Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности
статья
Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целесообразность. А так же, даёт примерное описание деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya_primenenie_dialogicheskogo_metoda_obucheniya.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности
Н.В.Ломкина
Педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование»
МБОУ ДО «Центр «Красная Звезда» г.Калуги
Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целесообразность. А так же, даёт примерное описание деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим творчеством.
Диалогический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.
Актуальность применения диалогического метода
В дополнительном образовании детей немало важно, что бы дети приходили на занятия с интересом, занимались увлеченно, творчески и с радостью. Поэтому, я считаю, что необходимо в обучении использовать нестандартные методы обучения, которые стимулируют, активизируют у детей логику, мышление, способствуют развитию речи, самоутверждению в собственных знаниях, помогают проще и четче закрепить ранее полученные знания и, опираясь на них, лучше понять технологию изготовления нового изделия.
Основная особенность метода
Основная особенность данного метода в том, что новые знания педагог не дает в готовом виде, обучающиеся сами осуществляют поиск решения путем исследовательской деятельности, выдвижения гипотезы, на основе ранее полученных знаний, умений и навыков. Педагог лишь направляет, ведет к правильному решению и выводам, стимулирует к самостоятельному приобретению знаний, обобщает полученные результаты.
Основные признаки метода
В диалоге между педагогом и обучающимися решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога обучающимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных знаний.
Данный метод относится к проблемно-развивающему обучению и отражает взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся с учетом конкретных целей и задач занятия.
Диалогический метод не является основным в формировании практических умений, ему отводится вспомогательная роль. Он используется в вводном инструктаже на этапе повторения теоретических знаний, ранее полученных, а также может применяться на каждом занятии. Во время применения данного метода педагог может предложить обучающимся посмотреть видеофильм, с работой какого-либо механизма, или предложить изучить учебное пособие.
Пример деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим творчеством
В данном примере педагог организует изучение обучающимися предстоящей работы по изготовлению изделия (поделки с техническими элементами).
Целью применения диалогического метода на таком занятии является:
- Осмысление предстоящих этапов работы при изготовлении поделки
- Выдвижение обучающимися гипотезы по изготовлению изделия
- Самостоятельно прийти к взаимосвязи с ранее изученным материалом
- Аргументировать свои предположения
- Понять последовательность выполнения работы и сделать зарисовки схемы (эскизы определенных этапов и т.д.)
- Обобщить виды и этапы работы
Описание деятельности педагога при переходе к новой теме
- Постановка проблемного вопроса (как сделать, какие методы и способы, ранее изученные, применить и т.д.)
- Наглядное представление противоречия с помощью демонстрационного эксперимента
- Нахождение взаимосвязи рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом
- Предложение выдвинуть гипотезы для решения проблемы
- Предложение решить проблему. Иллюстрация процесса поиска решения схематично, с помощью зарисовки эскизов этапов, схем и т.д.
- Обсуждение результатов эксперимента. Формулирование решения проблемы
- Формулирование общего вывода о правильном решении
Описание деятельности обучающихся во время перехода к новой теме
- Понимание сути вопроса
- Осмысления проблемы
- Понимание сущности логических связей (вспомнить технологию изготовления ранее сделанных изделий)
- Устная деятельность по выдвижению гипотез (предположить, какой метод изготовления может быть применим, какие материалы могут быть задействованы и т.д.)
- Коллективная деятельность в виде обсуждения. Анализ результатов демонстрационного эксперимента. Зарисовка на интерактивной доске или в рабочих тетрадях схемы цепи питания, эскизы, и т.д.
- Запись основных выводов. Аргументация решений проблемы, предложение своего этапа работы и т.д.
- Запись решения проблемы (зарисовки)
На подобных занятиях детям интереснее и легче работать, понять логическую связь, проще усваивать этапы работы. Безусловно, что невозможно сформировать практические умения, применяя лишь один данный метод обучения. Для достижения эффективного, успешного результат в обучении детей, необходимо использовать сочетание разных методов, и при этом необходимо сочетать методы с целями, задачами и содержанием каждого занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ НВП
В данной статье говорится о технологиях мультимедийного обучения, и их применении на разных этапах урока....
Программа «Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческих объединений «Мастерица», «Взгляд».
laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...
Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности
Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности...
Программа "Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческого объединения "Театральный""
laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...
Программа «Использование инновационных форм и методов обучения на занятиях творческого объединения «Изостудия»
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающих...
Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"
Социально-ориентированный проект: «Выбор профессии – выбор будущего» является составной частью воспитательной системы ОДОД СОШ №511 «С...