Статья "Интеграция основного и дополнительного образования. Многолетний опыт тесного сотрудничества".
статья
Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования, поскольку в ней приводится практический пример интеграции основного и дополнительного образования, основанный на многолетнем опыте работы детского объединения декоративно – прикладного творчества. Указаны положительные моменты сотрудничества школьных учителей и руководителя коллектива художественной направленности «Белошвейка». Приводится краткое описание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, по которой ведется обучение. Приведены примеры проведения коллективных творческих дел учащихся, которые благотворно влияют на воспитание подрастающего поколения. Показано, что подобная интеграция дает возможность широкого привлечения детей в поле дополнительного образования, помогает им попробовать свои силы в интересном деле и раскрыть творческие способности, не покидая родных стен своей школы и, что немаловажно, намечает пути профессиональной самоориентации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_integratsii.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция общего и дополнительного образования.
Материалы региональной научно-практической заочной конференции
Е. М. Белозерская,
педагог дополнительного образования
Почётный работник общего образования РФ,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина Белгородской области,
г. Губкин
ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ТЕСНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Школьные годы чудесные! Как они быстро летят….
Школа – это то место и то время, где происходит становление личности человека: формируется характер, приобретаются определенные волевые качества, происходит нравственное и духовное развитие, возникает способность осмысленно принимать самостоятельные решения. Поэтому прожить этот период жизни нужно максимально насыщенно и интересно. Постараться приобрести не только знания по школьным предметам, но и получить дополнительные умения и навыки, которые пригодятся во взрослой жизни, а, возможно, и повлияют на выбор будущей профессии. К сожалению, в наше непростое время уроки в школе и выполнение домашних заданий захватывает большой временной ресурс, но, несмотря на это, велик интерес детей к различным кружкам или, как мы сейчас говорим, к дополнительному образованию. Поэтому особенно ценно максимальное сближение школы и учреждений дополнительного образования. Примером такого тесного сотрудничества является детское объединение декоративно – прикладного творчества «Белошвейка» МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» и МАОУ «СОШ №17» города Губкина.
Немногие педагоги дополнительного образования могут похвастаться тем, что у них есть свой кабинет в школе, где они проводят занятия и имеют возможность разместить все необходимое для процесса обучения. Поэтому большой удачей для себя считаю то, что с 1994 года мой рабочий кабинет находится на базе МАОУ «СОШ №17». За это время накоплен богатый опыт взаимодействия с детьми, родителями и учителями, которым хочется поделиться. Ведь это как раз та самая интеграция основного и дополнительного образования, о которой сейчас так много пишут и говорят. Причем, интеграция самая настоящая и очень полезная.
В пределах школьного пространства мне, как педагогу дополнительного образования, значительно легче провести набор детей в группы и организовать процесс обучения. У меня сложился хороший профессиональный контакт с учителями. Делюсь с ними опытом в выполнении небольших тематических сувениров. Они, в свою очередь, помогают мне в мотивации учащихся к занятию декоративно – прикладным творчеством и организации родительских собраний. Тесное общение с родителями необходимо, в особенности на первых стадиях обучения. Набор в коллектив начинается с первого класса, и родители должны знать, чем будут заниматься дети и какие перспективы их ожидают. Мне очень важно попасть на первое школьное собрание и донести информацию о детском объединении «Белошвейка». Как правило, возникает много вопросов, потому что родители уже слышали об этом коллективе от своих детей, которые побывали на экскурсии в нашем кабинете и выразили свое восхищение тем, что увидели. А восхититься есть чем. Недаром многие учащиеся говорят, что это самый красивый кабинет в школе! В нем собраны творческие работы юных мастериц разных лет. Здесь можно увидеть прекрасные панно с цветами из ткани и фоамирана, работы в технике декупаж, лоскутной мозаики, декоративной обработки кожи. Много кукол в красивых нарядах и мягких игрушек, выполненных руками детей. Это своего рода, небольшой музей, где о каждой вещи можно рассказать целую историю.
Курс обучения в коллективе, рассчитанный на пять лет, можно условно разбить на три этапа. В течение первого (подготовительного) этапа учащиеся занимаются следующими видами деятельности: рисование, аппликация, изготовление тряпичной куклы, лепка из соленого теста, работа с природным материалом, выполнение мягкой игрушки, изготовление одежды на куклу. Принцип составления программы «от простого к сложному» дает отличные результаты. Учащиеся к концу второго года обучения уже уверенно шьют на швейных машинах с ручным приводом и грамотно пользуются утюгом. В течение второго (основного) этапа обучения учащиеся знакомятся с историей костюма, осваивают технологию изготовления одежды, принципы конструирования и моделирования, приобретают навыки работы на швейных машинах различного назначения, изготавливают плечевые и поясные изделия. Кроме того, учатся работать в различных техниках декоративно – прикладного творчества: лоскутное шитье, декупаж, цветы из фоамирана, торцевание и многое другое. Третий (творческий) этап обучения предполагает применение полученных знаний, умений и навыков в изготовлении сложных изделий. Это может быть швейное изделие с усложняющими элементами, макет, топиарий, коллаж и т.д. Приобретенный опыт дает детям возможность работать более самостоятельно, творчески воплощая задуманное при разработке своих проектов.
Таким образом, школа получает дополнительную компоненту в образовании детей, участие их в выставках и конкурсах, отличные знания по предмету «Технология». Участники олимпиад по этому предмету, как правило, это наши дети, становятся победителями и призерами.
На базе школы мы часто проводим интересные мероприятия: выставки, ярмарки, демонстрации моделей, кукольные мини – спектакли. Традиционным стало проведение выставки-ярмарки, приуроченной к Светлому Христову Воскресению, чему предшествует большая подготовительная работа: изготовление сувениров, организация рекламы, оценка товаров, составление графика торговли и многое другое. Участники коллектива берут на себя всю предварительную подготовку, а мне как руководителю, приходится лишь координировать их действия. Есть опыт проведения акции милосердия и благотворительности «Белый цветок».
В первый месяц лета при школьном оздоровительном лагере работает профильный отряд «Белошвейка». Целью создания отряда является организация полноценного летнего отдыха детей, наполненного новыми впечатлениями и интересными делами. Наряду с занятиями в рабочем кабинете, проводятся экскурсии в Дом ремесел, встречи с интересными людьми, игры на свежем воздухе.
В нашем детском объединении ведется работа по эстетическому и трудовому воспитанию учащихся. Девочки, преодолевая возникающие трудности, вырабатывают в себе такие важные качества как терпение, старание, трудолюбие, бережливость, целеустремленность. Безусловно, в будущем они обязательно пригодятся им в любом другом деле. Еще А. С. Макаренко говорил: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик». С удовлетворением могу сказать, что выпускники нашего коллектива – это интересные творческие люди, нашедшие свой путь в непростой современной жизни. Среди них есть предприниматели, открывшие свое ателье по ремонту и пошиву одежды, педагоги, тьютеры, работающие в образовательных учреждениях города. Таким образом, занятость учащихся дополнительным образованием в рамках школы содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Подобная интеграция дает возможность широкого привлечения детей в поле дополнительного образования, помогает им попробовать свои силы в интересном деле и раскрыть творческие способности, не покидая родных стен своей школы и, что немаловажно, намечает пути профессиональной самоориентации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 2002. - 391 с.
2. Дополнительное образование детей: учебное пособие / Ред. Лебедев О.Е. - М.: Владос, 2009. - 293 с.
3. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В двух томах / А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1978. – 86 с.
4. Монахов, Д.Л. Совместными усилиями - к новому качеству образования / Д.Л. Монахов // Дополнительное образование и воспитание. - М.: ИД Витязь, 2009. - №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Основное и дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях.
: Практические рекомендации по организации работы методического объединения учителей технологии в образовательном учреждении....
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.
Данная статья предназначена для тех, кто интересуется вопросами дополнительного образования школьников на примере кружка по топонимике родного края....
Программа "Зооэкзотариум" двух лет обучения для учреждений дополнительного образования (педагогический опыт)
Программа ориентирована на детей 12-14 лет. Предусматривает последовательное расширение знаний обучающихся о живых организмах.Программа способствует углублению занний о многообразии домашних и декорат...
«Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»
В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...
Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)
Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...