Исследовательская работа на тему:«Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста на занятиях в системе дополнительного образования»
материал
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста на занятиях в системе дополнительного образования»
Автор составитель: Попова Марина Евгеньевна
г. Черняховск, 2024
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМЫ: «РАЗ-ВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕ-МЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Сущность и определение понятия «творческое мышление».………7
Психолого-педагогическая характеристика детей
подросткового возраста в аспекте развития творческого мышления…12
Возможности занятий в системе дополнительного образования как средства развития творческого мышления у детей подросткового возраста...16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕ-МЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Педагогический опыт работы педагога дополнительного образования по развитию творческого мышления у детей подросткового возраста…………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………30
Введение
Перед современным обществом и системой образования стоят важные задачи: воспитание личности, способной применять творческий подход к различным видам деятельности, и готовой активно включаться в них. В учебных заведениях создается система, которая способствует всестороннему развитию учащихся, включая не только урочные занятия, но и внеклассную работу в разных формах. Такая система образования способствует не только получению знаний, но и достижению более высокого творческого уровня мышления.
Занятия в системе дополнительного образования способствуют развитию у учащихся образного и пространственного мышления, внимания, памяти, наблюдательности и воображения, необходимых в любой профессиональной деятельности. Они также формируют важные качества личности, такие как уважительное отношение к труду, упорство в достижении целей и творческий подход к принятию решений.
Исследования творческих способностей являются предметом интереса уже давно. В современном обществе они приобрели особую актуальность, поскольку к человеку предъявляются все более высокие требования. Это обусловлено быстрыми изменениями условий жизни, проводимыми социально-экономическими преобразованиями, изменением познавательного отношения к миру, изменениями в ценностях и потребностях общества. В результате, значимость творческих способностей резко возросла на современном этапе.
Творчество — это активный процесс, в результате которого создаются новые объекты, духовные ценности или достигается объективно новое состояние. Вопрос развития способностей в теории и практике обучения до сих пор недостаточно разработан, не имеется целостного комплекса показателей, отражающих различные аспекты понятия "творческие способности". Однако у каждого ребенка есть свои таланты и способности, поэтому задачей учителей является систематическое и целенаправленное развитие гибкости и подвижности воображения, мышления и интуиции у учащихся.
Актуальность исследования на тему развития творческого мышления у детей подросткового возраста в системе дополнительного образования оправдана несколькими факторами. Во-первых, в современном мире требования к индивидуальным качествам и способностям человека становятся все более высокими. Творческое мышление является одним из ключевых компонентов развития личности, способствующим формированию навыков анализа, критического мышления и проблемного мышления.
Система дополнительного образования предоставляет возможности для разностороннего развития подростков. Это может быть организация дополнительных занятий по искусству, творческие студии и клубы, где дети могут проявить свои способности и таланты. Исследование темы развития творческого мышления учитывает исследовательский аспект и позволяет выявить эффективные методики и подходы в работе с подростками в системе дополнительного образования.
Таким образом, актуальность исследования на тему развития творческого мышления у детей подросткового возраста в системе дополнительного образования связана с постоянно меняющимися требованиями современного общества, необходимостью формирования у подростков навыков анализа, критического мышления и проблемного мышления, а также с потребностью системы дополнительного образования в разработке эффективных методик и подходов к работе с подростками.
Объект данного исследования это – развитие творческого мышления у детей подросткового возраста.
Предмет исследования – занятия в системе дополнительного образования, как способ развития творческих способностей у детей подросткового возраста.
Гипотеза исходит из предположения, что активное участие в занятиях дополнительного образования способствует развитию творческих способностей у детей подросткового возраста. Через процесс творческой активности дети могут расширять свои границы, развивать свои навыки и умения, а также улучшать свои когнитивные и эмоциональные функции.
Более конкретно, гипотеза предполагает, что участие в занятиях дополнительного образования позволяет детям подросткового возраста:
- развивать свое воображение и креативное мышление.
- повышать свою эмоциональную интеллектуальность и самосознание.
- улучшать коммуникативные навыки и способность выражать свои идеи и эмоции.
-формировать познавательные стратегии и навыки в области искусства и творчества.
Цель исследования: теоретически обосновать и представить педагогический опыт по развитию творческого мышление у детей подросткового возраста на занятиях в системе дополнительного образования.
Для достижения которой, требуются следующие задачи:
#1059;точнить сущность и определение понятия «творческое мышление»
2. Представить психолого-педагогическую характеристик у детей подросткового возраста в аспекте развития творческого мышления.
3. Раскрыть возможности занятий в системе дополнительного образования как средства развития творческого мышления у детей подросткового возраста.
4. Обобщить педагогический опыт по развитию творческого мышления у детей подросткового возраста на занятиях в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы;
- методы качественного и количественного анализ.
ГЛАВА Ӏ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИЙ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОД-РОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИ-ТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ».
Сущность и определение понятия «творческое мышление».
Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.
Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — Человека творческого.
Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать на постоянные изменения, происходящие в современном информационно - технологическом пространстве. Данный подход отражает острую потребность общества в личности, способной изменять стереотипные формы познания и действия, а не просто приспосабливаться к ним. Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются теперь как самые драгоценные качества личности. Современному обществу необходим человек, способный предвидеть результаты своей жизнедеятельности, что невозможно, на наш взгляд, при стереотипном стиле мышления.
В психологической и педагогической литературе понятие «мышление» трактуется двояко: во-первых, как процесс, во-вторых, как способность. С учетом этой двойственности рассматриваются и характеризуются типы мышления, связь понятий «творчество» и «мышление», различные подходы к определению понятия «творческое мышление».
Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.
Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, то есть иначе творчество — это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.
В том случае, когда для решения какой-либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает их в творческие решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [14].
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей [28].
В отечественной психологии одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроено-базальными», т.е. субъектными вторичными моделями действительности [28]. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме» (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД). В качестве «ментальной единицы» измерения креативности мыслительного акта, «кванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.
Главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.
Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации [15].
Творческие способности представляют собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.
В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Следовательно креативность и творчество являются синонимами.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипо-тетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4) любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; ит. д.
Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий [17].
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой дея-тельности и природы творческого мышления.
И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [27].
Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, пре-ломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности» [29].
Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста в аспекте развития творческого мышления.
Потенциальное творческое мышление личности проявляются в деятельности при наличии необходимых условий и зависят от развитости ее творческого потенциала. Школьники, в силу возрастных особенностей, склонны к высокому уровню проявления творческой активности, и как следствие, развитию творческого потенциала личности, при правильной организации учебно-воспитательного процесса. Как показывает педагогическая прак-тика, стремясь сделать процесс обучения интересным, увлекательным учитель зачастую апеллирует только к любознательности ученика. Это оборачивается поверхностностью знаний. В действительности радость узнавать новое должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь что-то сделать. В свою очередь тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В настоящее время творческий потенциал определяется как интегративная характеристика личности, характеризующая меру ее возможностей осуществлять деятельность творческого характера, и, следовательно, развитие творческого потенциала школьников есть раскрытие заложенных в них возможностей осуществлять творческую деятельность.
Творческое мышление играет важную роль в развитии и самовыражении детей и подростков. Оно позволяет им исследовать мир, находить новые решения и выражать себя через различные формы искусства. В данной статье мы рассмотрим психологические особенности творческого мышления у детей и подростков и ознакомимся с тем, как их развивать и поддерживать.
Подростки обладают богатым воображением и способностью к свободному ассоциативному мышлению. Они могут создавать новые связи между идеями, предметами и ситуациями, видеть скрытые аналогии и переносить знания из одной области в другую. Это позволяет им приходить к оригинальным идеям и концепциям.
Творческое мышление требует открытости к риску и готовности к экспериментированию. Дети и подростки, обладающие развитым творческим мышлением, не боятся идти против шаблонов и конвенций. Они готовы попробовать новые идеи и подходы, даже если это может привести к неудаче. Способность к риску и экспериментированию позволяет им открыть новые горизонты и достичь успеха в творческой деятельности.
Творческое мышление у подростков позволяет им выражать свои эмоции и чувства через искусство и творческие выражения. Они могут использовать рисунки, песни, танцы и другие формы творчества для передачи своих эмоций и переживаний. Эмоциональная выразительность способствует развитию и самовыражению личности.
Для развития креативности и творческих способностей подростков требуется взаимосвязь большого количества условий и факторов, основным из которых оказывается присутствие характерной творческой цели, реализуемая наличием ценных качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Также одним из обязательных условий для развития творческого мышления является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.
К ситуативным факторам относятся:
- ограниченное количество времени;
- стрессовое состояние подростка;
- состояние повышенной тревожности;
- стремление быстро решить сложности;
- усиление или ослабление мотивации;
- наличие фиксированной установки на конкретный способ решения;
-неуверенность в своих действиях, основанная на предыдущем неудачном опыте;
- страх;
- способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.
Будучи в состоянии стресса, страха или повышенной тревожности человек все больше и больше стремится использовать адаптационные ресурсы своего организма, задействует уже проверенные, стереотипные методы решения проблем, приносившие высокие результаты. При экстремальных воздействиях стрессоров человек находится в ситуации фрустрации, что блокирует творческое мышление личности.
Подросток занимается творчеством в случае, если у него сформированы хотя бы основы ценностного отношения к труду, пополнению знаний и изучению нового для него опыта, стремится к повышению квалификации в значимом для него деле. Одной из особенностей развития творческого потенциала личности, как и творческих способностей, является то, что «после значительного повышения креативности наблюдается ее некоторое понижение».
Так же для раскрытия оптимальных организационных и психолого-педагогических условий развития творческого потенциала личности школьников необходимо обратиться к понятию «сенситивный период». Современный психолого-педагогический словарь определяет данный термин как «пери-оды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды». Таким образом, можно считать, что данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для развития тех или иных его качеств и, следовательно, для развития творческого потенциала личности. Уровень развития творческого потенциала личности подростков базируется на развитии воображения, творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность и др.), речевых способностях и нравственно-эстетических представлениях, приобретенных в детском возрасте. В подростковом возрасте происходит развитие собственно творческого потенциала личности подростка. На данном этапе развития творческого потенциала личности подросток либо развивается на основе подражания, либо переходит к генерированию собственных идей, т.е. к творчеству. В конечном итоге, весь процесс развития творческого потенциала человека представляет собой ряд скачков и падений. Потенциальные способности и умения могут развиваться и закрепляться только в деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем богаче и разнообразнее деятельность, тем динамичнее развивается творческий потенциал личности. Данный период является этапом интенсивного физического роста психического развития. Происходят физиологические изменения (усиление деятельности желез внутренней секреции, повышенный обмен веществ). Вследствие этого возникает повышенная эмоциональность, чувстви-тельность к оценке другими своих действий, внешности, резкие перепады настроения, чрезмерная самоуверенность, и, одновременно, критичность к окружающим, расширяется круг интересов подростка и развивается фантазия. Интеллектуальное развитие личности подростка характеризуется его «умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач, его мышление становится рефлексивным».
В свою очередь, память и внимание приобретают произвольный характер. Подросток приобретает способность контролировать свои действия и эмоции. В данный период отмечается повышение способности запоминать как словесный, так и абстрактный материал. Логическое запоминание все чаще сменяет механическое, применяются специальные приемы запоминания. Внимание подростка отличается повышенной активностью и неустойчивостью ввиду эмоциональности. Абстрактность мышления, критичность и творческий характер определяют мыслительную деятельность подростка. Из этого следует, что данный период наиболее благоприятный для развития творческого потенциала школьников.
Подростков, в данный период, характеризует повышенная творческая и познавательная активность, стремление узнать что-то новое, что является причиной увлеченности какими-либо определенными видами деятельности. Подростки активно стремятся развить свои способности на данном этапе, стремятся овладеть различными навыками.
Возможности занятий в системе дополнительного образования как средства развития творческого мышления у детей подросткового возраста.
В современных условиях многовекторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, раз-вития и поддержки наиболее способных, творчески-одаренных детей.
Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или иным видом творческой деятельности: художественно-эстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психолого-педагогическими знаниями о том, что такое способности и как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественно- образного мышления от предметно-логического, как индивидуально-психологические свойства личности – тип темперамента, характер, особенности эмоционально-волевой сферы – влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводят психолого- педагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенка с тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности.
Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.
В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения, оказывает влияние на развитие у детей оценочно- эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию.
Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.
Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности и продуктам индивидуально- творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы.
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.
Следует отметить, что подростки, находясь в переходном возрасте между детством и взрослой жизнью, часто имеют более широкие горизонты и открыты для новых идей и опыта. Это позволяет им более свободно экспериментировать и развивать свои творческие способности. Подростковые годы могут стать временем, когда формируются страсти и интересы, которые впоследствии могут вылиться в профессиональную карьеру или хобби.
Каждый ребенок уникален и талантлив — это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.
Для развития творческого мышления детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Педагог и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.
Использование различных форм и приемов работы на занятиях позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
Формы обучения:
обращение к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
сценарии уроков по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках.
От того, как сам педагог будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому наши занятия должны "увлечь воспитанников, взволновать их, а, взволновав, заставить за-думаться”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира [26].
Огромную роль в развитии способностей детей играет образовательное пространство, окружающее ребенка: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования. Приходя в объединения дома детского творчества, примерно 50% детей проявляют творческие способности в выбранном виде деятельности уже в первый год обучения. Во второй и последующие года обучения раскрываются творческие способности еще у 30% обучающихся. В названии учреждений дополнительного образования слово «творчество» является ключевым, а в содержании целеполагающим.
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к продуктивной деятельности, развитие креативности личности. Содержание всех программ художественной направленности наполнено заданиями, решение которых предполагает выявление и развитие творческого потенциала воспитанников.
Развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Креативная образовательная среда должна обладать большой степенью свободы. Но мало дать личности свободу - нужно ещё и научить её действовать в свободной среде, иначе она при всей внешней свободе окажется несвободной внутренне.
Система дополнительного образования (в отличие от традиционной) – это не только передача теоретических и практических знаний, но и творческая атмосфера, которая присуща, в первую очередь, художественной направленности, основу которой составляет декоративно-прикладная деятельность.
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в числе основных задач выделены следующие:
- включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
- использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Креативное мышление – важная составляющая понятия «Функциональная грамотность». В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития. Дополнительное образование – глобальный по своим возможностям ресурс для формирования у обучающихся функциональной грамотности, в том числе и креативного мышления.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ».
Педагогический опыт работы педагога дополнительного
образования по развитию творческого мышления у детей
подросткового возраста.
Вне культуры трудно представить существование человека в обществе. Изначально слово «культура» означало возделывание почвы, позднее – воспитание, образование, развитие. Человек возделывал землю, изменял природу, придавая ей новый, «культурный», вид, тем самым, изменял общество и самого себя. Поэтому культура всегда состояла из старания человека, его успехов в труде и его стремлении усовершенствовать своё окружение. Поэтому приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.
В аспекте нашей курсовой работы был изучен педагогический опыт педагога дополнительного образования в области изобразительного искусства Беловой Светланы Петровны. Классы, в которых проводятся уроки изобразительного искусства 5А,5Б,6А,6Б,6В, 7А,7Б. Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса разработана и составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств;
- язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
- связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
- восприятие произведений пластических искусств;
-практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Уникальность и значимость занятий искусства в том, что они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсор-ную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве. Предметы художественной направленности нацелены на развитие воображения, формирование образного мышления и творческого потенциала детей.
Побуждая ребёнка к творчеству, учитель помогает ему найти подходящий способ самовыражения, учит детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. В рамках занятия ребёнок получает возможность совершать открытие той красоты, которую он не замечал раньше. От урока к уроку учитель раскрывает перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут своё начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день. Дети получают ключ к пониманию истинных ценностей через формирование отношения к ним.
Исходя из результатов диагностики, проведенной в начале и конце учебного года, можно сделать вывод, что уровень качества и успеваемости образовательной программы на хорошем уровне. Художественная деятель-ность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, интернет ресурсов); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
В своей работе педагог использует современные методы и информационные технологии: уроки презентации, занятия с использованием электронных средств обучения, интернет-ресурсы, здоровьесберегающие технологии, творческие мастерские, метод проектов.
Методы, которые педагог использует в своей работе:
- беседы, опросы, рассказы, сочинение сказок (направлены на формирование сознания);
- наблюдения, упражнения, самостоятельное рисование (направлены на организацию деятельности);
- похвала, соревнования, выставки, развивающие игры, поощрения (направлены на стимулирование деятельности);
- контроль: устная оценка, специальная диагностика.
Приемы работы:
#1040;ссоциативное рисование.
2. Релаксация.
3. Медитация (способ обучения релаксации).
4. Фантазия.
Педагог использовал в своей работе такие задания как:
1. Разделить фигуру на четыре одинаковых фигуры. Контрольный ответ — фигура, повторяющая форму контура. После этой задачи сразу же дается новая задача с оговоркой: «а теперь более сложная задача: разделить квадрат на пять одинаковых фигур. Сознание после получения предыдущего неочевидного ответа начинает искать такой же сложный нетривиальный ответ. Контрольный ответ — пять одинаковых полосок.
2. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное. Назовите его. (На листике бумаги- А-4).
3. Дать название стулу по его полезной функции («стул» – это термин).
4. Достаточно простой, но сильный оператор — снятие специальной терминологии. Проблемная ситуация описывается предельно общими, «детскими», но максимально функциональными, «глагольными» словами, максимально удаленными от привычных понятий.
5. Даются фигуры из прямых или волнообразных линий. Предлагается их дополнить таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. После этого надо дать своему рисунку название.
6. «Последствия». Задание - описать последствия. Допустим, такие - что будет, если: будет постоянно идти дождь; люди перестанут умирать; люди смогут жить под водой; человек станет невидимым; обезьяны тоже станут разумными существами; Земля вдруг остановится.
7. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
8. «Превратите кружочки и крестики в картинки и зарисовки».
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- исследовательская деятельность на уроках как способ развития творческого потенциала личности;
- проблемные методы как пути и способы решения задач;
- групповая (коллективная) учебно- познавательная деятельность;
- интерактивное обучение.
Считаю, что одним из условий деятельности любого учителя, яв-ляется качество методического обеспечения. Весь накопленный материал пе-дагог, систематизировал по темам, распределил по папкам, имеет различные дидактические задания для успешного усвоения нового материала, для закрепления, раздаточный материал и творческие задания.
Во время занятий педагог постарался создать пространство, в котором дети могут свободно выражать свои идеи и воплощать их в жизнь. Креативность – это стремление ребенка к самовыражению и саморазвитию. Поэтому педагог поддерживает и стимулирует их исследовательский подход к учению и помогает им найти свое уникальное творческое предназначение.
Педагог изучает новейшие педагогические методики и разрабатывает собственные программы, которые включают в себя широкий спектр активностей и заданий. Педагогические инструменты педагога включают в себя различные формы искусства, такие как рисование, лепка, музыка и так далее.
Педагогический опыт работы педагога дополнительного образования по развитию творческого мышления включает также систематическую оценку и анализ результатов обучения. Это позволяет выявить эффективные методи-ки и подходы, а также внести корректировки в программы обучения с целью обеспечить максимальный результат.
В целом, данный передовой педагогический опыт является уникальным и значимым в контексте современной образовательной среды. Он способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, помогает им стать активными и креативными участниками обществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста на занятиях в системе дополнительного образования является неотъемлемой
частью их всестороннего развития. В наше время, когда смена поколений происходит с каждым годом все быстрее и быстрее, важно обратить внимание на формирование у детей таких качеств, как креативность, инновационный подход к решению задач и способность мыслить нестандартно.
Система дополнительного образования предоставляет отличную возможность для развития творческого мышления у подростков. Здесь дети могут экспериментировать, пробовать новое, выражать свои мысли и идеи. Благодаря разнообразным занятиям, таким как изобразительное искусство, музыка, танцы, театральное искусство и другие, они могут раскрыть свой творческий потенциал и научиться думать вне привычных рамок.
На занятиях в системе дополнительного образования дети имеют возможность развивать свое воображение и фантазию. Они учатся видеть обычные вещи с новой стороны, находить нестандартные решения. Вместе с педагогами, способными поддержать и вдохновить ребенка, они могут создать произведения искусства, которые будут отражать их индивидуальность и уникальность.
Не менее важно, что занятия в системе дополнительного образования способствуют развитию самостоятельности и самоутверждения у детей. Здесь они учатся не только слушать инструкции педагога, но и самостоятельно принимать решения, инициировать творческие проекты и реализовывать свои идеи. Это очень важные навыки, которые пригодятся детям в жизни и помогут им стать успешными и счастливыми людьми.
Внедрение развития творческого мышления в систему дополнительного образования является необходимым шагом в современном обществе. Век технологий и постоянной инновационной динамики требует от наших детей умения внедрять новаторские идеи, находить нестандартные решения и быть креативными в любых сферах жизни.
Занятия по развитию творческого мышления в дополнительном образовании создают условия для полного раскрытия потенциала каждого подростка. Многие дети имеют скрытые таланты и интересы, которые они могут развить и применить в реальной жизни. Это позволяет им не только самовыражаться и найти свою уникальность, но и поверить в себя и свои способности.
Такие занятия также способствуют формированию комплексного мышления, что будет полезно в будущей карьере. Интеграция различных видов искусств, наук и практических задач помогает детям изучить связь между различными областями знания и умениями. Они учатся видеть мир в целостности и целесообразности, что играет важную роль в развитии их интеллектуального потенциала.
Кроме того, занятия в системе дополнительного образования способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Дети учатся высказывать свои мысли и идеи, слушать и уважать мнения других, принимать компромиссы и находить решения вместе. Это приводит к формированию способности к творческому мышлению в коллективе, что становится незаменимым качеством в современном мире, где командная работа и коллективное мышление становятся все более значимыми.
Конечно, необходимо отметить, что занятия в системе дополнительного образования по развитию творческого мышления не являются панацеей для всех детей. Некоторым подросткам интересно именно активное физическое развитие, другим - научное и исследовательское. Однако, в целом, развитие творческого мышления в системе дополнительного образования играет важную роль в подготовке детей к будущему, помогая им обрести уверенность в себе, научиться мыслить нетрадиционно и быть успешными в современном, постоянно меняющемся мир.
Список литературы:
1. Кради как художник, Остин Клеон; пер. с англ. С. Филина. – 2-е изд. – МИФ. Москва, 2020 г.
2. Подай идею: как влюбить других в то, что ты придумал. Йерун Ван Хейл, МИФ. Москва, 2022 г.
3. Взлом креатива: как увидеть то, что не видят другие. Майкл Микалко, Хейл, МИФ. Москва, 2016 г.
4. Гибкий ум. Эстанислао Бахрах. МИФ. Москва 2022.
5. Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание. А. Г. Грецов. Питер, 2014 г.
6. Книга Коллектива авторов «Сделать счастливыми наших детей. Под-ростки». Издательство CLEVER, 2018
7. Подросток и его проблемы. Лес Пэрротт III. Питер «Библия для всех», 2015.
8. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
9. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых. Валентина Абраухова, Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2022 г.
10. Петрушин В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие. Москва, Издательство: Юрайт, 2023.
11. Возрастные особенности развития творческого потенциала личности подростков В.Г. Игнатович (г. Минск, 2021 г.).
12. И. Ю. Кулагина, Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Ученое пособие, 3-е исд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 г. – 176 с.
13. Развитие творческих способностей в подростковом возрасте, выпускная квалификационная работа, Екатеринбург 2021 г. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Кафедра общей психологии.
14. В 92 Психология развития ребенка. Выготский Л. С. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).
15. Психология творчества, Лук, Александр Наумович. - Москва: Наука, 1978. - 127 с.
16. Марданова Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся образовательной школы: дисс... к.п.н.: – Ижевск, 2005. – 152 с.
17. Диагностика креативности / ГП "ИМАТОН" / Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., Санкт-Петербург 1998. - 171 с.
18. Молчанов С.В. Психология подросткового юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 351 с.
19. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European research, 2015, № 10 (11). – С. 4.
20. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. - М.: ГУВ-ШЭ, 2007. – С. 134-157.
21. Калиш, И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук: / Калиш Ирина Викторовна, М., 2000 - 181 c.
22. Круглова. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: дис. канд. пед. наук: Круглова, Лариса Юрьевна, Челябинск, 2007 - 207 с.
23. Лешер В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: / Лешер Владимир Юрьевич, Оренбург, 2000 - 149 c.
24. Лобов, В.А. Активизация преобразующего потенциала личностно развивающей среды учреждений дополнительного образования: Диссертация. канд. пед. наук: Лобов, Виктор Александрович, Уфа, 2013-174 с.
25. Самойлова, Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в дея-тельности учреждений дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук:/Самойлова Ю.В., - Оренбург, 2006 - 20 с.
26. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы» — Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева /А. С. Питерских /Издательство «Просвещение», 2019 - 304 с.
27. Исаак Яковлевич Лернер, развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
28. Психология творения: Избр. психол. тр. / Я.А. Пономарев. - Москва: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 475 с.
29. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: издательский центр "академия", 2002 - 320 с.
Приложение
ГЛАССАРИЙ
Беглость – этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество разных решений выполненных заданий (П. Винкельман, Н. Шварц и Рольф Ребер).
Гибкость – это способность создавать новые, модифицировать и комбинировать идеи с стратегии, переходить от одного аспекта к другому (Н. Г. Озолин в 1949г.).
Оригинальность – умение посмотреть на объект или явление с непривычной точки зрения (Виноградова Т.И.).
Творчество – Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового (Словарь Академик).
Подростковый возраст – это период, когда вырабатывается мировоззрение, убеждение, характер и жизненное самоопределение, поэтому его называют переходным возрастом (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости) (Д. Б. Эльконин).
Способность – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности (Н.С. Лейтеса).
Дополнительное образование – это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно (Каргина З. А.).
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Бухвалов, 2004).
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей (Пономарев,1960).
Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы (Д. Гилфорд).
Развитие - последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (В.В. Давыдов).
Занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи, содержания образования, методов и средств обучения (С. Е. Мансурова).
Приложение 1.
Соответствие выбора диагностики и критерии творческой активности подростка.
Критерии творческой активности | Диагностики |
Креативность | Тест Торренса |
Нестандартность мышления (оригинальность) | Опросник Девиса |
Познавательная потребность | Анкета «Изучение познавательной потребности» |
Мотивация достижения успеха | Анкета «Мотивация достижения успеха» |
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- исследовательская деятельность на уроках как способ развития творческого потенциала личности;
- проблемные методы как пути и способы решения задач;
- групповая (коллективная) учебно- познавательная деятельность;
- интерактивное обучение.
Приложение 2.
Мониторинг результатов работы учителя изобразительного искусства за 2016-2017 учебный год.
Классы | Успеваемость (по четвертям) | Качество знаний (по четвертям) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | |
5 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 89% | 88% | 90% | 98% | 9% |
6 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 91% | 95% | 96% | 96% | 9% |
7 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 87% | 94% | 96% | 97% | 9% |
Приложение 3.
Разделить фигуру на четыре одинаковых фигуры. Контрольный ответ — фигура, повторяющая форму контура. После этой задачи сразу же дается новая задача с оговоркой: «а теперь более сложная задача: разделить квадрат на пять одинаковых фигур. Сознание после получения предыдущего неочевидного ответа начинает искать такой же сложный нетривиальный ответ. Контрольный ответ — пять одинаковых полосок.
Приложение 4.
Даются фигуры из прямых или волнообразных линий. Предлагается их дополнить таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. После этого надо дать своему рисунку название.
Приложение 5.
«Превратите кружочки и крестики в картинки и зарисовки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...
Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/
В данном документе представлена схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...
Занятие в системе дополнительного образования детей
В системе дополнительного образования детей основной формой организации процесса обучения является учебное занятие. В презентации раскрываются функции, этапы и формы организации занятия, формы выявлен...
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений персонажей в них»»
Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений п...
Методическая разработка на тему: «Лазерные технологии, как инструмент формирования креативного мышления у детей подросткового возраста»
Современные образовательные тенденции ориентированы на приобретение школьниками навыков грамотного управления и эффективной работы с высокотехнологичным оборудованием. Одним из актуальных вариантов яв...