ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ"
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс)
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ | 147.38 КБ |
programma_do_shkolnyy_muzey.rar | 147.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные признаки и принципы музейной экскурсии
В современных условиях музей как социокультурный институт строит свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Основная функция музеев заключается в собирании, хранении и пополнении коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей, что возможно только посредством проведения качественных организационных мероприятий. Основная форма его работы – подготовка и проведение экскурсий. Известный ученый Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении. Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений Музейная экскурсия всегда привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории. В ней сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов, которым псвящена экскурсия [6, С. 84].
Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации, предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода. Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Основными признаками являются следующие
а) Протяженность по времени проведения (в зависимости от вида экскурсии). б) Наличие экскурсантов. в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. г) Наглядность, зрительное восприятие. д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки - у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Правдивость. Связь теории с практикой. Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.
Таким образом, музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.
Классификация музейных экскурсий
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами.
Каждая классификационная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящее время музейные экскурсии разделяют а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические); б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов. в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин); г) по месту проведения и объектам показа различают: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории; комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов); д) по форме проведения различают: экскурсия-лекция,
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений
экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
обзорная экскурсия, экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации, экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой т го или иного учебного заведения, учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников, показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д., рекламная экскурсия, экскурсия-демонстрация.
Возможны и иные классификации экскурсий. Например, в городе Тюмени, как и во многих других городах России, на протяжении многих лет успешно внедряется идея «музейных ночей» (ил как она называется «Ночь музеев») – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Почти 2000 музеев открывают свои двери на всю ночь один раз в год.
Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.
Особенности проведения музйной экскурсии.
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей
- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;- отбор правил техники ведения экскурсии.Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала – тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.
В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте – одна из отличительных черт экскурсии в музее. При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в и т.д.
Предварительный просмотр:
Основные признаки и принципы музейной экскурсии
В современных условиях музей как социокультурный институт строит свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Основная функция музеев заключается в собирании, хранении и пополнении коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей, что возможно только посредством проведения качественных организационных мероприятий. Основная форма его работы – подготовка и проведение экскурсий. Известный ученый Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении. Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений Музейная экскурсия всегда привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории. В ней сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов, которым псвящена экскурсия [6, С. 84].
Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации, предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода. Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Основными признаками являются следующие
а) Протяженность по времени проведения (в зависимости от вида экскурсии). б) Наличие экскурсантов. в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. г) Наглядность, зрительное восприятие. д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки - у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Правдивость. Связь теории с практикой. Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.
Таким образом, музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.
Классификация музейных экскурсий
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами.
Каждая классификационная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящее время музейные экскурсии разделяют а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические); б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов. в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин); г) по месту проведения и объектам показа различают: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории; комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов); д) по форме проведения различают: экскурсия-лекция,
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений
экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
обзорная экскурсия, экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации, экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой т го или иного учебного заведения, учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников, показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д., рекламная экскурсия, экскурсия-демонстрация.
Возможны и иные классификации экскурсий. Например, в городе Тюмени, как и во многих других городах России, на протяжении многих лет успешно внедряется идея «музейных ночей» (ил как она называется «Ночь музеев») – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Почти 2000 музеев открывают свои двери на всю ночь один раз в год.
Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.
Особенности проведения музйной экскурсии.
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей
- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;- отбор правил техники ведения экскурсии.Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала – тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.
В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте – одна из отличительных черт экскурсии в музее. При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...
Программа дополнительного образования "Школьный краеведческий музей"
Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование в...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный музей"
Дополнительное образование...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный музей"
2014-2015 гг....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "МУЗЕЙ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ!
Содержание программы имеет культурологическую направленность с элементами научно-технической направленности и соответствует образовательной концепции Московского городского Дворца детского (юнош...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Школьный музей»
Образовательная программа "Школьный музей " определяет основные направления деятельности школьного историко-краеведческого музея ГБОУ Школы №2083.Может быть использована во внеурочной деятел...
Рабочая программа дополнительно образования "МУЗЕЙ"
Наверное, каждый родитель задаётся вопросом, зачем отдавать моего ребёнка на то или иное детское объединение? что он сможет вынести из него? Какие навыки и знания получит?Главная цель нашей музейной д...