РАБОТА В ГРУППЕ НА ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном дополнительном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванов А.С., педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №258 Колпинского района
Санкт-Петербурга
РАБОТА В ГРУППЕ НА ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане.
Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном дополнительном образовании.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Учебное занятие – это:
- модель деятельности педагога и детского коллектива;
- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;
- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- обучающие;
- общеразвивающие;
- воспитательные.
Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:
- по передаче знаний;
- по осмыслению знаний и их закреплению;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итог, разделять ответственность.
Организация коллективного творчества детей на объединяющие их темы нужна для воспитания чувства партнерства, творческого содружества, ответственности за общее дело и за свой личный вклад в него. Необходимо так строить коллективные занятия, чтобы труд каждого ребенка вписывался в будущую концепцию, чтобы задача каждого участника была творческой. При этом важно, чтобы отдельные творческие вклады детей в создаваемое общими усилиями произведение можно было выделить и оценить, а маленький художник понимал, что своим трудом он может гордиться и отвечать за него. В неверно организованной коллективной работе, когда педагог сам все придумал и предлагает детям что-то закрасить, есть опасность сделать ученика только исполнителем, подчинить его творческую волю диктату чужого замысла. Отведение детям второстепенной роли в деятельности может лишить их заинтересованности в работе, погасить творческое отношение и сознание ответственности за незначительное участие в общем деле.
Во время групповой работы над общим заданием необходимо познакомить детей с примерами коллективного творчества профессиональных художников, архитекторов, скульпторов. В результате грамотной организации творческого процесса педагогом у детей получится богатая разнообразием индивидуальных предложений, но композиционно целостная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"
занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....
"Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.
Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....
Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...
Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования
Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....