Рабочая программа дополнительно образования "МУЗЕЙ"
рабочая программа по краеведению
Наверное, каждый родитель задаётся вопросом, зачем отдавать моего ребёнка на то или иное детское объединение? что он сможет вынести из него? Какие навыки и знания получит?
Главная цель нашей музейной деятельности — это воспитание чувства сопричастности за сохранение прошлого и настоящего нашей Родины. Однако это далеко не единственное преимущество, получаемое учеником в ходу музейной деятельности. Благодаря труду в музее наши ученики получают: Укреплённую связь между образовательными учреждениями и учреждениями культуры., навыки восстановления истории малой родины, будь то история семьи, организации, отдельного выпускника, класса или педагога. Дети научаться создавать маленькие частички исторического материала, из которого потом складывается история в её самом широком понимании. Обучатся музейно- краеведческой деятельности, в процессе выполнения которой неизбежно научатся коллективной работе, научаться выбирать и критиковать своих лидеров (работа музейного совета), аргументированно дискутировать и руководить своим участком работы, так как лидер музейного совета избирается на каждую четверть, практически каждый из участников кружка побывает в роли руководителя небольшой организации. Особенно полезно участие в музейной деятельности тем ученикам, кто хочет связать свою жизнь с силовыми структурами, так как при поступлении в учебные учреждения, занимающиеся подобным профилем, обязательны экзамены как по истории, так и по обществознанию, а что поможет ученики успешно сдать экзамен как не углубленные военно-исторические изыскания, проводившиеся на практике, а не полученные в результате простого заучивания пустых текстов, ведь опыт проученный на практике, гораздо эффективнее того, что взят от других. Так давайте же подытожим все преимущества музейного дела:
- Практическая работа на местности, среди жителей посёлка.
- Учебные экскурсии вне музея.
- Уроки в музее, встречи, сборы, собрания.
- Экскурсии в музее.
- Уроки мужества, акции.
- Изучение исторических событий.
- Коллективная деятельность.
- Работа как с историческим материалом, так и с сопутствующей документацией, в том числе её составление.
- Углубленные знания по истории и обществознанию, преимущество при поступлении.
- Воспитание патриота как своей малой Родины, так и Отечества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительно образования "МУЗЕЙ" | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Бадарминская Средняя Общеобразовательная
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «Бадарминская СОШ» _____________Н.Н. Шевкунова Пр № _____ «_____» _________ 2021 г. |
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Школьный музей»
Возраст обучающихся: 10-18 лет Срок реализации: 2 года Составитель: учитель истории и обществознания Мартыненко Александр Михайлович |
п. Бадарминск
2021-2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Школьный музей» разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, Конвенцией по правам ребенка, программой развития МОУ «Бадарминская СОШ» образовательной программой дополнительного образования МОУ «Бадарминская СОШ», учебным планом дополнительного образования МОУ «Бадарминская СОШ». Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира – нравственности и патриотизма.
Актуальность данной программы видится в том, что у человека, живущего в крупном индустриальном центре, утрачивается сознание уникальности места, где он живёт, утрачиваются связи с культурой региона, с историей своего района, школы, семьи.
Выявленная проблема и направление работы МОУ «Бадарминская СОШ» определяют осуществление задач музейной педагогики в образовательном учреждении.
В связи с этим перед педагогом дополнительного образования «музей» возникает цель: развивать и углублять знания по истории и краеведению, на конкретном материале, воспитывать гражданско-патриотические чувства и убеждения. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
- изучение практического опыат специалистов, работающих по данному курсу;
- спроектировать деятельность воспитанников по осуществлению работы музея в направлении гражданского воспитания обучающихся, описать и определить условия её реализации.
В результате осуществления деятельности кружка «Школьный музей» будет созданы условия музея, цель которых: создать условия для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за неё, высокой культурой, социально-гуманитарной направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.
Структура программы
Программа курса рассчитана на один год обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 и часу. Часы академические по 40 минут. Общее количество часов 60 в год. Программа курса включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части представлены основные виды и формы деятельности школьного музея. В практической части представлены творческие занятия, практика проведения экскурсий. В занятиях с учащимися акцентируется внимание на историю семьи, школы, района, города и страны. Возраст учащихся 10-18 лет. Вид программы модифицированная.
Основания для прекращения образовательных услуг
1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.
Тематический план (60 часов).
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Из них | |
теории | практики | |||
1. | Музей - хранитель наследия веков | 40 | 20 | 20 |
2. | Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы | 23 | 10 | 13 |
3. | Основы туристско - экспедиционной работы | 25 | 10 | 15 |
4. | Школа экскурсовода | 48 | 28 | 20 |
ИТОГО: | 136 | 68 | 68 |
Содержание курса
Материал программы состоит из четырёх разделов.
- «Музей - хранитель наследия веков» (40 ч.). Музей в школе - хранитель памяти. Фонды школьного музея. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Музейная экспозиция. Приемы оформления сменной экспозиции. Сбор и обработка воспоминаний.
- «Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы» (10 ч.) Семья. Семейные архивы. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение. Проект экспозиции, посвященной истории школы.
- «Основы туристско - экспедиционной работы» (10) Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций. Туристское снаряжение и уход за ним. Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе. Правила организации и проведения похода, экспедиции.
Методы и формы обучения
Методы: словестные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Формы: экскурсия, беседа, лекция, практическое занятие, семинар, выставка, викторина, игра, путешествие, творческий отчёт, праздник, встреча с интересными людьми, мастерская, консультация, научная конференция.
Ожидаемые результаты реализации программы «Школьный музей»
В конце обучения по программе занимающиеся приобретут необходимые теоретические знания и умения:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Планируемые результаты реализации программы «Школьный музей»
- Результатом выполнения программы для учащихся является создание в музее раздела о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках.
- Изучение практического опыта специалистов, работающих по данному курсу.
- Воспитание активной гражданско-патриотической позиции, в любви к истории родной школы;
- Формирование духовно-нравственных-ориентиров у детей.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для педагога:
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ Книга для учителя- М., 1994.
- Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
- Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
- Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003.
- Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.
- Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
- Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
- Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. – 1997, № 6.
- Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1996, № 1.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001
- Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
- Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
Тема 1. Музей - хранитель наследия веков | 40 | |
1 | Знакомство со школьным музеем. Правила поведения в музее. | 2 |
2 | Основы музейного дела | 2 |
3 | Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу» | 2 |
4 | Функции школьного музея | 2 |
5 | Основные экспозиции школьного музея «Этнограф» | 2 |
6 | Структура и состав собрания школьного музея | 2 |
7 | Организация учета фондов школьного музея | 2 |
8 | Реставрация музейных предметов | 2 |
9 | Сущность понятия «домашний музей» | 2 |
10 | Игра-практикум «Музей у нас дома» | 2 |
11 | Экспонат - памятник материальной культуры | 2 |
12 | Понятие об атрибуции музейных предметов | 1 |
13 | Игра «Вещь в пространстве музея» | 2 |
14 | Экспозиционные материалы | 2 |
15 | Экспозиция в школьном музее. | 2 |
16 | Создание экспозиции «Русская изба» | 1 |
17 | Тексты в музейной экспозиции, их назначение | 2 |
18 | Классификация экспозиций | 2 |
19 | Планирование проекта сменной экспозиции. | 2 |
20 | Правила сбора и обработки воспоминаний. | 2 |
21 | Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников. | 1 |
22 | Обработка анкет информаторов | 1 |
Тема 2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы | 23 | |
23 | Понятие семьи. История семьи. | 2 |
24 | Биографии членов семьи, рода | 2 |
25 | Дом – портрет эпохи | 2 |
26 | Составление генеалогического древа семьи | 2 |
27 | Школа в которой я учусь | 2 |
28 | Составление плана-схемы микрорайона школы | 2 |
29 | История моей школы | 2 |
30 | Выпускники школы, их след в истории края. | 2 |
31 | Школьный музей и архив | 3 |
32 | Источники по истории школы в районных, городских, областных и архивах. | 2 |
33 | Интервью у учителей школы | 2 |
Тема 3. Основы туристско-экспедиционной работы | 25 | |
37 | Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции | 2 |
38 | Игры на темы: «Что делать в случае ... | 2 |
39 | Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. | 3 |
40 | Охрана природы на туристской прогулке, экскурсии, в походе, экспедиции. | 2 |
41 | Туристская прогулка | 2 |
42 | Этапы организации экскурсии | 3 |
43 | Планирование и разработка маршрута экскурсии | 2 |
44 | Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью | 3 |
45 | Отчет о проведении похода, экспедиции | 2 |
46 | Обработка результатов похода | 2 |
47 | Индивидуальный отчет по этапам экскурсии | 2 |
Тема 4. Школа экскурсовода | 48 | |
48 | Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. | 4 |
49 | Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея | 4 |
50 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее | 4 |
51 | Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции | 4 |
52 | Виды экскурсии | 4 |
53 | Составление текста экскурсии | 4 |
54 | Особенности музейной экскурсии | 4 |
55 | Экскурсия по памятным местам района | 4 |
56 | Посещение экскурсии «История школы» | 4 |
57 | Сбор материалов в «Книгу памяти» | 4 |
58 | Сбор и оформление воспоминаний ветеранов | 4 |
59 | Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов» | 4 |
60 | Экскурсия «Ветераны школы» | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу
В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...