Конспект открытого занятия
план-конспект

Панов Михаил Викторович

"Изготовление грузового автомобиля ЗИС-5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-2-avto.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

Конспект открытого занятия

на тему: «Изготовление грузового автомобиля ЗиС-5»

(из учебно-тематического плана 2 года обучения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Техническое моделирование»)

Автор: педагог дополнительного образования

Панов Михаил Викторович

Рязань, 2019 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Изготовление модели советского грузового автомобиля Зис-5. История становления отечественной автомобильной промышленности. Беседа первая.

Состав учебной группы: 2 год обучения, 7-13 лет, предполагаемое количество детей - 15 человек.

Цель занятия: формирование познавательного интереса детей к истории автомобильной техники.

Задачи занятия:

образовательные:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся и чувство патриотизма через знакомство со свершениями советского народа по созданию автомобильной промышленности страны.

2. Ознакомить обучаемых с устройством грузового автомобиля на примере Зил-130.

3. объяснить порядок изготовления изделия, начать изготовление части деталей автомобиля Зис-5.

развивающие:

1. Развивать мыслительную деятельность при ответе на вопросы педагога.

2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе изучения рисунков, фотографий и чертежей зенитных ракет.

3. Развивать логическое мышление при конкретном выполнении элементов изделия.

воспитательные:

1. Воспитывать внимательность и аккуратность.

Тип занятия: комбинированный.

Форма организации обучения: фронтальная.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический показ предстоящих операций.

Оборудование:

1. Класс, оснащенный инструментом для выполнения картонажных работ, работ с папье-маше, лобзики и столярный инструмент для обработки и отделки деталей из фанеры и древесины.

2. Линейка, карандаши, авторучки, ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, фанера (3 и 4 мм), древесина, прозрачный пластик (прозрачный полипропилен), акриловые краски.

Наглядный материал:

1. Комплект листов с рисунками, фотографиями и чертежами:

· Устройство автомобиля Зил-130;

· Отечественные легковые автомобили (М-1, ЗиС-101, НАМИ, Победа, Волга Москвич, Чайка, Запорожец);

· Отечественные грузовые автомобили (Амо-Ф15, Газ-АА, Зис-5, Газ-51, Зил-152, Урал, КрАЗ, Газ-66, Камаз);

2. Модели автомобилей, изготовленных предшественниками.

Раздаточный материал:

1. Лекала для изготовления рамы автомобиля Зис-3.

План занятия (2 занятия по 45 минут):

I. Организационный момент.

II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.

III. Объяснение нового материала.

IV. Вопросы на закрепление.

V. Практическая часть занятия

VI. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Сегодня мы приступаем к изготовлению грузового автомобиля. Я объясню, как и в каком порядке мы его будем делать и мы начнем изготавливать основу автомобиля – его раму. Сначала я расскажу вам о том, как создавались отечественные автомобили. Мы рассмотрим внешний вид ряда легковых и грузовых отечественных машин и устройство грузового автомобиля на примере массового советского грузовика ЗиЛ-130.

II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.

Педагог: Сегодня я расскажу об отечественных автомобилях.  Автомобиль вещь нам более привычная, чем самолеты, ракеты, катера и яхты. Мы живем в среде автомобилей. Они окружают нас ежедневно. Во многих семьях есть легковые автомобили. Какие автомобили вы знаете? Не надо называть марки машин. Назовите машины, различающиеся по назначению, выполняющие разные задачи.

Дети: Легковые, грузовые, автобусы, маршрутные такси, пожарные, грузовые газели, скорая помощь.

Педагог: Правильно, главное разделение автомобилей – это деление их на легковые и грузовые. Ну и по профессии автомобили тоже делятся, как и люди. Вы правильно сказали: есть пожарные автомобили, есть медицинские.

Автомобиль, он хоть вещь и обычная, но не такая простая, как может показаться. Недаром его смогли создать гораздо позднее пароходов и паровозов, и совсем незадолго до появления самолетов.

При изготовлении модели автомобиля мы будем использовать все те приемы и навыки, которые мы изучили при изготовлении предыдущих изделий. И делать мы будем его комбинированным способом. Кое-что будем делать из фанеры и дерева, что-то из картона и папье-маше, какие-то детали паять из медной проволоки.

III. Объяснение нового материала.

Люди смогли создать автомобиль только поле появления удобного и легкого в обращении и обслуживании бензинового двигателя. Попытки использовать в сухопутных повозках парового двигателя не принесли успеха. Громоздкий паровой котел в сравнительно небольшой сухопутной повозке сводил на нет все преимущества механического экипажа по сравнению с конным.

В 1960 году французский изобретатель Этьен Ленуара стал использовать в качестве рабочего вещества смешанный с воздухом газ. Отсюда было уже рукой подать до бензинового двигателя, в котором в качестве газа использовались пары бензина. Считается, что достаточно простой и удобный автомобиль с использованием бензинового двигателя изготовил немецкий изобретатель и предприниматель Бенц. Но историки техники до сих пор спорят на эту тему. Мы сорить не будем Бенц, так Бенц. Хотя, как известно многие технические новинки одновременно создаются несколькими людьми сразу, независимо друг от друга.

Уже в дореволюционной России, Российской империи выпускались автомобили, и грузовые и легковые. Их производили на заводе «Руссо-Балт» в Риге. Вот изображение этого элегантного и очень красивого автомобиля.

Назвать это производство можно с большой натяжкой. Производство носило буквально штучный характер. По стоимости автомобили уступали более дешевым иностранным образцам, хотя сами по себе разработанные русскими инженерами машины были неплохи. К сожалению, многие используемые в них детали, в частности двигатели, тоже были иностранного производства. Большинство используемых в дореволюционной России машин были иностранного происхождения.

 История отечественного по настоящему массового автомобилестроения началась в нашей стране в 1924 году. Тогда люди впервые увидела чудеса отечественного автопрома: десяток новеньких грузовиков модели АМО-Ф15 проехали по Красной площади, демонстрируя свою мощь и силу. А произвела их на свет всемирно известная компания ЗИЛ. Конечно же, тогда она была чуть ли не на нулевом уровне развития, но, с развитием страны, крепла и сила компании. Посмотрите, как этот автомобиль выглядит на фотографии. Вот старая фотография, а это АМО-Ф15 из музейной экспозиции.

В 1923 году АМО-Ф15 участвовал в большом автопробеге по Кара-Кумам и стал победителем гонки, обойдя автомобили многих известных иностранных фирм, таких как ФОРД, ФИАТ, СИТРОЕН.

А дальше был 1928 год, в Ярославле научились делать 3-х, 4-х и даже пятитонные грузовики с небывалой на то время мощностью в 35 л.с. 

Главным достижением советских мастеров-мехников стали легковые автомобили. Итак, первая партия по-настоящему отечественных машин состояла из 370 экземпляров НАМИ-1. Эта красавица разгоняла скорость до 70 км/час. Обычный советский человек мог только мечтать о такой машине, поэтому на них ездили представители власти. Кстати, дизайн и механику НАМИ-1 полностью разработали специалисты ленинградского завода «Спартак». 

Но мы поведем сегодня речь о грузовых автомобилях. Какие марки советских грузовых автомобилей вы знаете?

Дети: Газ, Зил, КаМАЗ, УаЗ.

Педагог: Правильно. Автомобили двух первых марок выпускались уже большими сериями перед отечественной войной. Я имею в виду Газ-АА – знаменитую полуторку и ЗиС-5 – трехтонный грузовой автомобиль, его в стране любовно называли «Захар». Такое имя ему дали за надежность и неприхотливость.

Автомобили марок УаЗ (Ульяновский автозавод), КаМАЗ (Камский автозавод), как и автомобили марок КрАЗ (Кременчуский автозавод), «Урал» (Уральский автозавод) появились уже в послевоенное время. А вот распространенный сейчас автомобиль ГАЗель на каком заводе выпускают? И как он расшифровывается?

Дети: ГаЗ, Горьковский автозавод.

Педагог: Правильно. К сожалению, сейчас выпуск многих отечественных автомобилей сократился, а то и совсем прекратился из-за закрытия предприятий. Прекратили свое существование мощные московские заводы «Зил» (Завод имени Лихачева), «Москвич». Многие российские заводы заняты сборкой автомобилей зарубежных марок. Такой вариант развития промышленности менее выгоден. Почему? Кто-нибудь сможет сказать?

Дети: Приходится много платить иностранцам.

Педагог: Правильно. Сборка зарубежных моделей на отечественных заводах приносит меньший доход предприятиям, а это значит, что у них никогда не соберется достаточно большая сумма денег, чтобы разработать свой собственны конкурентноспособный автомобиль. Но это уже мы залезли в область экономики и финансовой политики. Вернемся к нашим баранам – технике. Давайте поближе познакомимся с устройством грузового автомобиля. Но перед этим давайте полюбуемся на изображения отечественных автомобилей тех марок, которые мы уже упомянули. Вот они, красавцы, равешаны перед вами на стене:

М-1 – знаменитая «Эмка»;

ЗиС-101 – первый советский автомобиль представительского класса;

НАМИ-1;

«Победа» – первый послевоенный легковой автомобиль;

«Волга» – ГаЗ-21 – победитель международного автомобильного салона в 1960 году;

Москвич-401;

Москвич-408;

«Чайка» - тоже автомобиль представительского класса;

«Запорожец» – советская микролитражка;

Амо-Ф15

Газ-АА – полуторка;

Зис-5 – трехтонка, «Захар»

Газ-51 – массовый послевоенный автомобиль;

Зил-152 – более мощный грузовик;

Урал;

КрАЗ;

Камаз;

Газ-66 -  грузовой автомобиль повышенной походимости;

Кстати, что такое автомобиль повышенной походимости?

Дети: автомобиль с приводом на все колеса.

Педагог: Правильно. А какие отечественные джипы вы знаете?

Дети: Нива, козел, Уаз.

Педагог: Верно «Нива» Волжского автозавода. Мы кстати о нем забыли упомянуть, а в послевоенное время он выпускал самый массовый советский легковой автомобиль многих модификаций. Какой?

Дети: Жигули.

Педагог: Правильно.

Вот его изображение на этих фотографиях. ВаЗ первой модели, «четверка», «семерка», «восьмерка». Больше не стали печатать и вешать. Стенки не хватит.

И вот еще два автомобиля повышенной проходимости Ульяновского автозавода:

УаЗ-469 – военный и гражданский джип;

Уаз-452 – прозванная в народе «буханкой». За что?

Дети: По форме буханку хлеба напоминает.

Педагог: Правильно.

А теперь обратимся к устройству автомобиля. Вот перед нами схема автомобиля ЗиЛ-130, достаточно популярного и массово советского автомобиля, который выпускался еще несколько лет и во времена России.

Не смотрите пока на схему и назовите из каких частей состоит автомобиль, в данном случае грузовой?

Дети: Колеса, двигатель, кузов, кабина, рама.

Педагог: Верно. Хотя правильнее будет сказать, что укрупненно грузовой автомобиль состоит из трех частей: двигателя, кузова (в это понятие входит и кабина) и шасси. А вот уже шасси состоит из рамы, мостов (грубо говоря, осей, но более сложных, чем, например, ось телеги), рулевого управления, колес, подвески (рессор, которые бывают в виде упругих полос стали или в виде пружин), тормозной системы и трансмиссии (привода от двигателя к ведущим колесам). Все это можно рассмотреть на этой очень удачно нарисованной схеме. Элементы конструкции машины помечены цифрами, а сбоку обозначено, какой элемент какой цифрой помечен.

Давайте для лучшего запоминания и понимания три человека по очереди указкой покажут всем на схеме элементы автомобиля и назовут, как они называются.

Дети: Трое детей показывают на схеме элементы автомобиля.

Педагог: Рама автомобиля – тот элемент конструкции, к которому крепятся  все элементы шасси автомобиля. А на шасси потом устанавливается двигатель и кузов. Собственно грузовик может передвигаться без кузова, достаточно шасси и двигателя. Зачем же устанавливают кузов?

Дети: Чтобы возить груз и сидеть.

Педагог: Верно. Кузов открытого или закрытого типа или фургон нужны, чтобы автомобиль мог выполнять свою прямую функцию – возить грузы. А кабина с сиденьями нужна, чтобы мог сидеть водитель и пассажиры, и чтобы им было в дождь не мокро, а зимой не холодно.

А вот еще один вопрос мы не выяснили. Что служит топливом для автомобилей? Какие бывают виды топлива?

Дети: Бензин, газ.

Педагог: А еще?

Дети: Для дизеля.

Педагог: Верно. Дизель-то мы и позабыли упомянуть. Газ может использоваться в обычном двигателе внутреннего сгорания, в бензиновом то есть. Требуется небольшая его модернизация, и установка баллона для газа, естественно. Один автомобиль может иметь одновременно и бензобак и газовый баллон, и при переключении работать от одного, то от другого вида топлива.

А вот при использовании дизельного топлива, солярки, двигатель требуется совсем другой – дизель. Название дизель – это имя изобретателя такого двигателя, немецкого инженера Дизеля. Какой двигатель лучше: бензиновый или дизельный? Все зависит от того в каких условиях и какую работу должен выполнять автомобиль. Ну и от того зависит, сколько стоит в данный момент бензин и дизельное топливо.

Педагог: Пока на этом завершим информационную часть. Сделаем небольшой перерыв, после которого перейдем к практическим действиям. Во время перерыва посмотрите развешанные изображения.

Вопросы есть?

Дети: Задают вопросы?

IV. Вопросы на закрепление.

Педагог: А сейчас мы проверим, что осталось у вас в памяти от нашей беседы.

Я задам вам несколько вопросов, а вы постараетесь ответить на них. При ответах можно смотреть на развешанные рисунки, фотографии, чертежи. Они способны подсказать правильный ответ.

Вопросы:

Как назывался и где выпускались первые русские автомобили?

С чем связано появление автомобилей, почему не получили распространения повозки с паровыми двигателями?

Как назывался первый советский автомобиль?

Назовите отечественные автозаводы.

Покажите на схеме ЗиЛ-130 основные элементы грузового автомобиля.

Какие виды топлива используются в автомобилях?

Дети: Отвечают на вопросы.

Педагог: Дополняет и поправляет их ответы.

V. Практическая часть занятия.

Педагог: Сегодня мы начнем изготовление

грузового автомобиля ЗиС-5, знаменитой «трехтонки», на которой в годы войны фронтовые шоферы умудрялись по плохим грунтовым дорогам перевозить до пяти тонн груза.

Сегодня мы изготовим детали рамы автомобиля.
На последующих занятиях мы изготовим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....