Нетрадиционные формы и методы на занятии в учреждении дополнительного образования детей
методическая разработка
Методическая разработка расширяет представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей, трансформирует традиционные формы в новые современные инновационные конструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netrad.zanyatiya_v_dop.obrazovanii.docx | 28.2 КБ |
netraditsionnye_formy_zanyatiy.pptx | 550.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Л.В.,
Методист организационно-методического отдела МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества»
Методическая учёба для участников проекта
«Школа молодого педагога»
«Нетрадиционные формы и методы на занятии в учреждении дополнительного образования детей»
Чтобы полноценно усваивать знания,
нужно поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
Известный русский методист В.Я. Стоюнин: «Достоинство преподавания каждого предмета зависит как от личности преподавателя, так и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы они ни казались ему основательными и разумными».
ХХХ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам вместе со мной расширить представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей и попытаться разработать новые современные инновационные конструкции занятий, которая обязательно вызовут интерес у ваших подопечных.
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики во многом зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно. «Всё течёт, всё изменяется» - говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся мы и дети, которые приходят к нам на занятия. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свои методы преподавания, изучать и включать в образовательный процесс новые техники. Только в этом случае обучение в вашем детском объединении будет детям интересно, а значит и востребовано.
- Скажите, какие формы организации работы на занятия вы знаете?
– Фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
- А какие формы проведения занятия?
– Лекция, беседа, экскурсия и т.д.
Вы правильно разграничили понятия. Действительно формы проведения занятий в учреждении дополнительного образования в отличие от школы не имеют рамок. Здесь мы можем свободно проводить эксперименты, творить играя, используя всю свою фантазию (но! учитывая возрастные особенности детей и психолого-педагогическую этику). И сегодня я хотела бы рассказать вам именно о таких нетрадиционных формах проведения занятий.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей, основывающиеся на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх, чаще всего используют молодые преподаватели. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными, ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Отличие нетрадиционного занятия от традиционного:
- по структуре,
- по организации деятельности обучающихся;
- по использованию средств обучения;
- характер взаимоотношений педагога и обучающегося.
Мастер-класс – это одна из наиболее эффективных форм интерактивного занятия, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Во время его проведения педагог обменивается опытом со слушателями, а ученики активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.
Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:
вступительная часть;
демонстрация опыта;
анализ наиболее важных моментов;
заключение.
Форма контроля – ученик предоставляет выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.
Эту же форму можно немного трансформировать и в качестве «мастера» пригласить выступить ученика, выполняющего тот или иной элемент лучше других и расширившего представление о теме самостоятельно. Также в качестве «эксперта» могут выступить и родители обучающихся.
Интересна форма «мастер-класс по обмену», когда педагоги одного направления приглашают к себе на занятия ребят, занимающихся другим видом деятельности. Например, мастер-класс для обучающихся экологического объединения от педагога «Эстетики быта» - «Весенние цветы в технике «квиллинг».
Занятие-сказка – интересная форма для ребят младшего школьного возраста. Но при разработке такого занятия необходимо учитывать новые веяния молодежной культуры. Игровая концепция занятия «По следам Гарри Потера» или «Подарок для Лунтика» - в стиле популярных среди ребят мультипликационных или художественных детских фильмов будет встречена на «Ура!», в отличие от приключений Незнайки/Знайки в стране рукоделия.
Занятие-фантазию можно успешно применить при закреплении изученного материала. Педагог озвучивает тему встречи, вызывает у ребят связанные с ней ассоциации, и предлагает с помощью изученных раннее методик, техник воплотить ее в жизнь. (ИЗО – графика/акварель – «Весна» - ассоциации, репродукции – полёт фантазии; Ориентир – метод «Надо-Могу-Хочу» разработать любое мероприятие).
Занятие с использованием кейсов. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс-технологию относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Это метод, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и ученика!
Он может быть использован и с целью соотнесения теоретических и практических знаний, усвоения новой информации, для создания авторского продукта (проекта), повышение уровня коммуникативных навыков (т.к. работа идет в малых группах по 4-6 человек) или появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
Метод кейса: 1. Проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы. 2. предложить возможные решения, выбрать лучшие из них.
Требования к содержанию кейса
1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2. Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Действия педагога в кейс – технологии | Работа обучающегося с кейсом |
1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем. | 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. |
Занятие-ток-шоу – это занятие на котором либо полностью, либо частично заимствуются правила популярных тв-шоу-программ: «Танцы», «Голос», «квн», «своя игра», «где логика», «звездный час», «Как стать миллионером (дизайнером, танцором, волонтером), ЧГК, «Умники и Умницы».
Задание: Подумайте, и предложите свои варианты трансформации ток-шоу в занятие по теме, например, добровольчество и др. по вашему выбору.
Квест-игра
Сотовый телефон (гаджеты), наушники (услышь песню и покажи)
Ю-туб канал (рукоделие) – занятие-съемка мастер-класса от учеников, публикация – челлендж.
В качестве эпилога
Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов «Учитель должен создать такую атмосферу в аудитории, при которой невозможно не усвоить полученный материал».
Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс
Сравнение традиционного и нетрадиционного занятия ТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Учитель-Ученик Активны лидеры Социально-ожидаемое мнение Педагог – «носитель истины» Учебное пространство – внимание на педагога. НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Ученик- ученик Активны все обучающиеся Личное мнение Самостоятельные выводы обучающихся Учебное пространство (внимание друг на друга) 3
Структура мастер-класса: - вступительная часть; - демонстрация опыта; - анализ важных моментов; - заключение.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ 5
Кейс-технология – от лат. «казус» - необычный, запутанный случай; - от англ. « case » - портфель, чемоданчик. 6
Метод кейса 7 Проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы; Предложить возможные решения, выбрать лучшее из них.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ 8 Действия педагога 1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; 7) оценивание обучающихся педагогом . Работа обучающегося 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для « мозгового штурма » ; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
«Педагог должен создать такую атмосферу в аудитории, при которой невозможно не усвоить полученный материал » В . Ф. Шаталов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.
Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....
Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"
Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...
«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление о...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...
Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...