Рабочая программа по внеурочной работе (система классных часов) «ВЕКТОР» формирование социально-позитивного поведения у старших подростков (на 2 года обучения)
рабочая программа (8, 9 класс)
В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является, в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.
Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
УТВЕРЖДЕНА приказом директором
МБОУ «Средняя школа №3»
от 12.09. 2016 № 258-n
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной работе
(система классных часов)
«ВЕКТОР»
формирование социально-позитивного поведения
у старших подростков
(1 год обучения)
Классы: (7) 8
Составитель: Дубровина Н.В.
Программа разработана на основе учебно-методического сопровождения
курса внеурочной деятельности «Вектор»
Автор: О.С. Гладышева
Нижний Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2016.
2016-2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков» составлена на основе Программы формирования социально-позитивного поведения у старших подростков «Вектор», разработанной сотрудниками ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», научный руководитель – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО Ольга Семеновна Гладышева.
В настоящее время целый ряд нормативных документов, включая Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ред. от 05.06.2012г.), требования Федеральных государственных образовательных стандартолв начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), а также задачи, поставленные национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обязывают педагогов работать над формированием у обучаемых и воспитанников устойчивых установок на здоровый образ жизни и уделять особое внимание профилактике возникновения у них вредных привычек и зависимостей (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков).
Программа опирается на методическое пособие, предназначенное для проведения занятий со старшими подростками в ходе реализации программы воспитания и социализации, являющейся составной частью Основной образовательной программы (ООП) основной школы. В качестве одного из важных направлений воспитания данная программа предусматривает формирование у обучающихся экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни и проведение соответствующей просветительской, методической и профилактической работы с участниками образовательного процесса.
Актуальность программы.
В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является, в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.
Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.
Программа формирования социально-позитивного поведения у старших подростков базируется на принципах:
- возрастного соответствия;
- вариативности;
- модульности
- личностно - деятельностного подхода.
Теоретическую и методологическую основу программы составляют:
- экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом;
- теория познания;
- принципы возрастной физиологии и психологии;
- теория эффективного общения и основы конфликтологии;
- принцип ответственности;
- теория принятия решений.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа «Вектор», определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты.
Содержательный аспект | Технологический аспект | Методический аспект |
Стержневым понятием является «ответственность собственного выбора поведения». Под данным понятием следует понимать целостное качество, основанное на комплексе взаимосвязанных и взаимозависимых установок. Все, что происходит с одной их установок поведения, обязательно влияет на все остальные как части единого целого. Важным моментом обучения является развитие представления об экологическом единстве человека с природой и социумом, о гармонизации этих взаимоотношений как основы здорового, экологически целесообразного поведения. | Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения, основанных на режиме диалога и сотрудничества обучаемого и обучающего. | Использование активных форм обучения, базирующие на деятельности, позволяющие обучаемому включиться в процесс освоения знаниями самостоятельно. Не исключает использование традиционных форм работы: лекция, чтение текстов и т.д. Предпочтение отдается различным формам групповой работы (обсуждение в группах, мозговой штурм, ролевые игры, т.д). Использование: - занятий с элементами тренинга; - проектного метода; - приемов ТРКМ - наглядных пособий |
Программа «Вектор» рассчитана на 1 год обучения, включая модули 1,2,3,4,5, и 9 методического пособия, (34 часа, из них 5* часов – резервное время, которое используется для анкетирования учащихся, участие в акциях, агитбригаде по ЗОЖ). Занятия планируются для учащихся (7)8 классов. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часу во внеурочное время, в системе классных часов, а также в ходе интеграции Программы «Вектор» в содержание предметной области «Биология. 8 класс» (Т.6. Опора и движение. Т.9. Дыхание. Т.10. Пищеварение. Т.16. Человек и его здоровье).
Требования к уровню подготовки учащихся:
- придерживаться здорового и безопасного образа жизни;
- знать и выполнять основные правила питания;
- соблюдать режим питания;
- знать приемы первой медицинской помощи;
- вести активный позитивный образ жизни в социуме.
Планируемые результаты:
- изменение целевых и ценностных установок подростков с ориентацией на здоровый и безопасный образ жизни, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, а также «здоровья» планеты Земля;
- получение теоретических знаний о здоровье, здоровом и безопасном образе жизни и практических навыков его сохранения;
- овладение умениями принимать решения в сложных жизненных ситуациях, руководствуясь отношением к здоровью как одной из высших ценностей человеческого бытия;
- овладение навыками эффективного общения, умениями выходить из конфликта в рамках коммуникативной компетентности;
- формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности, самооценки, целеполагания, самостоятельного познания и мышления, что является основой готовности к личному самоопределению;
- формирование социально- позитивных жизненных установок что демонстрирует освоенность социальных норм и правил поведения в обществе.
Результативность обучения оценивается различными видами анкет, которые помогут оценить усвоение учащимися содержание занятий, уровень развития их ценностных установок. Практические навыки и умения контролируются при решении проблемных ситуаций, выполнении самостоятельных работ, разработке и реализации социально значимых проектов.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные:
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
Познавательные:
- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
- умение использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение
использовать их для объяснения необходимости здорового и безопасного образа жизни.
Коммуникативные:
- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, выход в Интернет, мультимедиа проектор, интерактивное доска, компьютерные презентации учителя к занятиям.
Структура и содержание учебно-методического пособия
№ п/п | Модуль: номер, тема | Содержание модуля |
1 | 1.Твой жизненный выбор | 1. Твои жизненные ценности. 2. Здоровое поведение. 3. Принятие решения. 4. Как научиться принимать решения? |
2 | 2. Общение и конфликты. | 1. Общение людей. Правила взаимодействия. 2.Конфликты в нашей жизни и их причины. 3. Конфликты вокруг тебя. Как выбрать линию поведения? 4. Как выйти из конфликта. 5. Как помочь конфликтующим. 6. Что ты выбираешь в жизни и почему? Твои приоритеты. |
3 | 3. Здоровое питание и твой внешний облик. | 1. Зачем мы едим? 2. питание и болезни. 3. Здоровые привычки питания. 4.Ешьте разнообразную пищу. 5. Поддерживайте здоровый вес. |
4 | 4. Движение и здоровье человека. | 1. Активный образ жизни. Движение. 2.Спорт и движение. Гимнастика. Утренняя зарядка. 3. Активный отдых. Дискотека. 4. Травмы при активном движении. Приемы ПМП. 5. Закаливание. Виды закаливающих процедур. |
5 | 5. Ответственность за свою жизнь или курение? | 1. Портрет курильщика. 2. Как влияет курение на внешность и на состояние внутренних органов человека. 3.Физиологические последствия курения. 4.Антиреклама курения. |
6 | 9. Твой выбор – твое будущее. | 1. Самоорганизация подростками своего времени. 2. Как правильно оценить свои возможности? 3. Главные ценности, которые будут определять твою жизнь. 4. Цели и выбор пути. 5. Жизнь – это ответственность за свое поведение. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Понятия | Оборудование | Формы работы | Дата проведения |
1* | Вводное. Инструктаж по ТБ во время занятий. Входная диагностика. | Анкеты для учащихся | Анкетирование «Жизненные приоритеты». | ||
Модуль 1. Твой жизненный выбор. | |||||
2/1 | Твои жизненные ценности. | Ценностные ориентиры; ценности: личные, профессиональные, российские, глобальные | Комп. презентация; | Беседа - опрос; работа со слайдами презентации; работа в группах; анализ результатов анкетирования | |
3/2 | Здоровое поведение | Здоровое поведение человека; здоровье: физическое, психическое, духовное, эмоциональное; факторы, определяющие здоровье; ЗОЖ. | Комп. презентация Проблемные ситуации | Работа над понятием, групповая работа, рассказ учителя. Творческое задание на дом. | |
4/3 | Принятие решения. | Образ жизни; пути принятия решения. | Комп. презентация Проблемные ситуации | Обсуждение творческого дом задания. Проблемные ситуации, работа в группах. Пословицы и поговорки о принятии решений. | |
5/4 | Как научиться принимать решения? | Алгоритм принятия решения | Комп. презентация Пословицы и поговорки о ЗОЖ, жизненные ситуации, картина В.Васнецова «Витязь на распутье», сказки , былины («Илья Муромец и Соловей -разбойник») | Работа с пословицами и поговорками, разбор ситуаций, работа с алгоритмом принятия решения. | |
Модуль 2. Общение и конфликты. | |||||
6/1 | Общение людей. Правила взаимодействия. | Общение Способы общения (жесты, мимика, письменная и устная речь, Интернет-общение, и т.д.) Предвзятое мнение, предвзятое отношение, стереотип, дискриминация | Компьютерная презентация, Парты сдвинуты, стулья расставлены по кругу. | Работа с понятиями, разъяснения учителя. Выполнение упражнений «Перефразирование», «Зеркало», «Комплимент», «Критика», ответы на вопросы. Подведение итогов. | |
7/2 | Конфликты в нашей жизни и их причины. | Конфликт Причины конфликтов | Компьютерная презентация Листы бумаги, ручки, карандаши | Работа с понятием «конфликт», объяснение учителя. Выполнение упражнений: «Описание конфликта»; работа в группах и ответы на вопросы учителя к упражнениям: «Сердцебиение», «Список наиболее распространенных конфликтов». Подведение итогов. | |
8/3 | Конфликты вокруг тебя. Как выбрать линию поведения? | Самооценка Модель поведения, связанные с самооценкой: соперничество, подчинение, модель ухода (изгои). Способы разрешения конфликтов Компромисс | Компьютерная презентация Листы бумаги, ручки, карандаши | Работа с понятием «самооценка», беседа с рассуждениями учащихся над понятиями «завышенная или заниженная самооценка и модели поведения подростков», Выполнение упражнения «Самооценка» (индивидуально и с группой учащихся), ответы на вопросы учителя к данному упражнению; подведение итогов разрешения конфликтных ситуаций. | |
9/4 | Как выйти из конфликта. | Причины конфликта Потребность, виды Желание, виды сотрудничество | Компьютерная презентация (примеры конфликтов) Детали (на 4-5 групп) квадрата к упр. «Апельсины и яблоки». Листы бумаги, ручки | Беседа с разъяснениями учителя как распознать причины конфликта; работа с понятиями «потребность(и)», «желание(я)». Работа в группах – выполнение упражнения «апельсины и яблоки», ответы на вопросы. Упражнение «Потребности и желания». Вывод педагога, подведение действий детей под понятие «сотрудничество». Подведение итогов занятия. | |
10/5 | Как помочь конфликтующим. | Этапы конфликта Посредник Стратегия разрешения конфликта посредником, этапы | Компьютерная презентация Газеты Листы бумаги, ручки | Ознакомление со стратегией разрешения конфликта. Работа с понятиями. Работа в парах-упражнение «Газета». Работа в командах: Мозговой штурм «Бутылочные крышки». Подведение итогов занятия. | |
11/6 | Что ты выбираешь в жизни и почему? Твои приоритеты. | Анкета «Твои приоритеты». Бланки | Объяснение учителя о значении анкетировании. Анонимное анкетирование учащихся | ||
Модуль 3. Здоровое питание и твой внешний облик. | |||||
12/1 | Зачем мы едим? | Жизнь Питание Еда Лечебное питание Диеты | Опрос учащихся «Зачем мы едим?» Совместная работа над выяснением роли питания в жизни человека, построение схемы (кластера); Работа с понятиями: лечебное питание, диета, их значение. Поведение итогов занятия. | ||
13/2 | Питание и болезни. | Лечебное питание Правильное и неправильное питание Последствия неправильного питания | Компьютерная презентация Листы бумаги, ручки | Групповая и совместная работа над понятием «лечебное питание». Работа с цитатой из речи И.П. Павлова при вручении ему Нобелевской премии. Обсуждение проблемного вопроса «Неправильное питание, его последствия?». Просмотр слайдов презентации «Болезни неправильного питания». Работа в группах: написание письма-обращения «Предупреждение для тех, кто неправильно питается» с выполнением предложенных критериев. Оценивание писем каждой группы, подведение итогов занятия. | |
14/3 | Здоровые привычки питания. | Правила здорового питания Пирамида здорового питания | Анкета «Как ты питаешься?» Листы бумаги, ручки Плакат «Основные правила здорового питания» «Пирамида питания» | Анкетирование учащихся. беседа о правильном питании, работа с текстом о правильном питании, работа в группах по выработке правил здорового питания. Знакомство с пирамидой здорового питания. Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты в соответствии с правилами здорового питания, самооценивание результатов. | |
15/4 | Ешьте разнообразную пищу. | Пищевые продукты Питательные вещества Заменимые и незаменимые компоненты питания Неполноценное питание | Карточки- инструкции к практической работе. Упаковки продуктов питания Листы бумаги, ручки | Опрос учащихся: значение употребления пищи для организма. Рассказ учителя с элементами беседы о заменимых и незаменимых питательных веществах. Работа в группах – выполнение практической работы «Содержание питательных веществ в продуктах питания». Индивидуальная работа «Анализ своего ежедневного рациона». Самоанализ своего рациона по шаблону, самооценивание своего рациона. | |
16/5 | Поддерживайте здоровый вес. | Нормальный вес Излишний вес, проблемы Физическая активность Калорийность пищи Энергетическая потребность организма | Компьютерная презентация Ситуативная карточка- задача Листы бумаги, ручки | Опрос класса. Рассказ учителя с элементами беседы о связи между питанием и весом, избыточным питанием и болезнями. Работа с понятиями, таблицами «Энергетическая потребность организма», «Расход энергии человека при различных видах физической активности», решение расчетной задачи-ситуации. Совместная выработка правил по предупреждению избыточного веса. Подведение итогов занятия. | |
Модуль 4. Движение и здоровье человека. | |||||
17/1 | Активный образ жизни. Движение. | Двигательная активность Активный образ жизни | Компьютерная презентация Листочки-стикеры белого и красного цвета. Ножницы, листы формата А4, клей-карандаш. | Опрос учащихся «Что такое активный образ жизни, и какова роль движения в жизни человека?». Составление кластера «Виды двигательной активности». Выполнение задания в группах «Проанализируйте фотографии». Анкетирование учащихся. Работа в 5-ти группах - анализ результатов анкет учащихся. Подведение итогов. | |
18/2 | Спорт и движение. Гимнастика. Утренняя зарядка. | Спорт, виды спорта Физкультура Утренняя зарядка. | Компьютерная презентация Задания для групп «Найдите соответствие» Листы бумаги, ручки Опережающее задание «Спортсмены - победители» | Работа с понятиями. Беседа «Какие виды спорта знают», запись на доске. Задание в группах «Найдите соответствие» Работа в 2-х командах «Командные и индивидуальные виды спорта» - работа по вопросам. Обсуждение результатов. Групповая работа «Составление индивидуального комплекса упражнений на развитие физических качеств: координации движения, выносливости, силы, скорости. Подведение итогов занятия. | |
19/3 | Активный отдых. Дискотека. | Активный отдых, виды | Карточки с текстом о различных танцевальных стилях. Видеозаписи различных танцев. Листы бумаги, ручки | Работа с понятием, обсуждение способов активного отдыха, составление кластера «Активный отдых». Беседа о дискотеке, обсуждение вопроса «Зачем люди ходят на дискотеку?» Опрос «Почему некоторые подростки не танцуют на дискотеке?». Работа в группах «Знакомство с танцевальными стилями» (изучение текстового материала), составление вопросов по тексту. Взаимный обмен ответами групп на вопросы «Угадай танец». Просмотр видеозаписей различных танцев. Подведение итогов занятия. | |
20/4 | Травмы при активном движении. Приемы ПМП. | Травмы, виды (растяжение, ушибы, вывихи, переломы) | Карточки – задания «Проанализируйте ситуацию» Листы бумаги, ручки Бинты, жгут | Работа в группах «Проанализируйте ситуацию» Мастер-класс «Приемы ПМП при травмах двигательной системы». Подведение итогов занятия. | |
21/5 | Закаливание. Виды закаливания процедур. | Закаливание, виды | Компьютерная презентация. Тексты для работы в группах: «Закаливание и иммунитет», «Старинные русские обряды, связанные с закаливанием» и др. | Работа с понятиями, обсуждение вопроса «Что такое закаливание? Его виды и значение». Работа в группах с текстами, использование приема «инсерт». Выступление групп. Обсуждение принципов закаливания. Совместное составление инструкции по основным правилам закаливания. Сравнение выработанных правил закаливания с разработанными специалистами. Подведение итогов занятия. | |
Модуль 5. Ответственность за свою жизнь или курение? | |||||
22/1 | Портрет курильщика. | Отличительные черты курящего человека | Анкета «Портрет курильщика». Листы для анкетирования Карандаши, листы белой бумаги формата А4 | Анкетирование учащихся. Групповая работа по составлению «Портрета курильщика» (рисунок с изображением отрицат. изменений во внешнем облике и в состоянии внутренних органов курящего человека). Обсуждение результатов групповой работы. Д/З. «История табакокурения» | |
23/2 | Как влияет курение на внешность и на состояние внутренних органов человека. (Тема: «Дыхание». 3 урок) | Отрицательное влияние курения на внешний вид, на внутренние органы человека. Факторы опасности для здоровья, связанные с курением. Последствия продолжительного курения | Таблицы «Химический состав табачного дыма», «Концентрация и токсичность веществ, содержащихся в табачном дыме». Компьют презентация «Влияние курения на здоровье» | Выступление с опережающим заданием «История табакокурения». Беседа об отрицательных последствиях курения для здоровья человека; работа с таблицей «Состав табачного дыма»; Игра в группах «Плюсы и минусы» Обсуждение результатов | |
24/3 | Физиологические последствия курения. | Органы дыхательной системы человека. Путь струи воздуха и дыма в органах дыхания при курении. Физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань. Активное и пассивное курение. | Компьют презентация. Таблицы «Химический состав табачного дыма». Самодельная модель Дондерса, сигарета, спички, белая ткань с пятном, образовавшемся при выдохе курильщика Результаты опыта «Действие никотина на прорастание семян гороха». Видеоролик «Курение – главная проблема человечества» | Работа с высказываниями. Игра в командах «Путь табачного дыма по дыхательной системе»; Работа в группах: составление схемы «Что происходит при затяжке сигаретой»; Демонстрация модели Дондерса «Курительная трубка»; обсуждение результатов опыта; Демонстрация результатов опыта «Действие никотина на прорастание семян гороха». Просмотр видеоролика «Курение – главная проблема человечества» | |
25/4 | Антиреклама курения. | Приемы, используемые в рекламе | Компьютерная презентация «Образцы рекламной продукции. Способы убеждения». Компьютерные презентации детей (опережающее задание) «Вред курения» | Знакомство со способами убеждения, используемые в рекламе; Работа с образцами рекламной продукции; обсуждение вопросов; Работа в группах по изучению основных рекламных приемов, составление кластера, выступление групп; Работа в группах по составлению рекламы по предложенному плану: «Реклама отличного здоровья», антиреклама сигарет («Вся правда о курении»). Выступление групп. Просмотр работ детей (опережающее задание) | |
Модуль 9. Твой выбор – твое будущее. | |||||
26/1 | Самоорганизация подростками своего времени. | Самоорганизация своего времени.
| Компьютерная презентация | Беседа педагога о времени; Выполнение упражнений: «Закончите предложения»; «Тестовые ситуации»; обсуждение полученных результатов. | |
27/2 | Как правильно оценить свои возможности? | Успешность Самооценка Способности Продуктивность | Компьютерная презентация | Опрос «Страхи подросткового возраста», беседа, Обсуждение формулы Ричарда Бири, работа с понятиями. Выполнение упражнений: «Подумайте», на анализ ситуации. Работа в группах – задание «Как вести учет времени», обсуждение результатов. Д/З. Задание «Мой день» | |
28/3 | Главные ценности, которые будут определять твою жизнь. | Ценностные ориентиры Категории ценностей: личные, профессиональные, российские, глобальные | Компьютерная презентация Анкетные данные учащихся на начало учебного года Анкета «Жизненные приоритеты» | Работа с понятиями, беседа, индивидуальная работа по составлению списков личных и будущих профессиональных ценностей; анкетирование «Жизненные приоритеты». рейтинг ценностей; сравнение результатов, полученных в начале и в конце учебного года. | |
29/4 | Цели и выбор пути. | Желание Жизненные цели | Компьютерная презентация Алгоритм написания проекта «Как достичь своих целей» Листы формата А4, карандаши | Работа с понятиями, беседа «Возможности достижения своих жизненных ценностей». Групповое написание проектов по теме: «Как достичь своих целей» по алгоритму. Защита проектов. | |
30/5 | Жизнь – это ответственность за свое поведение. | Жизнь, жизненные ценности Факторы риска, связанные со здоровьем, мешающие достижению целей | Список «жизненных целей учащихся». Список рисков. Листы формата А4, карандаши | Работа с понятием «жизнь», «жизненные ценности». Мозговой штурм «Факторы риска, мешающие достижению целей»; работа в группах: составление схемы «Наши действия по снижению факторов риска, мешающие достижению цели (ей)». Обсуждение результатов. | |
31* | Подведение итогов. Диагностика учащихся. | Подведение итогов. Диагностика учащихся. |
Резервное время | ||
№ | Дата | Название мероприятия |
32* | Декабрь, 2016г. | Участие в городском фестивале-конкурсе волонтерских объединений по пропаганде здорового образа жизни «Новое поколение выбирает» |
33* | Январь - февраль, 2017г. | Участие в городском этапе областного конкурса творческих работ среди учащихся по антинаркотической профилактике «Здоровая Россия – это мы!» |
34* | Февраль, 2017г. | Участие в городском этапе областного конкурса на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Здоровые дети – наше будущее!» |
Структура и содержание учебно-методического пособия (2 год обучения)
№ п/п | Модуль: номер, тема | Содержание модуля |
1 | 6. Здоровье и алкоголь. | 1. Место, которое ты хочешь занять в обществе, и вредные зависимости. 2 .Аспекты здоровья. 3. Алкоголь и аспекты здоровья. 4. Влияние наркотиков на здоровье. 5. Алкоголь и организм человека. 6. Наркотики и подросток. 7. Алкоголь и общество. 8. Решения, которые мы принимаем. 9.Ты в борьбе за самого себя. |
2 | 7. Взрослая жизнь – это ответственность. | 1. Готов ли ты любить? Любить, доверять и быть ответственным. 2.Сексуальность: здоровье и опасности. СПИД. 3. Твоя семья в настоящем и в будущем. 4. Общение родителей и детей. |
3 | 8. Ты и природа. | 1. Твое поведение и загрязнение окружающей среды. 2. Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние. 3. Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние (2ч). 4. Пирамида. |
4 | 9. Твой выбор – твое будущее. | 1. Самоорганизация подростками своего времени. 2. Как правильно оценить свои возможности? 3. Главные ценности, которые будут определять твою жизнь. 4. Цели и выбор пути. 5. Жизнь – это ответственность за свое поведение. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Понятия | Оборудование | Формы работы | Дата проведения |
1* | Вводное. Инструктаж по ТБ во время занятий. Входная диагностика. | Анкеты для учащихся | Анкетирование «Жизненные приоритеты». | ||
Модуль 6. Здоровье и алкоголь/ наркотики | |||||
2/1 | Место, которое ты хочешь занять в обществе, и вредные зависимости | Мечта в жизни и препятствия. Алкогольные и неалкогольные напитки. Синдром пива. Алкоголь – фактор риска. Причины, приводящие к употреблению алкоголя. | Анкета «Здоровье и алкоголь» | Беседа - опрос; Индивидуальная работа; Мозговой штурм; Анкетирование; работа в группах; анализ результатов анкетирования | |
3/2 | Аспекты здоровья. | Здоровье, его аспекты: физический, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовный. | Практические задания об эмоциональном аспекте | Работа над понятием, практические задания; Практическая работа. | |
4/3 | Алкоголь и аспекты здоровья | Аспекты здоровья: физический, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовный, социальный. Негативное влияние алкоголя на все аспекты здоровья | Практические задания о физическом аспекте | Повторение аспектов здоровья, Выполнение практических заданий, групповая работа, Написание мини-сценариев или рассказов, обсуждение ситуаций. | |
5/4 | Влияние наркотиков на здоровье. | Духовный аспект здоровья, наркотики – фактор риска | Компьютерная презентация | Работа с понятиями аспектов здоровья, с утверждениями, разбор ситуаций, групповая работа- составление рассказа «как наркотики влияют на здоровье употребляющего их человека и окружающих его людей». | |
6/5 | Алкоголь и организм человека. | Влияние алкоголя на организм человека Системы органов человека Кратковременное и долговременное воздействие алкоголя на организм человека. | Элект таблицы «Системы органов человека» или торс человека. Видеоролик. | Работа с электр таблицами или с торсом человека; Выполнение заданий, работа с текстом методом «Инсерт», групповая работа, создание кластера. Просмотр видеоролика; обсуждение результатов. | |
7/6 | Наркотики и подросток. | Наркотики Образ жизни наркомана Наркотики – фактор риска Действия против наркотиков. | Анкета «Здоровье и наркотики» Видеоролик. | Анкетирование, обсуждение анкеты, работа в группе – создание образа жизни наркомана, индивидуальная работа - прием «Ладошка», ответы на вопросы, их обсуждение. | |
8/7 | Алкоголь и общество. | Алкоголизация Проблемы, связанные с употреблением алкоголя. | Видеоролик Стр. 147. пример кластера. | Просмотр видеоролика, мозговой штурм, работа в группах, создание кластера, обсуждение результатов. | |
9/8 | Решения, которые мы принимаем. | Принятие решения, этапы принятия решений, алгоритм принятия решений | С. 78. алгоритм. С. 147 карточки с заданиями | Работа с понятиями, работа в парах, работа с алгоритмом, групповая работа с карточками по отработке алгоритма, обсуждение результатов. | |
10/9 | Ты в борьбе за самого себя. | Факторы риска, их причины, и способы избегания. Стресс. Позитивные действия. | Работа с понятием, мозговой штурм, групповая работа, соревнование между группами. подведение итогов. | ||
Модуль 7. Взрослая жизнь – это ответственность . | |||||
11/1 | Готов ли ты любить? Любить, доверять и быть ответственным. | Любовь, влюбленность, секс, сексуальность, Женственность, мужественность. Проблемы ранних половых отношений. ВИЧ/ СПИД. | Компьютерная презентация | Работа с понятиями, обсуждение, беседа, (отрывки из фильмов), работа в группах, обсуждение вопросов, проблем. подведение итогов. | |
12/2 | Сексуальность: здоровье и опасности. СПИД. | ВИЧ/ СПИД.: пути передачи вируса, меры по предупреждению заражения | Компьютерная презентация | Рассказ учителя, групповая работа, работа пол формированию понятия, подведение итогов. | |
13/3* | Твоя семья в настоящем и в будущем. | Любовь, семья, семейное счастье, его показатели, главные человеческие качества для семьи. | Компьютерная презентация | Работа с понятиями, с пословицами, притчами, индивидуальная, групповая работа, обсуждение, заполнение таблицы. подведение итогов. | |
14/4 | Общение родителей и детей | Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные проблемы. Семейные правила для ребенка. Чувства, эмоции, ощущения, эмпатия. | Тест Рокича М. «Ценностные ориентации» Упражнения «Семейные правила», «Семейные правила для ребенка». | Беседа, обсуждение вопросов, анализ ситуаций, проблем, работа в группах, подведение итогов. | |
15/5 | Анкетирование «Оценка здоровья» | Анкеты | |||
Модуль 8*. Ты и природа | |||||
16/1 | Твое поведение и загрязнение окружающей среды. | Окружающая среда Загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) | |||
17/2 | Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние | Окружающая среда Нужные и ненужные вещи Природные ресурсы | |||
18/3 | Окружающая среда и твоя ответственность за ее состояние (продолжение) | Окружающая среда Электроэнергия, ее источники | |||
19/4 | Пирамида. | Дом, школа, город, страна, континент, планета. Ответственность и поступки человека. | |||
20/5* | Экологическая игра «Хранители природы» | Настольная игра, презентация | |||
21/1 | Главные ценности, которые будут определять твою жизнь. | Ценностные ориентиры Категории ценностей: личные, профессиональные, российские, глобальные | Компьютерная презентация Анкетные данные учащихся на начало учебного года Анкета «Жизненные приоритеты» | Работа с понятиями, беседа, индивидуальная работа по составлению списков личных и будущих профессиональных ценностей; анкетирование «Жизненные приоритеты». рейтинг ценностей; сравнение результатов, полученных в начале и в конце учебного года. | |
22/2 | Цели и выбор пути. | Желание Жизненные цели | Компьютерная презентация Алгоритм написания проекта «Как достичь своих целей» Листы формата А4, карандаши | Работа с понятиями, беседа «Возможности достижения своих жизненных ценностей». Групповое написание проектов по теме: «Как достичь своих целей» по алгоритму. Защита проектов. | |
23/3 | Жизнь – это ответственность за свое поведение. | Жизнь, жизненные ценности Факторы риска, связанные со здоровьем, мешающие достижению целей | Список «жизненных целей учащихся». Список рисков. Листы формата А4, карандаши | Работа с понятием «жизнь», «жизненные ценности». Мозговой штурм «Факторы риска, мешающие достижению целей»; работа в группах: составление схемы «Наши действия по снижению факторов риска, мешающие достижению цели (ей)». Обсуждение результатов. | |
24/4 | Подведение итогов. Диагностика учащихся. | «Личностный рост школьников» (Степанов П.В.) «Какой у нас коллектив» диагностика уровня развития детского коолектива Лутошкина А.Н. | Подведение итогов. Диагностика учащихся. |
Резервное время -10 ч*(участие в городских мероприятиях по ЗОЖ – Сборник положений городских мероприятий Ассоциации волонтерских объединений образовательных организаций города Дзержинска № 10, 2017-2018 ).
п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Городская акция «За здоровье и безопасность наших детей» - Акция в рамках Всемирного дня отказа от курения (16.11.2017). - Всемирный день борьбы со СПИДОМ ) (01.12.2017). | ноябрь- декабрь (до 15.12.) |
2 | Городская конференция для учащихся «Учимся быть здоровыми» | 05.12. 2017 |
3 | Городской этап областного смотра- конкурса добровольческих инициатив «Волонтером быть здорово!» | до 15.01.2018 |
4 | Городской марафон «За здоровый образ жизни» | 01.03-07.04.2018 |
5 | Городской этап реализации регионального общественно-направленного проекта «Радуга добрых дел» | март-апрель, 2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеклассной работе (система классных часов) «Формула правильного питания»
Рабочая программа «Формула правильного питания» составлена в соответствии с требованиями Программы «Разговор о правильном питании» часть 3 «Формула правильного питания», разработанн...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.- пояснительная записка- планируемые личностные, метапредметные и п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков» создана на основе собственного читательского опыта. Содержание программы протестирован...