Нетрадиционные формы и методы на занятии в учреждении дополнительного образования детей
методическая разработка

Алексеева Людмила Владимировна

Методическая разработка расширяет представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей, трансформирует традиционные формы в новые современные инновационные конструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.zanyatiya_v_dop.obrazovanii.docx28.2 КБ
Файл netraditsionnye_formy_zanyatiy.pptx550.93 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Л.В.,

Методист организационно-методического отдела МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества»

Методическая учёба для участников проекта

«Школа молодого педагога»

«Нетрадиционные формы и методы на занятии в учреждении дополнительного образования детей»

Чтобы полноценно усваивать знания,

нужно поглощать их с аппетитом.  

Анатоль Франс

Известный русский методист В.Я. Стоюнин: «Достоинство преподавания каждого предмета зависит как от личности преподавателя, так и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы они ни казались ему основательными и разумными».

ХХХ

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам вместе со мной расширить представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей и попытаться разработать новые современные инновационные конструкции занятий, которая обязательно вызовут интерес у ваших подопечных.

        Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики во многом зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно. «Всё течёт, всё изменяется» - говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся мы и дети, которые приходят к нам на занятия. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свои методы преподавания, изучать и включать в образовательный процесс новые техники. Только в этом случае обучение в вашем детском объединении будет детям интересно, а значит и востребовано.

        

- Скажите, какие формы организации работы на занятия вы знаете?

– Фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

- А какие формы проведения занятия?

 – Лекция, беседа, экскурсия и т.д.

        Вы правильно разграничили понятия. Действительно формы проведения занятий в учреждении дополнительного образования в отличие от школы не имеют рамок. Здесь мы можем свободно проводить эксперименты, творить играя, используя всю свою фантазию (но! учитывая возрастные особенности детей и психолого-педагогическую этику). И сегодня я хотела бы рассказать вам именно о таких нетрадиционных формах проведения занятий.

        Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей, основывающиеся на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх, чаще всего используют молодые преподаватели. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными, ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

        Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Отличие нетрадиционного занятия от традиционного:

- по структуре,

- по организации деятельности обучающихся;

- по использованию средств обучения;

- характер взаимоотношений педагога и обучающегося.

Мастер-класс – это одна из наиболее эффективных форм интерактивного занятия, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Во время его проведения педагог обменивается опытом со слушателями, а ученики активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.

Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:

вступительная часть;

демонстрация опыта;

анализ наиболее важных моментов;

заключение. 

Форма контроля – ученик предоставляет выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.

Эту же форму можно немного трансформировать и в качестве «мастера» пригласить выступить ученика, выполняющего тот или иной элемент лучше других и расширившего представление о теме самостоятельно. Также в качестве «эксперта» могут выступить и родители обучающихся.

Интересна форма «мастер-класс по обмену», когда педагоги одного направления приглашают к себе на занятия ребят, занимающихся другим видом деятельности. Например, мастер-класс для обучающихся экологического объединения от педагога «Эстетики быта» - «Весенние цветы в технике «квиллинг».

Занятие-сказка – интересная форма для ребят младшего школьного возраста. Но при разработке такого занятия необходимо учитывать новые веяния молодежной  культуры. Игровая концепция занятия «По следам Гарри Потера» или «Подарок для Лунтика»  - в стиле популярных среди ребят мультипликационных или художественных детских фильмов будет встречена на «Ура!», в отличие от приключений Незнайки/Знайки в стране рукоделия.

Занятие-фантазию можно успешно применить при закреплении изученного материала. Педагог озвучивает тему встречи, вызывает у ребят связанные с ней ассоциации, и предлагает с помощью изученных раннее методик, техник воплотить ее в жизнь. (ИЗО – графика/акварель – «Весна» - ассоциации, репродукции – полёт фантазии; Ориентир – метод «Надо-Могу-Хочу» разработать любое мероприятие).

Занятие с использованием кейсов. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс-технологию относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Это метод, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

        Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и ученика!

Он может быть использован и с целью соотнесения теоретических и практических знаний, усвоения новой информации, для создания авторского продукта (проекта), повышение уровня коммуникативных навыков (т.к. работа идет в малых группах по 4-6 человек) или появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Метод кейса: 1. Проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы. 2. предложить возможные решения, выбрать лучшие из них.

Требования к содержанию кейса

1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2. Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Действия педагога

в кейс – технологии

Работа обучающегося с кейсом

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Занятие-ток-шоу – это занятие на котором либо полностью, либо частично заимствуются правила популярных тв-шоу-программ: «Танцы», «Голос», «квн», «своя игра», «где логика», «звездный час», «Как стать миллионером (дизайнером, танцором, волонтером), ЧГК, «Умники и Умницы».

Задание: Подумайте, и предложите свои варианты трансформации ток-шоу в занятие по теме, например, добровольчество и др. по вашему выбору.

Квест-игра

Сотовый телефон (гаджеты), наушники (услышь песню и покажи)

Ю-туб канал (рукоделие) – занятие-съемка мастер-класса от учеников, публикация – челлендж.

В качестве эпилога

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов «Учитель должен создать такую атмосферу в аудитории, при которой невозможно не усвоить полученный материал».

Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА. Нетрадиционные формы занятий

Слайд 2

Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс

Слайд 3

Сравнение традиционного и нетрадиционного занятия ТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Учитель-Ученик Активны лидеры Социально-ожидаемое мнение Педагог – «носитель истины» Учебное пространство – внимание на педагога. НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Ученик- ученик Активны все обучающиеся Личное мнение Самостоятельные выводы обучающихся Учебное пространство (внимание друг на друга) 3

Слайд 4

Структура мастер-класса: - вступительная часть; - демонстрация опыта; - анализ важных моментов; - заключение.

Слайд 5

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ 5

Слайд 6

Кейс-технология – от лат. «казус» - необычный, запутанный случай; - от англ. « case » - портфель, чемоданчик. 6

Слайд 7

Метод кейса 7 Проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы; Предложить возможные решения, выбрать лучшее из них.

Слайд 8

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ 8 Действия педагога 1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; 7) оценивание обучающихся педагогом . Работа обучающегося 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для « мозгового штурма » ; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Слайд 10

«Педагог должен создать такую атмосферу в аудитории, при которой невозможно не усвоить полученный материал » В . Ф. Шаталов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление о...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...