Учебно-исследовательская деятельность один из путей повышения мотивации и эффективности на уроках 5 класса.
статья по математике (5 класс) на тему

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность один из путей повышения

мотивации и эффективности на уроках 5 класса.

Савельева М.Э.

Учитель математики ГБОУ школы № 76

г. Санкт-Петербург

 

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников, которая позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Но такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, а также на развитие их способностей и на создание продукта, имеющего значимость для окружающих.

Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация учебно-исследовательских и проектных работ учащихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. 

В тоже время научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Об этом очень хорошо было сказано в выступлении Борисовича И. В. на 5 Международной конференции в марте 2014 года в Перми «Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся»:

 «Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника.

Задача педагога — увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.»

Поэтому, каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, для воспитания интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей школьников.

Одним из таких приемов обучения и воспитания через предмет являются исследовательско– творческие работы ребят, имеющие полученный собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ, привлекающих к себе интерес учащихся, является их нестандартность и непредсказуемость результата, который могут дать исследования.

На уроках математики в 5 классе ребята знакомятся с понятием «Диаграммы». Им нравится их чертить, многие замечают, что такие рисунки встречаются в нашей жизни довольно часто. Так неожиданно возник урок-исследование «Ее величество Статистика», в котором приняли участие все ребята класса.

Цель работы была узнать, что такое статистика; какие исследования проводят ученые-статистики; как обрабатываются собранные результаты, какие есть статистические понятия, как можно представить результаты исследований.

 Ребята поставили следующие задачи:

1. Узнать, что за наука – статистика и когда она возникла.

2.Познакомиться с методами и способами, которые используют для описания и обработки полученных данных.  

3.Научиться находить элементы статистики, понимать их практический смысл

4.Рассмотреть различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований.

Ребята самостоятельно проводили опрос и составляли анкеты; познакомились не только с видами статистики, но и хорошо разобрались в понятиях: среднее арифметическое; числовой ряд; мода; медиана; размах.  И, что не менее важно, сами определили необходимость практических значений статистических исследований.

Мы решили подойти к этому сложному вопросу с улыбкой и выбрали для статистических исследований сказки, в которых встречается Баба Яга.

Для работы над «статистическими загадками Бабы Яги» класс был разбит на группы: историков; следопытов; практиков; вычислителей; исследователей; аналитиков; оформителей. Работы хватило не только на всех, но и на целый месяц.

Результатом исследований ребят стал необычный учебник-шпаргалка по статистике. С успехом наш класс выступил и на школьной конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения учебной мотивации»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Игра – один из путей повышения мотивации

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Одним из способов поддержания познавательных мотивов является игра....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....