Принципы отбора перспективных детей раннего возраста для даль¬нейших занятий боксом
статья
Доклад знакомит с особеннстями отбора одаренных детей раннего возраста для достижения ими уже на этапе начальной подготовки высоких результатов в учебной и соревновательной деятельности по такому виду спорта, как бокс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_otbora_odarennyh_detey_rannego_vozrasta_dlya_dalneyshih_zanyatiy_boksom.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Принципы отбора перспективных детей раннего возраста
для дальнейших занятий боксом
Автор
тренер-преподаватель по боксу
Попов Александр Николаевич
Уварово 2018 г.
Бокс, как один из видов единоборств, становится с каждым годом моложе. Рост конкуренции в нем требует новых подходов к поиску талантливых боксёров. Одним из таких новых подходов для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности стало обучение детей раннего возраста в спортивно-оздоровительных группах (далее – СОГ).
Я работаю в МБОУ ДО«Детско-юношеская спортивная школа» г. Уварово в качестве тренера-преподавателя по боксу с 2008 года. Имею высшее образование и 1 категорию. Стаж педагогической работы составляет 21 год. Большое внимание в работе стараюсь уделять юным боксёрам. За первые годы педагогической деятельности в ДЮСШ сделал вывод, что дети, зачисленные сразу в группы начальной подготовки, показывают недостаточно высокий уровень физической подготовки и развития, не имеют достаточного времени для формирования одаренности в этом виде единоборств, а новые реалии детского спорта требуют этого.
Мною, совместно с методистом МБОУ ДО ДЮСШ Горновой Л.Б., был разработан проект «Принципы отбора перспективных детей раннего возраста для дальнейших занятий боксом». Для реализации проекта впервые в 2014 году мною была набрана группа детей для прохождения обучения на спортивно-оздоровительном этапе.
Необходимо было определить, действительно ли раннее выявление и формирование одаренности в области бокса детей при обучении в спортивно-оздоровительных группах подготовит их к более успешному участию в соревнованиях уже в группах начальной подготовки.
Что же такое спортивно-оздоровительная группа? Спортивно-оздоровительная группа - это учебная группа, создаваемая на самом первом, спортивно-оздоровительном этапе многолетней подготовки спортсменов. Целью занятий данного этапа является физическое образование с ориентацией на оздоровительную направленность. Обучение в подобных группах вполне могло иметь преимущества по сравнению с группами начальной подготовки, так как наверняка способствует раннему выявлению одаренных в области бокса детей, позволяя подготовить их к успешному участию в соревнованиях уже на начальном этапе обучения.
Необходимо было выявить и развить, как можно раньше, спортивную одарённость юных боксёров, создать дальнейшую перспективу на успешный результат в соревновательной деятельности уже на начальном этапе обучения, а также обеспечить физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами бокса, укрепить здоровье детей и мотивировать к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Проект был рассчитан на детей раннего возраста, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическими нагрузками, предполагалось апробировать его в течение 3 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю в спортивном зале единоборств. Длительность занятия составляла 45 минут.
Предполагалось, что обучающиеся должны были знать к концу данного проекта, каковы история развития, основные понятия, термины и правила бокса и соревнований по данному виду спорта, какова роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни, и уметь применять правила безопасности на занятиях, владеть основами гигиены, а также техникой выполнения ударов и защиты.
В результате освоения проекта ожидалось повышение уровня общей физической подготовленности, ведь по итогам контрольно-переводных нормативов происходит отбор и зачисление в группы начальной подготовки.
Была проведена диагностика физического развития и физической подготовленности детей спортивно-оздоровительной группы, определены рейтинговые значения скоростно-силовой подготовки и выносливости юных боксёров, их динамика отслеживалась на протяжении 3 лет. Были выбраны приемы и методы, эффективные для формирования спортивной одаренности, разработана и, в дальнейшем, апробирована дополнительная общеразвивающая программа, направленная на развитие одаренности юных спортсменов.
Проект был реализован в несколько этапов:
- Информационно-аналитический этап (сентябрь-октябрь, 2014 г.) начался с анализа методической литературы, ресурсов Интернета, изучения передового опыта, отбора методических приемов, разработки диагностического материала, проведении диагностики для создания теоретической базы данной методики.
- Практический этап (ноябрь 2014-май 2016 гг.) включал в себя планирование работы, разработку системы учебно-тренировочных занятий, разработку дополнительной общеразвивающей программы, промежуточный контроль. На данном этапе осуществлялось физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности средствами бокса, повышение степени мотивации к занятиям боксом, самостоятельности и ответственности, укрепление здоровья детей.
- Контрольно-аналитический этап (2016-2017г.) Здесь юные спортсмены активно участвовали в соревнованиях. Кроме того, была проведена итоговая аттестация, где были показаны достаточно высокие результаты по сравнению с результатами в начале моей педагогической деятельности в спортивной школе.
Использовались такие основные формы работы, как индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, промежуточно - итоговая аттестация; применялись в работе такие методы, как методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), упражнений (игровой и соревновательный), комплекс педагогических, медико-биологических и пр. методов на этапе контроля.
Структура тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе обучения была следующей:
- Подготовительная часть (15 мин.) – разминка - комплекс упражнений, направленных на разогрев всех мышц, связок и суставов для уменьшения травматизма в процессе тренировки (легкий бег, разогрев связок голеностопа, разминка коленей, поясницы и мышц спины, плечевого пояса, локтевых суставов, кистей рук, шеи).
2. Основная часть (25 мин.) - общеразвивающие и гимнастические упражнения, направленные на совершенствование двигательных способностей юных боксёров, развитие физических качеств (упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи), со снарядами (скакалка, верёвочная лестница, мешки, настенная подушка); технико-тактическая подготовка направлена на стабильность и правильность боевой стойки и правильность нанесения прямых ударов в голову, туловище, стоя на месте и в движении.
3. Заключительная часть (5 мин.) - Заминка-это комплекс упражнений, направленных на переход организма из рабочего режима в спокойный (легкий бег, висение на турнике, растяжка).
Возможным риском в образовательной деятельности на спортивно-оздоровительном этапе могла стать сохранность контингента учащихся. Огромную роль в преодолении этого риска сыграла мотивация детей мной, как тренером-преподавателем, а также родителями юных боксёров, которые сами занимаются разными видами спорта, в том числе и боксом. Мнение родителей о применении данной методики учитывалось при помощи анкетирования, мониторинга степени удовлетворённости промежуточными и конечными результатами обучения детей. Заинтересованность и неравнодушие родителей именно в таком подходе к обучению боксу была очень заметна. Количество детей, не бросающих заниматься боксом, а, наоборот, показывающих стабильный рост уровня подготовки, увеличивалось.
Была разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа «Бокс», практически определены приемы и методы, эффективные для выявления и развития спортивного потенциала юных боксёров, разработаны методические рекомендации для формирования спортивной одарённости учащихся в боксе.
В ходе реализации проекта сделаны выводы, что при наборе группы начального обучения года дети 10- летнего возраста, прошедшие обучение на спортивно-оздоровительном этапе, при приёме вступительных испытаний показывают более высокие уровень подготовки и долю побед, призовых мест в региональных соревнованиях, чем боксеры-новички.
Библиографический список
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс. М.,2013г.
- Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ.ред. И.П. Дегтярева. ФиС, 2006.
- http://www.minstm.gov.ru/ Всероссийский реестр видов спорта.
- Современная система подготовки боксѐров/ В.И.Филимонов., М.,2009.
- Бокс. Энциклопедия// Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998.
- Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2013.
- Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 2005.
- Допинг-контроль: что нужно знать каждому (Информационные материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). - М.: Олимпия Пресс, 2013.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2008.
- Беленький А. Бокс. Большие чемпионы.- М.:,2008.
- Щитов В.К. Бокс. Основы техники бокса.- Р.:, 2008.
- Филимонов В.И. Современная система подготовки боксѐров.- М.:2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....
Перспективный план по сюжетно-отбразительной игре и театральной деятельности детей раннего возраста.
Этот план поможет вам для прохождения аттестации по сюжетно- отобразительной игре....
Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .
Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....
Как привлечь детей к занятиям боксом
Для того чтобы заинтересовать детей боксом и привлечь их к активным занятиям рекомендую использовать историческую справку по истории возникновения бокса в мире и в России....
Перспективное планирование тренировочного процесса по виду спорта Бокс
В материале представлены плановые показатели по освоению обучающимися программы тренировок на всех этапах спортивной подготовки...
Бокс для детей. О пользе занятий боксом.
Бокс для детей. О пользе занятий боксом....