Современный урок
материал (6 класс)
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Новая школа… Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Предлагаю остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Это я хочу показать на примере своего урока русского языка в 6 классе
по программе «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
Тема: «Правописание не с существительными»Учитель МКОУ Лизиновская СОШ Топоровская Светлана Алексеевна.
Планируемые результаты обучения: учатся сравнивать и обобщать, развивают словарный запас и навыки связной речи, совершенствуют орфографические умения и навыки.
УУД, которые формируются на уроке.
Предметные:
- Развивать орфографическую зоркость.
- Уметь развивать связную речь.
Метапредметные:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.
Коммуникативные: умение формулировать сою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.
Личностные: формирование навыков самодиагностики.
Оборудование: меловая доска, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская).
Ход урока:
1 Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.
«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»
Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их. У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.
- Объяснение нового материала.
1. Определение темы и целей урока
- (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
- (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
- На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
- (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
- (Не) работа сушит, а забота.
5. (Не посеешь) – урожай (не) соберешь
6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
7. (Не) спеши языком, торопись делом.
8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.
Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.
Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо. (Повторить правописание не с глаголами)
- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».
Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:
Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)
Учиться…. ( Правильно писать не с существительными)
- В русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..
Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
Как они пишутся с не?
В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?
3 Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради)
-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
Счастье – несчастье (горе.)
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
Воля – неволя (рабство).
Погода – непогода (слякоть).
Противник – неприятель (враг).
Правда – неправда (ложь).
Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
4. Работа в парах Игра «Собери пословицы».
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Схема Правила Не с существительными (Слайд №13)
5. Физкультминутка.
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
6 Закрепление .Работа по учебнику (упр. 287 стр. 151) После выполнения упражнения идет взаимопроверка-работа в парах
Чтение правила стр. 150 параграф 51
Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
7 Итог урока. Рефлексия. Время - 4 минуты.
-Подведем итоги нашего урока. Достигли ли мы цели, которые ставили перед собой?
Что вы узнали о правописании НЕ с существительными?
Что лучше всего получилось…?
Что вызвало затруднения…?
8 Домашнее задание.
Параграф 51,
Стр. 152, упр. 290
Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....