интересы в сфере образования ребенка.
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, реализуемые в Детской музыкальной школе, ориентированы на создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, развития творческих способностей учащихся, выявление одарённых детей, с целью их подготовки к поступлению в профессиональные учреждения, а также повышение воспитательного потенциала семьи. Успех взаимодействия преподавателей, музыкальной школы и родителей обучающихся зависит от того, насколько обе стороны доверяют друг другу. При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в образовании и воспитании обучающихся образовательного учреждения. Поэтому объединение родителей и преподавателя создаёт благоприятные условия для развития каждого ребенка. От совместной работы родителей и учителя выигрывают все стороны педагогического процесса. Родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения. Учитель, взаимодействуя с родителями, узнаёт больше о ребёнке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Высокая мотивация к обучению и успешность детей напрямую зависит от вовлечения родителей в образовательный процесс.
В условиях реализации ФГТ осуществляются процедуры внедрения – инновации, способствующие не только количественным, но и качественным изменениям в функционировании образовательной организации. Поэтому современный учитель должен находить специальные подходы к обучению детей для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, независимо от степени их способностей и одарённости. В связи с этим актуальным является поиск инновационных форм и методов работы взаимодействия с родителями учащихся посредством создания совместных образовательных проектов.
Конкретная образовательная ситуация, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.
Существующая система взаимодействия с родителями в системе дополнительного образования детей нуждается в совершенствовании и применении инновационных форм и методов её организации потому, что:
- недостаточно обеспечивает условия влияния родителей на результаты обучения своих детей;
- не в полной мере раскрывает потребности детей в творчестве и самореализации;
- низкий уровень заинтересованности родителей в обучении их детей в Детской музыкальной школе;
- недопонимание родителями ценности музыкального образования и огромного труда для его получения
- не учитывает конкретных условий региона (вахтовый режим работы родителей, частая смена места жительства).
Основная цель взаимодействия с родителями
Тема проекта: «Инновационные формы работы с родителями в ДМШ».
Цель проекта: внедрение и разработка в практику педагогического процесса в Детской музыкальной школе инновационных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.
Задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели:
1.Моделировать новые формы организации внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся совместно с родителями («преподаватель-учащийся-родитель»).
2.Расширять музыкальные умения учащихся посредством музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
3.Воспитывать у детей организационные, коммуникативные, артистические качества личности.
4. Укреплять интерес учащихся и родителей к совместному проведению досуга через реализацию образовательных проектов.
5. Расширять возможности влияния родителей на результаты обучения своих детей.
6. Воспитать в учащихся чувство уверенности в своих силах для приобретения опыта социализации в жизни.
7. Способствовать созданию положительного эмоционального заряда детей и родителей от совместного творчества.
На преподавателя возложена ответственность в развитии интереса учащегося к музыкальному образованию. Нужно создать среду благоприятную для развития музыкального таланта ребенка. Очень важно, чтобы учащиеся в процессе овладения музыкальными навыками не остались наедине со встретившимися трудностями. Достижение обозначенных целей невозможно без поддержки родителей, включения их в образовательный процесс.
Актуальность проекта заключается в том, что в современных условиях кризиса и девальвации духовных ценностей особое значение в учреждениях дополнительного образования приобретает работа по формированию у детей духовно-нравственных качеств с опорой на семейные традиции России, что соответствует установке современного образования на гуманизацию и усиление роли личностно-ориентированного подхода в обучении.
Детской музыкальной школе важно наладить взаимодействие с родителями в целях создания единого образовательно-воспитательного пространства, направленного на успешное обучение ребенка музыкальному исполнительству, формирование духовно-нравственных качеств его личности.
Содержание проекта.
Проект включает цикл мероприятий ( Театрализованное представление музыкальной сказки «Муха-Цокотуха»; Музыкальная гостиная «Мама, папа, я - музыкальная семья; Театрализованное представление «Веселая масленица»; «Поиграем в КВН»), направленных на привлечение родителей к совместному творчеству. Формы проведения тематических мероприятий отличаются многообразием приёмов с включением элементов театрализации в сочетании с литературно-художественной, музыкальной частью и представляют собой развёрнутые композиции, которые предполагают активную роль всех участников образовательного процесса.
Мероприятия, проведённые в рамках проекта, имеют социальную направленность, нацелены на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие родителей и учащихся, способствуют решению проблемы сохранности контингента учащихся, повышению удовлетворённости в образовательных услугах школы родителей и детей.
Наиболее удачной находкой проекта является то, что участники сами определяют вид творческой деятельности, в которой они представят таланты своей семьи.
Проект является составной частью общего направления воспитательной работы с родителями.
Жанр мероприятий- концертно-просветительский, творческий, воспитательно-образовательный, долгосрочный.
Правовые основы организации данного мероприятия:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Семейный кодекс (гл.12, статья 63);
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р.
- Стратегия развития образования Ханты-мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп);
- Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства
- План работы школы (2016-2020 г.)
Проект позволяет определить: механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс.
Первый этап –подготовительный
На подготовительном этапе перед организаторами и участниками были поставлены следующие задачи:
1.Довести до участников проекта важность проблемы совместной деятельности педагогов и родителей по музыкальному воспитанию детей.
2.Подобрать методическую литературу по данной теме.
3. Составить календарно-тематический план в рамках проекта.
4. Разработать тематическую направленность проведения мероприятий.
Таким образом, благодаря предварительной работе были определены и намечены пути реализации проекта:
- обсудить идеи проекта;
- информировать педагогов на педагогическом совете о проведении проекта;
- провести индивидуальные беседы с учащимися по подбору репертуара для тематических мероприятий;
- обсудить оформление каждого мероприятия, создание презентаций;
- определить сроки проведения;
- определить роль преподавателя, как советника и консультанта, направляющего деятельность учащихся и родителей в нужное русло;
- сформировать творческую группу родителей.
Второй этап- основной.
Реализация планов взаимодействия участников.
Третий этап- обобщающий-результативный .
Подведение итогов проекта, определение перспектив. Обобщение опыта совместной работы с родителями.
- выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс – родители обучающихся задействованы в подготовке к совместным тематическим мероприятиям проекта (ответственны за фото и видеосъемку, костюмы, подготовку совместных номеров, сувениров детям, чайный стол).
Проект предусматривает разработку инструментария обратной связи.
Итоговый этап включает в себя обработку результатов выступления обучающихся, впечатлений родителей и соотношение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Психолого-педагогические основы коммуникации с родителями.
Одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы является повышение компетентности родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Педагог, выступая в роли организатора совместной деятельности, придерживается следующих правил:
1.Укрепляет авторитет родителей;
2.Повышает педагогическую культуру родителей их активность в воспитании детей;
3. Изучает семьи воспитанников;
4. Ориентирует на успешное развитие личность ребенка.
В основу данного проекта положена основная педагогическая идея- применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология, личностно-ориентированные технологии; информационно-коммуникационные, технологии развивающего обучения.
Создаются условия для реализации творческих, исполнительских, организационных способностей учащихся, педагогов и родителей через системно-деятельностный подход.
Прогнозируемый результат:
Проводимая работа в данном направлении позволит значительно активизировать родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьёй, удаётся сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей и повысить уровень музыкального развития, как детей, так и их родителей. Сложившаяся система работы создаст предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Участие детей в данном инновационном проекте позволит развить семейный интерес к обучению в музыкальной школе. В процессе подготовки к мероприятиям (поиск теоретического материала, домашние прослушивания, создание декораций, костюмов для проведения мероприятий) создаётся благоприятная морально-психологическая атмосфера, а так же, учитывая лучшие традиции музыкального образования, формируется устойчивый интерес к обучению и творческой деятельности.
Основополагающим моментом проекта является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в совместной творческой деятельности. Используя образовательное пространство школы как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению эмоционально-творческого совместного опыта детей и взрослых как предпосылок их успешного музыкального социального развития.
Данный проект строится на следующих принципах:
- методологическая обоснованность комплекса воспитательной работы по взаимодействию с родителями;
- интеграция различных видов творческой деятельности;
- координация работы преподавателей музыкальной школы;
- преемственность взаимодействия с учащимися в условиях ДМШ и семье;
- систематичность проведения мероприятий.
План реализации проекта.
№ | Мероприятия | Сроки проведения и ответственные |
Театрализованное представление музыкальная сказка «Муха-Цокотуха» | апрель2016г. учащиеся, родители, педагоги. | |
1. | Изучить сценарий сказки. | 20.10.15г.-30.10.15г. организатор, педагоги |
2. | Выявить участников проекта. | 21.10.15г.-30.10.15г. организатор, педагоги |
3. | Подготовить оформление зала, костюмы, музыкальное сопровождение. | 01.02.16г.-20.03.16г. организатор, родители, педагоги, учащиеся. |
4. | Репетиции музыкальной сказки. | 21.03.16г.- 10.04.16г. учащиеся, педагоги, родители. |
Совместная творческая деятельность помогла создать атмосферу радости, хорошего настроения.
Музыкальная гостиная «Мама, папа, я- музыкальная семья». | март 2017г. | |
1. | Написать сценарий, подобрать репертуар для концерта. | 01.11.16г.-10.11.16г. организатор |
2. | Подготовить презентацию. | 01.12.16г.-10.12.16г. организатор, учащиеся |
3. | Подготовить семейные концертные номера | 10.02.17г.-25.02.17г. педагоги. |
4. | Провести индивидуальные репетиции. | 10.12.17г.-25.02.17г. педагоги, родители. |
5. | Оформить зал к проведению мероприятия | 16.03.17г.- 17.03.17г. педагоги, учащиеся. |
6. | Подготовить благодарственные письма и подарки для участников. | 01.02.17г.- 10.02.17г. организатор, родители. |
7. | Подготовить техническое оборудование для фото и видеосъемки. | 16.03.17г. родители. |
Родители стали активными участниками мероприятия, что способствовало укреплению семейных традиций. Сформирован интерес к совместному творчеству.
Театрализованное представление «Веселая масленица» | 17.02.18г. | |
1. | Написать сценарий. | 01.1117г.-10.11.17г. организатор |
2. | Выбрать репертуар. | 15.11.17г.-30.11.17г. педагоги. |
3. | Подготовить презентацию. | 21.11.17г.- 24.11.17г. организатор, учащиеся. |
4. | Подготовить техническое оборудование. | 12.02.18г. родители. |
5. | Оформить зал. | 15.02.18г. педагоги, учащиеся. |
6. | Подготовить выставку поделок и рисунков. | учащиеся и родители. |
7. | Подобрать костюмы. | родители |
8. | Подготовка «сладкого стола». | родители |
Найдены эффективные подходы и формы взаимодействия с родителями.
Установились доверительные отношения между семьями обучающихся и музыкальной школой.
«Поиграем в КВН» ( участвуют команды фортепианного, оркестрового, народного отделений). | март 2018г. | |
1. | Написать сценарий. Подготовить задания для каждой команды. | декабрь 2018г. Организатор. |
2. | Провести работу с родителями и выбрать инициативную группу. | Январь 2019г педагоги. |
3. | Подготовить техническое оборудование. | родители. |
4. | Выбрать состав жюри. Подготовить призы и грамоты. | март 2019г. зав.отделами |
5. | Оформить зал. | педагоги. |
6. | Выбор программы для музыкальной паузы | педагоги |
Данное мероприятие способствовало проявлению креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. У родителей появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития
Эффективность реализации проекта.
Мероприятия в рамках образовательного проекта «Инновационные формы работы с родителями в ДМШ» способствовали:
- повышению заинтересованности к обучению в ДМШ у детей и их родителей;
- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
- повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, раскрытию творческого потенциала в детях
- обобщению опыта семейного воспитания.
Результаты:
Мероприятие | Процент от общего количества обучающихся в ДМШ | Процент от общего количества родителей в ДМШ |
Музыкальная сказка «Муха –Цокотуха» | 17% | 10% |
Музыкальная гостиная «Мама, папа, я- музыкальная семья». | 34% | 52% |
Театрализованное представление «Веселая масленица». | 58% | 58% |
«Поиграем в КВН» | 82% | 64% |
2016г. количество участников – 20 человек, в зале слушателей - 40 человек;
2017г.- количество участников 35 человек, слушателей 86 человек;
2018г.- количество учащихся 117 человек, слушателей 90 человек;
2019г.- участвуют три инструментальных отделения ДМШ.
В реализации проекты у учащихся появилось чувство уверенности в своих силах желание активно участвовать в конкурсах, фестивалях различного уровня:
1. Городские конкурсы: 3 лауреата I степени , 4 лауреата II степени, 3 лауреата III степени ;
2. Районные конкурсы: 10 лауреатов I степени , 3 лауреата II степени, 1 лауреат III степени;
3. Международные конкурсы: 1 лауреат I степени, 1 лауреат II степени, 6 лауреатов III степени.
4. Всероссийский конкурс: 1 лауреат I степени.
В результате работы над проектом была решена насущная для современной школы проблемы – отстранённость родителей от образовательного и воспитательного процесса, их нежелание или незаинтересованность в сотрудничестве с педагогами. Теперь же родители – частые гости не только концертов, но и других развлекательных мероприятий школы. Они активно посещают уроки своих детей, принимают участие в различных классных мероприятиях и искренне интересуются жизнью школы. По желанию родителей и учащихся, проект продолжит свою жизнь и дальше. Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии.
Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям. Музыкальные руководители учреждения дошкольного образования, педагоги ДМШ и ДШИ, классные руководители в общеобразовательных школах, могут использовать представленный материал во внеурочной работе. Родители могут использовать идеи проекта для домашнего досуга и занятия в семейном кругу.
Размещение материалов по итогам реализации проекта на сайте ДМШ.
Список литературы:
1.Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. «Педагогическое сопровождение семейного воспитания». Изд. КАРО 2005г., Санкт-Петербург. 2.Голованов В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» Изд. «Владос» 2004г. Москва. 3. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития». Изд. «Владос» 2000г. Москва. 4. «Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.» Том II Г.Сургут, 2014г. 5. Научно - методический журнал «Образование Югории» Специальный выпуск. «Институт развития образования» 2012г. , г.Ханты-Мансийск. 6.Сократов Н.В. «Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей» учебное пособие. 2001г. Оренбург 7.Смирнова Т.И. «Воспитание искусством или искусство воспитания Москва 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы работы с родителями"
"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны" В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...
Презентация "Формы работы с родителями"
В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями
Одним из важных направлений работы классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок, где и формируется его личность, характер и мо...