Использование психологических методик на логопедических занятиях
статья по теме
В традиционной логопедической практике используются достаточно скучные и однообразные задания, которые быстро утомляют детей с нарушением речи. А мы знаем, что для эффективности занятий очень важен положительный эмоциональный настрой и заинтересованность ребенка. Чтобы добиться поставленных целей и задач и побудить интерес к занятиям, рекомендуется использовать нетрадиционные методы.
Часто, нарушению речи сопутствует снижение внимания, памяти, гиперактивность. Для достижения положительных результатов работы специалист должен применять и психологические методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_psikhologicheskiy_metodik_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В традиционной логопедической практике используются достаточно скучные и однообразные задания, которые быстро утомляют детей с нарушением речи. А мы знаем, что для эффективности занятий очень важен положительный эмоциональный настрой и заинтересованность ребенка. Чтобы добиться поставленных целей и задач и побудить интерес к занятиям, рекомендуется использовать нетрадиционные методы.
Часто, нарушению речи сопутствует снижение внимания, памяти, гиперактивность. Для достижения положительных результатов работы специалист должен применять и психологические методы работы.
В своей логопедической практике использую следующие приемы:
- Сказкотерапия.
Это достаточно простая и эффективная методика работы. Ее можно использовать в различных видах занятия. Также, с помощью данного метода, можно решать различные коррекционные задачи:
- Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний.
- Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
- Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
По данному методу достаточно много литературы с интересными занятиями. Помимо использования готовых занятий, необходимо применять и сотворение с детьми сказок с новыми героями. Здесь также удобно использовать коврограф.
- Арт-терапия.
Этот вид терапии включает в себя различную творческую деятельность. Здесь можно применять рисование, лепку, аппликацию, работу с песком, различными подручными материалами (крупами, камушками, дощечками).
Данный вид терапии помогает решить следующие задачи:
- Развивать восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
- Формировать у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
- Музыкотерапия.
Этот вид терапии предполагает воздействие музыкой, для решения определенных задач:
- Развивать физиологический и фонематический слух;
- Формировать просодические компоненты речи.
- Формировать определенное эмоциональное состояние.
Данный метод может быть использован в разных частях занятия, в зависимость от цели его использования.
- Цветотерапия.
Это метод лечения цветом. Для того чтобы его использовать, необходимо изучить соответствующую литературу. Элементы данной терапии помогают решить следующие задачи на логопедическом занятии:
- Корригировать психофизические нарушения ребенка для лучшего усвоения материала;
- Привлекать внимание к определенной информации.
- Семейная терапия.
Данный вид терапии определяет единицу воздействия не личность, а семью.
Этот метод применяется для преодоления сложных видов нарушения, одним из которых является задержка речевого развития. Рекомендуются совместные занятия развития речи через творческую деятельность (мама, папа, ребенок). Выстраивается определенная проблемная ситуация. Это способствует развитию первоначальных навыков связной речи ребенка.
Так же мной используются элементы драматизации в автоматизации звуков, формировании связной речи.
Данные методы помогают наладить контакт с ребенком и более эффективно проводить традиционную логопедическую работу.
Список литературы:
- Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
- Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
- Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
- Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.Д. « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. « Игры в сказкотерапии» СПб 2008
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии СПб 2013
- Кисилева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006
- Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
- Поваляева М.А., Издательство: Феникс, 2003г., Серия: Мир вашего ребенка.
- Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...
использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
в данной презентации представлены некоторые составляющие системы здоровьесбережения на логопедических занятиях, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, т...
Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.
Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек....
Конспект фрагмента открытого занятия на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
использование здоровьесберегающих технологий на логопедических зантиях...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой...