Проект "Инновационные формы работы с родителями в ДМШ"
проект

Елена Владимировна Маркобрунова

С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду качественно изменяет условия взаимодействия преподавателей и родителей, имеющих собственные интересы в сфере образования ребенка.

Проект  включает цикл мероприятий ( Театрализованное представление музыкальной сказки «Муха-Цокотуха»;  Музыкальная гостиная «Мама, папа, я - музыкальная семья; Театрализованное представление «Веселая масленица»; «Поиграем в КВН»), направленных на привлечение родителей к совместному творчеству. Формы проведения тематических мероприятий отличаются многообразием приёмов с включением элементов театрализации в сочетании с литературно-художественной, музыкальной частью и представляют собой развёрнутые композиции, которые предполагают активную роль всех участников образовательного процесса.

Наиболее удачной находкой проекта является то, что участники сами определяют вид творческой деятельности, в которой они представят таланты своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markobrunova_-_kopiya.docx35.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  районное муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования                                                                                                   «Детская музыкальная школа» п.г. Пойковский.

Проект

«Инновационные формы работы с родителями в ДМШ».

Автор проекта:

преподаватель по классу фортепиано

Е.В. Маркобрунова

2016 - 2019г.

Проект «Инновационные формы работы с родителями в ДМШ».

                          Выполнила:

 преподаватель по классу фортепиано

НР МБУ ДО «ДМШ»г.п.Пойковский  

                                                                Маркобрунова Елена Владимировна

Пояснительная записка

         С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду качественно изменяет условия взаимодействия преподавателей и родителей, имеющих собственные интересы в сфере образования ребенка.

         Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, реализуемые в Детской музыкальной школе, ориентированы на создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, развития творческих способностей учащихся, выявление одарённых детей, с целью их подготовки к поступлению в профессиональные учреждения, а также повышение воспитательного потенциала семьи.  Успех взаимодействия преподавателей, музыкальной школы и родителей обучающихся зависит от того, насколько обе стороны доверяют друг другу. При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в образовании и воспитании обучающихся образовательного учреждения. Поэтому объединение родителей и преподавателя создаёт благоприятные условия для развития каждого ребенка. От совместной работы родителей и учителя выигрывают все стороны педагогического процесса. Родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения. Учитель, взаимодействуя с родителями, узнаёт больше о ребёнке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Высокая мотивация к обучению и успешность детей напрямую зависит    от вовлечения родителей в образовательный процесс.

В условиях реализации ФГТ осуществляются процедуры внедрения – инновации, способствующие не только количественным, но и качественным изменениям в функционировании образовательной организации. Поэтому современный учитель должен находить специальные подходы к обучению детей для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, независимо от степени их способностей и одарённости. В связи с этим актуальным является поиск инновационных форм и методов работы взаимодействия с родителями учащихся посредством создания совместных образовательных проектов.

Конкретная образовательная ситуация, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся.

Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Существующая система взаимодействия с родителями в системе дополнительного образования детей   нуждается в совершенствовании и применении инновационных форм и методов её организации потому, что:

- недостаточно обеспечивает условия влияния родителей на результаты обучения своих детей;

- не в полной мере раскрывает потребности детей в творчестве и самореализации;

-  низкий уровень заинтересованности родителей в обучении их детей в Детской музыкальной школе;

- недопонимание родителями ценности музыкального образования и огромного труда для его получения

 - не учитывает конкретных условий региона (вахтовый режим работы  родителей, частая смена места жительства).

Основная цель взаимодействия с родителями 

Тема проекта: «Инновационные формы  работы с родителями в ДМШ».

Цель проекта: внедрение и разработка в практику педагогического процесса в Детской музыкальной школе инновационных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.  

Задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели:

1.Моделировать новые формы организации внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся совместно с родителями («преподаватель-учащийся-родитель»).

2.Расширять музыкальные умения учащихся посредством музыкально-исполнительской и творческой деятельности.

3.Воспитывать у детей организационные, коммуникативные, артистические качества личности.

4. Укреплять интерес учащихся и родителей к совместному проведению досуга через реализацию образовательных проектов.

5. Расширять возможности влияния родителей на результаты обучения своих детей.

6. Воспитать в учащихся чувство уверенности в своих силах для приобретения опыта социализации в жизни.

7. Способствовать созданию положительного эмоционального заряда детей и родителей от совместного творчества.

       На преподавателя возложена ответственность в развитии интереса учащегося к музыкальному образованию. Нужно создать среду благоприятную для развития музыкального таланта ребенка. Очень важно, чтобы учащиеся в процессе овладения музыкальными навыками не остались наедине со встретившимися трудностями. Достижение обозначенных целей невозможно без поддержки родителей, включения их в образовательный процесс.          

         Актуальность проекта заключается в том, что в современных условиях кризиса и девальвации духовных ценностей особое значение в учреждениях дополнительного образования приобретает работа по формированию у детей духовно-нравственных качеств с опорой на семейные традиции России, что соответствует установке современного образования на гуманизацию и усиление роли личностно-ориентированного подхода в обучении.    

Детской музыкальной школе важно наладить взаимодействие с родителями в целях создания единого образовательно-воспитательного пространства, направленного на успешное обучение ребенка музыкальному исполнительству, формирование духовно-нравственных качеств его личности.

Содержание проекта.

         Проект  включает цикл мероприятий ( Театрализованное представление музыкальной сказки «Муха-Цокотуха»;  Музыкальная гостиная «Мама, папа, я - музыкальная семья; Театрализованное представление «Веселая масленица»; «Поиграем в КВН»), направленных на привлечение родителей к совместному творчеству. Формы проведения тематических мероприятий отличаются многообразием приёмов с включением элементов театрализации в сочетании с литературно-художественной, музыкальной частью и представляют собой развёрнутые композиции, которые предполагают активную роль всех участников образовательного процесса.

Мероприятия, проведённые в рамках проекта, имеют социальную направленность, нацелены на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие родителей и учащихся, способствуют решению проблемы сохранности контингента учащихся, повышению удовлетворённости в образовательных услугах школы родителей и детей.

Наиболее удачной находкой проекта является то, что участники сами определяют вид творческой деятельности, в которой они представят таланты своей семьи.

Проект является составной частью общего направления воспитательной работы с родителями.

Жанр мероприятий- концертно-просветительский, творческий, воспитательно-образовательный, долгосрочный.

Правовые основы организации данного мероприятия:

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Семейный кодекс (гл.12, статья 63);

- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р.

-  Стратегия развития образования Ханты-мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп);

- Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства

- План работы школы (2016-2020 г.)

Проект позволяет определить: механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс.

Первый этап –подготовительный

На подготовительном этапе перед организаторами и участниками были поставлены следующие задачи:

1.Довести до участников проекта важность проблемы совместной деятельности педагогов и родителей по музыкальному воспитанию детей.

2.Подобрать методическую литературу по данной теме.

3. Составить календарно-тематический план в рамках проекта.

4. Разработать тематическую направленность проведения мероприятий.

Таким образом, благодаря предварительной работе были определены и намечены пути реализации проекта:

- обсудить идеи проекта;

- информировать педагогов на педагогическом совете о проведении проекта;

- провести индивидуальные беседы с учащимися по подбору репертуара для тематических мероприятий;

- обсудить оформление каждого мероприятия, создание презентаций;

- определить сроки проведения;

- определить роль преподавателя, как советника и консультанта, направляющего деятельность учащихся и родителей в нужное русло;

- сформировать творческую группу родителей.  

 Второй этап- основной.

Реализация планов взаимодействия участников.

Третий этап- обобщающий-результативный .

Подведение итогов проекта, определение перспектив. Обобщение опыта совместной работы с родителями.

- выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс родители обучающихся задействованы в подготовке к совместным тематическим мероприятиям проекта  (ответственны за фото и видеосъемку,  костюмы, подготовку совместных номеров, сувениров детям, чайный стол).

Проект предусматривает разработку инструментария обратной связи.

Итоговый этап включает в себя обработку результатов выступления обучающихся, впечатлений родителей и соотношение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Психолого-педагогические основы коммуникации с родителями.

Одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы является повышение компетентности  родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Педагог, выступая в роли организатора совместной деятельности, придерживается следующих правил:

1.Укрепляет авторитет родителей;

2.Повышает педагогическую культуру родителей их активность в воспитании детей;

3. Изучает семьи воспитанников;

4. Ориентирует на успешное развитие личность ребенка.

    В основу данного проекта положена основная педагогическая идея- применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология, личностно-ориентированные технологии; информационно-коммуникационные, технологии развивающего обучения.

Создаются  условия для реализации творческих, исполнительских, организационных способностей  учащихся,  педагогов и родителей через системно-деятельностный подход.

Прогнозируемый результат:

         Проводимая работа в данном направлении позволит значительно активизировать родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьёй, удаётся сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей и повысить уровень музыкального развития, как детей, так и их родителей. Сложившаяся система работы создаст предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.

Участие детей в данном инновационном проекте позволит развить семейный интерес к обучению в музыкальной школе.  В процессе подготовки к мероприятиям (поиск теоретического материала, домашние прослушивания, создание декораций, костюмов для проведения мероприятий) создаётся благоприятная морально-психологическая атмосфера, а так же, учитывая лучшие традиции музыкального образования, формируется устойчивый интерес к обучению и творческой деятельности.

Основополагающим моментом проекта является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в совместной творческой деятельности. Используя образовательное пространство школы как средство развития, педагоги и родители содействуют  обогащению эмоционально-творческого совместного опыта детей и взрослых как предпосылок их успешного музыкального социального развития.

    Данный проект строится на следующих принципах:

 - методологическая обоснованность комплекса воспитательной работы по взаимодействию с родителями;

-  интеграция различных видов творческой деятельности;

- координация работы преподавателей музыкальной школы;  

- преемственность взаимодействия с учащимися в условиях ДМШ и семье;

- систематичность проведения мероприятий.

План реализации проекта.

                    Мероприятия

Сроки проведения и

ответственные

Театрализованное представление

музыкальная сказка «Муха-Цокотуха»

апрель2016г.

учащиеся, родители, педагоги.

1.

Изучить сценарий сказки.

20.10.15г.-30.10.15г.

организатор, педагоги

2.

Выявить участников проекта.

21.10.15г.-30.10.15г.

организатор, педагоги

3.

Подготовить оформление зала, костюмы,

музыкальное сопровождение.

01.02.16г.-20.03.16г.

организатор, родители,

педагоги, учащиеся.

4.

Репетиции музыкальной сказки.

21.03.16г.- 10.04.16г.

учащиеся, педагоги, родители.

Совместная творческая деятельность помогла создать атмосферу радости, хорошего настроения.

Музыкальная гостиная  «Мама, папа, я- музыкальная семья».

март 2017г.

1.

Написать сценарий, подобрать репертуар для концерта.

01.11.16г.-10.11.16г.

организатор

2.

 Подготовить презентацию.

01.12.16г.-10.12.16г.

организатор, учащиеся

3.

 Подготовить  семейные концертные номера

10.02.17г.-25.02.17г.

педагоги.

4.

Провести индивидуальные репетиции.

10.12.17г.-25.02.17г.

педагоги, родители.

5.

Оформить зал к проведению мероприятия

16.03.17г.- 17.03.17г.

педагоги, учащиеся.

6.

Подготовить благодарственные письма и подарки для участников.

01.02.17г.- 10.02.17г.

организатор, родители.

7.

Подготовить техническое оборудование для фото и видеосъемки.

16.03.17г.

родители.

Родители стали активными участниками мероприятия, что способствовало укреплению семейных традиций. Сформирован интерес к совместному творчеству.

Театрализованное представление «Веселая масленица»

17.02.18г.

1.

Написать сценарий.

01.1117г.-10.11.17г.

организатор

2.

Выбрать репертуар.

15.11.17г.-30.11.17г.

педагоги.

3.

Подготовить презентацию.

21.11.17г.- 24.11.17г.

организатор, учащиеся.

4.

Подготовить техническое оборудование.

12.02.18г.

родители.

5.

Оформить зал.

15.02.18г.

педагоги, учащиеся.

6.

Подготовить выставку поделок и рисунков.

учащиеся и родители.

7.

Подобрать костюмы.

родители

8.

Подготовка «сладкого стола».

родители

Найдены эффективные подходы и формы взаимодействия с родителями.

Установились доверительные отношения между семьями обучающихся и музыкальной школой.

«Поиграем в КВН» ( участвуют команды

фортепианного, оркестрового, народного отделений).

    март 2018г.

1.

Написать сценарий. Подготовить задания для каждой команды.

декабрь 2018г.

Организатор.

2.

Провести работу с родителями и выбрать инициативную группу.

Январь 2019г

педагоги.

3.

Подготовить техническое оборудование.

родители.

4.

Выбрать состав жюри. Подготовить призы и грамоты.

март 2019г.

 зав.отделами

5.

Оформить зал.

педагоги.

6.

Выбор программы для музыкальной паузы

педагоги

Данное мероприятие способствовало проявлению креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. У родителей появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития  

Эффективность реализации проекта.

   Мероприятия в рамках образовательного проекта «Инновационные формы работы с родителями в ДМШ»  способствовали:  

- повышению заинтересованности к обучению в ДМШ у детей и их родителей;

- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;

- повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;

- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, раскрытию творческого потенциала в детях

- обобщению опыта семейного воспитания.

Результаты:

                Мероприятие

Процент от общего количества обучающихся в ДМШ

Процент от общего количества родителей  в ДМШ

   Музыкальная сказка «Муха –Цокотуха»    

                    17%

10%

Музыкальная гостиная «Мама, папа, я- музыкальная семья».

                    34%

52%

Театрализованное представление

«Веселая масленица».

                    58%

58%

«Поиграем в КВН»

                    82%

64%

2016г. количество участников – 20 человек, в зале слушателей  - 40 человек;

2017г.- количество участников 35 человек, слушателей 86 человек;

2018г.- количество учащихся 117 человек, слушателей 90 человек;

2019г.- участвуют три инструментальных отделения ДМШ.

В реализации проекты у учащихся появилось чувство уверенности в своих силах  желание активно участвовать в конкурсах, фестивалях различного уровня:  

1. Городские конкурсы: 3 лауреата I степени , 4 лауреата II степени, 3  лауреата III степени ;

2. Районные конкурсы:  10 лауреатов I степени , 3 лауреата II степени, 1 лауреат III степени;

3.  Международные конкурсы: 1 лауреат I степени, 1 лауреат II степени, 6 лауреатов III степени.

4.  Всероссийский конкурс: 1 лауреат I степени.

   В результате работы над проектом была решена насущная для современной школы проблемы – отстранённость родителей от образовательного и воспитательного процесса, их нежелание или незаинтересованность в сотрудничестве с педагогами. Теперь же родители – частые гости не только концертов, но и других развлекательных мероприятий школы. Они активно посещают уроки своих детей,  принимают участие в различных классных мероприятиях и искренне интересуются жизнью школы. По желанию родителей и учащихся, проект продолжит свою жизнь и дальше.  Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии.

         Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям. Музыкальные руководители учреждения дошкольного образования, педагоги ДМШ и ДШИ, классные руководители в общеобразовательных школах, могут использовать представленный материал во внеурочной работе. Родители могут использовать идеи проекта для домашнего досуга и занятия в семейном кругу.

Размещение материалов по итогам реализации проекта на сайте ДМШ.

Список литературы:

1.Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. «Педагогическое сопровождение семейного воспитания». Изд. КАРО 2005г., Санкт-Петербург.       2.Голованов В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» Изд. «Владос» 2004г. Москва.                                                         3. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития». Изд. «Владос» 2000г. Москва.                                                                                                              4. «Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.» Том II Г.Сургут, 2014г.                                                                                                                  5. Научно - методический журнал «Образование Югории» Специальный выпуск. «Институт развития образования» 2012г. , г.Ханты-Мансийск.       6.Сократов Н.В. «Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей» учебное пособие. 2001г. Оренбург  7.Смирнова Т.И. «Воспитание искусством или искусство  воспитания Москва  2008г.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с родителями"

"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны"  В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...

Презентация "Формы работы с родителями"

В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...