Конспект открытого занятия
план-конспект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»
Конспект открытого занятия
на тему: «Изготовление парусной яхты»
(из учебно-тематического плана 1 года обучения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Техническое моделирование»)
Автор: педагог дополнительного образования
Панов Михаил Викторович
Рязань, 2019 г.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Изготовление модели Изготовление парусной яхты. История освоения Сибири русскими людьми с помощь парусно-гребных судов.
Состав учебной группы: 2 год обучения, 7-13 лет, предполагаемое количество детей - 15 человек.
Цель занятия: формирование познавательного интереса детей к истории Отечества и маломерным парусным судам.
Задачи занятия:
образовательные:
1. Активизировать познавательную деятельность учащихся и чувство патриотизма через знакомство со свершениями русского народа по освоению необозримых просторов Сибири.
2. Ознакомить обучаемых с устройством и парусников на примере парусной спортивной яхты. Объяснить принципы работы паруса
3. объяснить порядок изготовления яхты, начать изготовление корпуса яхты, ее палубы и шпангоутов.
развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность при ответе на вопросы педагога.
2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе изучения рисунков, фотографий и чертежей различных парусников (древнерусских, спортивных, многомачтовых классических парусников 19-20 веков.
3. Развивать логическое мышление при конкретном выполнении элементов изделия.
воспитательные:
1. Воспитывать внимательность и аккуратность.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации обучения: фронтальная.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический показ предстоящих операций.
Оборудование:
1. Класс, оснащенный инструментом для выполнения работ с использованием лобзика, столярных и покрасочных работ, работ с папье-маше.
2. Линейка, карандаши, авторучки, ножницы, клей, кисточки, фанера, древесина, картон, стеклоткань, синтетические ткани, акриловые краски.
Наглядный материал:
1. Комплект листов с рисунками, фотографиями и чертежами:
· Устройство простейшей спортивной парусной яхты;
· Схема работы прямого и косого парусов при различных направлениях ветра;
· Образцы парусно гребых судов, используемых русскими землепроходцами при освоении Сибири;
· Прусное оснащения многомачтовых парусных судов (бриг, шхуна, барк);
· Карта продвижения русских землепроходцев по рекам Сибири.
2. Модель парусной яхты и рыболовецкой шхуны.
Раздаточный материал:
1. болванки и пуансоны для изготовления корпуса яхты.
План занятия (2 занятия по 45 минут):
I. Организационный момент.
II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.
III. Объяснение нового материала.
IV. Вопросы на закрепление.
V. Практическая часть занятия
VI. Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Сегодня мы, как говорят моряки и судостроители, закладываем на стапеле судно. Судно мы будем делать небольшое – парусную яхту. А с учетом того, что мы будем делать модель, то наш кораблик будет совсем маленький, размером с ладошку. Но плавать он будет по-настоящему. Я объясню вам сегодня, в каком порядке мы его будем делать. Как и всегда при начале работы с новым изделием мы поговорим о его настоящих прототипах. Сегодня разговор будет о том, как и русские землепроходцы с помощью небольших суденышек с парусами и веслами изучили и освоили огромные просторы Сибири.
Как всегда мы рассмотрим внешний вид различных старорусских парусников (лодей, кочей, ушкуев) на рисунках и фотографиях, устройство яхты мы изучим более подробно на схеме схемах, поговорим о плавании под парусом по ветру, и даже против ветра.
Дети: А разве можно плавать против ветра?
Педагог: Оказывается можно, правда по ветру любое парусное судно плывет гораздо быстрее.
II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.
Педагог: При работе мы будем использовать не только те приемы обработки материалов и изготовления деталей, с которыми уже знакомы, но и получим новые знания в двух областях рукоделия.
На прошлых занятиях вы интересовались, как делать детали и изделия, у которых криволинейная, закругленная форма. У корпуса нашей яхты именно такая форма. Мы сделаем ее с помощью технологии папье-маше, что по-французски означает «жеваная бумага».
Дети: вы же говорили, что кораблик будет плавать. Как же он не размокнет в воде?
Педагог: Для этого есть приемы защиты корпуса от размокания, у нашего бумажного судна будет пластмассовая защитная пленка на внешней стороне корпуса, а палуба будет закрыта покрашенной и пролакированной фанерой.
Но главное, при работе будут действовать и старые наши принципы.
Первое - как надо подгонять детали друг к другу?
Дети: Поточнее.
Педагог: Правильно, как можно точнее. Это экономит время и силы, которые мы потратим на изготовление новых деталей взамен негодных, плохо подогнанных друг к другу.
Второе – при склейке должен работать принцип, который мы не раз обсуждали, но вы второпях о нем часто забываете. Какой?
Дети: Нанести первый слой клея, дать ему высохнуть и создать на поверхности пленку.
Педагог: А дальше?
Дети: А второму слою клея дать немного засохнуть.
Педагог: Ну не засохнуть, а немного подвять. Так будет правильнее сказать. Хорошо переходим к информационному блоку. Вопросы есть?
Дети: Вы говорили о новых приемах. Папье-маше - это один прием, а какой другой.
Педагог: Второй прием - это работа с тканью и толстыми нитками, которые у нас будут играть роль канатов и тросов. А из ткани мы будем шить паруса? Умеете шить?
Дети: (Вразнобой) Да. Нет.
Педагог: Любой нормальный человек, даже если он не портной, и даже если он живет в ХХI веке, должен уметь шить, зашить разорвавшеюся рубашке, пришить пуговицу. Мама ведь не всегда рядом. Во на примере шитья парусов, а уна шей яхты их будет два, мы и поучимся этому делу. А кто уже умеет шть, тот улучшит свое умение. Заодно я покажу вам как вязать важнейшие морские узлы, которые и на суше не менее полезны, че м в море, на судне.
III. Объяснение нового материала.
Педагог: Вот я вам показываю готовую яхту. Ее сделами ваши предшественники, такие же как вы мальчики и девочки.
Прежде чем приступить к практическим работам, надо знать некоторые элементы теории. Необходимо познакомиться с маломерными судами, к которым относится и наша яхта, с основными определениями и типами современных маломерных судов.
Судном называют сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе грузы и людей. Судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.
Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяют их и для нужд народного хозяйства, транспорта и флота. Во многих районах (особенно Сибири) маломерные суда – основное транспортное средство индивидуального пользования в период навигации. Здесь следует сказать, что маломерные суда сыграли большую роль при исследовании первыми русскими землепроходцами рек Сибири и Дальнего Востока (Оби, Лены, Ангары, Амура и др.), а также побережья Охотского моря.
Проникновение русских исследователей-землепроходцев в Сибирь началось после похода Ермака (1581-1584). За 55 лет они прошли от Уральского хребта до Тихого океана свыше 7 тыс. км. Землепроходцы двигались главным образом по рекам. Через водоразделы лодки перетаскивали волоком.
На этой карте Сибири показаны маршруты русских землепроходцев, здесь видно, что они действительно передвигались по рекам, а там где реки приближались друг к другу, в основном в верховьях рек, на водоразделах, перетаскивали суда из реки в реку. На катках перетаскивали, на стволах срубленных деревьев, тех, что покруглее.
Для сравнения я вам скажу удивительную вещь, которой большинство людей не верят. Вот в начале 17-го века (400 лет назад наши предки прошли такое расстояние) в 7 тысяч километров. А бравые американцы смогли насковозь пересечь Североамериканский континент только в середине 19-го века, 150 лет назад. А Северная Америка в поперечнике в двое уже чем Сибирь от Уральских гор до Тихого океана. Если не верите мне, почитайте книги, поищите сведения в Интернете. Мои слова подтвердятся. Так что наши предки были прекрасными и храбрыми землепроходцами.
Во на этих картах видно в одном масштабе маршруты русских землепроходцев в Сибири и американских первопроходцев в Северной Америке.
В 1586 г. на р. Туре был построен Тюменский острог (древнерусское название укрепления), а через год на р. Тоболе, у впадения его в Иртыш был воздвигнут еще небольшой острог – Тобольск. В течение десяти лет возникло несколько острогов по р. Оби. В 1604 г. землепроходцы, поднимаясь на лодках вверх по р. Оби, вошли в ее приток – р. Томь. На правом берегу Томи построили острог, который назвали по имени реки Томском.
Через 32 г. в 1636 г. из Томского острога вышел отряд из 50 казаков. Вел его атаман Дмитрий Копылов в «Ленскую земницу» для поисков новых рек, земли и населения. К этому времени русские остроги были уже на Енисее и Ангаре. Стоял острог и в Якутской земле. Его основал в 1632 г. стрелецкий сотник Петр Бекетов.
Зимой на нартах отряд Копылова добрался до Енисейского острога. Когда на Енисее прошел лед, казаки на лодках поднялись вверх по Енисею до устья р. Ангары. Затем через тайгу и горы лодки на катках были перетащены из притока Ангары в ближайший приток р. Лены. Это был очень трудный путь. По р. Лене казаки спустились до Якутского острога. Далее Копылов повел свой отряд на р. Алдан, где основал зимовье.
Местные жители – эвены (сейчас их называют эвенками) – рассказали казакам, что за горным хребтом Джугджур есть Лама (Охотское море). Весной Копылов отправил под начальством Ивана Юрьева Москвитина отряд в составе 31 человека «проведать» море. Землепроходцы, дойдя по р. Алдан до р. Май, поднялись по ней до водораздела, затем волоком с большим трудом перевалили через горы Джугджур. Далее на лодках спустились по р. Улье к Охотскому морю и вышли на побережье Тихого океана.
В устье р. Ульи, неподалеку от теперешнего г. Охотска, в 1639 г. казаки построили несколько изб, огородили их и окопали рвом. Зимовье Ивана Москвитина было первым известным поселением русских людей на Тихом океане.
Землепроходцы морем прошли еще на север до Тауйской губы (около 500 км), а также и в «полуденную сторону» (на Юг) до устья р. Уды (около 700 км). В 1641 г. отряд Москвитина возвратился с берегов Тихого океана на р. Лену в Якутск. Сведения о «Новых землях» со слов казаков были занесены в Якутске в «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут».
Так казаки во главе с Иваном Москвитиным, по инициативе Дмитрия Копылова, совершили первый поход русских людей к берегам Тихого океана.
Вот на этих страинных гравюрах показаны старые русские суда: лодьи, чайки (прозваны так за быстроту), кочи, ушкуи.
Если у лодей и кочей нос и корма по форме отличаются, то у чаек и ушкуев, как у современного вельбота, они одинаково заостренные. Это сделано для того, чтобы не разворачивать судно, когда нужно сменить курс на противоположный. Просто разворачивают в обратную сторону весла или парус. И судно готово плыть в обратную сторону. Иногда это давало важное преимущество, а иногда спасало жизнь.
По морям и океанам плавали и плавают много мачтовые парусные суда. Я вам покажу их изображения, а подробно мы поговорим о них на следующих занятиях.
Какие бывают типы маломерных судов.
Маломерные суда подразделяют на следующие основные типы: моторные лодки, катера, яхты, глиссеры.
Эти современные маломерные суда изображены на этих 4-х рисунках и фотографиях.
А на этой схеме представлена парусная яхта, где обозначены ее основные части: корпус, мачта, парус, надстройка, такелаж. Такелаж – это различные снасти (тросы, веревки) с помощью которых удерживается вертикально мачта, поднимаются и опускаются паруса. Изображение этой яхты мы смотрим сегодня в первый, но не в последний раз. Мы будем возвращаться к нему на нескольких занятиях, пока строим яхту.
К моторным лодкам (мотолодкам) относят маломерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными или стационарными двигателями (моторами).
К катерам относят маломерные суда, приводимые в движения маломощными стационарными двигателями.
Под яхтами подразумевают в первую очередь парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда и деление яхт на моторные, моторно-парусные, парусно-моторные и просто парусные.
Глиссер – быстроходное моторное судно, имеющее реданы – поперечные или продольные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами.
У моряков есть свой язык, свои термины. Мы не ограничимся изготовление одного судна – яхты, будем делать еще катер, другие корабли и суда. Поэтому давайте понемногу привыкать к техническим терминам, которыми пользуются моряки (а также и летчики – у них тоже свой словарь, и свои специальные слова). Вот, например, палуба судна. У нее есть передняя часть, есть задняя часть. Можно так и говорить: передняя часть палубы, задняя часть палубы. Но получается как-то громоздко. А у моряков и судостроителей есть для обозначения этих частей судна короткие и емкие слова: передняя часть палубы называется баком, задняя часть палубы называется ютом. Смотрите насколько удобнее называть вещи одним словом, чем тремя. Эти морские термины пришли к нам в эпоху Петра Первого из голландского и английского языков, прижились у нас, и сейчас являются вполне русскими словами специального морского лексикона.
Сейчас мы будем переходить к практической части нашего занятия. Вопросы есть?
Дети: А вы обещали рассказать, как под парусом против ветра плавать.
Педагог: Обязательно расскажу. Вот когда парус с мачтой будем делать и расскажу. Тогда это будет наглядней и понятней.
IV. Вопросы на закрепление.
Педагог: Давайте немного закрепим те сведения, которые я вас сообщи до перерыва. Я задам вам несколько вопросов, а вы все вместе попытаетесь на них ответить. Не забывайте подглядывать на развешенные рисунки и карты.
Что называют корпусом судна, баком, ютом?
Когда русские землепроходцы прошли всю Сибирь?
От какого места России и до какого места ( к берегу какого океана) они дошли?
Покажите на рисунках старые русские суда.
Назовите современные маломерные суда, покажите их на рисунках.
Попробуйте на схеме яхты показать ее основные составные части.
Дети: Дети отвечают на вопросы
V. Практическая часть занятия
Сегодня мы начнем изготовление корпуса яхты.
Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Под набором корпуса понимают конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей (шпангоутов и стрингеров).
Продольные и поперечные связи служат основанием для обшивки – оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.
Переднюю оконечность судна называют носом, а заднюю – кормой; боковые стороны, или стенки, корпуса называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой – надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю – палубой и т. д.
На ближайших 3-х занятиях нам предстоит склеивать корпус яхты.
Как я и говорил, изготавливать корпус будем из папье-маше на специальных болванках, имеющих форму корпуса яхты. Бумагу используем газетную – она лучше промокает и принимает лучше округлую форму. Клей будем использовать обойный – он при высыхании дает усадку и изделие получается твердым и прочным, что важно для корпуса.
Чтобы слои бумаги с клеем не приклеились к болванкам, мы создаем разделительный слой из тонкой полиэтиленовой пленки. Пленку крепим скотчем в зоне палубы. Первый слой бумаги крепим полосами вокруг корпуса болванки, поперек. В зоне палубы полосы можно также закрепить скотчем. Полосы не должны быть слишком широкими, чем меньше полоски и кусочки бумаги, с помощью которых создается изделие из папье-маше, тем точнее оно повторяет необходимую нам форму, определяемую болванкой. Когда первый слой бумаги из полос закрепили, они промазываются «сплошняком» обойным клеем с помощью жесткой кисти. Здесь надо приноровиться столько клея, чтобы бумага смачивалась и пропитывалась, а лишнего клея (как говорят столяры «соплей» быть не должно). За один раз наносится 5-6 слоев бумаги. Затем им надо дать подсохнуть, хотя бы отчасти.
Чтобы не запутаться с количеством и полнотой приклеиваемых слоев бумаги используют такой прием: один слой газетной бумаги берут с текстом, другой чистый, снова с текстом, снова чистый. Если нет чистой газетной бумаги (а это часто бывает), можно использовать слои газетной бумаги с цветной печатью текста и рисунков и с черно-белой. Небольшие кусочки бумаги прикладываются сверху к намазанным клеем слоям, и сверху «проходятся» кистью (не очень обильно смоченной клеем).
Поначалу эта операция не очень хорошо получается у начинающих. Но как только принцип нанесения слоев станет понятен, а рука приладится приглаживать кистью слои, все станет на сои места. А ваш арсенал моделиста и юного техника войдет новый полезный прием. В последующем мы разовьем этот прием, и я покажу вам, как можно будет практически этим же способом делать детали из пластмассы (стеклопластика). А из стеклопластика и углепластика изготавливают не только модели, но и настоящие, лодки, катера, яхты.
Сегодня мы ограничимся нанесение 5-6 слоев бумаги. Кто освоился с приемом, могут нанести после небольшого перерыва на подсыхание первых 5-6 слоев еще 5-6 слоев. Всего получится 10-12 слоев. Больше этого за один прием делать не следует.
Разберите обрезки и обрывки со стола, тщательно помойте кисти. Они нам еще пригодятся на последующих занятиях. Заготовки корпусов на болванках в свои коробки не кладите, пометьте их и поставьте рядком в одно место на полиэтиленовую пленку.
VI. Итог занятия.
Педагог: Ребята, что вам понравилось в сегодняшнем занятии?
Что было самым интересным?
Что показалось вам трудным?
Трудности не должны нас пугать. Уверяю вас, на следующем занятии у большинства сегодняшний прием нанесения слоев бумаги будет получаться нормально. Сделанные сегодня слои высохнут, отвердеют, и последующие операции будет проводить легче.
Дети: Ответы детей
Педагог: Спасибо вам за работу. До встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»
Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...
Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"
Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...
Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».
Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....