Творческие поиски в музыкальном воспитании учащихся
статья

Хоснетдинова Гузель Минхадыевна

краткий рассказ о достижении творческих  успехов при работе с детьми со средними вокальными данными в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.odt17.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит -это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский 1914 г.

                         

               Творческие поиски в музыкальном воспитании учащихся

Начала свою трудовую деятельность в педагогическом училище в качестве преподавателя индивидуального обучения музыки. Ко мне на урок приходили будущие воспитатели детских садов, так началась моя многолетняя деятельность в сфере образования и воспитания детей. Далее свою работу продолжила  средней школе и вела кружковую работу по пению. Я неплохо владею инструментом -фортепиано и учащиеся в те годы пели под живую музыку. Но время вносило новшества, появились синтезаторы и такие понятия как «минусовка». Один инструмент мог заменить целый оркестр, что давало новые возможности для творческого роста при занятиях с детьми…..

            Вот уже 20 лет я работаю педагогом дополнительного образования в центре детского творчество и последние 10 лет веду творческое объединение   на базе начальной школы с дошкольной группой. В дошкольной группе  я работаю музыкальным руководителем. В 5 группах детского сада с ранних лет детям прививаю любовь к музыке и готовлю их для дальнейшего обучения в объединении «Звездное детство». В результате данной преемственности обучаю детей от 6  до  11 лет. Работа в дошкольной  группе и школе имеют как сходства, так и различия. А именно: в раннем дошкольном возрасте не ставлю задачи для чистого интонирования, хотя радуюсь самородкам, но в дополнительном образовании чистое интонирование для меня одна  из основных задач в обучении. С  детьми всех возрастов на занятиях я использую такие виды деятельности как - марш, беседа, прослушивание музыки, вокально - тренировочные упражнения и разучивание песни. В дошкольном возрасте провожу музыкальную игру, развлечения.

          В мире конкуренции приходится «соперничать» с такими учебными заведениями куда принимают при наличии музыкального слуха, ритма и голоса. Но в дополнительном образовании я осуществляю  педагогическую деятельность, не только с теми у кого ярко выражены  музыкальные способности, но и со всеми желающими. Если обучающийся имеет средние данные, но имеет большое желание заниматься песенным творчеством, его трудолюбие и терпение, поможет добиться неплохих результатов. Из моей многолетней практики я хочу выделить самые сложные моменты в работе с детьми, начинающими заниматься песенным творчеством. Это отсутствие чистой интонации,  дикции и чувства ритма.

Развитие творчества обучающихся  сольному пению, пению ансамблем и т.д. предпологает разработку и реализацию специальных программ . Для наиболее успешного воплощения поставленных учебно-воспитательных задач в программе я предусматриваю следующие виды занятий:

  • освоение основ  музыкальной грамоты ;
  • пение учебно-тренировочного материала - вокализы из сборников, сольфеджио для начинающих;
  • работа над артикуляцией и дикцией ;
  • работа над вокально- интонационными навыками;
  • вокализация гласных;
  • работа над дыханием;
  • прослушиваниеи аудио и видео материала;
  • работа над звуком в песне;
  • использование техники пения вокализов в кокретных частях песни;
  • работа над выразительностью и эмоциональной составляющей песни - работа над звуком;

В программный репертуар я включаю разнохарактерные произведения по исполнительской сложности, разучиваю композиторские и народные песни на русском и татарском языках. Песенный материал подбираю с учетом возраста обучающихся и усложняю в процессе его физиологического и творческого роста. В процессе выступления на концертах у юных певцов наблюдаю развитие коммуникативных, лидерских и других личностных качеств, способствующие дальнейшей социальной адаптации. В обучении детей я предусматриваю личную заинтересованность обучающихся и их родителей, развиваю их творческое мышление, прививаю стремление к приобретению новой информации. Я использую соответствующие источники-это интернет ресурс и другие инновационные технологии. Поощряю самостоятельность и инициативу, способствую развитию их творческого мышления, помогаю войти в мир песен. Прививаю любовь к родине через патриотические песни. Создаю возможность обучающимся почувствовать себя способным выступать в роли певца, независимо от того станут ли они профессиональными певцами. Обучаю профессиональному мастерству, чтобы песня стала неотъемлемой частью их жизни.

В своем объединении  я использую следующие формы обучения:

  • индивидуальное обучение,  обучение в малых группах;
  • работа в творческом проекте;
  • мастер-классы;
  • участие в творческих конкурсах, фестивалях, тематических концертах,;
  • работа с родителями;
  • поддержка, поощрение детей через участие в районных, республиканских конкурсах ,  ТВ, радио и т.д.
  • запись песен в профессиональных  студиях  

Большое значение в воспитании детей в дополнительном образовании имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников. При разучивании песни всегда хочется увидеть его конечный результат, его исполнение на сцене. На протяжении многих лет мы выступаем на всех календарно-тематических праздниках. В последней декаде августа мы разучиваем песни о школе, песни на первое сентября для  выступлений на «Дне знаний». Вслед за этим праздником мы готовимся к празднику - «День учителя», где исполняем песни о школе, учителях. Выступаем в школе, в Центре детского творчества и в районном доме культуры. Золотую осень мы приветствуем песнями об осени, об урожае, о прошедшем лете на праздниках в дошкольной группе и в школе. На торжественном мероприятии, посвященной празднику «День матери» мы поем песни о маме. На новогодних мероприятиях в школе и детском саду мы участвуем с песнями о зиме, о Новом годе. После зимних каникул активно готовимся ко Дню Защитника  Отечества и весеннему празднику 8 Марта. В зале школы собираются на концерт родители, бабушки, дедушки, где выступаем с детьми. На празднике поэта, в апреле,  мы участвуем с песнями о Г. Тукае, где звучат татарские народные песни. Конец учебного года завершается выступлением на последнем звонке всех детей участников объединения «Звездное детство». Итог учебного года подводится выступлением в ЦДТ на отчетном концерте. В летний период с детьми проводим «Сабантуй» с концертными номерами на пришкольном лагере. Между календарно- тематическими праздниками принимаем активное участие на фестивалях и конкурсах разного уровня. И так из-года в год…

В мире информационных технологий, интернета трудно  заинтересовать ребенка посещать дополнительные музыкальные занятия. Мне удалось заинтересовать детей инновационными решениями, найти современный подход и в результате долгих творческих поисков я осуществила и реализовала свои и детские «амбиции»:  

- Удалось осуществить выпуск премьерного лицензионного МР3 альбома  «Дуслык бәйрәме» на музыку композитора и аранжировщика Вадима Усманова и стихи известной поэтессы Резеды Валеевой, а также нашей землячки поэтессы Алсу Нажми в исполнении участников объединения «Звездное детство», где представлены 30 песен и 30 минусовых фонограмм. Песни разнообразные по тематике, качественные аранжировки. Ряд песен можно разучивать с дошкольниками («Дәу әнигә барабыз», «Без үрдәкләр», «Без жиләләр», «Песи зары», «Курчак зары»), а так же для школьного -подросткового возраста («Балачак гөлләре», «Жырчы буласым килә», «Мин шофер», «Замана баласы», «Бүген безнең ял көне», «Тукайлы ил Татарстан», «Илгә кайтты Исхакый»). Много песен посвящено мамам. Тема национального праздника сабантуй представлена песней «Бәген бездә Сабантуй» которая передает веселое, мажорное, праздничное настроение. Есть песни посвященные родному краю «Алексеевское полотенце», «Биляр ягы, Чулман ягы». Песня «Ана догасы» (Молитва матери) раскрывает образ любящей матери, которая молится о счастье своих детей. Эта песня записана в моем исполнении для примера детям. Завершается альбом песней «Бәйрәм бүген»- веселым праздничным настроением. Эти песни достойны музыкальных конкурсов, фестивалей, концертов. А самое главное - это небольшой вклад учащихся объединения «Звездное детство» для развития татарского детского песенного творчества, которая служит примером, стимулом для всех детей, увлеченных песней.

- Участие исполнителей из объединения «Звездное детство» в записи детских передач на телевидении

- Участие  и получение призовых мест на международных и республиканских вокальных  конкурсах ярких исполнителей из объединения

-Активное участие в районных, республиканских конкурсах , торжественных мероприятиях

- Собственное участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов-музыкантов

заслуженный работник культуры РТ

педагог дополнительного образования

Алексеевского центра детского творчества

Г. Хоснетдинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ

В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

Программа музыкального воспитания учащихся

        Программа вокального коллектива "До - ми - солька"...

Проект «Устный журнал» как творческая форма организации патриотического воспитания учащихся в ОДОД

Проект «Устный журнал» дает возможность для творческого эксперимента каждому, способствует получению знаний и умений как связанных с материалом школьной программы, так и выходящих далеко з...

О некоторых аспектах содержания технического развития учащихся- пианистов в старших классах музыкальной школы и поиске способов формирования у учащихся необходимых элементов пианистической техники.

Работа  над учебным  материалом это  неизбежно  работа  над развитием  техники ученика. Работа  над техникой  ставилась  во главу  угла  в ...

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву...