Конспект занятия: «Знакомство с дополнительной литературой: энциклопедии»
план-конспект

Птюшкина Галина Николаевна

Занятие поможет педагогу в формировании у учащихся знаний, умений и навыков информационного самообеспечения их учебной деятельности; расширит понятия детей о видах и типах справочной литературы, познакомит с их структурой и принципом работы с ними.

Задачи. Познакомить учащихся с понятиями: энциклопедии, энциклопедические словари и о типах изданий: универсальные, отраслевые; расширить словарный запас учащихся.Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий. Формировать у учащихся навыки использования справочного аппарата энциклопедий и энциклопедических словарей и принципами работы с ними. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам, к освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе урока задачами. Воспитывать умение работать в группе сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект занятия: «Знакомство с дополнительной литературой»

(использование технологии проблемного обучения с элементами рейтинга)

Автор: Птюшкина Галина Николаевна

Методические рекомендации

На одном из предыдущих библиотечных занятий дети   должны быть ознакомлены с темой: «Справочники и пользование ими».

За 2 дня до библиотечного занятия оформить в школьной библиотеке выставку: «Суем свой нос в любой вопрос. Энциклопедии, энциклопедические словари». Объявить детям, что у них будет библиотечный урок и можно взять домой на один день любую книгу с этой выставки для знакомства перед уроком.

 За 1 день до библиотечного занятия сообщить детям, что завтра на библиотечном занятии мы будем играть и соревноваться. С помощью классного руководителя разделить класс на две команды: команду «энциклопедии» и команду «энциклопедические словари», выбрать капитанов команд, заранее показать, за какими столами команды будут работать (можно приготовить таблички с названиями команд).

Для данного занятия в командах должно быть не больше 7 – 8 человек, поэтому, занятие лучше провести двумя подгруппами, т. к. необходимо, чтобы каждый ребенок во время занятия смог проявить свои способности в решении задач, поставленных педагогом.

1. Тема

Важнейшие энциклопедии, энциклопедические словари и пользование ими.

2. Читательское назначение

Учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы.

3. Цель и задачи занятия.

    Цель: Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности; расширить понятия детей о видах и типах справочной литературы, познакомить с их структурой и принципом работы с ними.

    Задачи. Познакомить учащихся с понятиями: энциклопедии, энциклопедические словари и о типах изданий: универсальные, отраслевые; расширить словарный запас учащихся.

Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

Формировать у учащихся навыки использования справочного аппарата энциклопедий и энциклопедических словарей и принципами работы с ними.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам, к освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе урока задачами. Воспитывать умение работать в группе сверстников.

    4. Основные вопросы, составляющие содержание занятия

1.   Водная часть: знакомство с темой занятия.

2.   Рассказ педагога о типах и видах справочной литературы.

3.   Самостоятельная работа учащихся с предисловиями энциклопедий и     энциклопедических словарей. Соревнование: «Как правильно пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями». Оценка команд.

4. Конкурс: «Придумать представление командам и хвалу энциклопедиям и энциклопедическим словарям». Оценка команд.

5. Рассказ педагога о правилах пользования энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

6.  Конкурс: «Расскажите как можно больше сведений, содержащихся в книгах». Оценка.

7. Конкурс: «Найди, на каких страницах находятся сведения о словах». Оценка.

8. Конкурс: «Нарисуйте символ своей команды и поясните его». Оценка. Подсчет результатов конкурсов.

9. Итог занятия.

10. Итоговое тестирование (по желанию детей) сразу после урока.

5. Методы, используемые на занятии

Рассказ, объяснение, инструктирование, беседа в подгруппах, наглядные методы, упражнение, самостоятельная работа с текстом и самостоятельный поиск по источникам информации, активный метод обучения – игры-соревнования с последующей оценкой знаний.

6. Общее количество времени, отводимого на занятие

45 минут.

7. Намечаемое место занятия

Читальный зал школьной библиотеки.

8. Развернутый план занятия

№ вопроса

Рассматриваемый вопрос и относящиеся к нему методические указания, вопросы учащимся и предполагаемые им задачи (поручения)

Количество времени, отводимого на рассматриваемый вопрос

1.

    Вводная часть: знакомство с темой занятия.

    Педагог: ребята, вчера мы с вами поделились на две команды: команду «энциклопедии» и команду «энциклопедические словари», выбрали капитанов команд и приготовились к соревнованиям. Тема нашего библиотечного урока: «Важнейшие энциклопедии, энциклопедические словари и пользование ими». Каждый из вас брал домой одну из книг, чтобы познакомиться с ней и вчера все вернули книги на выставку. А сейчас я расскажу вам о типах и видах справочной литературы.

1 минута

2.

    Рассказ педагога о типах и видах справочной литературы.

    Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, факты, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то информация, на помощь приходят словари и энциклопедии.

    Это книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего, и есть много нужного. Недаром о них говорят: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать себя».

    Энциклопедиями называют книги, в которых кратко излагается то, что известно людям о природе, народах, науке, технике, культуре и искусстве. Из энциклопедий можно узнать, как люди выращивают пшеницу и хлопок, делают бумагу, создают машины и изучают другие планеты. Этих сведений набирается столько, что они не вмещаются в одну книгу, и энциклопедии обычно состоят из нескольких томов.

    Самая главная из них сейчас – «Большая Советская энциклопедия». В ней 30 томов, в которых более 100 тысяч статей на различные темы (показать детям несколько томов). Но эта энциклопедия очень большая и сложная. Она создана для взрослых.

     А вот «Детская энциклопедия» намного легче и доступнее» (на выставке несколько томов, показать детям). Шрифт здесь более крупный, текст понятнее (открыть книгу, показать шрифт и несколько текстов). В ней всего 12 томов. Каждый том посвящен какой-либо одной теме. Например, 1-й том – «Земля», 4-й том – «Растения и животные», 8-й том – «История» и т. д. Пользуются этой энциклопедией в основном учащиеся 5 – 9 классов.

    Для вас издана книга «Что такое? Кто такой?» (книга в 3-х томах представлена на выставке). Это ваша первая энциклопедия, младшая сестренка «Детской энциклопедии. В первом томе собраны слова на буквы от А до З, во втором – от И до П, в третьем – от П до Я.

    Статьи для вашей энциклопедии писали ученые. Инженеры. Педагоги. Писатели и журналисты. О самом сложном они старались написать просто и ясно, коротко и интересно. Может быть, прочитав короткий рассказ, вы захотите узнать больше? В конце многих статей названы книги, которые помогут вам сделать это (показать списки литературы в конце статей).

    Трехтомник «Что такое? Кто такой?» - не единственная справочная книга, изданная для вас. Многие издательства выпускают различные серии красочных книг энциклопедического характера для младших школьников. Эти издания увлекательно и интересно рассказывают обо всем, что нас окружает. В последнее время появились интересные книги энциклопедического характера для детей. Например, одна из них – «Почемучка» А. Дитриха, Г. Юрмина и Р. Кошурниковой. В этой книге собраны ответы на множество типичных «почему». Это книга-игра, в которой действуют свои персонажи: Мазила Бабашкин, Дедушка Знай, Панамка, Кисточкин и др. Они рассказывают сказки, загадывают загадки, попадают в смешные и вместе с тем поучительные истории. В книге много стихов, забавных рисунков, полезных советов. В ней 10 глав, каждая из которых посвящена определенной теме. Внутри каждой главы материал представлен в виде вопросов и ответов (перечислить еще несколько книг, стоящих на выставке).  

    Кроме энциклопедий существуют еще и энциклопедические словари. Каждый из них имеет свою тему. Так же, как и энциклопедии, они объясняют значение отдельных слов. Построены они так же, как и энциклопедии. Заглавие словаря подскажет вам, на какие вопросы вы сможете получить ответ. Например, из тридцати коротких рассказов, помещенных в книге А. Дорохова «Про тебя самого», вы можете узнать о том, как устроено ваше тело, что такое аппетит, полезна или вредна боль. Попутно прочитаете о стальном сердце и стеклянных легких, о невидимых врагах и неслышимых защитниках, и о многом другом. Не менее интересном.

    В энциклопедиях и словарях – знания, накопленные многими поколениями. Они помогают многое узнать, сберегают наше время и силы, избавляют от ошибок в работе. Поэтому очень важно научиться пользоваться справочной литературой.

7 минут

3.

    Самостоятельная работа учащихся с предисловиями энциклопедий и     энциклопедических словарей. Соревнование: «Как правильно пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями». Оценка команд.

    Педагог: а теперь, ребята, впереди у вас небольшое соревнование. Капитан каждой команды должен объяснить нам, как пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

    Чтобы капитаны справились с заданием, каждая команда поможет своему капитану. Вам необходимо внимательно прочитать «Предисловие» в начале книги и «Содержание» или «Алфавитный указатель» в конце книги.  Чтобы объяснить, как пользоваться книгами нужно взять любое слово и пояснить, как найти о нем информацию в вашей книге.

    Дети начинают работать с 1-м томом энциклопедии    «Что такое? Кто такой?» и словарем А. Дорохова «Про тебя самого».

    Рассказы капитанов о том, как искать нужную информацию в книгах.

    Оценка по нескольким критериям: понял ли сам капитан принцип поиска информации; правильно ли объяснил, как пользоваться книгой, обращался ли к помощи команды во время ответа (от 1 до 3-х баллов, оценки выставляются на листе ватмана маркером).

8 минут

4.

    Конкурс: «Придумать представление командам и хвалу энциклопедиям и энциклопедическим словарям». Оценка команд.

    Педагог: молодцы, с этой задачей вы справились, самостоятельно научились искать информацию в справочной литературе.

    А теперь каждая команда должна быстро придумать представление своей команде и хвалу своим справочным изданиям. Участвовать в выступлении должно как можно больше членов команд.

     Желательно, чтобы в процессе обсуждения  и представления были задействованы все члены команды; педагог должен уметь видеть, кто из учащихся может вырабатывать собственное мнение и обосновывать его, ясно и конкретно выражая свои мысли; педагог во время обсуждения помогает детям поддерживать положительный эмоциональный фон, чтобы учащиеся могли, не отвлекаясь на лишние споры, слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения друг друга.

    Выслушиваются представления каждой из команд и оценивается по критериям: сколько членов команды приняли участие в представлении, удалось ли учащимся показать ценность справочной литературы (от 1до 2-х баллов).

6 минут

5.

    Рассказ педагога о правилах пользования энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

    Педагог: итак, мы научились видеть ценность справочных изданий. Теперь каждый из вас может получить самостоятельно дополнительную информацию к любому школьному предмету. Капитаны команд рассказали вам, как пользоваться справочными изданиями. Сейчас я еще раз напомню вам, как быстро найти нужную информацию на примере 1-го тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?», а вы мне в этом поможете.  Кому я дам в руки эту энциклопедию,  тот продолжит мой рассказ. В первом томе в начале книги есть …(предполагаемый ответ учащегося: «предисловие»). Из предисловия мы узнаем, что каждый рассказ в книге объясняет значение какого-либо … (предполагаемый ответ учащегося: «слова»). Это слово и служит в рассказе … (предполагаемый ответ учащегося: «заглавием»). Рассказы расположены так, как расположены буквы в …(предполагаемый ответ учащегося: «алфавите – от А до Я»).  В первом томе собраны слова, которые начинаются на буквы (предполагаемый ответ учащегося: «от А до З»), во втором томе …( предполагаемый ответ учащегося: «от И до П»), в третьем томе …(предполагаемый ответ учащегося: «от П до Я»). В каком томе вы будете искать рассказ о геологах? ( Предполагаемый ответ учащегося: «в первом»). А о грозе? ( Предполагаемый ответ учащегося: «в первом»). А о космическом корабле?

( Предполагаемый ответ учащегося: «во втором»). На обложке и титульном листе каждого тома написаны буквы, которыми начинается и заканчивается том. Совсем необязательно читать в этих книгах все подряд.

Можно найти то слово, которое вас интересует, а можно просмотреть список слов на какую-либо букву и найти незнакомое слово. Ведь всегда интересно узнать о новом, неизвестном. В начале каждого тома, кроме «Предисловия» есть …(предполагаемый ответ учащегося: «Содержание»). Оформлено оно необычно – на больших красивых листах. Вот содержание первого тома: А – стр. 9, Б – стр. 99, В – стр. 157… На этих страницах помещены списки слов, которые начинаются на буквы …

(предполагаемый ответ учащегося: «А, Б, В»). Например, мы хотим узнать об Африке. Слово «Африка» начинается на букву А. Слова, начинающиеся на букву А, перечислены на странице 9. Открываем страницу 9 и находим слово «Африка». Рядом указана страница 90. Это уже подробный адрес. На этой странице и находим рассказ об Африке (объяснение педагога сопровождается показам поиска информации).

     Ну, а теперь: внимание! Продолжаем соревнование.

5 минуты

6.

   Конкурс: «Расскажите как можно больше сведений, содержащихся в книгах». Оценка.

   Педагог: кто готов работать дальше, встаньте, подпрыгните 5 раз, хлопните в ладоши 4 раза, присядьте 3 раза, улыбнитесь 2 раза, сядьте на свое место 1 раз (слова педагога сопровождаются действиями учащихся).           Внимание, внимание! объявляю следующий конкурс. За определенное количество времени вы должны вспомнить как можно больше информации из книг, которые вы брали с выставки домой и еще прочитать как можно больше сведений в книгах, находящихся на ваших столах. Затем участники команд отложат книги в сторону, и по очереди будут называть информацию:  кто закончит последним, тот и победит.

    Учащиеся рассказывают свою информацию, пока одной из команд будет нечего ответить.

    Выставляется оценка от 1 до 2-х баллов.

7 минут

7.

    Конкурс: «Найди, на каких страницах находятся сведения о словах». Оценка.

    Педагог: ребята, вы сейчас рассказали друг другу очень много информации. В следующем конкурсе задача усложняется. Каждая команда должна найти, на каких страницах располагаются сведения об определенных словах. Команды начинают работать с 1-м томом энциклопедии    «Что такое? Кто такой?» и словарем А. Дорохова «Про тебя самого».

    Каждой команде выдаются карточки со словами на буквы: В, Д, Ж, З. Учащиеся выполняют задание: ищут и записывают номер страницы, на которой находится информация о конкретном слове.

    Оценка полученных результатов по критериям: уложились ли команды с поиском по времени, правильно ли нашли нужные страницы; в каком порядке вели поиск

(от 1 до 3-х баллов).

4 минуты

8.

    Конкурс: «Нарисуйте символ своей команды и поясните его». Оценка. Подсчет результатов конкурсов.

    Педагог: ребята, библиотечный урок подходит к концу. Предлагаю командам последний конкурс: «Придумать и нарисовать символ своей команды и пояснить его».

    Перед учащимися несколько альбомных листов, цветные карандаши и фломастеры, чтобы  в каждой команде могли одновременно рисовать несколько участников. Педагогу необходимо напомнить учащимся, что очень важно мнение каждого участника, поэтому не стесняться высказывать свое мнение.

    Оценка работ по критериям: придуманный символ должен соответствовать названию команд или теме урока (от 1 до 2-х баллов).

    Педагог: наш урок заканчивается. Осталось подсчитать результаты конкурсов (совместный подсчет баллов), поздравление победителей аплодисментами.

5 минут

9.

    Итог занятия.

    Педагог: сегодня мы познакомились с важнейшими энциклопедиями и энциклопедическими словарями и научились пользоваться ими. На уроке вы соревновались, выполняя различные задания. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке, что вам больше всего понравилось и о чем еще хотели узнать. Спасибо за работу, урок окончен, но не спешите уходить.

2 минуты

10.

    Итоговое тестирование (по желанию детей).

    Педагог: желающие могут проверить, насколько они усвоили    полученные на уроке знания. Для этого нужно  взять с   выставки одну из книг с заданием: в каждой книге есть листок с заданием, например, «на какой странице можно найти информацию о …воде? (Солнце, тигре, дереве…)». Напишите свое имя на листке с заданием; внимательно прочитайте задание и впишите   нужную страницу, на которой находится информация о вашем слове.

    Все занятие дети работали в команде, многие из них высказывали свое мнение, но обязательно в группе были дети, которую всю информацию не усвоили. Проанализировав выполненную работу учащихся, у педагога будет возможность провести с этими детьми индивидуальную практическую работу по поиску информации в справочных изданиях. Также это тестирование покажет, кто из детей заинтересовался самостоятельным поиском информации, а с кем еще предстоит работать над формированием навыков самообеспечения их учебной деятельности.

9. Перечень наглядных пособий и других материалов для проведения занятий.

    Справочная литература (вся литература с книжной выставки будет перечислена ниже),  ½ листа ватмана и маркер, таблички с названием команд; карточки с заданиями  (слова на определенные буквы) для конкурса  «Найди, на каких страницах находятся сведения о словах»;  альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры; листы с заданиями для конкурса для итогового тестирования (в каждом справочном издании).

10. Литература по теме: для тех, кто проводит задание и для слушателей

Список литературы справочных изданий (для оформления выставки в школьной библиотеке)

    1. Баттерфилд, М. Большая детская энциклопедия / М. Баттерфилд. – М.: Росмэн, 2002. – 333 с.

    2. Большая детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2008. – 256 с. – (Аванта+. Мир энциклопедий).

    3. Борисов, С. Б. Энциклопедический словарь русского детства / С. Б. Борисов. – М., 1999. – 320 с.

    4. Горкин, А. П. Новый энциклопедический словарь школьника / А. П. Горкин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 735 с.

    5. Дейкало, А. Барби. Энциклопедия моды / А. Декайло. – М.: АСТ, 2001. – 128 С.

    6. Детская энциклопедия в 12 т. Т 1: Земля / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1971. – 504 с.

    7. Детская энциклопедия в 12 т. Т 4: Растения и животные / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1972. – 526 с.

    8. Детская энциклопедия в 12 т. Т 8: История / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1975. – 490 с.

    8. Дитрих, А. К. Почемучка. Энциклопедия для любознательных / А. К. Дитрих, Г. А. Юрмин. – М.: АСТ, 2006. – 334 с.

    10.Дорохов, А. Про тебя самого. Энциклопедический словарь / А. Дорохов. – М.: АСТ, 1998. – 253 с.

    11. Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:Эксмо, 2006. – 1248 с.

    12. Золотаева, Л. В. Большая детская иллюстрированная энциклопедия / Л. В. Золотаева. – М.: АСТ, 2008. – 328 с.- (Энциклопедии).

    13. Канделаки, Т. Большая детская энциклопедия животных от Тины Канделаки / Т. Канделаки. – М.: АСТ, 2007. – 239 с.

    14. Универсальный энциклопедический словарь Аксенова. – М.: Аванта+, 2008. – 688 с. – (Энциклопедия для детей).

    15. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 1: А – З / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 504 с.

  16. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 2: И – П / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 498  с.

     17. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 3: П – Я / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 507 с.

      18. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия для девочек / Л. В. Яковлев. – М.: Астрель, 2008. – 240 с. – (Энциклопедии).

    19. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия для мальчиков / Л. В. Яковлев. М. В. Адамчик.- М.: Премьера, 2005. – 240 с. – (Развивающая и познавательная литература).

    20. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия тайн и загадок / Л. В. Яковлев. – М.: Современный литератор. – 240 с.

    Список литературы для педагогов

    1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 256 с.

    2. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, И. И. Колкова, Г. А. Стародубова – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – 328 с.

    3. Герцов,Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой / Г. Г. Герцов. – М.:Книга, 1986. – 288 с.

    4. Новокшонов, Ю. Воспитывая информационную культуру / Ю. Новокшонов // Народное образование. – 1988. - № 6. – С. 11 – 47.

   5. Тимофеева, И. Н. 100книг вашему ребенку / И. Н. Тимофеева. – М.: Книга, 1997. – 255 с.

    6. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 С.

    7. Чулкина, Г. В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам / Г. В. Чулкина // Школьная библиотека. – 2001. - № 1. – С. 8 – 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"

Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...

конспект занятия "Знакомство. Здравствуй, Это я!"

конспект на формирование положительного эмоционального фона у участников группы и чувства принадлежности к группе, на развитие навыков позитивного социального поведения...

Конспект занятия знакомство с орнаментом "Волшебное солнышко".

Представляю вашему вниманию конспект учебного занятия, которое сопровождается презентацией,  по рисованию для детей 6-7 лет. Тема: знакомство с орнаментом (узором)....

Конспект занятия "Знакомство с буквой Б"

Занятие по обучению грамоте для детей 6-7 лет...

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...