МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
методическая разработка по теме
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития. В этом случае необходим новый взгляд на профессиональную компетентность и подготовку учителя. Учитель должен уметь создавать обстановку, дающую ученикам возможность чувствовать себя в безопасности и способствующую развитию их способностей. Поэтому совершенствование стиля педагогического общения должно занять важное или даже одно из ведущих мест не только в подготовке будущих учителей, но и в системе повышения квалификации педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_ped_obshcheniya_metodicheskaya_razrabotka_ns_portal.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Разработала: учитель английского языка
С.Г. Бегларян
г.Егорьевск
2014г.
Целью данного проекта является исследование стилей педагогического общения учителей.
Задачи:
- Изучение стилей педагогического общения среди учителей.
2. Подбор методик стилей поведения учителей для повышения эффективности обучения учащихся.
3. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Объект исследования - стили педагогического общения учителя в традиционной системе обучения.
Предмет исследования - особенности влияния стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности .
План
Введение
1. Педагогическое общение, его особенности и стили
2. Методические условия выбора стиля педагогического общения
3. Определение стиля педагогического общения учителя и соотнесение с результатами обучения учеников
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития. В этом случае необходим новый взгляд на профессиональную компетентность и подготовку учителя. Учитель должен уметь создавать обстановку, дающую ученикам возможность чувствовать себя в безопасности и способствующую развитию их способностей. Поэтому совершенствование стиля педагогического общения должно занять важное или даже одно из ведущих мест не только в подготовке будущих учителей, но и в системе повышения квалификации педагогов.
1. Особенности педагогического общения.
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Можно выделить две основные модели педагогического общения:
1. Учебно-дисциплинарную.
2. Личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:
- способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик;
- тактика общения: диктат или опека;
- личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных.
2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
- Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
- Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
- Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства учеников и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между учениками и в то же время отстаивать свои права.
Выделяют две основные типологии, касающиеся стиля педагогического общения:
Первая - типология, выделяющая два основных стиля руководства - демократический и авторитарный, описывается в работах разных авторов, таких как Р. Бернс, А.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров. Бернс выделяет по стилю руководства авторитарных и демократичных учителей. Авторитарные учителя во главу угла ставят выполнение школьниками обезличенных учебных заданий и предпочитают сами оценивать ответы учащихся. Демократичные учителя ориентируются, в основном, на тесные контакты с детьми и чаще вовлекают их в процесс оценки собственных ответов.
Вторая типология, выделяющая три стиля руководства учителя - авторитарный, демократический, либеральный (или попустительский), описывается в работах К.Н. Волкова, Р.Х. Шакурова, А.К. Марковой.
Можно сделать вывод, что типология стилей педагогического общения весьма многообразна. Ни один из этих стилей не встречается в чистом виде, стиль каждого педагога - уникальный синтез нескольких стилей педагогического общения наиболее приемлемых для него самого.
2. Методические условия выбора стиля педагогического общения
Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, поскольку целью является обучение различным умениям и навыкам, а успешно обучать можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью. При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не отвечать на вопросы, мысленно «не присутствовать на уроке». Но взаимоотношения учитель - ученик не позволяют ему отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом: мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные ответы, что отрицательно сказывается на эффективности обучения. Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают снять значительную напряженность в отношении ученика к предмету. Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине. Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок и будет поддерживаться, но лишь внешне. Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем детей, даем им определенные знания, которые в последствие они не смогут применить на практике. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли и добрые чувства. Стиль педагогического общения понимается нами как характеристика профессионального общения педагога, проявляющаяся в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах влияния на учеников, зависящая от уровня коммуникативной компетентности и личностной зрелости педагога. Определяя стиль своей педагогической деятельности педагог должен учитывать не только особенности своего характера, свои ценности и убеждения, но и помнить о том, как это отразиться на обучении школьников, их мотивации к учению и знаниях, которые они получат.
3. Определение стиля педагогического общения учителя и соотнесение с результатами обучения учеников
Актуальность изучаемой проблемы заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. В результате этого дети с меньшей охотой и интересом хотят идти в школу, падает уровень эффективности обучения, снижается успеваемость по определенным предметам. А то, как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы, учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь представление о том, какому стилю педагогического общения присуще то или иное поведение в определенной ситуации, то можно было бы избежать конфликтов, хотя бы некоторых из них. А от стиля педагогической деятельности так же зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Поэтому так важно знать, какой же стиль педагогического общения распространен сейчас в большей степени как каждый из стилей общения влияет на результат обучения. Выявлено, что классы, в которых преподает учитель с демократическим стилем педагогического общения, имеют более высокие показатели в учебе. А в классах, в которых преподает учитель с авторитарным стилем педагогического общения, показатели успеваемости ниже. Похожая ситуация и в классах, в которых учителя выбирают либеральный стиль педагогического общения. Таким образом, можно сделать вывод, что самые высокие показатели успеваемости учеников у учителей-демократов, более низкие у учителей, с авторитарным стилем педагогического общения. Но самые низкие показатели успеваемости в классах, где преподает учитель-либерал.
Подводя итог, необходимо отметить, что стиль педагогического общения в значительной мере влияет на эффективность обучения. Демократический стиль - наиболее плодотворно влияет на обучение школьников, а либерально-попустительский и авторитарный стиль негативно отражается на эффективности обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что данная работа может стать своеобразным руководством к действию, при условии творческого подхода к уроку и правильном выборе стиля педагогического общения. Для этого необходимо несколько условий - интуиция, опыт и владение тактикой обучение, но не одно из этих качеств не должно стать преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может сослужить плохую службу - немало есть учителей, которые довольствуются достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше. Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника. И то и другое одинаково плохо.
Значимым качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость. В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям". Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.
Список литературы
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. 421 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1997. 620 с.
3. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении М., 1991. 383 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.45 с.
5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. 539 с.
6. Психология и педагогика. М., 2000. 439 с.
7. Рубинштейн С.А. Принцип творческой самодеятельности. // Вопросы психологии. 1986. №3. С. 21-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"
Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...
методическая разработка по теме: "Стили и методы семейного воспитания".
В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс, даётся характеристика наиболее распростра...
Методическая разработка. "Коммуникабельность педагога. Умение управления общением"
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широки...
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
Авторская методическая разработка по факультативному курсу "Психология общения"
Мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогич...
Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)
В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые а...
Методическая разработка спортивного праздника. День семейного общения "Спортивная семья -это мы!".
Для спорта нет преград и расстояний!Понятен он народам всей земли!Он всей планеты нашей достоянье!Спорт дарит счастье дружбы и любви!- Позвольте открыть наш чемпионат по семейному многоборью "Спортивн...