Программа кружка "Кукольный театр"
календарно-тематическое планирование

Карпович Надежда Геннадьевна

Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Предлагаемая программа предназначена для духовно – нравственного и эстетического самовыражения детей, проявивших интерес к кукольному театру.

     Цели реализации программы : создать условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_19-20.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Программа кружка «Кукольный театр»

    1.Пояснительная записка

     Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Предлагаемая программа предназначена для духовно – нравственного и эстетического самовыражения детей, проявивших интерес к кукольному театру. 

     Цели реализации программы : создать условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

      Задачи:

Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

- развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Направленность (профиль) программы- художественная.

Направлена на:

-   формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

 - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

Актуальность программмы. Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она позволяет учащемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Способствовать раскрытию талантов каждого ребёнка и преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению, достижению успеха.

Так же актуальность программы « Кукольный театр» связана с выполнением  социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Практическая значимость изучаемой программы обуславливается органическим сочетанием фронтального воздействия руководителя на обучающихся, индивидуальным подходом, влиянием на каждого участника коллектива (группа 12 человек), где каждый ребёнок пробует свои силы, как в групповом , так и в индивидуальном показе инсценировки на ширме. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

Общая оценка соответствия планируемого содержания образовательной программы обуславливается: учебной деятельностью; внеклассной деятельностью; работой с родителями. Таким образом, работа по данной программе способствует: увеличению занятости детей в свободное время; организации полноценного досуга; развитию определенных качеств личности;  ранней профессиональной ориентации.

Тип занятий кружка: теоретический, практический.

2. Методическое обеспечение и условия реализации программы

Педагогические технологии:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология дифференцированного обучения и др.

3. Содержание программы

Первой  ступени обучения – дети 9-11 лет

Комплектование группы. 1 ч.

Введение. 2ч. Вводное занятие. Что такое кукольный театр? Происхождение куклы.

Знакомство с историей кукольного театра. 3 ч. Происхождение куклы. Современные театральные куклы.

Кукловождение. Виды кукол. 5 ч. Знакомство с перчаточными куклами. Усвоение основных правил игры с перчаточной куклой. Техника работы с перчаточными  куклами, с которыми будет ставиться этюды. Инсценировка этюдов « Лиса и заяц»,« Лис и мышонок»

Сценическая речь. 10 ч. Развитие речевого аппарата, дикции, дыхания. Упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса, для развития правильного речевого дыхания. Считалки,  чистоговорки. Артикуляция. Активизировать словарь учащихся, звуковую культуру речи, интонацию. Игры-упражнения по развитию речи: «Детская считалочка». Этюды « Лиса и заяц»,« Лис и мышонок». Интонационно- выразительные средства речи. Выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний)

Сценическое воплощение петрушечными куклами. 15 ч. Работа  над пьесой. Пьеса « Колосок». Упражнения на сценическое общение. Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа). Работа с реквизитом. Ремонт кукол. Развитие художественных способностей учащихся. Показ  спектакля « Колосок». Итоговое занятие. Планы на будущее.

Содержание программы

Второй  ступени обучения – дети 11-15 лет

Введение. 2 ч. Вводное занятие. Что такое кукольный театр? Разновидности театров.

Знакомство с историей кукольного театра.  3 ч. Кукольный театр. Современные театральные куклы. Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель.

Кукловождение. 5ч. Работа на ширме. Основные правила  игры с перчаточной куклой. Техника работы с перчаточными  куклами, с которыми будет ставиться этюды. Занятия сценическим движениям. «Сова», «Братья», «Пальчики» .Игры с предметами быта и игрушками. Инсценировка этюдов « Лиса и заяц»,« Лис и мышонок», « Медведь и заяц».

Сценическая речь. 11 ч. Развитие речевого аппарата, дикции, дыхания. Считалки, чистоговорки. Игры-упражнения по развитию речи. Интонационно- выразительные средства речи. Формировать культуру выражения чувств, эмоций через силу голоса, дикцию, темпа речи.. Художественный образ в кукольном спектакле. Пьеса « Репка». Постановка голоса, дыхания и дикции. Выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний). Черновые репетиции на ширме. Музыкальное оформление. Работа с реквизитом. Показ  спектакля « Репка»

Сценическое воплощение петрушечными куклами. 13 ч. Работа  над пьесой.  Пьеса «Секреты здоровья». Прогоны. Репетиция пьесы «Заячья избушка». Упражнения на сценическое общение. Ремонт кукол. Развитие образного мышления. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек", "На что это похоже?" "Подбери слова", "Найди общее слово» Рассказ по рисунку. Показ  спектакля «Секреты здоровья» . Итоговое занятие. Планы на будущее.

Учебно-тематический план

Первой  ступени обучения – дети 9-11 лет

№  п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

Комплектование группы

1

1

07.09

Введение

2

2

1.

Вводное занятие. Что такое кукольный театр?

1

14.09

2.

Происхождение куклы.

1

21.09

Знакомство с историей кукольного театра

2

2

3.

Происхождение куклы. 

1

28.09

4.

Современные театральные куклы.

1

05.10

Кукловождение. Виды кукол.

4

-

4

5.

Знакомство с перчаточными куклами.

1

12.10

6.

Усвоение основных правил игры с перчаточной куклой

1

19.10

7.

Техника работы с перчаточными  куклами, с которыми будут ставиться этюды.

1

26.10

8.

Инсценировка этюдов « Лиса и заяц»,« Лис и мышонок»

1

09.11

Сценическая речь.

10

1

9

9.

Развитие речевого аппарата, дикции, дыхания.

1

              16.11          

10.

Считалки, чистоговорки.

1

              23.11          

11.

Артикуляция. 

1

              30.11         

12.

Игры-упражнения по развитию речи: «Детская считалочка»

1

              07.12

13.

Этюды « Лиса и заяц»,« Лис и мышонок»

1

14.12

14.

Интонационно - выразительные средства речи.

1

21.12

15.

Постановка голоса, дыхания и дикции.

1

28.12

16.

Скороговорки. Речевые разминки.

1

11.01

17.

Выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний)

1

1

              18.01      

              25.01            

Сценическое воплощение петрушечными куклами.

15

1

14

18.

  1. Работа  над пьесой. Пьеса « Колосок »

1

1

01.02

19.

Репетиция пьесы « Колосок».

1

08.02

20.

Прогоны. Замечания .

1

15.02

21.

Упражнения на сценическое общение. Пьеса 

«Колосок»

1

22.02

22.

Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа)

2

01.03

15.03

23.

Работа с реквизитом.

1

22.03

24.

Ремонт кукол.

1

05.04

25.

Черновые репетиции на ширме.

1

12.04

26.

Показ  спектакля «колосок».

3

19.04

26.04

17.05

27.

Развитие художественных способностей учащихся.

1

24.05

28.

Итоговое занятие. Планы на будущее.

1

              31.05

             

Итого:

34

6

28

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Программа кружка "Театр-игра-дети" для 1-4 классов

Программа расчитана на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических о...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

программа кукольного театра

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость». Эти слова Эрика Фромма. И чтобы развить сп...

Программа объединения "Театр на английском языке"

Данная программа развития и воспитания подростков средствами театральной педагогики представляет собой элективный трехгодичный курс для учащихся  5-7 классов. Сочетание театрального искусств...

Программа курса Театр Моды "Силуэт"

Программа курса "Театр Моды "Силуэт" предназначена для работы с учащимися 5-9 классов для преподавания моделирования и конструирования одежды....

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....