Психологическая профилактика и коррекционноразвивающие занятия
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа социально-педагогической направленности «Психологическая профилактика и коррекционноразвивающие занятия», ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с ЗПР, обучающихся по специальной коррекционной программе VII -VIII вида.
Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. (рекомендовано Российской Академией Образования), издательства «Экзамен», Москва 2014г.
Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.
В последние годы рост детей с низкий уровнем познавательной с ЗПР и превышает более 7 % от общего числа поступающих в школу. Становиться важным и необходимым психологическое сопровождение учебного процесса детей низким уровнем познавательного развития и учащихся с ЗПР, так как дети:
- трудно адаптируются к новым условиям, а именно к обучению в общеобразовательном учреждении;
- наблюдается низкий уровень эффективности усвоения программного материала, в следствии ЗПР;
- дезадаптированы в обществе;
- наблюдается антисоциальные поведение;
- и др.
Программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов) образовательных учреждений.
Основными критериями работы по программе является:
1. ЗПР (низкий или ниже возрастной нормы развития внимания, мышления, памяти и др. психических процессов).
Разработка программы обусловлена психолого-педагогическим сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII -VIII вида или учащихся 1-4 классов, имеющих низкий уровень познавательных УУД.
Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе (при групповых занятиях).
Курс коррекционно-развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Принципы программы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования.
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.
- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов
- Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
- Принцип коррекции «снизу вверх». При его реализации в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
- Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
Он базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, пути и способы их реализации и тактику проведения коррекционной работы. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка. Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте — общение и различного рода совместная деятельность.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
- Принцип комплексности методов психологического воздействия. Этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.
10. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
- Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
- Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность ребенку испытать радость преодоления.
- Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
- Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Критерии отбора определяются, согласно диагностическим исследованиям познавательного развития учащихся:
- 1-х классов, согласно входной диагностики (готовность к школьному обучению, мониторинга развития УУД), учащиеся с низким или ниже возрастной нормы уровнем развития познавательных процессов (познавательных УУД);
- 2-4 –х классов, согласно результатам мониторингового исследования развития УУД учащихся за предыдущий год обучения, учащиеся с низким или ниже возрастной нормы уровнем развития познавательных процессов (познавательных УУД);
- учащимся с ОВЗ, согласно заключениям ПМПК и ВК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII -VIII вида или детей имеющих низкий уровень познавательного развития.
Организационные моменты по реализации программы.
Программа рассчитана на младшего школьного возраста обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII -VIII вида или детей имеющих низкий уровень познавательного развития.
Курс программы рассчитан:
- 1 класс – 33 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут;
- 2-4 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Формы проведения занятий– групповая, индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Ожидаемый результат.
- Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающихся 1-4 классов, имеющих низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.
- В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Общая структура программы.
1 блок – Диагностический – 1-2 занятия. Вначале курса занятий проводиться диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
2блок - Коррекционно-развивающие занятия – 30 занятий (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический – 2 занятия. По окончанию курса занятий проводиться диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Общая структура занятия:
1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть: "Основная", в которую включены упражнения , направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы (внимание, мышление, воображение, память, саморегуляции) традиционной форме и компьютерной форме (упражнения коррекционно-развивающей программы «Адалин»)
3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия". Оценка выполнения заданий самим учащимся и педагогом-психологом:
- 1 класс – 3 бальная оценка (0 баллов – не выполнено, с учетом помощи педагога-психолога, 1балл – 25% выполнения задания, с учетом помощи педагога-психолога, 2 балла – 50%-75% выполнения задания с учетом помощи педагога-психолога, 3 балла – 75% -100% выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога) :
- 2-3 классы – 4 бальная оценка (0 баллов – не выполнено, с учетом помощи педагога-психолога, 1балл – до 25% выполнения задания, с учетом помощи педагога-психолога, 2 балла – 25%- 50% - выполнения задания с учетом помощи педагога-психолога, 3 балла – 50% - 75% - выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога, 4 балла- 75%-100% выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога).
- 4 класс – 5 бальная оценка. (0 баллов – не выполнено, с учетом помощи педагога-психолога, 1балл – до 25% выполнения задания, с учетом помощи педагога-психолога, 2 балла – 25%- 50% - выполнения задания с учетом помощи педагога-психолога, 3 балла – 50% -75% - выполнения заданий, с помощью педагога-психолога, 4 балла- 75%- выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога, 5 баллов -75%-100% -выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога).
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог. Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы - 4 лет. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
Сроки | Вид диагности ки | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определить уровень сформированности мыслительных процессов. | Диагностика внимания: -методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания); - методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания); Диагностика памяти: - методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»; - методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запомина- ния). Диагностика мышления: - Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития); - методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза); - методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения); - методика Векслера (для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптиравынным программа начального общего образования разработанной на основе специальной (коррекционной) программе VII –VIII вида). - исследование вербально-логического мышления Диагностика зрительно-моторной координации: - гештальт-тест Бендер | Тестирование |
Май | Итоговая | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года. | Тестирование |
Учебно-тематический план
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы учебного времени | Примечание |
1 блок диагностический | |||
1. | Диагностика познавательной сферы развития | 1 | |
2. | Диагностика эмоционально-волевой сферы развития | 1 | |
2 блок коррекционно-развивающие занятия | |||
3. | Занятие 1 | 1 | |
4. | Занятие 2 | 1 | |
5. | Занятие 3 | 1 | |
6. | Занятие 4 | 1 | |
7. | Занятие 5 | 1 | |
8. | Занятие 6 | 1 | |
9. | Занятие 7 | 1 | |
10. | Занятие 8 | 1 | |
11. | Занятие 9 | 1 | |
12. | Занятие 10 | 1 | |
13. | Занятие 11 | 1 | |
14. | Занятие 12 | 1 | |
15. | Занятие 13 | 1 | |
16. | Занятие 14 | 1 | |
17. | Занятие 15 | 1 | |
18. | Занятие 16 | 1 | |
19. | Занятие 17 | 1 | |
20. | Занятие 18 | 1 | |
21. | Занятие 19 | 1 | |
22. | Занятие 20 | 1 | |
23. | Занятие 21 | 1 | |
24. | Занятие 22 | 1 | |
25. | Занятие 23 | 1 | |
26. | Занятие 24 | 1 | |
27. | Занятие 25 | 1 | |
28. | Занятие 26 | 1 | |
29. | Занятие 27 | 1 | |
30. | Занятие 28 | 1 | |
31. | Занятие 29 | 1 | |
32. | Занятие 30 | 1 | |
3 блок диагностический | |||
33. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | |
ИТОГО | 33 |
Содержание программы.
Раздел 1. Диагностический блок
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Занятие 2. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Занятие 3. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 4. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 5. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 6. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 7. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 8. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 9. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 10. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 11. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 12. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 13. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 14. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 15. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 16. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 17. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 18. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 19. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 20. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 21. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 22. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 23. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 24. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.
«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 25. Упражнения на развитие внимания.
«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 26. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 27. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 28.Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Занятие 29. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».
Занятие 30.Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку».
Занятие 31. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку».
Занятие 32.Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Раздел 3. Диагностический блок.
Занятие 33. Итоговая диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы учебного времени | Примечание |
1 блок диагностический | |||
1. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | |
2. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | |
2 блок коррекционно-развивающие занятия | |||
3. | Занятие 1 | 1 | |
4. | Занятие 2 | 1 | |
5. | Занятие 3 | 1 | |
6. | Занятие 4 | 1 | |
7. | Занятие 5 | 1 | |
8. | Занятие 6 | 1 | |
9. | Занятие 7 | 1 | |
10. | Занятие 8 | 1 | |
11. | Занятие 9 | 1 | |
12. | Занятие 10 | 1 | |
13. | Занятие 11 | 1 | |
14. | Занятие 12 | 1 | |
15. | Занятие 13 | 1 | |
16. | Занятие 14 | 1 | |
17. | Занятие 15 | 1 | |
18. | Занятие 16 | 1 | |
19. | Занятие 17 | 1 | |
20. | Занятие 18 | 1 | |
21. | Занятие 19 | 1 | |
22. | Занятие 20 | 1 | |
23. | Занятие 21 | 1 | |
24. | Занятие 22 | 1 | |
25. | Занятие 23 | 1 | |
26. | Занятие 24 | 1 | |
27. | Занятие 25 | 1 | |
28. | Занятие 26 | 1 | |
29. | Занятие 27 | 1 | |
30. | Занятие 28 | 1 | |
31. | Занятие 29 | 1 | |
32. | Занятие 30 | 1 | |
3 блок диагностический | |||
33. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | |
34. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование.
Занятие 2. Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития
Раздел 2. Корреционно-развивающие занятия.
Занятие 3. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 4. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 5. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 6. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 7. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 8. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 9. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 10. Упражнения на развитие логического мышления.«Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 11. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 12. Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 13. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 14.Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 15. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 16. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 17. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 18. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 19. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 20. Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 21. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 22. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 23. Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 24. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 25. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 26. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 27.Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 28. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 29. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 30. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 31. Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 32. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Раздел 3. Диагностический блок.
Занятие 33. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
Занятие 34. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы учебного времени | Примечание | |
1 блок диагностический | ||||
1. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | ||
2. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | ||
2 блок коррекционно-развивающие занятия | ||||
3. | Занятие 1 | 1 | ||
4. | Занятие 2 | 1 | ||
5. | Занятие 3 | 1 | ||
6. | Занятие 4 | 1 | ||
7. | Занятие 5 | 1 | ||
8. | Занятие 6 | 1 | ||
9. | Занятие 7 | 1 | ||
10. | Занятие 8 | 1 | ||
11. | Занятие 9 | 1 | ||
12. | Занятие 10 | 1 | ||
13. | Занятие 11 | 1 | ||
14. | Занятие 12 | 1 | ||
15. | Занятие 13 | 1 | ||
16. | Занятие 14 | 1 | ||
17. | Занятие 15 | 1 | ||
18. | Занятие 16 | 1 | ||
19. | Занятие 17 | 1 | ||
20. | Занятие 18 | 1 | ||
21. | Занятие 19 | 1 | ||
22. | Занятие 20 | 1 | ||
23. | Занятие 21 | 1 | ||
24. | Занятие 22 | 1 | ||
25. | Занятие 23 | 1 | ||
26. | Занятие 24 | 1 | ||
27. | Занятие 25 | 1 | ||
28. | Занятие 26 | 1 | ||
29. | Занятие 27 | 1 | ||
30. | Занятие 28 | 1 | ||
31. | Занятие 29 | 1 | ||
32. | Занятие 30 | 1 | ||
3 блок диагностический | ||||
33. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | ||
34. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Раздел 1. Диагностический блок
Занятие 1. Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Занятие 2. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Занятие 3. Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 4. Упражнения на развитие зрительной памяти. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 5. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 6. Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 7. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 8. Упражнения на развитие внимания.«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 9. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 10. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 11. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 12. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 13. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 14. Упражнения на установление связи между понятиями.«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 15. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 16. Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 17.Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 18. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 19. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 20. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 21. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 22. Упражнения на установления связи между понятиями.«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 23. Упражнения на развитие логического мышления.«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 24. Упражнения на развитие зрительной памяти.«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 25. Упражнения на развитие зрительной памяти.«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 26. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 27. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 28. Упражнения на развитие логического мышления.«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 29. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 30. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 31. Упражнения на развитие логического мышления.«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 32. Упражнения на развитие ассоциативного мышления.«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Раздел 3. Диагностический блок.
Занятие 33. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
Занятие 34. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы учебного времени | Примечание |
1 блок диагностический | |||
1. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | |
2. | Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития | 1 | |
2 блок коррекционно-развивающие занятия | |||
3. | Занятие 1 | 1 | |
4. | Занятие 2 | 1 | |
5. | Занятие 3 | 1 | |
6. | Занятие 4 | 1 | |
7. | Занятие 5 | 1 | |
8. | Занятие 6 | 1 | |
9. | Занятие 7 | 1 | |
10. | Занятие 8 | 1 | |
11. | Занятие 9 | 1 | |
12. | Занятие 10 | 1 | |
13. | Занятие 11 | 1 | |
14. | Занятие 12 | 1 | |
15. | Занятие 13 | 1 | |
16. | Занятие 14 | 1 | |
17. | Занятие 15 | 1 | |
18. | Занятие 16 | 1 | |
19. | Занятие 17 | 1 | |
20. | Занятие 18 | 1 | |
21. | Занятие 19 | 1 | |
22. | Занятие 20 | 1 | |
23. | Занятие 21 | 1 | |
24. | Занятие 22 | 1 | |
25. | Занятие 23 | 1 | |
26. | Занятие 24 | 1 | |
27. | Занятие 25 | 1 | |
28. | Занятие 26 | 1 | |
29. | Занятие 27 | 1 | |
30. | Занятие 28 | 1 | |
31. | Занятие 29 | 1 | |
32. | Занятие 30 | 1 | |
3 блок диагностический | |||
33. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | |
34. | Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Раздел 1. Диагностический блок
Занятие 1. Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Занятие 2. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Занятие 3. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.«Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 4. Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.«Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 5. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.«Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 6. Упражнения на классификацию различным способом.«Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 7. Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.«Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 8. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 9. Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.«Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 10.Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.«Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 11. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.«Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 12. Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.«Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 13. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.«Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 14. Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.«Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 15. Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 16. Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.«Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 17. Упражнения на развитие вербально–логического мышления.«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 18.Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 19. Упражнения на развитие вербально–логического мышления.«Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 20. Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания. «Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 21. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 22. Упражнения на развитие вербально–логического мышления.«Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 23. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.«Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 24. Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 25.Упражнения на развитие вербально–логического мышления.«Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 26. Упражнения на развитие ассоциативного мышления.«Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 27. Упражнения на развитие межпонятийных связей.«Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 28. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.«Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 29. Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей. «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 30. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 31. Упражнения на развитие вербально–логического мышления.«Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Занятие 32. Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)
Раздел 3. Диагностический блок.
Занятие 33. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
Занятие 34. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Методы контроля.
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:
- Оценка поведения ребенка родителями;
- Оценка учебной деятельности педагогом;
3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПк
Список средств.
1. Канцелярские товары.
2. Наглядные пособия, конспекты занятий.
3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), компьютерная программа развивающий упражнений «Адалин»
Список литературы
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 1 класс
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн, 2002.
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
3. Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001
5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
6. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров
7. Тетрадь для рисования. Развитие творческих= способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В –КОГУП «Кировская областная типография», 2005
8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007
10. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. ГРАФЕМИКА. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 2 класс
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
9. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
10. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007
11. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс. – М.: Росткнига, 2007
12. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004.
13. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров
14. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста
В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....
«Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»
I. Что такое – комфортный психологический климат занятия?Большинство педагогов отвечае...
Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»
Цель:Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности....
Создание психологически комфортной атмосферы на занятиях кружка "Мини-футбол"
Не все станут чемпионами, но цель кружка-обеспечение необходимых условий для того, чтобы занятия спортом были доступны каждому ребёнку нашего лицея, чтобы детям было интересно и весело....
Использование психологических методик на логопедических занятиях
В традиционной логопедической практике используются достаточно скучные и однообразные задания, которые быстро утомляют детей с нарушением речи. А мы знаем, что для эффективности занятий очень ва...
Программа психологической профилактики конфликтных ситуаций
Цель – повышение психологической компетентности тренеров-преподавателей, способствующей созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.Задачи:развитие...
Формы психологической профилактики скулшутинга
рекомендация для педагога...